В нашу жизнь входит понятие «святость»

Для чего современный человек должен знать историю? А литературу? Ответ: мол, образованный человек обязан знать произведения Льва Толстого, Шекспира, Чехова — вовсе не убедителен. А, скажите, может образованный человек не знать произведений Кафки, Теккерея, Тагора, Драйзера, Пруста? Мировая классическая литература — это тысячи великих имен, десятки тысяч произведений. Прочитать все — никому не под силу. Так же как никому не под силу знать во всей полноте историю. Тогда зачем нужно знать историю, знать литературу?
Ответ — в словах Льва Толстого: «Литература — это наука о том, как людям жить друг с другом». А история — наука о том, как быть гражданином. И вот ради и первого, и второго стоит знать и литературу, и историю.
А для чего недавно в российских школах появился такой предмет, как «Основы православной культуры»? Только ли для того, чтобы новые поколения узнали о православных истоках российской архитектуры, живописи, литературы? Конечно, не для этого.
В православной культуре сосредоточены все нравственные ценности, заповеданные человеку. Никакой другой предмет не расскажет об этом. А без восприятия этих ценностей нельзя достойно прожить свою жизнь. Появление «Основ православной культуры» в школах — только один из шагов в этом направлении. Неудивительно, что такие шаги поддерживает Русская Православная Церковь

Митрополит Тихон:
«Без православной культуры молодежь беспомощна перед вызовами…»
На встречах с молодежью, журналистами, волонтерами, педагогами митрополита Новосибирского и Бердского Тихона обязательно спрашивают о появлении в школьных программах «Основ православной культуры». И всякий раз разговор выходит за рамки собственно школьного урока. Владыка Тихон уверен, что появление нового для российских школ предмета — признак построения нового общества:
— Вы сами знаете, что сейчас творится в школах. Военные сведения приходят в основном из Сирии, Украины и… из школ: там зарезали, там зарубили. И мы с этим нарастающим потоком безнравственности просто не сможем справиться, если не будет преподаваться духовная культура.
Если спросить светского человека: почему нельзя воровать? Он вам скажет: «Посадят!» Если об этом же спросить верующего, он ответит: «Потому что это грех!» Нравственность — это внутренний кодекс человека, он сам соблюдает правила человеческого общежития. И не надо к нему приставлять полицейского. И опять же нравственные понятия тоже относительны. Если спросить у человека нецерковного: что такое добро? — он ответит: «Добро — это когда мне хорошо!» А вы посмотрите на этимологию славянского слова «счастье» — это часть от общего благополучия. Не может быть человек счастлив, если вокруг него несчастные люди. И дети в школе должны получить иммунитет ко всему злому. Человек понимает: «Ага, здесь пахнет злом — это не для меня!»
Макаренко говорил: «Только правильное воспитание делает человека счастливым». И только религии занимаются воспитанием всего народа: и старших, и младших, и бабушек, и дедушек. В чем заключается этот процесс? В освящении личности человека. Личность должна соединиться с божественной энергией, с божественным духом. Тогда она воспитывается как личность богоподобная. А иначе она воспитывается как личность демоноподобная.
Нравственные законы действуют на человека, как и законы физики, химии, механики. Как человек это ощущает? Через свою совесть. Вот он сделал плохо — совесть его осуждает. Сделал хорошо — совесть его поощряет. Потому и бывает, что большие преступники сами сознаются в том, что они совершили, говорят: «Не могу с этим грузом жить!» И Церковь работает с совестью, чтобы ее очистить, чтобы ее голос звучал, как набат: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя не почитать своих родителей, нельзя желать чужого!
В современной российской школе присутствует атеистическая парадигма — наследие прошлых лет. Вследствие этого только 20 процентов школьников изучают культурологический учебный предмет «Основы православной культуры», а остальные занимаются духовным воспитанием по учебникам светской этики. Школа выбирает светский предмет — «Светскую этику». Хотя нигде на Западе такого предмета нет, ибо этика не может быть светской — это нравственное воспитание в протестантской Церкви, и она может быть только религиозной. Но для нас придумали «светскую этику». Некоторые из преподавателей и родители думают, что это этикет, и выбирают этот предмет, который никакой роли в формировании личности, души человека не играет.
Директора некоторых школ заявляют: у нас светская школа, у нас будет светская этика, об этом заявлял и тогдашний глава Ордынского района Павел Петрович Иваровский. Я у него спросил: «Почему у вас в районе дети не изучают свою отечественную духовную культуру? Это же не изучение религии, этот предмет вводит Министерство образования России, а не Церковь. Мы можем выступить только как консультанты при выборе этого предмета, рассказать, что он из себя представляет». Он мне ответил: «У нас светское государство, поэтому у нас и светская этика!» Через два месяца он мне звонит: «Владыка, у нас дети разгромили кладбище. Приезжайте, поговорите со старшеклассниками! Ведь такое бедствие — дети не понимают святости могил». Я ему в ответ: «У вас есть преподаватели светской этики, пусть они с детьми и поговорят. Пусть расскажут, что такое святотатство, почему нужно чтить своих дедушек и бабушек, почему нельзя осквернять их захоронения». Он говорит: «Вы правы… Приезжайте, такое горе». Вот видите, как: гром грянул — перекрестился, грома нет — сразу серп и молот. Пришлось встречаться с ребятами, разговаривать.
Как при построении коммунистического общества самым главным считалось воспитание нового человека, так и сейчас, когда строится новая Россия, необходимо воспитывать нового человека, который бы понимал, какое общество строится.
«В Государственном гимне новой России есть такие слова: «Россия — священная наша держава». В нашу жизнь вводятся понятия «священное», «святое». Они заставляют нас уже совсем по-другому понимать и относиться к прежним принципам. Например, сегодня мы говорим о патриотизме как о святом чувстве. Почему мы должны любить Родину как святыню? Да потому что мы получили ее в наследие от предков, которые полили нашу землю потом и кровью, совершив подвиг жертвенной любви. А там, где совершается подвиг жертвенной любви во имя нашего будущего, мы говорим о святости. И отношение к ближним должно быть исполнено жертвенной любви, тем более отношение к семье, которая, чтобы стать крепкой, должна строиться на жертвенной любви двух людей. Но без духовно-нравственного понимания этих принципов человек не сможет понять, что такое «священное», «святое».
«Основы православной культуры» — это не изучение православной религии. В «Основах православной культуры» — знакомство с духовной культурой России. Мы над этим работаем много лет, и наша Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского создала полный комплект пособий и для дошкольного образования, и для школы с 1-го по 11-й классы. Все эти учебные пособия есть, они учителями, которые преподают этот предмет, востребованы. Но мы никак не можем их ввести в список учебников, разрешенных Министерством образования РФ для употребления в школах.
А там говорится о православной архитектуре, о православной музыке, о русском родном слове, о православной семье — об основах всех существенных для жизни молодого человека составляющих.
Увы, в школе присутствуют негативные традиции. Например, праздник красок — религиозный индийский праздник –– свободно проходит в российских школах. А вот основы православной культуры не могут пробить себе дорогу.
Хотя есть такие регионы, как Курск, Калуга, где 98 процентов учащихся выбирают «Основы православной культуры». В Москве, которая от нас раньше даже отставала, сейчас этот предмет выбирают около 50 процентов, хотя в Москве проживают много неправославных. В 2014 году, когда только начинали, у нас в Мошковском районе тоже 100 процентов учащихся выбрали «Основы православной культуры». Через год отказались. Кто отказался? Родители. Они пришли в школу и сказали, что такой предмет им не нужен. Почему? Мальчик пришел домой и говорит: «Папа, ты матюкаешься –– это плохо. Мама, ты куришь — это плохо». Поэтому такой предмет не нужен…
В Новосибирске предмет «Основы православной культуры» не изучается в 62 школах. Для сравнения: в прошлом году «Основы православной культуры» не преподавались в 51 школе. То есть школ, в которых не изучается этот предмет, прибавилось. По области тоже цифры разные: в Мошковском районе «Основы православной культуры» выбрали 90 процентов, в Ордынском районе нет ни одной такой школы.
Между тем воспитание зиждется на знании нравственного закона, о котором говорит Церковь. Это голос совести в душе, который в соответствии с нравственным законом одобряет нас или осуждает. И такой человек по-настоящему счастлив. Как утверждал Макаренко, счастливым его делает правильное воспитание. Оно же способствует приобретению жертвенной любви. Если человек приобрел жертвенную любовь, значит, он украшен добродетелями — милосердием, состраданием, желанием помочь ближнему. Таким и должен быть новый человек в новой России.
Знание своих духовных корней, духовной культуры, которые дает предмет «Основы православной культуры», позволяет учащимся наиболее полно осознать себя, увидеть себя в этом обществе, понять, по какому пути идти, и не смеяться над выдвинутым президентом страны понятием «духовные скрепы», а как раз эти скрепы создавать. К сожалению, без учебного предмета «Основы православной культуры» молодые люди окажутся беспомощными перед теми вызовами, с которыми им предстоит встретиться уже в недалеком будущем.

СТРОКИ УЧЕБНИКА

«Основы православной культуры». Книга для родителей. Создана коллективом Новосибирской православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского.
Изучение учебного предмета «Основы православной культуры» начинается в 4-м классе, но выбор этого предмета (модуля) делается тогда, когда ребенок учится еще в 3-м классе. Причем выбор учебного предмета (модуля) комплексного курса ОРКСЭ — это прерогатива родителей обучающихся. Почему выбор модуля предоставляется родителям (законным представителям) учащихся? Потому что по нормам международного права и российского законодательства родители учащихся имеют приоритет в воспитании своих детей: они имеют полное право воспитывать своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениями.
Если родители верят, что родная православная традиция и культура помогут воспитанию их ребенка, они могут свободно выбирать «Основы православной культуры».
По традиционному для российской семьи религиозно-нравственному воззрению, дети для родителей — дар Божий. Отсюда и проистекает взгляд на священную ответственность родителей: они отвечают за своих детей не только друг перед другом, обществом, школой и государством, но прежде всего — перед Богом. По словам великого христианского проповедника и педагога святого Иоанна Златоуста, жившего в IV веке († 407), всё у родителей должно быть второстепенным в сравнении с заботой о доброкачественном воспитании своих детей. А дети, получившие доброе воспитание, должны почитать своих родителей. Это одна из важнейших заповедей, данных человеку.
В семье ребенок получает и первые уроки родного языка, родной истории и литературы, конечно, если родители читают ему хорошие книги. И первые уроки музыки ребенок может получить в семье, если его с младенчества окружает хорошее пение, классическая музыка. В семье ребенок навыкает правильно воспринимать похвалу: «Молодец! Ты уже большой!» В семье есть место и доброй благовременной шутке. Уроки домашнего юмора научат подростка строже относиться к себе и снисходительнее к другим.
В семье ребенок проходит важнейшую науку доброведения, то есть учится различать добро и зло.

Протоиерей Борис Пивоваров:
«Выбирай достойное, а не легкое…»
Предмет «Основы православной культуры» понемногу становится привычным в российских школах. О том, чем вызвано его появление, о том, чем руководствуются родители, выбирая для своих детей такой предмет, рассказывает доктор богословия, председатель Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви протоиерей Борис Пивоваров
— На протяжении скольких уже лет в школах изучается предмет «Основы православной культуры»?
— В 2009—2010 и 2010—2011 учебных годах комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) изучался в четвертых — пятых классах образовательных учреждений (гимназий, лицеев и школ) города Новосибирска и Новосибирской области в рамках апробации. С 1 сентября 2012 года комплексный учебный курс ОРКСЭ изучается в четвертых классах всех образовательных организаций России.
В рамках этого курса в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, ст. 87) изучается учебный предмет «Основы православной культуры» — один из шести предметов (модулей) комплексного курса ОРКСЭ.
— Введению ОРКСЭ в школу предшествовали острые дискуссии. Чем была вызвана необходимость появления этого комплексного учебного курса?
— Действующим законодательством «признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1997 г.). В советское время в школе была установка на всеобщее атеистическое воспитание. Если в школе обнаруживались верующие школьники, то ставилась задача по их перевоспитанию. Теперь религиозно-общественная ситуация в России кардинально изменилась: атеизм уже не является официальной государственной идеологией.
В настоящее время в России имеется много родителей, которые хотят, чтобы их дети, получая в школе общее образование, вместе с тем получали и воспитание, соответствующее их собственным религиозным и нравственным убеждениям. Есть и такие родители, которые сами не смогли получить традиционного православного воспитания, но сожалеют об этом. Возвратившись в Церковь, они не только сами активно знакомятся с родной православной историей и культурой, но хотят, чтобы и их дети-школьники осваивали основы православной культуры России.
Многие родители верят, что воспитать в ребенке нравственные качества и добродетели помогают родная православная традиция и культура. При крещении своих детей они уже дали Богу обещание, что будут воспитывать их в православной вере и традиции. И вполне естественно, что они выбирают для своих детей «Основы православной культуры». В школе воспитанию детей на основе православной педагогической традиции призван содействовать учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса ОРКСЭ. Этот курс вводится не для того, чтобы снабдить школьников какими-то культурологическими сведениями, а ради духовно-нравственного воспитания. Таким путем будет достигаться искомое взаимодействие — согласие между семьей и школой в деле нравственного воспитания детей и молодежи.
— Какое различие между преподаванием в общеобразовательных организациях основ православной культуры и преподаванием в воскресных школах Закона Божия?
— Религиозное обучение предполагает молитву, участие в церковном богослужении, в церковных праздниках, пост, благотворительную деятельность. А духовно-нравственное образование и воспитание в рамках освоения основ православной культуры в школе призвано научить школьника различать добро и зло, почитать родителей, учителей, старших, не обижать младших, быть благодарным, дружелюбным, ответственным, честным, благоразумным, трудолюбивым, милосердным, любить свою Родину, почтительно относиться к святыням России, памятникам культуры, не разорять кладбищ, не сквернословить, не воровать, не лгать, не употреблять наркотики, уклоняться от преступных сообществ.
Изучая основы православной культуры России, дети знакомятся с понятием «добродетель» — доброе дело, добрый поступок; узнают о важнейших добродетелях — благодарности, дружелюбии, ответственности, честности, благоразумии, трудолюбии и милосердии.
Нравственное содержание этого предмета лучше всего выражают слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»
— Основы православной культуры школьники могут изучать в четвертом классе. А как дело обстоит в других классах?
— Поскольку изучение основ религиозной культуры в российской школе нужно было как-то начать, то начали с четвертого класса. Однако изначально преподавание основ религиозной культуры планировалось не для одного четвертого класса. Для пятого — девятого классов введена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Эта новая предметная область должна являться органичным продолжением преподавания ОРКСЭ в начальной школе.
Модульная структура комплексного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР является непременным условием преподавания основ религиозной культуры в школе. Смешение модулей, которого добиваются сторонники мультикультурализма и противники преподавания основ православной культуры, противоречит самой идее свободного изучения основ родной религиозной культуры.
Для того чтобы преподавание основ православной культуры достигло своей воспитательной цели, необходимо, чтобы этот предмет преподавал хорошо подготовленный учитель, чтобы этот учитель на уроках сумел показать обучающимся красоту православной культуры и чтобы каждый такой урок по основам православной культуры не превращался в урок морального релятивизма или атеистического культуроведения.
— Что можно сказать об учебных и методических пособиях по ОРКСЭ и ОДНКНР?
— По благословению Владыки митрополита Тихона с 2001 года Отдел образования и просвещения Новосибирской митрополии занимается подготовкой учебных и учебно-методических пособий по основам православной культуры, изучаемой в рамках ОРКСЭ и ОДНКНР. Учебно-методический комплект «Основы православной культуры» для учащихся четвертого класса используется во многих школах города Новосибирска и Новосибирской области. Учебно-методические пособия для учащихся других классов проходят апробацию в ряде школ города и области.
— Что Вы можете пожелать родителям школьников?
— Прежде всего мне хочется вспомнить замечательные слова Святейшего Патриарха Кирилла. Выступая на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях, он сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и отечественной истории, курс по основам православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «православие».
Родителям следует знать, что, изучая исторические и нравственные основы православной культуры России, их дети смогут познакомиться со священными страницами истории России — с тем, когда и благодаря кому появилась славянская письменность, как Русь приняла Святое Православие, чем воодушевлялись наши предки, защищая Русскую землю, а также познакомиться с именами и подвигами самых выдающихся просветителей, защитников, героев и святых людей Руси-России. Всё это позволит их детям лучше узнать свою родную историю и культуру.
С конца января 2019 года в общеобразовательных организациях города Новосибирска и Новосибирской области (СОШ, гимназиях и лицеях) начнутся родительские собрания по выбору предмета (модуля) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родителям не следует опасаться выбора для своих детей изучения основ православной культуры. Это не модуль-изгой. Выбирая основы православной культуры для своих детей, родители, в соответствии с законом, реализуют свой социальный заказ школе. А дети, изучая православную культуру России, будут не только лучше знать, но, главное, будут любить свою родную историю и культуру, свою Родину.

 

СПРАВКА«ЧС»

Только в 2016 году представители Новосибирской епархии участвовали в 217 собраниях по выбору модуля в школах, находящихся на территории епархии.
Новосибирской епархией в соответствии с расчетами, сделанными на основе данных, полученных из министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, за счет Новосибирской епархии был сделан дополнительный тираж учебно-методического комплекта «Основы православной культуры» для четвертых классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, подготовленный авторским коллективом Новосибирской православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского.
Продолжает работу открытый в феврале 2012 года по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона сайт Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии.

 

СТРОКИ ИЗ КНИГИ

«Цветослов» — книга для семейного чтения по предмету «Основы православной культуры», созданная в Новосибирске в православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского.
«Цветослов» не является хрестоматией к учебному пособию «Основы православной культуры», хотя и содержит целый ряд произведений русской литературы, тематически совпадающих с ним.
Цель этой книги — самостоятельное освоение в кругу семьи исторических и нравственных основ православной культуры посредством русской литературы. В «Цветослове» собраны литературные произведения из сокровищницы православной культуры России. Русская классическая литература представлена в нем именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, П. А. Вяземского, А. Н. Майкова, К. К. Романова (К. Р.), К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, И. С. Шмелёва, Б. К. Зайцева, А. И. Солженицына и других замечательных поэтов и прозаиков.
Книга призвана помочь школьникам, изучающим в начальных классах основы православной культуры, вместе с родителями продолжить знакомство с родной культурой, ее историческими и нравственными основами.
Чтение в кругу семьи способствует духовному сближению детей и родителей и прививает детям любовь к родному слову, к родному дому. А память о совместном семейном чтении на протяжении всей жизни человека будет согревать его душу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.