Блаженны миротворцы…

Каждый из нас слышал выражение «страх Божий». Но не каждый знает, что это означает. Про бандита мы говорим: «Он Бога не боится», про праведника — «богобоязненный человек». Но неужели Бог так ужасен, что Его следует бояться? Что входит в понятие «страх» и как этот термин может помочь нам в миротворческой миссии?
Страх Господень
Царь Давид в 110-м Псалме писал: «Начало мудрости — страх Господень». Как же христиане понимают это выражение? Страх Божий — это действие благодати Бога в человеческом сердце, дарующее человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком. Боязнь оскорбить — это и есть страх Божий. И именно этого не хватает людям в общении друг с другом, а народам в международных отношениях. Боязнь оскорбить и обидеть. Если бы все боялись оскорбить, не было бы и войн на планете. Этот «страх» и есть та самая любовь, про которую мы все любим говорить. Но мир живет по другим правилам. И использует в отношениях между народами то же самое слово «страх», но наполняет его совершенно нехристианским смыслом. Здесь страх происходит вовсе не от любви к ближнему, а от боязни быть уничтоженными, страх перестать существовать физически. На этом страхе все и держится. Вы изобрели атомную бомбу, а мы изобретем в ответ 10 таких. Вы изобрели 10? А мы изобретем сто. Ядерного оружия на планете уже столько, что и части его хватит, чтобы прекратить жизнь на планете. Страх быть взаимно уничтоженными исключал (по крайней мере, до недавнего времени) ядерную угрозу из повестки дня. Однако атомные бомбы мы заменили другим оружием. «Торнадо», «Тополи-М», «Искандеры», «Гиацинты», «Тюльпаны», «Аисты», «Альфы», «Арматы», «Абрамсы», «Макс-Про», «Джавелины», «Файофандеры»… А ракету Р-36М и вовсе прозвали «Сатаной». Правда, в российском варианте эта ракета называется «Воевода», но сути это не меняет. Видя, сколько горя принесли людям войны, впору любое оружие теперь называть «сатаной». Про сатану Христос в «Евангелии от Иоанна» сказал: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Он был человекоубийца от начала. Точно так же и всякая ракета создана для того, чтобы в итоге стать человекоубийцей.
…А что касается «страха Божьего», то позволим себе процитировать здесь не христианского политика, а мусульманина. Глава Чечни Рамзан Кадыров на вопрос, чем должен руководствоваться лидер страны, ответил так: «Он должен любить народ и бояться Бога…»
Кто-то может посчитать наши слова непатриотичными, мол, мы должны вооружаться, потому что мир ополчился против нас и грозит нам физическим уничтожением. Мы не согласимся. Защита Оте-чества — это часть христианского подвига. Более того — обязанность христианина. Но мы, то есть весь мир, «дозащищаемся» однажды до полного уничтожения. Александр Сергеевич Пушкин в «Медном всаднике» написал: «Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу».
Но мир дошел до такой точки кипения, что грозить уже не имеет никакого смысла. Еще несколько «угроз» — и сам мир перестанет существовать. К тому же на прошлой неделе президент США Дональд Трамп поручил госсекретарю во взаимодействии с главой Пентагона, директором национальной разведки, министрами финансов и торговли США подготовить доклад о ходе реализации Договора по РСМД с учетом нарушений, якобы допущенных российской стороной. Документ также будет содер

жать предложения об ответных мерах на нарушения указанного договора. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД, РСМД) — это договор между СССР и США, подписанный Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне.

Ранее Трамп заявил, что не намерен соблюдать ДРСМД из-за нарушения его положений Россией и собирается выйти из договора. При этом он не исключил разработку нового документа, но с обязательным участием Китая. В свою очередь Москва заявила о желании получить более детальное разъяснение Вашингтона по этому вопросу. Как отметил глава МИД России Сергей Лавров, каждое действие американцев в данной сфере будет встречать противодействие.
Что ж, мир сделал еще один шаг на пути в бездну. Читатель может задать вопрос: как же быть? Как сделать шаг назад от этой самой бездны? Здесь каждый должен потрудиться.
Мы — и россияне, и американцы — давно привыкли к тому, что разрядка международной напряженности, разоружение, народное доверие друг к другу — это дело министров иностранных дел, президентов, государственных секретарей. Но вы сами видите, до чего доведен сегодня мир усилиями этих политиков. Мы уже несколько раз приводили в своих статьях нами же придуманный афоризм: отношения между народами слишком ответственное дело, чтобы поручать его дипломатам. Это перифраз на давно известное выражение:
«Война слишком ответственное дело, чтобы поручать его военным». Да, дипломаты в меру своих сил, понимания ведут международные дела. Но главным все-таки должен оставаться голос народов.
Разве хочет воевать с Россией американский народ, а российский народ — с американским? Мы имеем в виду не политиков и не бизнесменов, управляющих миром. Мы имеем в виду простой народ. Простому народу — что американскому, что российскому, что украинскому, что сирийскому — войны не нужны. Мы хотим жить, общаться и дружить. И вот та самая нива, где каждый из нас должен потрудиться. Как? Налаживать мосты. Если политики этого сделать не в состоянии, должны сделать это простые люди. Сегодня интернет есть практически в каждом доме. И, как в советское время, у школьников были друзья по переписке из других стран, так и сегодня мы должны искать себе друзей за границей. Искать и общаться. Спрашивать — как у них дела, рассказывать о нашей простой, самой обычной бытовой жизни, сочувствовать, сопереживать, радоваться успехам друзей по переписке и огорчаться, когда у них беда. В общем, вести себя по-христиански.
…Сегодня практически все политики сходятся на том, что международные отношения находятся на серьезном переломе. Перестает существовать мир, построенный на так называемых принципах «Ялты». То есть на договоренностях, достигнутых во время Ялтинской конференции в 1945 году. США выходят то из одного договора, то из другого. Доверие между странами сведено к минимуму. И эксперты говорят о том, что планета ищет новый миропорядок. Это так. Но только причины такого поиска эксперты рассматривают по-разному. Но никто из них никогда не говорил о том, что сам кризис вызван неверным вектором сосуществования народов. Сегодня мир обеспечивает, как мы уже говорили, страх. Но скажите, разве подобное правильно? Человечество интуитивно подходит к осознанию тупиковости подобного мироустройства. Да, чтобы прийти к новым принципам сосуществования государств, видимо, придется пройти через кризис. Не исключено, что мир какое-то время будет балансировать между новым миропорядком и ядерной катастрофой. Но другого пути, пожалуй, нет. Иначе — рано или поздно — мир, построенный на нехристианском страхе, все равно взорвется. В силу какой-то ошибки, случайности, недоразумения. И уже не будет времени устранить подобную ошибку. Не случайно у целого ряда стран (США, Израиль, Россия) приготовлен план так называемого «Судного дня». Это ситуация, когда политическое и военное руководство страны уже уничтожено, но специально созданная система все-таки сама производит ответный уничтожающий удар…
Уже сегодня в мире создан чрезвычайно эффективный механизм для такого взаимодействия народов. Это — города-побратимы. Их тысячи и тысячи. Только у Новосибирска их 11. У Москвы — десятки, у Санкт-Петербурга тоже. Практически все крупные (да и не очень крупные) города России имеют города-побратимы в США. Представляете, сколько десятков миллионов людей могут быть вовлечены, скажем по-канцелярски, во взаимодействие. А на самом деле в понимание проблем друг друга. Просто в понимание. И подобные взаимоотношения обязательно скажутся на политиках. В конце концов, если политики будут продолжать свое движение к конфронтации, народ их просто отстранит.
То есть мы должны вести себя именно так, как заповедал нам Иисус Христос, говоря «Блаженны миротворцы». Христос не просто произнес эту фразу, Он добавил: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Кто хочет стать сыном/дочерью Бога, тот твори мир, оттягивай войну и вовсе старайся делать так, что

бы ее не произошло. Как можешь, так и старайся.
В своих словах о будущем пророк Исаия сказал: «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».
Заметим, что перед зданием ООН сегодня стоит великолепная скульптура «Перекуем мечи на орала» Евгения Викторовича Вучетича. Как ни странно, эту скульптурную «иллюстрацию» словам библейского пророка сделал советский скульптор из «безбожного СССР». Это лишнее подтверждение тому, что борьба за мир — «перековка мечей на орала» не зависит от идеологии. Эта заповедь Божья для всех. Сегодня уже мало кто знает, что орало — это обычная крестьянская соха, которой русские вспахивали землю.
Борьба за мир
С 1953 года и до сих пор США размещают свое тактическое ядерное оружие на территориях четырех европейских стран и в азиатской части Турции. Россия же, напротив, вывела все свое ядерное оружие с территории Украины, Белоруссии и Казахстана аж к 1994 году.
Россия одновременно обращает свое миротворческое внимание на развитие и размещение американских ударно-боевых противоракетных средств у своих границ, а не только радиолокационных станций.
Это и есть оборонительная тактика современного Российского государства. И эта тактика не новая. СССР в свое время «отравился» вой-
ной. Более 20 000 000 погибших подсказали нашей стране, что необходимо бороться за мир во всем мире. Души этих людей взывают к миру, говоря, что не должно уже быть войн ни малых, ни больших. И вот как наша страна боролась за мир в прошлом, чего не хватает сегодня нам.
Со времени I Всемирного конгресса мира (который проходил 20—25 апреля 1949 года в Париже и Праге) организованное движение сторонников мира прошло славный путь и превратилось в реальную силу, стабилизирующий фактор мировой политики. Борьба за мир объединила людей самых различных взглядов и убеждений, входивших в национальные организации на всех континентах и координировавших свою деятельность через представительство во Всемирном Совете Мира. В президиум Всемирного Совета Мира (ВСМ) входили общественные деятели, члены руководства разных политических партий — социалисты, лейбористы, социал-демократы, коммунисты, либералы, христианские демократы, национальные демократы. В состав ВСМ входили и представители различных церквей, деятели науки и культуры. По своему составу, характеру и методам деятельности движение сторонников мира не являлось «инструментом» какого-либо государства или политической партии. Это было единственное в своем роде объединение всех людей доброй воли нашей планеты, защищающее основное право человека — право на жизнь.
Целями этого движения было предотвращение третьей мировой войны, обуздание агрессоров, упрочение дела разрядки, всеобщее и полное разоружение, утверждение в международных отношениях принципов мирного сосуществования. Борьба за мир была неотделима от борьбы за демократию и национальную независимость. Она предполагала борьбу против нацизма и расизма, за социальную справедливость и прогресс всех народов.
Современная война в условиях накопления и совершенствования средств массового уничтожения может привести к мировой катастрофе. Эта опасность осознается самыми широкими слоями простых людей. Однако само по себе такое осознание не может изжить войну как политическое и социальное явление. Не гарантирует от
войны и так называемое «равновесие страха» перед взаимным уничтожением.
В нашем разделенном мире утопичны и предложения либерально мыслящих «ученых» о создании некоего мирового правительства по поддержанию международного порядка. Собственно говоря, эти функции могла бы целиком выполнить ООН, если поднять эффективность ее работы. К сожалению, сегодня ООН не выполняет никакой миротворческой миссии, служа интересам стран западного мира, которые в ООН имеют большинство голосов.
Опыт современной истории учит: мир не приходит сам собой, за него надо неустанно бороться. Силам мировой войны можно нанести поражение. Эта истина подтверждена неоднократно практикой борьбы за мир после Второй мировой
войны, и особенно в 70-е годы, когда была существенно отодвинута угроза ракетно-ядерного конфликта. Однако реакционным силам, военно-промышленному комплексу, прежде всего в США, странах НАТО и Израиле, удалось перегруппировать свои ряды и вновь обострить международную обстановку к началу 80-х годов. Эти действия тогда сторонники мира встретили организованно, с глубоким сознанием правоты и прочности своего дела. Это сознание основывается на том, что в среде простых людей создаются предпосылки для исключения войны из жизни общества.
Голубь мира
Нашим читателям также следует вспомнить и выражение «голубь мира». Оно получило популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Но и само выражение, и изображение голубя мира появились гораздо раньше. Выражение восходит к библейскому рассказу о голубе, принесшем Ною в ковчег ветвь маслины как символ окончания всемирного потопа (Библейская книга Бытия, 8: 10—11).
Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений. Еще в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. Древние люди думали, что у голубя нет желчного пузыря, а желчь со времен Гиппократа считалась причиной злого, сварливого нрава. Отсюда и идет выражение «желчный человек». Голуби считались священными птицами и вестниками богов в странах Востока. В христианстве голубь считается символом Святого Духа, что вы могли неоднократно наблюдать в храмах. А библейский голубь, выпущенный Ноем, который принес ему оливковую ветвь, принес знак того, что появилась суша после великого потопа. Это считается знаком прощения людей. В средневековье голубь был непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Сошествия Святого Духа и Троицы.
Голубь также появлялся на плече пророка Мухаммеда, олицетворяя сходящее на него божественное вдохновение. В древности считалось, что дьявол и ведьмы могут принимать любые обличия, кроме голубя, осла и овцы. В Древнем Риме символом мира считались голубки Венеры, которые свили себе гнездо в опрокинутом шлеме Марса.
Из-за преданности своему потомству голубь символизировал материнские чувства. Иногда голубь являлся знаком мудрости. У евреев голубя называли «йона» (в греческом написании «ионас»). Пророк, посланный Богом в Ниневию, носил имя Иона.
В неоплатонизме голубь олицетворял силу, с помощью которой утвердились низшие миры. В масонстве — символ невинности и чистоты, в Китае — символ старости и долголетия. Голубь, кроме того, изображался на скипетрах некоторых правителей, символизируя власть, посланную им Богом.
Ну а то, что целующиеся голубки символизируют влюбленных, напоминать и вовсе не стоит. Кстати, в США и Великобритании политиков, лоббирующих военные действия, называют ястребами (hawks), а мирных политических деятелей — голубями (doves).
На советских значках для детей голубь был изображен на голубом фоне, также несущим оливковую ветвь с лозунгом «Миру — мир».
Нужно и всем нам сделать так же, чтобы Голубь мира стал частью нашей жизни, жизни, несущей миру мир.
РПЦ и дело мира
Что касается нашей Церкви, то она, а именно Русская Православная Церковь, насчитывает более тысячи лет своего исторического бытия. С тех пор, как в 988 году святой князь Владимир крестил Русь, началось историческое бытие Русской Православной Церкви, продолжающееся по сей день.
На протяжении веков Церковь играла важную миротворческую роль на всем пространстве нашего Отечества, границы которого постоянно расширялись и менялись. Отечество, которое вбирало в себя все новые и новые народы, этносы, обогащалось представителями различных религиозных конфессий. На протяжении всего этого времени Церковь играла миротворческую роль. Уже святой князь Владимир после своего крещения стал подлинным миротворцем и заботился о том, чтобы его страна, его Отечество, все его граждане пребывали в мире и согласии.
В 2015 году Россия вспоминала 1000-летие со дня преставления, то есть смерти князя Владимира, и наша страна в течение всего года воздавала честь основателю русской государственности, человеку, благодаря которому Русь встала на тот путь, по которому идет по сей день.
Одним из примеров миротворческого православного служения был преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий был подлинным миротворцем и учеником Иисуса Христа. Он, будучи великим подвижником, будучи основателем крупнейшего монастыря на территории Святой Руси, участвовал и в решении государственных проблем. И когда настал критический для Руси час и князь Димитрий Донской собирал войско для того, чтобы выступить на решительный бой с монгольскими завоевателями, именно преподобный Сергий был тем человеком, который благословил его на эту благородную и решительную битву, переломившую ход нашей истории.
Можно привести много других примеров миротворческого служения Церкви. Церковь всегда была в авангарде миротворческой деятельности, а когда наступал критический для страны час, именно представители Церкви выходили на поле боя для того, чтобы помогать воинам, чтобы помогать раненым, давать напутствие воинам перед сражением и для того, чтобы провожать в последний путь тех, кто отдал свою жизнь за спасение Отечества.
После революции 1917 года Русская Православная Церковь подверглась жесточайшим гонениям. Почти полностью было уничтожено духовенство, епископат, священнослужители, монахи и монахини. Множество мирян стали исповедниками веры, мучениками. Мы сегодня прославляем их как новомучеников и исповедников, отдавших свои жизни за Христа и за свое Отечество.
После Великой Отечественной войны в истории нашей страны настал новый период, когда власти ослабили гонения на Церковь и когда Церкви было позволено участвовать в миротворческой деятельности.
Уже в 1951 году состоялась Всесоюзная конференция сторонников мира, на которой прошла первая встреча религиозных лидеров, а в 1952 году в Троице-Сергиевой лавре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия I была созвана Первая конференция представителей всех Церквей и религиозных объединений в СССР.
В 1969 году прошла Вторая конференция, а в 1977 году состоялась Всемирная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами».
Новый межрелигиозный миротворческий саммит — Московская Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы» — прошел уже в 1982 году, собрав 590 делегатов из 90 стран! Он стал кульминацией совместной миротворческой деятельности религиозных лидеров на протяжении нескольких десятилетий. Большое значение для межконфессионального диалога имели приезды в СССР пастора из США Билли Грэма, который, кстати, читал свои проповеди в Новосибирске в Вознесенском соборе.
«Встречи представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза» проводились еще дважды — в 1986 и 1989 годах.
Конец 1980-х и 1990-е годы были отмечены трехсторонними усилиями Русской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Духовного управления мусульман Кавказа, которые внесли большой вклад в мирное урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе.
Важной вехой в развитии межрелигиозного диалога стало учреждение в 1998 году Межрелигиозного совета России. Этот орган играет важнейшую роль в координации межрелигиозного диалога и поддержании гармонии между различными конфессиями в России. Межрелигиозный совет России позволяет лидерам традиционных религий сообща реагировать на вызовы современности.
С 2003 года РПЦ участвует в съездах лидеров мировых и традиционных религий, проводимых правительством Республики Казахстан в Астане.
В марте 2004 года под эгидой Межрелигиозного совета России в Москве прошел II Межрелигиозный миротворческий форум, участники приняли решение учредить Межрелигиозный совет СНГ. Его сопредседателями стали бывший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и присутствующий на форуме шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде.
Значимым событием стало проведение в Москве 3—5 июля 2006 года крупнейшего саммита религиозных лидеров, приуроченного к председательству России в теперь уже бывшей Большой восьмерке. Главной темой форума стало противостояние экстремизму и терроризму. На конференцию прибыли около 200 делегатов из 49 стран. Среди участников были главы четырех Православных Церквей, главы древних восточных Церквей, представительная делегация Ватикана, лидеры иудейских, буддийских и мусульманских организаций. На форуме были широко представлены исламские страны. По итогам саммита главам стран-членов Большой восьмерки было адресовано совместное послание религиозных лидеров.
Русская Православная Церковь вот уже много лет является участником деятельности авторитетных международных межрелигиозных организаций, среди которых Всемирная конференция религий за мир. Не один десяток лет насчитывает история отношений с возглавляемой раввином Артуром Шнайером организацией «Призыв совести». Представители РПЦ регулярно выступают на международных межрелигиозных форумах.
Отдельно следует сказать, что частью миротворческой миссии является посредничество в обмене пленными. Русская Православная Церковь в таких обменах участвовала неоднократно. Среди последних обменов можно вспомнить конфликт 2008 года в Грузии и нынешний конфликт на Украине.
Обмен пленными произошел в прошлом году под руководством Патриарха Кирилла. В Русской православной церкви тогда отметили, что этот обмен (который проходил на КПП «Майорск») вселяет надежду на установление мира на Украине.
Что могут сделать христиане еще, кроме предложенных нами советов в первой части нашей статьи? Молиться за мир. Именно это и делают православные в храмах каждый день, когда на амвон выходит диакон и произносит: «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся». А миряне ему и Богу отвечают: «Господи, помилуй».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.