Тяжелая судьба и странная вера таинственных езидов

Со времен военной миссии России в Сирии в новостных сообщениях стал упоминаться странный народ — езиды. Террористы ИГИЛ устраивают не только геноцид христиан и традиционных мусульман, но и езидов. Что это за народ, чем он живет и во что верит, мы и попытаемся разобраться в нашей статье. Но и сделаем свои небольшие комментарии
Такие необычные езиды
Езиды (которых также называют йезидами) — это этноконфессиональная общность, в религиозных верованиях которой невероятным образом сочетаются элементы зороастризма, раввинистического иудаизма, христианства, гностицизма и ислама. Они относятся к курдскому этносу. Родным для большинства езидов является северный диалект курдского языка (курманджи), для жителей двух деревень в Ираке — сиро-ливанский диалект арабского со значительными заимствованиями из иракского диалекта, курдского и персидского языков.
Самоназвание у этого необычного народа «эзди», свою религию они сами называют «эздити». Этимологию слова «эздити» большинство исследователей возводят к авестийскому Yazata — «божество» и персидскому Yazdan — «бог».
До настоящего времени нет единого мнения о происхождении езидизма. Некоторые исследователи придерживаются теории мусульманского происхождения езидизма. Другие считают, что курды-езиды никогда не были мусульманами и езидизм исповедовался большей частью курдов до того, как они были приобщены к исламу.
До начала ХХ века исследователи сомневались в наличии у езидов письменной религиозной традиции, в настоящее время считается доказанным существование двух священных книг езидов: «Масхафе Раш» («Черная книга»), описывающая космогонию, историю общины и всего человечества, основные религиозные каноны и обряды, а также «Джилве» («Книга блеска (откровения)»), воспевающая бога. Авторство и датировки обеих книг вызывают споры. Возможно, эти небольшие по объему трактаты являются позднейшими интерпретациями древнего священного писания нынешних езидов («Забун» или «Мшур»), свитки которого, согласно преданию, до сих пор тайно хранятся в домах духовных глав общины.
Вплоть до последнего времени только духовенство наделялось правом чтения и толкования сакральных текстов, написанных на южно-курманджийском диалекте курдского языка. Для их шифрования с целью ограждения религиозной традиции от искажения непосвященными, в число которых входили и верующие, использовался особый алфавит, созданный частично на основе арабского и арамейского письма. Напомним, что на арамейском языке говорил и Иисус Христос. Священное предание же езидов веками передавалось изустно, его письменная фиксация была разрешена духовными лидерами лишь в 1970 году.
Особую ценность представляют кавлы (гимны) и бейты (песенные отрывки из мифологических поэм). В настоящее время каноны и религиозные гимны езидов переведены на многие языки мира. Связано это и с тем, что представители этого народа есть во многих странах мира. В частности, в Новосибирске, если верить группе «ВКонтакте» «Езиды Новосибирска», число этой народности достигает 60 человек.
Куда их только ни гоняли
Первые письменные упоминания о езидах относятся к XII—XIII векам. Предполагается, что последователи уроженца ливанского города Баальбек суфийского шейха Ади ибн Мусафира (1078—1162 годы) соединили суфийское учение с традиционными курдскими обрядами и верованиями. В XIII—XIV веках езидизм на короткий период стал официальным вероучением курдского эмирата Дасени. В начале XVI века в результате борьбы за доминирование в регионе Османской и Сефевидской империй, покровительствовавших соответственно суннизму и шиизму, значительная часть племен езидов приняла ислам. Презрительное и враждебное отношение мусульман и христиан обусловило столетия замкнутого существования оставшихся приверженцев езидизма в горах Курдистана.
В XVII—XIX веках османские власти осуществили ряд карательных экспедиций против племен езидов. В XIX веке, в годы русско-турецких и русско-персидских войн, и во время Первой мировой войны езиды переселялись в Армению и Грузию. К примеру, российский боксер-профессионал, живущий в Новосибирске и выступающий во второй наилегчайшей весовой категории, Михаил Суренович имеет армянскую фамилию Алоян.
Кстати, интервью Михаила Алояна вы можете прочитать в этом номере на девятой странице.
В 70—80-х годах прошлого века действия властей Ирака и Турции по борьбе с курдскими сепаратистами вынудили десятки тысяч езидов покинуть места своего традиционного проживания и переселиться в Западную Европу (в основном в Германию). Политическое возрождение общины началось после войны в Персидском заливе 1991 года и образования Курдского автономного района, в администрации и военных органах которого езидам был предоставлен ряд важных постов.
Он слезами потушил ад
Что мы знаем о вере езидов? В первую очередь это не язычники, а монотеисты. В соответствии с их мифологией эманациями непознаваемого бога-создателя (Хуаде, или Эзида) являются семь ангелов: они помогали демиургу (не масонскому демиургу, а езидскому) в сотворении мира из белой жемчужины и управляют мирозданием. В воскресенье бог сотворил ангела Эзезила «из своей совершенной сущности»; в понедельник создал «из своего света» ангела Дардаила, ангелы Иерафил, Микаил, Джебраил, Шамнаил и Тураил были сотворены в течение оставшихся пяти дней недели, «как светильник зажигается от другого светильника». Затем бог создал семь небес, Солнце, Луну, звезды, человека и животных. Создав первочеловека Адама, Эзид подверг ангелов испытанию, приказав поклониться своему творению. Единственный, кто отказался сделать это, был строго исповедовавший принцип единобожия Эзезил, за что и был назначен главой ангелов с титулом Ангела-Павлина (араб. Мелек Таус; курдское Тавуз Мелек) и получил власть над миром на 10 тысяч лет.
Здесь стоит отметить, что в христианском богословии — должен был поклониться Человеку как венцу Божьего творения и дитю Божьему и самый главный ангел — Светоносный, называемый по-гречески Люцифером (или по-славянски Денницей). Ангел этого сделать не пожелал. Но, в отличие от езидского богословия, это не его преимущество, а его грех. Он начал завидовать человеку, испытывать к нему ненависть и, в конце концов, склонил Адама и Еву на грех. На то, что мы называем сейчас грехопадением первого человека. За это он был проклят Богом и стал сатаной.
В некоторых преданиях Мелек Таус является творцом мира и ангелов. Большинство христиан и мусульман воспринимали Эзезила как сатану, поэтому езидов считали диаволопоклонниками. Можем ли мы сегодня так воспринимать езидов? Нет. Хотя бы уже потому, что они сами не почитают этого ангела за зло и тьму. Заблуждаются ли езиды? Да. Но не в силу их суеверия, а в силу того, что в свое время они не были просвещены должными проповедниками или апостолами. У Руси был Андрей Первозванный, был равноапостольный святой князь Владимир, который был крещен в Крыму православными священниками. А кто был у езидов?
В отличие от зороастризма или манихейства в езидизме взаимодействие двух верховных сил (Эзида и Мелек Тауса) воспринимается как сосуществование пассивного начала, создавшего мир, и активного, сохраняющего его гармонию. Согласно вероучению езидов, ангелы несут в мир добро, оборотной стороной которого является зло: подобно огню, который дает свет, но при неосторожном обращении может обжечь. Соответственно, в посвященной езидам литературе Мелек Таус не является источником хаоса и зла. Решив сотворить избранный для себя народ, Ангел-Павлин поместил семя Адама в наглухо закрытый сосуд (по другой версии Адам сделал это по собственному желанию). Через девять месяцев оттуда появился «прекрасный ребенок» Шехид ибн Джер, наделенный божественной мудростью и знанием истинной веры. Езиды (по их вере) — потомки Шехида от брака с райской гурией — хранят это знание и не должны смешиваться с остальным человечеством, рожденным от Адама и Евы.
Здесь снова сделаем поправку на христианское мировоззрение. Мир для христиан не делится на добро и зло. И зло не является оборотной стороной добра. Для христиан существует лишь Бог, который есть Вечное Добро. Зло для христиан — не обратная сторона добра, а грех, происходящий от дьявола. Не убей, не укради, почитай отца и мать — это заповеди Бога, добра. Их нарушение — есть зло и грех.
По езидскому учению, верховные ангелы не оставили человечество и во исполнение воли Творца периодически нисходят на землю в образе дервишей и монахов. В частности, свет Ангела-Павлина проявился в шейхе Ади, который вместе с Эзидом и Мелек Таусом входит в божественную триаду езидизма. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, шейх Ади был послан Ангелом-Павлином научить избранный им народ, как не сойти с избранного пути. Езиды почитают Авраама, Иисуса и Мухаммеда, считая их, как и других пророков, воплощениями верховных ангелов. Езиды признают богодухновенность Авесты, Библии и Корана, но цитируют из них те отрывки, которые не противоречат их непростой, но ложной с точки зрения христианства вере. Авраамическая в основе, религия езидов содержит такие индоевропейские элементы, как вера в переселение душ (метемпсихоз) и почитание четырех священных стихий (огня, воды, воздуха и земли), а также Солнца, Луны и звезд, которые отождествляются с определенными ангелами.
Напомним, что для христиан Луна, Солнце и звезды — не ангелы, а материальные творения Бога для людей. Солнце, чтобы был день, Луна, чтобы ночь не была настолько темна. В первой библейской книге «Бытие» Солнце и Луна даже не имеют имен и называются «светильниками». Говоря современным языком — лампочками. Сделано это было, чтобы евреи, которые еще вчера были язычниками, заразившимися своей «верой» от египтян, и только-только вышли из египетского рабства, не воспринимали Солнце, Луну и звезды за богов. К сожалению, езиды такого правильного христианского отношения к светилам не унаследовали.
Езиды верят в существование злых и добрых духов, а также рая и ада, куда на время попадают праведные и грешные души (впрочем, согласно одному из мифов, Ангел-Павлин потушил пламя ада слезами). Этот прекрасный поэтический образ (о том, как ангел тушит слезами ад), к сожалению, не оправдывает всех прочих заблуждений езидов. Но делает им честь, потому что подобные образы не рождаются в псевдонародах (наподобие украинцев, созданных большевиками).
Главное — не оскорбить ангелов
В основе обычаев и обрядовой практики езидов, как сообщает «Православная энциклопедия», лежит забота о сохранении религиозной чистоты, тесно связанная с доктриной о переселении душ. Большинство запретов и табу обусловлено нежеланием нанести оскорбление ангелам, их земным воплощениям и природным стихиям. Так, запрещено есть мясо петуха за его сходство со священным Павлином, салат-латук, поскольку его местное название «коас» омонимично, соответственно термину, обозначающему воплощение ангелов в человеческие существа. Также по ряду причин не разрешается употреблять в пищу мясо газели, свинину, рыбу, тыкву, капусту, некоторые другие продукты, причинять вред змеям.
Христианство же запрещает веру в переселение душ. Христиане верят, что Господь Бог — Творец, и у Него достаточно творческой силы, чтобы каждому телу сотворить конкретную душу. Бог творит душу в момент зачатия, и потом эта душа воскреснет вместе с телом в день Второго Пришествия Христа на Землю. Тело будет обновленное, но душа останется той же. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд»,— пишет апостол Павел в новозаветном Послании к Евреям (многие из которых сегодня, кстати, тоже верят в переселение душ).
Но вернемся к езидам. Их страх осквернить природные элементы обусловил множественные запреты, нелепые с точки зрения современного человека: бросать нечистые предметы в огонь, тушить его водой; шумно пить воду; играть на музыкальных инструментах (исключение делается лишь для особых представителей духовенства), свистеть, плевать, мочиться стоя и т. д. Верующий езид, как сообщает «Православная энциклопедия», должен всегда говорить правду и ограждать себя от лжи, стремиться к знанию и избегать пороков. Запрещается произносить ряд слов, в том числе слово «шайтан» и близкие по звучанию к нему, в которых встречается звуки «ш» и «т». Запрещено носить одежду синего цвета. Священным днем недели является среда, в этот день езидам нельзя иметь половые контакты, а также убирать дом, мыться, бриться и стирать белье и одежду. Видимо, отношение езидов к среде точно такое же, как у иудеев к субботе. Езидам запрещено входить в мечети, пользоваться посудой или бритвенными приборами иноверцев, предварительно не омыв те священной водой. Нарушение запретов сурово карается, вплоть до исключения из общины. Эндогамность и кастовость этноконфессиональной группы езидов поддерживали «се харф» (курдское «три буквы») — три «смертных греха»: брак или внебрачная связь с представителями других каст (шалбеке зерин); брак с иноверцами (диза дане); неуважение к духовенству (дарба харка). Века эндогамного существования привели к тому, что длительная утрата связи с общиной, например в результате долгого путешествия, воспринималась как потеря религиозной идентичности.
Молятся езиды пять раз в день: четыре раза — стоя лицом к Солнцу, символизирующему видимое присутствие бога на земле, в полдень — обратив взор в сторону священной для езидов долины Лалеш (близ иракского города Мосул). Особое внимание уделяется молитвам на восходе и закате Солнца. Молящийся должен избегать присутствия иноверцев.
Посты езидов длятся четыре дня, из которых первые три от рассвета до наступления сумерек верующие полностью воздерживаются от еды, питья и курения. Кстати, так же постились древние христиане. Позже подобная губительная для здоровья практика была отменена и заменена Великими постами.
На четвертый день, приходящийся на пятницу, ограничения в значительной степени ослабляются у ешидов, а вечером начинается разговение. Широко распространена вера в чудодейственную силу гробниц святых и земных воплощений семи верховных ангелов; наиболее почитаемым является мавзолей шейха Ади в долине Лалеш.
Пять долгов
Каждый езид независимо от того, является ли он представителем духовенства или мирянином, обязан следовать пяти заповедям (пять долгов, пять обязательств). Эти заповеди тесно связывают общины друг с другом, являются основой структуры общества езидов. У каждого должен быть пир, шейх, мастер, наставник и брат или (и) сестра по загробной жизни. Около 85 процентов членов общины от рождения принадлежат к касте мирян — мюридов (араб. «последователи, наставляемые»), выше их в иерархии общества стоят пиры (курдское «старейшины»), еще выше — шейхи (араб. «старейшины»).
Касты делятся на отдельные роды (у шейхов их три: Шамсани, Адани и Катани, у пиров — несколько десятков, у мюридов — несколько сот). Шейхи имеют право заключать браки исключительно с членами своего рода, пиры — внутри родов, не связанных отношениями «наставник-ученик», для мюридов запретов на брак с представителями своей касты не существует.
Светским и духовным главой езидов является мир (эмир), хранитель святынь и наместник шейха Ади на земле, выполнять религиозные обряды ему помогает глава шейхов — баба-шейх (Ахтйаре Марге). В духовную иерархию входят также кавали — исполнители священных гимнов, аккомпанирующие себе на флейте и тамбурине; аскеты-факиры; факраи — служительницы святилища в Лалеше; провидцы-кочеки и ряд других групп.
Старейшины родов и племенные вожди должны подчиняться решениям духовенства в вопросах, касающихся религиозной жизни и частично правосудия. Впрочем, духовенством лидеров можно назвать с определенными оговорками. Шейхи и пиры являются больше чем священнослужителями — они наставники мюрида на протяжении всей его жизни. Мюриды обязаны платить в пользу духовенства особую подать (закят или хайрат). Только представители двух высших каст могут выполнять траурные и праздничные обряды, в их домах, в отдельных, постоянно освещенных комнатах хранятся особые постельные принадлежности (стеры) и иная священная атрибутика, проходят молитвенные собрания.
Рядовой мюрид может ограничиться знанием наизусть символа веры — Шадатия. Считается, что роды пиров и шейхов передают из поколения в поколение чудотворную способность исцелять определенную болезнь. Езиды являются весьма замкнутой эндогамной группой. Верующие соблюдают моногамию, шейхи и пиры могут иметь несколько жен.
Над новорожденными совершается особый обряд, в ходе которого шейх семьи обрезает пучок волос с макушки ребенка, омывает его водой из священного «Белого источника» (Каниа-Спи) в Лалеше и читает особую молитву. Обрезание распространено, но не является обязательным. Стать езидом, не будучи им по рождению, невозможно. Даже ребенок от смешанного брака не признается ими.
Традиционная одежда, ее цвет, форма, материал, способ ношения в значительной степени регламентированы. Одним из основных отличительных знаков езидов является нижняя рубаха (крас) из белой хлопчатобумажной ткани с округлой каймой (гриван), пришитой к вороту. Рубаху шьют из двух частей, символизирующих прошлое и будущее ее владельца, головной убор обшивают монетами (кофри). Мужчины-езиды отпускают бороду, длинные волосы заплетают в косу. Подобная традиция существовала на Ближнем Востоке всегда. Обратите внимание на русские иконы Иисуса Христа. Если на западных картинах Его волосы всегда распущены, то на русских иконах — заплетены в две косички. Именно так и носили волосы мужчины в Израиле и вообще на Востоке. Именно такое ношение волос подтверждает и знаменитая Туринская плащаница. Отчасти в силу этой традиции и русские священники, имея длинные волосы, все же их заплетают.
Братья по загробной жизни
Во время совершения погребального обряда у езидов обязательно должны присутствовать шейх, брат по загробной жизни (бре ахрате) и пир. Они обмывают усопшего, читая при этом определенные гимны. Иногда покойного могут обмывать и его родственники, но первым, кто наливает три кружки, должен быть шейх или пир. Умерших хоронят в тот же день, до захода солнца, со скрещенными на груди руками. После погребения на могиле разводится огонь. На надгробиях с конусообразными вершинами пишутся не противоречащие вере езидов изречения из Корана. В загробном мире езид должен произнести свидетельство веры, в котором он называет те роды людей, которые при жизни были пиром, шейхом, мастером, наставником и братом (сестрой) по загробной жизни. Брат по загробной жизни после смерти езида, по их вере, будет ходатайствовать перед Богом, поможет его душе переправиться через мост Салахат, проведя душу своего ученика-мюрида через него, только тогда она попадает в рай. В подобном поверии мы видим определенные языческие мотивы.
Если же душа черна и ей уготован ад, то она не сможет переправиться через тонкий, как нить, мост и упадет вниз. Брат по загробной жизни избирается из представителей касты шейхов, причем из того рода, к которому по наследству приписана семья мюрида.
Существует особый ритуал избрания брата по загробной жизни, который относится к т. н. ритуалам родства (избирается названый брат). Мюрид всю жизнь несет определенные обязательства перед своим братом по загробной жизни, так же как и перед своим пиром, шейхом, мастером и наставником, что выражается в подношениях в виде скота или денег («благодеяние», «добро» — названия пожертвований духовным лицам, больным и нищим). С точки зрения некоторых авторов, в езидском институте «братства» по загробной жизни просматриваются суфийские элементы.
Что можно сказать о праздниках этого народа? В условиях преобладания устной традиции и отсутствия фиксированного канона праздники выполняли функцию сохранения единства веры. Длительное разрозненное существование различных общин привело к расхождению в обрядах, церемониях и сроках проведения многих праздников. Например, Новый год (Клоча Саре Сале или Чаршама Саре Нисане — «красная среда») у иракских и сирийских езидов празднуется в первую среду апреля, а у выходцев из турецкого Курдистана, в т. ч. проживающих на территории Армении, Грузии, России и Западной Европы, — в первую среду марта. Согласно священным текстам, в «красную среду» один из великих ангелов, получивших право управления миром на следующий год, сходит на землю, наряжая ее цветами и зеленью. В этот день в семьях пекут праздничный кулич, красят яйца, украшают дома красными цветами. В настоящее время иракские и сирийские езиды имеют возможность принимать участие в осеннем собрании (Джамайе), проходящем с 23 сентября по 1 октября в священной долине Лалеш. Это не просто паломничество на гробницу шейха Ади, езиды верят, что таким образом они посещают первоосновы мироздания, где образовалась земная твердь и куда мистически были перенесены такие общие для езидов и мусульман священные топонимы, как гора Арафат, источник Замзам и другие.
Религиозными церемониями Джамайе являются ежевечерне исполняемый высшим духовенством священный танец, в пятый день паломничества приносят в жертву быка, а заканчивается паломничество освящением трона шейха Ади. Праздник Чежна (Айда) Эзид посвящен Эзиду, отмечается в первую после 13 декабря пятницу, ему предшествуют пост в честь ангела Солнца, главный пост — Рожие Эзид и пост в честь бога Эзида. Саре Мазала (день поминовения усопших) празднуют езиды Южного Кавказа и России в первый четверг июня. Хидр Илиас (Хидр Наби) — это праздник в честь святых — исполнителей желаний, соединяющих любящие сердца и выручающих из беды. Он носит черты древнего праздника плодородия и приходится на первый четверг февраля.
День жертвоприношения — Курбанийе отмечается, в отличие от других праздников, не по солнечному, а по мусульманскому лунному календарю и знаменует жертву, принесенную Ибрахимом (Авраамом). Празднику предшествует 40-дневный пост, который обязаны держать только представители духовенства. Особым событием в религиозном календаре является Таус джеран («прогулка Павлина»). Во время этого ритуала кавалы обходят селения, собирая пожертвования и перенося санджаки — бронзовые литые статуэтки Павлина, являющиеся наиболее почитаемыми предметами культа.
В прежние времена семь изображений Мелек Тауса приносили в общины езидов (фактически — группы племен) в Шайхане, Синджаре, окрестностях Эль-Камышлы, Тебриза, Хаккяри, Диярбакыра.
Помимо описанных выше праздников, существует множество других — в честь общеезидских и местных святых.
Что можно сказать о численности этого народа? Она составляет, по различным подсчетам, от 100 тысяч до миллиона человек. По оценкам езидских организаций, общая численность около трех миллионов человек. В Ираке в 2000 г., по оценке Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, проживало от 30 до 120 тысяч (районы Айн-Сифни, Синджар и Дахук). Турецкая община езидов практически полностью прекратила существование в конце ХХ века в результате массовой эмиграции в Европу, прежде всего, как мы уже говорили, в Германию. Отдельные группы проживают в Сирии, Иране, Грузии, Армении. В России, по переписи 2002 года, 31,3 тысячи человек определили свою этническую принадлежность как езиды.
Что в конце можно сказать об этом многострадальном народе? Крайне сложная судьба. И непростая вера. Вера их сложилась из кусочков других вер, отголоски от которых до них доходили. В результате возникла вера новая. С точки зрения христианства, конечно же, еретическая и даже вредная. Но благодаря ей сложился целый народ. Народ, к которому мы должны, как и к прочим народам, относиться с уважением. А об их вере знать. В нашей статье мы попытались дать максимальную информацию об их загадочной религии. И об этом загадочном народе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.