Праздники Церкви и государства — праздники народа

День семьи, любви и верности в Новосибирске

Наша жизнь состоит из будней и праздников. Праздников в ней, конечно же, гораздо меньше. И это правильно. Будни — это заботы, хлопоты, работа. А само слово «праздники» происходит от старославянского «праздьнъ» — день не занятый делами, свободный от работы. И все-таки именно праздники определяют наши ценности. Именно они сохраняют и передают от поколения к поколению социально значимую информацию. Перефразируя изречение древних, можно заметить: «Скажи мне, какие праздники ты отмечаешь, и я скажу, кто ты»…
Уважать друг друга
Праздничный цикл всякого народа складывается по-своему, несет в себе и историческую память, и присущие этому народу ценности. «В России за десять с лишним веков христианской истории сложились богатейшие праздничные традиции, — рассказывает «Честному слову» доктор богословия, протоиерей Борис Пивоваров. — В нашей отечественной культуре праздник — это не так называемый «выходной день», а особый, можно сказать, священный день, учрежденный и сохраняемый ради прославления великого православного праздника, или в честь святого, или в память важного исторического события, чаще всего — в память Победы, сохранившей народ и страну. Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия всегда были и остаются неотъемлемой частью величия Российского государства.
В Законе Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится, что Православие имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Поскольку святое Православие занимает особое место в истории России, в становлении ее духовности и культуры, то естественно, что православные праздники становились всенародными. А по мере роста и развития российской государственности некоторые великие церковно-народные праздники приобретали государственное значение.
Кроме славных военных побед, в отечественной истории немало событий, достойных быть увековеченными в народной памяти. Прежде всего — это события, связанные с историей православного просвещения России».

Сибиряки чтут память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

— Возрождение церковно-государственных праздников стало возможным после празднования в 1988 году тысячелетия Крещения Руси, — считает отец Борис. — В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявляющее 7 января нерабочим, праздничным днем. И 7 января 1991 года православные граждане России в день Рождества смогли пойти в храм на праздничную службу, а не на ежедневную работу.
В конце XX — начале XXI века мы видим постепенное возрастание числа церковно-государственных праздников. Самые известные из них: День славянской письменности и культуры — 24 мая, День народного единства — 4 ноября, День Крещения Руси — 28 июля.
Кроме того, в Российском историческом календаре имеется немало дней воинской славы России и памятных дат, празднование которых носит церковно-государственный характер, поскольку эти праздники неразрывно связаны с православной церковной традицией. Например, День Победы на Куликовом поле — 21 сентября, День российского студенчества, или Татьянин день — 25 января, День семьи, любви и верности — 8 июля.
Необходимо сказать, что возрождение церковно-государственных праздников не нарушает свободы вероисповедания граждан России, не исповедующих православную веру. Никто не принуждается к участию в церковно-государственных праздниках. Но гражданская консолидация возможна тогда, когда неправославные граждане страны уважают религиозно-народные праздники большинства верующих граждан России. А православные граждане страны, в свою очередь, должны с уважением относиться к народным и религиозным праздникам своих сограждан, исповедующих другую религию.
Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин в статье «Буква и дух Конституции» написал, что глобализация «приводит к тектоническим сдвигам всей системы мироустройства. Одновременно осмысливается тот факт, что порожденные глобализацией изменения далеко не всегда благо… Отсюда возникает естественное желание противопоставить стихийным процессам социокультурной социализации понимание собственной специфики, не поддающейся универсализации. На уровне массового сознания это проявляется в стремлении сформулировать свою религиозную, национальную или региональную идентичность, сохранять и укреплять традиционные ценности семьи, культуры, быта».
Эти слова помогают понять то, как формируются государственные праздники. На первом месте в жизни народа остаются религиозные ценности, хотя государство объявляет себя светским. Базовые национальные ценности не поддаются глобализации и в совокупности с религиозными ценностями составляют основу духовно-нравственных и гражданско-патриотических устоев жизни народа.
А какие бывают праздники?
Следует отметить, что устоявшегося, официального понятия «церковно-государственные праздники» еще нет. А фактически такие праздники уже существуют. Так бывает. Жизнь нередко опережает законодательство. И первый шаг к появлению в современной России подобных праздников был сделан в декабре 1990 года. Как уже было сказано, Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявляющее Рождество, 7 января нерабочим, праздничным днем. Для возрождения российских праздничных традиций это событие имело принципиальное значение: десять веков на Руси Рождество Христово было всенародным, семейным, детским праздником. Так в январе 1991 года в России открылся путь к возрождению церковно-государственных праздников.
Благодаря многолетним усилиям со стороны Новосибирской митрополии рождественские каникулы и праздники в Новосибирске начали принимать традиционный для русской культуры характер. «На улицах города появились рождественские поздравления. И теперь уже не животные из восточных календарей стали главным новогодним украшением города, — говорит Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. — Накануне праздника Рождества Христова ежегодно проводятся традиционные Новосибирские Рождественские образовательные чтения. Начали также проводиться очень важные региональные парламентские встречи.

Дети постоянные участники великих праздников

В самый день праздника Рождества Христова, в который отмечается победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, организуются многочисленные концерты и другие мероприятия для детей и молодежи. Впервые проведен праздничный фейерверк в Нарымском сквере у Вознесенского собора.
Таким образом, великий христианский праздник в честь Рождества Христова органично вошел в церковно-общественную жизнь и отечественную культуру. И это совершенно справедливо, потому что и наше государственное летоисчисление идет от Рождества Христова!»
Другим очень важным праздником для россиян является День славянской письменности и культуры (24 мая). Этот церковно-государственный праздник непосредственно связан с почитанием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов.
Святые братья создали славянскую азбуку и объединили славян единой письменностью и единой святой православной верой, они перевели на славянский язык Божественную литургию и тем заложили прочное основание всему величественному зданию православной славянской культуры. Поэтому равноапостольные Кирилл и Мефодий всеми славянскими народами почитаются как небесные покровители.
Традиционно активное участие в подготовке и проведении Дня славянской письменности принимает Русская Православная Церковь, выполняющая благородную миссию нравственного воспитания и духовного просвещения людей.
С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 11 мая, по старому стилю, для многих учебных заведений России стал праздничным днем. К этому дню во многих школах заканчивались занятия, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера. После революции 1917 года память о святых Кирилле и Мефодии хранила лишь Церковь да некоторые ученые-слависты.
Празднование Дня славянской письменности и культуры возобновилось во второй половине 80-х годов XX века. Возрождению этого праздника способствовали Русская Православная Церковь и известные российские писатели и ученые.
В 1986 году в Мурманске русскими писателями был организован праздник славянской письменности и культуры. В 1987 году эстафету подхватила Вологда. А в 1988 году, когда весь христианский мир отмечал 1000-летие Крещения Руси, центром такого празднования стал Новгород. 30 января 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен государственным праздником. С этого времени и до 2010 года каждый год какой-либо новый город становился центром празднования Дня славянской письменности и культуры.
Новосибирск впервые отмечал День славянской письменности и культуры в 1990 году. В последующие годы этот замечательный праздник приобретал всё большее и большее значение в жизни города. В Новосибирске по благословению Митрополита Тихона стали традиционными проведение торжественного крестного хода, в котором участвуют первые лица области и города, организация научных чтений и конференций, а также книжных выставок, концертов и фестивалей, приуроченных ко Дню славянской письменности и культуры.
В 2002 году Новосибирск стал центром всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Праздник оставил неизгладимый след в истории Новосибирска.
В 2010 году был образован постоянно действующий Оргкомитет по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры. С этого времени его празднование стало совершаться по всем городам России.
Другим церковно-государственным праздником стал День любви, семьи и верности (8 июля). Он связан с памятью о супружеской верности и любви святых Петра и Февронии Муромских. День семьи, любви и верности стал общероссийским праздником в 2008 году.
Святых благоверных Петра и Февронию Муромских русские люди почитают как покровителей семейного благополучия и образец благочестивого христианского супружества. Князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. Князь женился на дочери пчеловода — благочестивой деве Февронии. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через многие испытания. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак.
В этот день сложилась традиция награждать многодетные семьи. Созданы знаки отличия для многодетных семей. Кроме того, к празднику семьи приурочена неделя разъяснительной работы «Подари мне жизнь», в ходе которой медики и психологи рассказывают молодым семьям о катастрофических последствиях как первого, так и последующих абортов.
Некоторые молодожены стремятся именно в этот день зарегистрировать свой брак. В связи с этим на православных форумах высказывается много недоумений относительно того, что новый церковно-государственный праздник семьи, любви и верности выпадает на Петров пост. А в пост, согласно православной церковной традиции, ни венчаний, ни свадеб не совершается. Чтобы разрешить эту проблему, теперь установлен новый праздник в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Таким праздничным днем стало воскресенье, предшествующее 19 сентября. Этот праздник установлен в честь перенесения их святых мощей, которое совершилось в 1992 году.
В Новосибирске, в Нарымском сквере, расположенном рядом с Вознесенским кафедральным собором, находится замечательный памятник святым Петру и Февронии. В ближайший ко Дню семьи, любви и верности воскресный день в Новосибирске проводится молодежный крестный ход. Он начинается у собора святого благоверного князя Александра Невского и направляется к памятнику святым в Нарымском сквере. Здесь проводится молебен, на который собираются многодетные семьи и все, кому дороги русские семейные традиции.
Новый церковно-государственный праздник День крещения Руси (28 июля) не случайно совпадает с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.
В 2015 году исполнилось 1000 лет со дня блаженной кончины Крестителя и Просветителя Руси. Весь тот юбилейный год Россия благодарно вспоминала великие подвиги князя Владимира, изменившего Русь. А праздник Крещения Руси призван помочь всем нам должным образом оценить мудрый выбор святым правителем Руси Святой Православной Веры.
День Крещения Руси появился в перечне памятных дат России 10 июня 2010 года, когда Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Этот Закон юридически закрепил празднование священно-исторического события — Крещения Руси, оказавшего значительное влияние на духовно-нравственное, общественное, культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности.
С празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси начался новый период в истории нашего государства — возрождение православной веры и церковной жизни в России после семи десятков лет гонений на Церковь.
В Новосибирске установилась традиция торжественно проводить День Крещения Руси в Троицком сквере, что при Троице-Владимирском соборе. В воскресный день, ближайший к 28 июля, после Божественной литургии и крестного хода в сквере проводится концерт русских, украинских и белорусских творческих народных коллективов, а заканчивается праздник народным гулянием. Можно с уверенностью сказать, что этот праздник прочно вошел в культурную жизнь столицы Сибири. В нынешнем году в сквере открыт величественный шестиметровый памятник князю Владимиру.
Большой вклад в единение славян вносят областные национально-культурные объединения. Благодаря их деятельности из поколения в поколение передаются самобытные традиции, многовековая культура славянских народов, обычаи и обряды, укрепляется гражданский мир и согласие.
В Новосибирске, благодаря многолетнему сотрудничеству митрополии с украинской и белорусской национально-культурными организациями, День Крещения Руси помогает укреплять многовековую дружбу русского, украинского и белорусского народов, имеющих общие культурно-исторические корни и духовно-нравственные истоки.
Конечно же, все знают, что в России есть Татьянин день, день студенчества. Как церковно-государственный студенческий праздник День российского студенчества был учрежден Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» № 32 от 13 марта 1995 года.
С давних времен этот праздник известен в России под названием «Татьянин день». Церковь при Московском университете была освящена в честь святой мученицы Татианы, день памяти которой совершается 25 января. Престольный (храмовый) праздник этой церкви, ежегодно совершавшийся в день памяти святой мученицы Татианы, стал общеуниверситетским праздником, а затем — праздничным днем всего российского студенчества.
Ну и, конечно же, Церковь свято чтит нашу великую Победу над фашистскими захватчиками. 9 Мая является всенародным нашим праздником. И Церковь о нем всегда помнит. В такие дни, как 9 Мая — День Победы, 22 июня — День Памяти и Скорби, 2 сентября — День окончания Второй мировой войны, она возносит свои благодарственные молитвы Богу за дарование нашему народу Великой Победы. А также Церковь молится о погибших в этой самой страшной войне.
День, когда мы объединились
Буквально через несколько дней Россия будет отмечать День народного единства. В этом церковно-государственном празднике особенно ярко проявляются и роль Церкви в нашей истории, и трепетное почитание народом православных святынь, и та сила, которую обретает страна в единении.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России XVII века.
Смутное время — период с 1598 и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство пора-
зили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства».
Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время Патриарх Ермоген призвал русский народ встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал Патриарх.
Зримым знаком патриаршего благословения стало присутствие в ополчении обретенной и прославленной святителем чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Как пишет современник событий Патриарх Ермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
Призыв Патриарха был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Когда ополчение стояло под стенами Москвы, протопоп Благовещенского собора Казани привёз список Казанской иконы. Казаки встретили образ без должного почтения, может быть, отчасти поэтому первое ополчение потерпело неудачу.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском сходе он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Рать князя Дмитрия Пожарского пожелала иметь Казанскую икону Божией Матери с собой.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой из Казани Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В начале 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых.
Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645—1676 годах, было установлено празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Примечательно, что День народного единства официально отмечается в республиках, желающих войти в состав Российского государства. Так, в Донецкой народной республике это официальный праздник. А 3 ноября 2015 года в Донецком ботаническом саду была заложена Аллея народного единства. В Луганской республике 4 ноября, согласно статье 115 Трудового кодекса ЛНР, принятого в конце мая 2015 года, является нерабочим праздничным днём.
В Приднестровской Молдавской республике 4 ноября, согласно изменениям в Трудовом кодексе Приднестровья от 12 ноября 2014 года, является праздничным днём. Также этот праздник является официальным в Республике Южная Осетия. В Абхазии его отмечают неофициально.
Священные страницы родной истории
«Не прошло и четверти века, как началось возрождение традиционных российских религиозных и народных праздников, и в противовес им стали усиленно внедряться чужеродные празднества. Слава Богу, что сказался духовно-нравственный иммунитет нашего народа. Но велики и нравственные потери: многие наши сограждане, не зная своей истории и культуры, стали «жертвами» нелепых заимствований из инородной культурной среды», — говорит Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон.
Эти антироссийские силы своей целью ставят системную борьбу с возрождением традиционной русской культуры. Возрождение православной культуры России пугает и раздражает именно тех, кто своей задачей видит изменение культурного развития России по западным лекалам. А Церковь усматривает в этом прямую связь с трагической историей начала ХХ века, когда действия сходных политических сил привели к революции, последовавшему за ней разрушению храмов, а затем и к почти полному слому тысячелетней духовной основы нашей страны.
Руководствуясь уроками истории, нельзя допустить повторения совершённых в прошлом ошибок. Поэтому очень важно, чтобы возрождённые и новые российские церковно-государственные праздники имели всемерную поддержку и всенародное распространение. И тогда с каждым годом они все более будут служить сохранению и укреплению народного единства и согласия.
Десятилетиями светскость государства понималась таким образом, что Церковь фактически ущемлялась в своих правах. Теперь же, как сказал на встрече с Патриархом Кириллом и другими религиозными лидерами Владимир Владимирович Путин, должен устанавливаться совершенно другой режим взаимоотношений между Церковью и государством — режим партнерства, взаимной помощи, поддержки и сотрудничества.
Митрополит Новосибирский и Бердский очень точно заметил: «Благодаря церковно-государственным праздникам наши сограждане, и в первую очередь школьники и студенты, смогут открывать для себя неведомые им священные страницы родной истории, священные имена героев — защитников Отечества, всемирно известные памятники русской культуры и истории и через это получать жизненные уроки духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.