Миссионерский подвиг апостола Якутии

Миссионерский подвиг апостола Якутии

Святителя Мелетия называли апостолом Якутии, но своими трудами он отмечен еще во множестве мест. В Бурятии, Иркутске, Чите, Рязани. Святитель был и миссионером, и созидателем храмов, и православным журналистом. Но прежде всего он был христианином

Как монах стал миссионером

Святитель Мелетий (в миру Михаил Косьмич Якимов) родился в октябре 1835 года в селе Немском  Нолинского уезда Вятской губернии в семье священника Косьмы Павловича Якимова и Александры Капитоновны урожденной Рязановой, дочери чиновника, тоже из духовного происхождения.

В семье Михаил был младшим сыном. Отец будущего святителя окончил Вятскую духовную семинарию, был человеком деятельным, исполненным любви ко всему живому. Он проповедовал не только в храме, но часто посещал дома прихожан. Его заботы и радости разделяла жена.
Во время появления Михаила на свет батюшка Косьма отсутствовал: необходимо было следить за постройкой дома для священнослужителей. Услышав долгожданную весть, он созвал всех рабочих и, угощая их, восклицал: «Радуйтесь со мною, Бог даровал мне сына!»
Через год после рождения сына Михаила Косьма Павлович тяжело заболел, и когда мальчику не исполнилось и двух лет, умер. Его супруга осталась с малолетними детьми и почти без средств к существованию. Семья была обречена на крайнюю бедность.

По мере возрастания братья все более прилеплялись сердцем к Господу. Именно тогда, в раннем детстве, в нем созрело твердое решение идти по стопам отца. Тяжелое детство не озлобило доброго от природы юношу, а, напротив, создало в нем ту религиозную настроенность, которая отличает натуры впечатлительные.
Первоначальное образование Михаил Якимов получил в вятских духовно-учебных заведениях. Несмотря на бедность и слабость здоровья, в 1850 году с большим успехом прошел курс Елабужского духовного училища и окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию.

Еще до ее окончания у него возникло желание уйти в монастырь. Он обратился к настоятелю Успенского Трифонова монастыря архимандриту Амвросию (Красовскому), ректору Вятской духовной семинарии, с просьбой о пострижении в монашество. Несмотря на то, что отцу Амвросию с трудом верилось в возможность его воспитанника со школьной скамьи стать монахом, в марте 1857 года Михаил Якимов был пострижен без перемены имени. Его послушанием стало исполнение обязанностей библиотекаря и проповедника.

Во время каникул один из его друзей (впоследствии протоиерей Федор Кабардин) убедил молодого инока продолжить образование в академии. Получив благословение матери и епископа Вятского Елпифидора, Михаил отправился в Казань и выдержал вступительные экзамены.

Видя духовную настроенность, живой ум и твердость характера молодого инока, ректор Казанской духовной академии Иоанн (впоследствии епископ Смоленский) сказал будущему студенту: «Будешь человеком!»
Не прошло и полугода после начала учебы, и 1 февраля 1859 года состоялся его постриг с наречением Мелетием в честь святителя Мелетия Антиохийского. Затем он был рукоположен во иеродиакона. Однако для того, чтобы сбылось слово ректора, отцу Мелетию пришлось пройти сквозь тяжкие испытания: нападки либерально настроенных студентов, не ведавших Истинного Света и сделавшихся рабами земной суеты.

1861 год определил весь его дальнейший путь. В апреле того года в академии разразилось дело о панихиде по убитым крестьянам. В селе Бездна при введении уставной грамоты, в ходе отмены крепостного права, при которой крестьянам определялись земельные наделы, для усмирения восставших была употреблена военная сила. Несколько человек погибло. Молодежь Казанского университета возмутил этот факт. Решено было устроить манифестацию и отслужить по убитым крестьянам панихиду на кладбище.
В Вербное воскресенье, когда слушатели духовной академии гуляли во дворе, мимо них на панихиду проходили толпы университетских студентов. Туда направились и некоторые воспитанники академии. В числе их были священник Яхонтов, уже изрядно тронутый либерализмом, и молодой еще, мягкий по характеру иеродиакон Мелетий. На ектениях местный причт и иеродиакон Мелетий поминали просто «убиенных рабов Божиих», а Яхонтов — с прибавлением «убиенных за свободу и любовь к Отечеству».
Зачинщики манифестации были сразу уволены. Иеродиакон Мелетий, по рассмотрении всех обстоятельств и по указу митрополита Московского Филарета (Дроздова), был послан миссионером в Иркутскую епархию, в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. Так невидимым Промыслом Божиим будущий святитель был определен на самый высокий и благородный в христианстве подвиг апостольства.

«Придите ко Мне все труждающиеся»
Сразу по прибытии в Посольский монастырь в июне 1862 года отец Мелетий был определен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бурятскую бригаду Забайкальского казачьего войска. Начало его служения в Сибири совпало с открытием викариатства для обращения бурят-язычников в православную веру и назначением преосвященного Вениамина (впоследствии епископа Камчатского и архиепископа Иркутского) викарным епископом Селенгинским. Взаимная преданность связала этих людей на всю жизнь.

В одной из первых бесед умудренный опытом,

преосвященный поделился с молодым другом наблюдениями: «Я чем больше живу, тем больше вижу, что все, что не от меня, то ко благу моему». Эти слова подкрепили начинающего миссионера, послужили ему указанием подчиниться всеблагому промыслу Божию.
Владыка Вениамин любил повторять: «Судя по себе, я держусь такого убеждения: чем больше труда, хлопот и забот, тем живее дух молитвы; чем меньше забот, тем меньше и молитвы». Эти слова пали на благодатную почву. Заметив способности молодого проповедника, уже через несколько месяцев его направили на самостоятельную миссионерскую работу — в Кударинскую степную думу.
В декабре 1862 года иеродиакон Мелетий был рукоположен во иеромонаха. С принятием благодати священства душа его расширялась, стараясь обнять любовью и каждого человека, и все необозримое пространство Сибири.
С 1862 по 1867 год отец Мелетий с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек, в основном, глав семейств, в том числе и шаманов. Даже природные катаклизмы содействовали успеху проповеди. Сам очевидец событий, происшедших во время землетрясения 1862 года, иеромонах Мелетий ярко описал случай обращения одного из бурят ко Христу. Единственная дочь этого человека упала во время землетрясения в образовавшуюся в земле трещину. Расщелина была так глубока, что не было никакой возможности спасти погибавшую, и она оказалась заживо погребенной. Горе несчастного не могли утолить ни сочувствие близких, ни камлание шаманов, ни заклинания лам, у которых тот искал утешения. Душевный мир он обрел только в недрах Христовой Церкви, вняв открытым сердцем словам Господа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
Среди миссионерских трудов о. Мелетий написал сочинение «О переводной церковно-канонической литературе в древней России», за которое в 1865 году был удостоен степени кандидата богословия.
Для православных Кударинского стана отец  Мелетий построил храм, освященный во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1867 году он переехал в Тунгуйскую степь, населенную ламаитами. И здесь для новокрещеного населения им устраивается несколько храмов по реке Хилке: в Ташелане, Тарбагатае, Катаевском, в Узком Лугу, на Кирети.
Усердные труды скоро привлекли к нему внимание: он был награжден набедренником, через два года — получил благословение Святейшего Синода за обращение в православную веру из язычества 200 человек и благодарность за построение храмов.
Малое количество миссионеров на бескрайних пространствах Сибири вынуждало епархиальное начальство непрерывно переводить их с одного места на другое, чтобы охватить проповедью как можно больше язычников. С сентября 1872 года иеромонах Мелетий получил новое назначение: проповедовать на границе Монголии, в Цаган-Усунском стане и Цакире.
В октябре 1872 года он по поручению архиепископа Парфения освятил Цакирскую церковь в честь святителя Николая. Но деятельность отца Мелетия здесь не была продолжительной. Вскоре произошли события, повлиявшие на его дальнейшую жизнь. В июле 1873 года в Посольском монастыре он приветствовал назначенного на Иркутскую кафедру из Камчатской епархии преосвященного Вениамина, под руководством которого начиналось его миссионерское служение. 30 августа 1873 года архиепископ назначил отца Мелетия начальником Иркутского отдела духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах.
Все 12 лет миссионерской службы отец Мелетий терпел в Сибири материальные трудности: власти миссии не помогали; жалование миссионерам, выдаваемое из частных пожертвований, не превышало 150 рублей. Но и из этих скудных средств они должны были значительную часть тратить на поездки по делам миссии, причем, учитывая масштабы Сибири, на довольно большие расстояния. С учреждением православного миссионерского братства в Москве жалование миссионеров возросло до 400 рублей, но и эти деньги миссионеры тратили на нужды миссии.

Красное Солнышко для бурят
В то время, когда отец Мелетий приступил к обязанностям начальника и делал первые шаги на этом поприще по укреплению позиций миссии и расширению сферы ее влияния среди местного населения, он занимался и вопросами церковно-приходских школ на окраинах империи. Миссионер также отправляется в Казань для изучения методов перевода христианских книг на языки малых народов России.
В Казани он прожил до мая 1875 года. В работе по переложению христианского учения на разговорный бурятский язык отцу Мелетию помогал бурят Яков Чистохин, его келейник (впоследствии миссионер Тункинского края).

В Казани вышла в свет первая книга на бурятском языке «Поучение к новокрещеным о святой христианской вере», в основу которой архимандрит Мелетий положил проповедь преосвященного Вениамина при крещении балаганских бурят.
Возвратившись в Иркутск, отец Мелетий продолжал работу по переводу православных книг на бурятский язык и в следующем году подготовил книгу «Учение о святой православной христианской вере в беседах с бурятами». Затем это издание было дополнено переводом священной истории Ветхого и Нового Завета, житием святителя Николая. Продолжалось и его сотрудничество с журналом «Иркутские Епархиальные ведомости».
Главной же заботой оставалась миссионерская деятельность. Ей он отдавал все свои силы, все время: за пятилетнее управление архимандрита Мелетия в Иркутской миссии было обращено в православную веру 11 695 язычников. Несомненно, что в этом были велики его личные заслуги. Успехи Церкви на востоке Российской империи не остались без внимания: 5 августа 1878 года архимандрит Мелетий был назначен епископом Духовной миссии в пределах Забайкальской области; 5 ноября того же года — епископом Селенгинским, викарием Иркутской епархии, со званием начальника Забайкальской духовной миссии.
До 1880 года новый епископ пребывал в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, а затем переехал в Читу, чтобы быть ближе к своим «инородческим» прихожанам.
Еще до приезда туда на жительство владыка однажды совершал богослужение в Читинском соборе. В церкви находился гроб простой старушки. После литургии святитель Мелетий остался для ее отпевания и после него пошел за гробом на кладбище. Его простота и доброта до того поразила читинцев, что они с тех пор полюбили его.
В апреле 1880 года епископ Мелетий был представлен к ордену Святого благоверного князя Владимира III степени. Символично стало награждение орденом равноапостольного князя, крестившего Русь и прозванного Красным Солнышком. Внимательный до мелочей, заботящийся и о духовном воспитании пасомых, и о процветании края, святитель стал таким Солнышком для новообращенных. Особо заботился святитель об устройстве их быта.
В 1881 году исполнилось 200 лет Забайкальской духовной миссии, основанной миссионерами-игуменами Феодосием и Макарием. Перед этим, в ознаменование столь важного для жизни края события, преосвященный Мелетий с мая по июль объехал все Забайкалье: служение в ознаменование юбилея было проведено им во всех храмах.
В 1882 году владыка организовал и открыл в Чите церковное Братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия, что способствовало увеличению числа церковно-приходских школ. За время его управления Забайкальской миссией было обращено 3 956 язычников-шаманистов и ламаитов.
В связи с вызовом владыки Вениамина в Москву, в 1886 году святителю Мелетию было поручено управление церквами Забайкальской области уже на правах епархиального архиерея. А 5 июля 1888 года преосвященный Мелетий был назначен на Якутскую кафедру.

Прокаженные и апостол Якутии
В Якутск епископ Мелетий прибыл 16 сентября 1889 года. Несмотря на жесточайшие погодные условия, владыка даже в зимние месяцы ежегодно объезжал улусы, проповедуя слово Божие. Особенно заботился о просвещении народа: в крае было открыто много церковно-приходских школ.
За пять лет в епархии освящено 14 церквей; две были построены на монастырской территории — их затем сплавили вниз по Лене в Жиганск и Булун; намечено было открыть 15 новых приходов, заложено несколько новых церквей: при всех церквах открывались церковно-приходские школы. Упрочению этого важного дела в жизни края помогало церковное братство во имя Христа Спасителя, учрежденное владыкой в Якутске в августе 1892 года. При активном участии Мелетия в Якутске появился областной музей.

Не было такого вопроса, который бы не затронул его внимания. Когда он узнал, что в лесах живут прокаженные, по его инициативе в «Якутских Епархиальных ведомостях» в 1890 году была напечатана статья «Проказа в Вилюйском округе», написанная врачом якутской гражданской больницы К. Несмеловым.
Публикация имела значительный резонанс. К борьбе с проказой подключились российские и зарубежные добровольцы и жертвователи. В 1891 году в Якутск приехала английская сестра милосердия Кэт Марсден, которая первоначально собиралась отправиться к прокаженным Колымы. В Англии, Америке, России сестра милосердия была известна своим стремлением и способностью находить средства на строительство приютов для больных проказой (лепрозориев), и, откликнувшись на обращение якутского владыки, она решилась отдать все силы облегчению положения больных Вилюйского округа.

В пользу прокаженных Якутской области по решению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева был открыт прием пожертвований. В Вилюйском округе юрточным способом построили колонию. Из Московской общины приехали три сестры милосердия для работы в поселении прокаженных. Летом 1892 года прибыл опытный врач Д. Гимер. На пожертвования была возведена церковь во имя святого великомученика Пантелеймона, выстроен зимний лазарет. Освящение колонии самим архиереем состоялось 5 декабря 1892 года. Кроме того, по предложению преосвященного попечитель лепрозория, вилюйский купец И. Харитонов, выстроил усыпальницу в честь святого праведного Лазаря Четверодневного, пожертвовал 500 пудов хлеба для больных.
Активная позиция епископа Мелетия способствовала прекращению эпидемии: вместо тысяч возможных больных в колонии собрали 100 явно зараженных. Заботу о прокаженных Колымского же округа он возложил на приходское попечительство Средне-Колымского Покровского собора, в том числе строительство богадельни, отвечающей санитарным нормам.
Преосвященный Мелетий всегда воспринимал новые обязанности как дар Божий, позволяющий с большим успехом нести слово Божие людям. 12 февраля 1893 года он был избран почетным членом состоящего под покровительством великого князя Владимира Александровича православного Князь-Владимирского братства в Берлине. Вместе с тем все трудности: неутомимые миссионерские труды, занятия епархиального управления, отдаленность этой обширнейшей территории Российской империи от центра, чрезвычайно суровые климатические условия, бездорожье, усугублявшие усыпанный терниями путь епископа Мелетия в апостольском служении, — не мешали литературной деятельности владыки. Из-под его пера выходили многочисленные статьи, книги, проповеди, миссионерские записки, содержащие интересные исторические и этнографические факты, регулярно печатавшиеся в журнале «Иркутские Епархиальные ведомости» и перепечатывавшиеся в «Страннике», «Православном Обозрении», «Миссионере».
Святитель приложил столько трудов и стараний к процветанию Якутского края, что современники искренне и с полным правом называли его апостолом Якутии.
В 1895 году указом императора Николая II святитель Мелетий был сопричтен к ордену Святого благоверного великого князя Александра Невского. Это было очень высокой наградой, но владыка воспринимал все почести, словно из рук Господа. Душа его была полна мира.
Однако на склоне лет все чаще давали знать о себе многочисленные болезни. Не раз задумывался святитель о том, чтобы последние годы жизни провести на родной земле. И в октябре 1896 года преосвященный Мелетий был назначен на Рязанскую кафедру. 27 декабря, после напутственного молебна в Крестовой церкви, отбыл из Якутска к новому месту служения.

Сохранится в народе святая вера
17 февраля 1897 года Рязань, после долгих ожиданий, встречала Мелетия, епископа Рязанского и Зарайского, проехавшего 7 774 версты от Якутска до Рязани за полтора месяца. Преосвященный Мелетий поездом прибыл на станцию Рязань, где его встретили губернатор, преосвященный Полиевкт, епископ Михайловский, городской голова, представители учреждений и горожан. С Рязанского вокзала под колокольный звон всех церквей владыка проследовал в Рождественский кафедральный собор.

Он произнес первую речь, в которой кратко рассказал о своей более чем 30-летней службе в Сибири и обратился к священникам с призывом к взаимодействию в духе мира и любви на поприще духовного служения. По окончании речи владыка совершил благодарственный молебен Господу.

Рязанский край не стал местом его отдыха, хотя и пространства были здесь не столь велики, как в Сибири, и пути сообщения более удобны, и климат не так суров. Заботы его были не менее тяжкими. Если в Якутской епархии на попечении владыки было 80 церквей, то в Рязанской — более 1000. Архипастырь, смиренно совершавший служение в обширных, суровых просторах Восточной Сибири, продолжал ревностно нести огонь веры Христовой на Рязанской земле.

Владыка побывал в самых отдаленных уголках с обозрением церквей и монастырей, с архиерейским служением, с освящением вновь построенных храмов. Причем служение его всегда сопровождалось проповедью. Все речи епископа Мелетия, по воспоминаниям современников, отличались задушевной простотой, разнообразным содержанием, дышали чистой любовью и искренним желанием исправить, предостеречь верующих от тех или иных пороков и опасностей. Всегда и везде святитель Мелетий призывал к миру и любви, к строгому хранению веры православной и отказу от разного рода лжеучений. Вся жизнь владыки свидетельствовала: о чем он проповедовал в слове, того придерживался и в жизни.
8 июня 1898 года по распоряжению преосвященного Мелетия, в Рязани состоялся I Миссионерский Епархиальный съезд. Для участия были вызваны окружные и благочиннические миссионеры (в епархии их было около 35 человек), священники тех приходов, где проживало более всего раскольников. Обращаясь к миссионерам, святитель говорил, что «посылаемые на это служение… должны быть учительны, мудры, яко змия, и в действиях своих искусны и целы, яко голуби».  Святитель Мелетий посвящал много сил и времени делу просвещения подрастающего поколения. Не удивительно поэтому, что он обращал особое внимание на работу церковно-приходских школ. В своей речи в Рязанской духовной семинарии при открытии педагогических курсов для учителей церковно-приходских школ он подчеркивал, что «народ русский искони православный, чутьем почувствовал благодатное влияние церковно-приходских школ и показал полное доверие к церковному обучению и воспитанию детей своих в духе веры и благочестия».
Обращаясь к учителям, избравшим свой благородный, но нелегкий путь, епископ Мелетий говорил: «Сохранится в народе святая вера благочестивых предков, оберегаемая пастырями и учителями Церкви, — в том спасение народа в роды родов». «Многие устремились подражать Западу и, увлекшись ложным просвещением, получили жалкие результаты безрелигиозности и истощения сердечного в суете мира сего». Сказано, как будто про сегодняшний день…

В Рязани святитель Мелетий возглавлял Комитет Императорского Православного Палестинского Общества, состоящего под покровительством великого князя Сергия Александровича, а также являлся председателем Братства святого Василия Рязанского. Продолжал святитель на Рязанской земле и свою исследовательскую и литературную деятельность. Он был одним из продолжателей дела создания Рязанского Церковного Древлехранилища, начатого еще в 1851 году святым Гавриилом (Городковым).
Недолгим было правление епископа Мелетия на Рязанской кафедре, но годы эти, как и ранее в Сибири, были насыщены трудами на благо верующих.
До последних дней своих владыка не прекращал архиерейского служения в Рождественском кафедральном соборе и в Крестовой церкви Архиерейского дома. Скончался святитель Мелетий 14 января 1900 года.
«Рязанские Епархиальные ведомости» 1 февраля 1900 года в официальном отделе поместили сообщение: «14-го числа сего января преосвященнейший Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский, волею Божией скончался». Но рязанцы уже давно знали об этом: 18 января они проводили почившего владыку до места его упокоения — Архангельского собора.
Святитель Мелетий был причислен к Собору Сибирских святых в 1983 году. Спустя почти сто лет после кончины святителя, в 1998 году в соборе Архангела Михаила Рязанского кремля были обретены мощи святителя Мелетия. Произошло это 18 июня, накануне празднования Собора Рязанских святых и Собора Сибирских святых, накануне юбилейных торжеств в честь 800-летия Рязанской епархии. Несмотря на то, что со времени кончины прошло около ста лет, а погребенный находился в неблагоприятных условиях, мощи святого Мелетия оказались нетленными. И Господь не замедлил прославить Своего угодника чудесами. 18 сентября 1998 года мощи перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь.

 

Сегодня мы заканчиваем большой проект «Сибирские святые», который по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в течение года был представлен на страницах газеты «Честное слово».

За это время перед вами прошли десятки судеб — и тех, кто века назад осваивал Сибирь, и тех, кто отдал свои жизни за веру в годы гонений на Православие безбожной советской власти. У каждого из сибирских святых есть чему научиться: твердости духа, любви к ближнему, трудолюбию, упованию на Волю Божью. Чаще обращайтесь к житиям сибирских святых. Чаще обращайтесь к ним с молитвами. Вот одна из них.

«Церкви Христовой светильники, всей России украшение, все святые, в земле Сибирской просиявшие, Владыку всех молите даровать вселенной мир и душам нашим великую милость».

Редакция газеты «Честное слово» благодарит за  помощь при реализации проекта «Сибирские святые» доктора богословия, настоятеля храма в честь Всех Святых в земле Российской просиявших в Академгородке, протоиерея Бориса Пивоварова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.