Со знанием Веры и с верой в Знания

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон с детьми

Принято считать, что Знания и Вера — это противоположности. Знания основаны на опыте, научных исследованиях, доказательствах.
А вера… Кажется, что для нее не нужны логические обоснования или факты. Или — знания. Верую — и все тут! И безо всяких наук и знаний…
Примерно так полагают многие. Однако у Русской Православной Церкви совсем другая позиция. И не потому, что большинство научных открытий сделали верующие ученые. И не потому, что именно Церковь в России стояла у истоков образования. Просто именно наука, знания позволяют нам увидеть в полноте мир Божий. И потому уже много веков Русская Православная Церковь всячески поддерживает образование, стремление человека к знанию. Особенно сильно такая поддержка проявляется три последних десятилетия. И Новосибирская митрополия — один из самых ярких тому примеров.

Председатель отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии, доктор богословия, протоиерей Борис Пивоваров
Особо следует сказать о воскресных школах, которые имеются почти при каждом православном приходе. Воскресные школы созданы для того, чтобы православные родители могли не только приводить своих детей в храм, но и давать им начальное православное образование. А главное — давать им духовно-нравственное воспитание. Благодаря святой вере православной у воспитанников воскресной школы формируются твердые представления о нравственности, о добре и зле, правде и лжи, о верности, честности, справедливости, подвиге, жертвенности. При этом у детей формируется личный нравственный опыт — стремление к добру и отрицательное отношение к скверным словам, к культу насилия и жестокости, к нарушениям нравственных норм.

Школа в воскресный день
В епархии сложилась стройная система православного образования. Воскресные школы. Первая такая школа в России была открыта еще в 1859 году выдающимся в России врачом и педагогом Н. И. Пироговым, и возродились такие школы только в новой России. Недавно Отдел образования и просвещения Новосибирской митрополии провел аттестацию воскресных школ епархии. Всего было аттестовано 52 (!) воскресные школы. На тот момент в них занималось 1 462 человека. Преподавательский состав — 254 человека! А ведь создание воскресных школ в Новосибирской митрополии началось совсем недавно и с нуля.
Еще позже появились в митрополии православные детские сады. Пока их совсем немного и, в общем-то, они ничем не отличаются от «обычных» детских садов. В них строго выдерживаются все государственные стандарты. В соответствии с режимом дня и программой с детьми проводятся занятия, игры, прогулки, утренники и другие мероприятия. Каждый день начинается с краткого молитвенного правила, что, согласитесь, естественно для дошкольного учреждения с приставкой «православное». И еще на занятиях и между занятиями дети осваивают не только знания и навыки для успешной учебы, но и азбуку духовной жизни. А это как раз то, чего так не хватает сегодня в жизни.
Сотрудники православных детских садов активно разрабатывают авторские программы воспитания дошкольников. Так, в детском саду при православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского воспитатели М. Баженова и О. Ромашева разработали Программу инновационной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Благая весть». С этой работой они стали победителями регионального этапа XI Всероссийского конкурса в области педагогики. В православном детском саду во имя Архистратига Михаила педагогический коллектив создал современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все линии воспитания, обучения и развития ребенка, «Мир — прекрасное творение» по основам православной культуры для детей дошкольного возраста.
Как это выглядит на практике? Во многих детских садах России 23 февраля проводят праздники, посвященные Дню защитника Отечества. Рассказывают о нашей армии, о ее героях. А вот в православном детском саду во имя Архистратига Михаила ребята рассказали взрослым и гостям про Илью Муромца (святого Илию) и о других русских богатырях, защищавших Отечество в стародавние времена. И представления и о самом Отечестве, и об его защитниках стали богаче и глубже.
Отдельный разговор о православных гимназиях. Сейчас их в Новосибирской епархии пять, и у каждой есть серьезные достижения. Старейшая из них — гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была учреждена в 1992 году в новосибирском Академгородке. Православная гимназия в самом центре науки! И оказалось, что ничего взаимоисключающего в этом нет. В гимназии преподают кандидаты наук, а ее ученики достигают серьезных успехов в постижении наук. Сборная команда гимназии по физике «Синергия» в 2018 году на Всесибирском турнире юных физиков заняла первое место в первой лиге. В этом же году команда заняла первое место на Всероссийском турнире юных физиков, который проходил в Новосибирске. В 2018 году дипломом третьей степени отмечена гимназическая команда на региональном турнире юных биологов, а команда юных химиков получила диплом участника.
В гимназии действуют несколько специализированных классов инженерно-технологической направленности.

Занятия в православной гимназии во имя святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия

В 2016 году гимназия получила в дар библиотеку Ивана Николаевича Евсюнина, которая насчитывает более 2 000 изданий, связанных с А. С. Пушкиным. И на базе уникальной библиотеки в гимназии открыли «Пушкинский кабинет». И он быстро стал востребован другими школами для проведения «пушкинских уроков».
Отдельно хотелось бы сказать о курсе «Основы медицинских знаний», организованном в 2002 году по инициативе гимназии на базе православного сестричества во имя княгини Елисаветы. Курсы для старшеклассников способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, повышают мотивацию помогать своим близким и всем нуждающимся, дают начальную медицинскую подготовку для общественного служения ближним в качестве волонтеров. За время существования курсов здесь прошли обучение более тысячи человек из 15 школ.
Здорово, что у каждой из гимназий Новосибирской митрополии есть свой «конек». Скажем, православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, совместно с учебной сотней «Казачья застава», в рамках курса начальной военной подготовки принимает активное участие в военно-спортивных и туристических акциях. В гимназии во имя преподобного Серафима Саровского (город Бердск) уже 14 лет проводятся Дни православной культуры. Православная гимназия во имя святого равноапостольного князя Владимира известна выставками цветов и композиций из природного материала «Радость Пресвятой Богородицы». В православной гимназии во имя святителя Игнатия Брянчанинова доброй традицией стало проведение гимназических балов на Рождество. Гимназия традиционно принимает участие в Днях науки в Академгородке, ее ученики регулярно посещают лекции ученых в рамках проекта «Академический час». И вместе с тем здесь реализуют проект «Художественное образование в Сибири: кириллическая каллиграфия». Проект получил поддержку Международного конкурса «Православная инициатива».
Во взаимодействии со светскими вузами
Разумеется, в Новосибирской митрополии успешно действуют и церковные учебные заведения. Духовная семинария, Новосибирский Свято-Макарьевский православный богословский институт. Но об этом позже. А пока отметим активное взаимодействие Церкви со светскими высшими учебными заведениями. Понятно, что такое взаимодействие складывалось совсем непросто. И тут надо отметить особый вклад правящего архиерея — митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Широта его взглядов, его научный багаж (Владыка сам кандидат наук) позволили со временем выстроить взаимодействие митрополии и новосибирских вузов.

справка «ЧС»

С 2001 по 2016 год дипломы Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института о высшем богословском образовании получили 82 выпускника. Дипломы регента-псаломщика — 36 человек. Дипломы иконописца — 18, свидетельства звонаря — 143 и свидетельства о начальном богословском образовании — 558 человек.

Новосибирская православная духовная семинария

Сейчас епархией налажено сотрудничество с 19-ю государственными и частными учреждениями высшего образования и 12-ю учреждениями среднего профессионального образования Новосибирска. Вузы — самые разные. Это и Новосибирский государственный университет, и государственный технический университет, и Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, и университет телекоммуникаций и информатики, и Сибирский университет геосистем и технологий. А еще — медицинский и педагогический вузы, военные институты, университет путей сообщения и аграрный вуз.
Среди среднетехнических учеб-
ных заведений много кадетских корпусов. Сибирский авиационный кадетский корпус имени А. И. Покрышкина. Бердский казачий кадетский корпус имени Героя России Олега Куянова. Специализированный учебно-научный центр при НГУ — знаменитая физико-математическая школа.
Как оказалось, и для студентов самых разных вузов, и для тех, кто выбрал рабочие профессии, православие открывает много нового, важного. И очень близкого к будущей профессии. Не случайно в Новосибирском государственном аграрном университете освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». В Сибирском авиационном кадетском корпусе имени А. И. Покрышкина действует часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо». В Новосибирском командном речном училище имени С. И. Дежнева освящена часовня во имя знаменитого флотоводца, святого праведного воина Феодора Ушакова.
Жизнь показывает — вера и знания дополняют друг друга. Вместе они становятся сильнее.
Высшее образование. На пути к священству
Еще сильнее вера и знания становятся в высших учебных заведениях Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви. Это Свято-Макарьевский богословский институт и Новосибирская духовная семинария. Мы решили отправиться в семинарию. Располагается она, что называется, «на отшибе», в городе-спутнике Новосибирска — городе Оби, неподалеку от аэропорта.
Здание семинарии очень красивое, с колоннами. Оно даже как-то выделяется из общего местного колорита. Попадая на территорию этого учебного заведения, оказываешься будто немного в другом измерении. Накануне беседы с первым проректором семинарии отцом Игорем Владимировичем Морозовым прогулялись по территории семинарии. Справа от центрального входа — памятник святителю Тихону Задонскому. Он был установлен этим летом в честь 10-летия учебного заведения.
Внутри семинария также очень красива. Белые стены, лепнина в виде херувимов. Много растений и большие иконы. И, конечно же, студенты, которые бегали из одной двери в другую. Все они были одеты в семинарскую форму, на ком-то была ряса. На втором этаже — семинарский храм. В нем очень высокие потолки и свежий воздух. А рядом с каждой из икон тексты с молитвами.

Иерей Игорь Морозов

— Отец Игорь, позвольте начать с несколько неожиданного вопроса: священник должен быть образованным человеком?
— В обязательном порядке. Само по себе любое образование, особенно духовное, очень важно для церковного служения. Это всегда процесс без начала и конца. Человек должен учиться с самого рождения и до последнего вздоха. Самого по себе стационарного состояния в природе не существует. Это всегда «переход одной энергии в другую». Если человек духовно растет, он этим ростом, этим стяжанием Духа Святого, как сказано в Писании — «благодать на благодать», должен заниматься постоянно и всегда. Как только остановился — рост прекращается. Но для того, чтобы жить во Христе, нужно иметь определенные, те же духовные знания. А в семинарии серьезно изучают богословские науки и одновременно научают послушанию и молитве. Послушание и молитва — это всего лишь два простых слова, но за ними большой информационный объем.
Вся жизнь — богословие. Богослов тот, кто живет во Христе. Для того чтобы поступить в семинарию, человек должен быть верующим, должен заниматься духовной жизнью. Тогда то богословие, которое он изучает в семинарии, дает хорошие плоды.
— А что вообще означает слово «семинария»?
— В переводе с латинского это слово означает «рассадник» (место, где выращивают молодые растения). Люди, которые у нас обучаются, попадают в такую духовную среду, что произрастают как священнослужители. Как люди, если Господь даст и Владыка благословит, которые станут пастырями. У них будет своя община и им придется, опираясь на духовные и теоретические знания, полученные здесь, вести свою паству за Иисусом Христом. Но при этом важно еще собой Христа не закрывать, не заслонять. Важно, чтобы человек понимал, что он идет не за конкретным священнослужителем, что он пришел ко Христу. Потому что все-таки в Церковь людей приводит Бог, а мы являемся помощниками для этого человека, становимся сопровождающими.
— Когда была создана новосибирская духовная семинария?
— Мы очень молодая семинария. В этом году отмечали 10-летие. А здание, в котором сейчас находимся, изначально было авиационным училищем. Потом его превратили в дом культуры, в 90-е годы все было запущено и разрушено. Затем митрополит Тихон выбрал это место. Оно хорошо тем, что находится не в центре Новосибирска, а на окраине в городе Оби. Да, были предложения, чтобы семинария находилась в центре города, но такое расположение приводит к определенным проблемам. А те семинарии, которые находятся подальше от мирской суеты, от соблазнов, за чертой города или же вообще в монастырях, дают очень хорошие духовные плоды. Важным является от мира отделиться, посвятить себя духовному росту, получить теоретические знания. А для этого нужна концентрация, в первую очередь, концентрация внимания. Отделиться от мира, чтобы потом в этот мир вернуться и просвещать его светом Христовым.
— Я заметил, во дворе вашей семинарии стоит памятник святителю Тихону.
— Святитель Тихон Задонский является небесным покровителем нашей семинарии, нашего семинарского храма. Он возносит за нас свои молитвы перед Престолом Божьим. Кроме того, святитель Тихон является небесным покровителем и нашего митрополита.
— Сколько в вашем учебном заведении факультетов?
— Классическая семинария имеет, например, такие факультеты: пастырский, регентский, иконописный. А у нас исторически так сложилось, что в первую очередь, еще в 1990-х годах, открылся Свято-Макарьевский богословский институт. И все перечисленные мной факультеты находились в нем.
А на основе пастырского факультета в этом институте образовалась семинария. Проверка Учебного комитета Русской Православной Церкви рекомендовала выделить семинарию в отдельное подразделение. В настоящее время регенты, иконописцы и катехизаторы остались в институте, а в нашей семинарии только один факультет — пастырский.
— Каков преподавательский состав вашей семинарии?
— У нас преподавателей столько, сколько их должно быть в обычном вузе на одном факультете. В зависимости от семестра, года, курса обучения, в нашей семинарии работают около 50-ти преподавателей. Есть штатные преподаватели, а есть преподаватели по совместительству. Последние работают и в других вузах города, в том числе НГУ, НГПУ, в университете водного транспорта. Кстати, у нас также есть специальный транспорт, который подвозит в семинарию и увозит обратно преподавателей в Новосибирск, Академгородок. К нам все-таки путь неблизкий.
— Сколько человек ежегодно поступает в семинарию?
— От 10-ти до 15-ти. За 10 лет семинария выпустила более 40 воспитанников.
— С какими светскими учебными заведениями можно сравнить семинарию? С колледжем, университетом…
— У нас высшее образование. В нашей семинарии — бакалавриат. То есть четыре года обучения. До введения в России бакалавриата был пятилетний специалитет. Чтобы сохранить объем знаний, который необходимо получить нашим выпускникам, был создан еще и подготовительный курс. Назовем его условно «нулевым». То есть сейчас в семинарии подготовительный курс и четыре года бакалавриата. Ребята учатся пять лет. Возможно, будет еще и магистратура. Также в последнее время стали думать об образовании духовной академии.
— Есть ли у вас такое понятие, как «производственная практика»?
— Да, у нас есть миссионерская практика, катехизаторская, педагогическая, богослужебная.
— Есть ли какие-то особенности обучения в семинарии? Может быть, они касаются правил поведения или несения каких-то дополнительных обязанностей?
— Ребята с утра до вечера находятся на территории семинарии. Они живут в общежитии, как мы говорим — в кельях. Весь образовательный и воспитательный процесс построен следующим образом. Утром ребята встают, потом молитва. После этого завтрак, а в 8:40 начинаются занятия. Также у студентов есть послушания. Послушания в трапезной, послушания по библиотеке, по алтарю, по богослужению. Богослужения в семинарском храме совершаются ежедневно. Студенты пономарят, поют, читают.
— То есть проживание в общежитии является обязательным условием обучения в семинарии даже для ребят из Новосибирска или города Оби?
— Да. Не живут в общежитии, только когда женятся, становятся священнослужителями. Тогда они живут дома со своими матушками, а сюда приезжают на занятия.
— Отец Игорь, интересно, а на какие темы готовят курсовые и дипломные работы ваши слушатели?
— Эти темы очень разные. Они могут быть связаны с миссией Церкви, с предметами Нового Завета, Ветхого Завета, патрологии, общей истории Русской Православной Церкви. То есть по любой из преподаваемых дисциплин.
— Расскажите, какие дисциплины у вас изучаются?
— Новый Завет, Ветхий Завет, катехизис, то есть вероучение.
Также догматика, пастырское богословие, нравственное богословие, патрология — учение об отцах Церкви. Кроме того преподаются языки: английский, немецкий, греческий, латинский, церковно-славянский. Среди предметов есть такие, как история, философия, миссиология, сектоведение, литургика, устав, песнопения и так далее. Предметов много. По часам вычитывается тот же объем, что и в светских учебных заведениях.
— Многие выпускники учебных заведений впоследствии часто не могут найти работу. А как обстоит с этим дело у выпускников духовной семинарии?
— Население Новосибирской области около двух миллионов 700 тысяч человек. А священников на всю область только 300. Может, чуть больше. Считается, что более или менее батюшка может окормлять 200 — 250 прихожан. Слишком большое количество людей — это очень тяжело. Так что проблем с трудоустройством нет.
Мы посчитали, что за полтора года у нас женилось шесть человек, и все они стали диаконами. Но, как вы поняли, со священниками у нас «дефицит». Одна из главных проблем — это внимание, точнее, его недостаток. Вот стоит в храме 200, 300, 600 человек, и каждому нужно уделять внимание… После богослужения священник же должен общаться с людьми, окормлять их. Как сказано в Евангелии: жатвы много, а делателей мало.
— Отец Игорь, а почему делателей «дефицит»?
— А, видимо, потому что в Священном Писании так сказано.
— Какова материально-техническая база вашей семинарии?
— Наша библиотека состоит из 19 000 книг. Библиотека в семинарии есть и электронная. Наши студенты, администрация и преподаватели обязаны пользоваться и электронной библиотекой. Это, кстати, является требованием Рос-обрнадзора и Учебного комитета Русской Православной Церкви. Соответственно, есть и компьютерный класс. В аудиториях преподаватели так же используют современные технологии, как и в обычных серьезных учебных заведениях. Качество образования зависит от того, насколько хорошо знания усваиваются студентами. А для этого не грех использовать и просмотр фильмов, слайдов и тому подобное.
— Все ли выпускники семинарии заканчивают ее в священном сане?
— Не все. Пока человек учится, он только на определенных этапах имеет право подать митрополиту прошение, чтобы стать священно-служителем. На третьем курсе он имеет право написать прошение, если женился или принял решение стать монахом. Если прошение будет одобрено, то Владыка совершает рукоположение во дьяконы. Учебный комитет определил нам правило, что священником человек может стать только после окончания семинарии.
— Духовная семинария — это своего рода вершина религиозного образования. В новосибирской епархии уже довольно давно существуют православные детские сады, воскресные школы, православные гимназии. Много ли выпускников, например, православной гимназии поступают в семинарию?
— Не так уж и много.
— То есть больше поступают ребята, закончившие обычную среднюю общеобразовательную школу?
— В основном. Но пройдя через этап пономарства в храмах. Во время этого этапа они получают определенную подготовку, перед поступлением в семинарию. Они уже умеют читать по-церковному, уже частично знают богослужение. Уже отучились в воскресных школах или, возможно, сами дома занимались.
— А вот, скажем, учится парень в школе. И где-нибудь в середине 11-го класса вдруг становится верующим. Да еще и решает поступить к вам в семинарию. Что ему нужно для этого сделать?
— Он приходит в храм к настоятелю и говорит: я хочу поступать в семинарию, для этого я хочу пройти предварительное обучение и подготовку. Настоятель сопровождает этого молодого человека. Он учится читать, изучает богослужение. Также берет на сайте семинарии необходимые вопросы для подготовки и литературу по этим вопросам. И готовится. После этого настоятель пишет молодому человеку рекомендацию. Затем, со знаниями, дипломом об окончании школы и рекомендацией, абитуриент приходит в приемную комиссию и пишет прошение на имя Владыки. Сдает такие предметы, как основы православного вероучения, история Отечества, сочинение. Плюс собеседование.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.