Святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все!»

В понедельник, 26 ноября, Православная Церковь будет вспоминать одного из величайших христианских святых, имя которого у всех на слуху, — будет вспоминать святителя Иоанна Златоуста. Святитель был архиепископом Константинопольским, богословом, он почитается как один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. В Тогучинском районе Новосибирской области есть даже село Златоуст, а в Челябинской области есть одноименный город
Он крестился осознанно
Святитель Иоанн Златоуст (по-гречески Хризостом) родился в Антиохии, в знатной семье, приблизительно в 347 году.
Его отец, Секунд, был видным военачальником. Сколь-нибудь сильного влияния на воспитание сына он оказать не успел, так как умер, когда Иоанн был еще ребенком.
Мать Иоанна, Анфуса, была женщиной благородного происхождения. Овдовев в 20-летнем возрасте, оставшись один на один с двумя детьми и наследством, требовавшим надлежащего управления, она столкнулась с немалыми трудностями.
В аналогичных ситуациях многие женщины, ее современницы, не отказывались от вступления во второй брак, однако Анфуса с твердой решимостью отклоняла все поступавшие ей предложения о замужестве. Она нашла в себе силы и для воспитания детей, и для преодоления прочих трудностей. Высокий уровень ее нравственности вызывал симпатии даже среди язычников.
Дочь Анфусы, сестра Иоанна, по-видимому, вскоре умерла. Что же касается самого Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание, которое было возможно с учетом сложившихся обстоятельств.
Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) — у знаменитого в то время Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нем как о самом лучшем ученике.
Вероятно, Анфуса еще с детства утвердила своего сына Златоуста в истинах Священного Писания, Библии. Это помогло ему не увлечься языческой литературой, не подпасть под очарование лоска светской языческой жизни.
Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе он мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.
Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам он не был крещен в раннем детстве. Дело в том, что тогда практика откладывания Таинства Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви сами, осознанно.
Как бывший адвокат стал христианином
Через какое-то время будущий святитель, всерьез увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора.
Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нем потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу он может принести Церкви, призвал его к себе. В течение трех лет Иоанн наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.
К этому времени в Иоанне окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращенного города. Ведь христианство только-только перестало быть гонимой религией в Римской империи.
Иоанн, так же как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шел. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.
Вскоре после принятия Иоанном Крещения епископ Мелетий возвел его в звание чтеца. На том историческом этапе должность чтеца нередко служила предварительной ступенью перед принятием священства.
Между тем в 370 году Мелетий был изгнан из города в связи с внут-
ренней политикой императора Валента, покровительствовавшего секте ариан и притеснявшего их упорных противников — христиан.
В тот период в Антиохии оставались и другие известные учителя: Картерий и Диодор, ставший впоследствии епископом Тарским. В училище этого богослова, наряду с Иоанном, выделялся своими знаниями Феодор Мопсуестский. Однако, тогда как Феодор стремился усилить и даже обострить особенности богословия Диодора, Иоанн, напротив, старался избегать крайностей, сглаживал острые углы.
Со временем Иоанн стяжал себе известность среди местных жителей, которые захотели видеть его, как и его друга Василия, на более высоком духовном посту. Однако сам он, смиренно считая себя недостойным иерархического возвышения, подобным желаниям сопротивлялся. Между тем его друг Василий был рукоположен во епископа.
Около 374—375 годов, после смерти любящей матери, Иоанн реализовал свое давнее желание, удалился в одну из монашеских обителей. Здесь в постах, бдениях и сердечных молитвах он провел около четырех лет.
Затем Промыслом Божьим он удалился и жил в уединенной пещере отшельником. Суровая аскетическая жизнь, непрестанные подвиги сказались на его физическом здоровье: приобретенная им желудочная болезнь преследовала его до конца земной жизни.
Подорвав здоровье, он вынужден был оставить отшельничество и возвратиться в Антиохию. Шел 380 год.
Статуи долой
В 381 году Иоанн по инициативе Мелетия принял диаконский сан. В этот период, помимо традиционных для диакона богослужебных обязанностей, в зону ответственности Златоуста входило попечение о бедных и обездоленных. На этом служении он проявил себя не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый, сострадательный христианин.
В 386 году преемник Мелетия по епископской кафедре, Флавиан, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника.
В этот период он снискал себе широкую славу, причем не только как ревностный пастырь, но и как пламенный оратор, выдающийся проповедник. Отличительной особенностью его проповедей были ясность, доступность, яркая выразительность, глубина мысли, ортодоксальность. Речи Златоуста уже тогда привлекали внимание широкого круга верующих. Толпы людей стекались к нему, желая внимать его поучениям и наставлениям.
В 388 году, после того как жители Антиохии, недовольные введением специального военного налога, учинили в городе возмущение и снесли статуи императора Феодосия и его супруги Флациллы, а затем, охладев и устрашившись ожидаемой расправы со стороны царской власти, пребывали в состоянии ужаса и отчаяния, Иоанн призвал паству к смирению и покаянию, воодушевил их надеждой на милосердие Божье. Эти речи известны нам по его беседам «О статуях».
Престарелый епископ Флавиан лично ходатайствовал перед императором о помиловании горожан, и по его заступничеству, но главное — по заступничеству Божьему жители избежали сурового возмездия.
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанна Златоуста вызвали из Антиохии и доставили в столицу, с тем чтобы передать осиротевшую кафедру под его управление. Причем уполномоченные на это лица действовали смекалкой и хитростью, небезосновательно опасаясь, что жители, полюбившие Иоанна как пастыря, попросту не захотят его отпустить.
Возведения Иоанна на Константинопольскую кафедру желал сам император Аркадий. Этого желали и лучшая часть местного духовенства, и народ. Несмотря на протесты завистников, интриговавших по поводу этого дела и желавших извлечь из него хоть какую-то личную выгоду, в 397 году отец Иоанн торжественно взошел на Константинопольский патриарший престол.
Александрийский патриарх Феофил, сопротивлявшийся кандидатуре Златоуста, как мог, не желавший участвовать в его хиротонии, в конце концов согласился, опасаясь возможного наказания, как считается, за реально совершенный им проступок (проступки).
Дело служения на новом посту, как того и требовали обязанности архиерея, оказалось весьма многотрудным. Общий нравственный уровень жителей Константинополя оставлял желать лучшего. Знать утопала в неге и роскоши, тогда как жизнь низших слоев отличалась бедностью и нищетой. Местное духовенство во многом не соответствовало своему призванию и предназначению.
Чтобы переломить ситуацию, новый глава Константинопольской Церкви предпринимал самые решительные меры: обличал высшие круги, изгонял из клира священнослужителей, запятнавших себя преступлениями и уклонением от исполнения христианского долга, способствовал преобразованиям в сфере монашеской жизни, организовывал помощь бедноте.
Ввиду совершенно несвойственного многим из представителей высшего духовенства стремления к скромности жизни, Иоанн возбуждал в них непонимание, а временами и неприкрытое недовольство. Он существенно сократил расходы на содержание своей кафедры, ограничил свою ежедневную трапезу умеренным ассортиментом продуктов и блюд, а повседневный гардероб — достаточно скромной (для его звания) одеждой.
Высвобождавшиеся в результате благоразумной экономии средства Иоанн Златоуст тратил на благотворительность. На нужды бедных он направлял и те средства, которые выручал с продажи дорогой посуды, штор, мебели, мрамора.
Известный противник святителя Феофил Александрийский, будучи принят Иоанном за скромным столом, воспринял этот прием как оскорбление, отчего его злоба и ненависть только усилились.
Такое поведение Иоанна резко контрастировало с поведением прочих архиереев и иереев, служило им обличением. И это вызывало определенную напряженность. Со временем напряженность переросла в борьбу.
Интриги против Златоуста
Однажды Иоанн Златоуст принял у себя четырех братий из Нитрийской пустыни, искавших защиты от преследований Феофила. Выслушав их, он обратился к Феофилу с ходатайством. Эти действия были расценены последним как незаконное вмешательство в дела другой епархии. В свою очередь монахи стали искать защиты у императора, обратились к нему и представили против Феофила довольно тяжелые обвинения.
Тот был вызван в Константинополь на суд. Однако, когда состоялось рассмотрение назначенного дела, святитель Иоанн, руководствуясь лучшими побуждениями, счел уместным от суда уклониться. Феофил же, воспользовавшись ситуацией, принялся интриговать и обвинил Златоуста в оригенизме (это связано с тем, что в оригенизме обвинялись принятые им нитрийские монахи).
В состав организованного по этому случаю Собора, проходившего на предоставленной царем вилле «У дуба», вошли прибывшие с Феофилом египетские архиереи. Союзницей Феофила выступила могущественная императрица Евдоксия, недовольная тем, что Златоуст обвинял ее в притязаниях на виноградник одной несчастной вдовы, сравнивая ее с нечестивой библейской царицей Иезавелью.
На Соборе в адрес отказавшегося прибыть туда Иоанна Златоуста было выдвинуто несколько клеветнических обвинений, часть из которых базировалась на домыслах, тогда как другая часть — на ложных слухах. Помимо прочего, его обвинили в растрате церковных средств (имея в виду продажу им ценностей ради благотворительности).
Несмотря на заступничество дружественных Иоанну служителей, он был осужден. По настоянию Евдоксии император Аркадий приговор утвердил. Святитель был низложен и отправлен в ссылку (недалеко от Никомидии).
Как только весть о случившемся распространилась по улицам Константинополя, произошло народное волнение. Феофилу, например, пришлось спасаться бегством и тайно покинуть столицу.
Вслед за народным волнением произошло землетрясение, отчего императрица, сознававшая свою роль в осуждении Златоуста и посчитавшая бедствие знамением суда Божьего, пришла в ужас. После того как по настоянию императрицы изгнанник вернулся из ссылки, горожане оказали ему торжественный прием. Вновь созданный Собор отменил приговор предыдущего Собора, снял со святителя обвинения и восстановил в правах.
Однако вскоре затаившаяся ненависть его идейных противников нашла очередной повод для злорадства. Когда недалеко от Константинопольского храма святой Софии воздвигли колонну в честь царицы Евдоксии, а затем в честь этого события устроили торжества, отдававшие грубым язычеством и мешавшие своим шумом ходу богослужения, Иоанн Златоуст обратился к префекту, указав ему на несоответствие этого действа христианскому благочестию. Не получив должного ответа, он публично обличил императрицу, назвав ее беснующейся, неистовствующей Иродиадой.
Это суровое обличение привело Евдоксию в ярость. Однако просто взять и наказать Константинопольского первосвятителя она не могла. Тогда она вновь связалась с Феофилом, побуждая его к очередному суду над святым. Феофил, опасаясь вспышки народного гнева, не дерзнул явиться в столицу лично, однако направил туда специальное посольство: Акакия и Северина. Последние собрали врагов Златоуста, после чего совместным решением был вынесен новый приговор о низложении. Император, поддавшись влиянию Евдоксии, приговор утвердил.
Иоанн Златоуст был взят под стражу в 404 году, в день Пасхи, прямо во время богослужения. Некоторое время он пребывал под домашним арестом, а затем его отправили в Вифинию. Римский Папа Иннокентий I (в то время римские папы были такими же православными), узнав о случившемся, не смог изменить ситуацию.
Из Вифинии осужденный был отправлен в Кукуз, небольшое селение в Малой Армении. Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел к Господу 14 сентября 407 года.
Дни памяти: 9 февраля, 12 февраля, 27 сентября и 26 ноября. 12 февраля празднуется Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.
По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.
9 февраля празднуется Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. Святитель Иоанн пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа, и скорбь о его безвременной кончине жила в сердцах христиан.
Ученик святителя Иоанна, святой Прокл, Патриарх Константинопольский (434—447), совершая Богослужение в храме Святой Софии, произнес проповедь, в которой, прославляя святителя Иоанна, говорил: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя».
Присутствовавшие в храме, глубоко тронутые словом святителя Прокла, не дали даже ему окончить проповедь и стали единодушно умолять Патриарха ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святителя Иоанна были перенесены в Константинополь. Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро мощи святителя были перенесены в храм святых Апостолов. Народ воскликнул: «Приими престол твой, отче!» Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: «Мир всем».
В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.
Иоанн Златоуст является автором литургии восточного (византийского) обряда. Богослужение подразделяется на «литургию оглашенных» (для некрещеных) и «литургию верных». Богослужение начинается со слов иерея «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков». Во время «литургии оглашенных» читается Апостол и Евангелия, а также исполняются антифоны (Псалом 102—103), тропари, Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»), прокимены и ектении («миром Господу помолимся»). Во время «литургии верных» совершается причастие, которому предшествуют херувимская песнь, Символ веры и Отче наш.
Иоанн Златоуст — автор седьмой молитвы (содержащей в себе 24 малых молитвы по числу часов в сутках) вечернего правила.
Слово огласительное
Кроме того, каждый православный христианин, бывавший в храме на Пасху, слышал Огласительное слово святого Иоанна. Слово это во многих храмах зачитывается торжественно, правда, на церковнославянском языке. Приведем его в переводе на русский язык. Так оно более понятно людям, и стоило бы его и в храмах читать на современном русском языке.
«Кто благочестив и боголюбив — тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный — тот пусть, радуясь, войдет в радость Господа своего.
Кто потрудился, постясь, — тот пусть возьмет ныне динарий. Кто работал с первого часа — тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа — пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа — пусть нисколько не беспокоится, ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа — пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час — пусть и тот не страшится за свое промедление.
Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь, и расположение хвалит.
Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные, ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые, почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна — насыщайтесь все; Телец велик, никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.
Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось общее Царство. Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; Огорчил того, который коснулся плоти Его.
Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, — говорит он, — Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих».
Он огорчился, ибо стал праздным; Огорчился, ибо посрамлен; Огорчился, ибо умерщвлен; Огорчился, ибо низложен; Огорчился, ибо связан.
Он взял тело и нашел в нем Бога; Взял землю и увидел в ней небо; Взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел.
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Коринфянам 15:55).
Воскрес Христос, — и ты низложился; Воскрес Христос, — и пали бесы; Воскрес Христос, — и радуются ангелы; Воскрес Христос, — и водворяется жизнь; Воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе.
Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «первенец из умерших». (1Кор. 15:20). Ему слава и держава во веки веков».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.