Вечные и тайные подарки Николая Чудотворца

SONY DSC

«Благословен Бог, даровавший нам предивное сокровище — ангелоподобного Николая. Заступничеством и милосердием этого великого светоча евангельского сияния, от края до края освятившего вселенную, весь православный мир устремился к Вечной Жизни», — так начинается полное житие одного из самых известных христианских святых. Святой Николай Чудотворец является, наверное, самым почитаемым в мире святым. Западный мир знает его как Санта-Клауса, православный мир — как Николая Угодника. И пусть образ этого святого на Западе искажен довольно сильно (вспомните хотя бы наряд Санты), суть его святости все же была передана довольно точно. Обычная, понятная всем участливость и человеколюбие, которую и вспоминает сегодня Русская Православная Церковь. 19 декабря еще в народе называется Никола Зимний. Есть еще Никола Вешний, то есть Весенний, — тоже день Николая Чудотворца, который православные отмечают 22 мая
Юноша, которого замечали многие
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным.
До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Христа дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».
Уже в первые дни своего младенчества будущий Чудотворец показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.
Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего, внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость.
Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников.
Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божьему он питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в молитве и чтении божественных книг.
Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, тоже по имени Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще, как мы уже сказали, перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера, то есть святитель стал священником.
При совершении над святителем Николаем Таинства священства епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»
Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Богу угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.
Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим.
Следующий случай свидетельствует к тому же о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей.
Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их же приданого.
Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь — Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Христа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.
Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Наутро отец нашел золото. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.
Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.
Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода.
Недолго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.
По возвращении дяди из Палестины святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же, на корабле, он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.
…Именно благодаря этому эпизоду из жизни святителя Николая иконки с его изображением висят у многих в автомобилях. Святого Николая еще в древности стали почитать как молитвенного покровителя путешествующим…
По прибытии в Палестину святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Кстати, жители этого села — православные. Там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святой в пещере, служащей теперь местом паломничества.
«Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины святитель Николай пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души. Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину», — гласит одно из житий святителя.
«Николай! Эта обитель не та нива»
Желая удалиться от мирской суеты, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братией с большой радостью. В тихом уединении монашеской кельи он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда Николай должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.
Однажды, стоя на молитве, он услышал голос: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!»
Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!»
Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избежать мирской славы, которую он так не любил.
…Кстати, вспомните, что Дед Мороз (прообразом которому и послужил святой Николай) и Санта-Клаус приносят для детей подарки тайно. Под новогоднюю елочку или в чулок на камине (на Западе). Это все отголоски скромности Николая Угодника….
Кроме того, святой Николай жил как нищий, не имел где приклонить голову, но посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, «унижающий гордых и возвышающий смиренных», возвысил его.
Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Бог предусмотрел для занятия этой должности более достойного мужа. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное. Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.
Получив это божественное откровение, старец епископ сообщил о нем другим. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай».
По имени и глубокому смирению прибывшего старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»
При вступлении в управление Мирликийской епархией святитель Николай, как сообщает житие, сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»
Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божьего, но при этом был, как всегда, кроток и смирен духом, незлобив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия. Николай соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, ел постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его процветала.
Бил ли святой еретика?
Приближались дни испытаний. Церковь подверглась гонениям императора Диоклетиана. Храмы разрушались, богослужебные книги сжигались. Епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане в империи подвергались всяческим мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.
Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божье, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай по выходе из темницы снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.
Особенно сильно пострадала Церковь в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божественность Иисуса Христа и не признавал Его Единосущным Отцу, что сегодня, собственно, делает и запрещенная в России секта «Свидетели Иеговы».)
Желая водворить в стране мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались 318 архиереев. Здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.
Сегодня существует легенда о том, что на этом соборе был святитель Николай. И не просто был, но еще и влепил тому самому Арию пощечину. Но было ли это «добро с кулаками» на самом деле? Скажем, что известнейшие церковные историки В. В. Болотов или А. В. Карташев вообще считали само участие святителя Николая в первом соборе легендой, не имеющей исторических оснований.
В первом дошедшем до нас Житии святителя Николая в редакции преподобного Симеона Метафраста (Х век) по поводу возможного его участия в работе первого Никейского Собора можно прочесть следующее: «Когда Константин, первый благочестивый император, правил державой ромеев, и великий его архиерей наставлял народ православным догматам, с корнем вырывая все враждебное и несогласное с ними, в Никее собирается все православное духовенство, чтобы утвердить основы благочестивой веры, предать осуждению богохульную ересь Ария и упрочить во всей церкви мир. Оно постановляет считать Сына равночестным Отцу и единосущным.
Пречудный Николай тоже был на этом святом соборе и решительно восстал против ереси Ария. Опровергнув ее и определив для всех незыблемый канон православной веры, он покидает Никею и возвращается к своей пастве, путеводя всех к добродетели и поучая еще ревностнее прежнего».
Больше об участии святого на соборе в данной версии жития ничего не говорится.
В богослужебных текстах, например, Всенощного бдения под 19 декабря, можно найти ряд указаний на то, что святой Николай сыграл важную роль в выработке вероучительных решений Никейского Собора. Например, в стихирах Великой вечерни святой называется «победителем Ария и его пособников», «лопата, развеивающая Ариевы подобные плевелам учения», а в каноне утрени говорится: «Оком ума провидя будущее, учениями правыми ты насытил всех: объявив нам Сына Отцу Единосущным, ты безумие Ария истребил, предложив как веры православной столп священные твои деяния» (песнь шестая).
В известном акафисте святителю Николаю Чудотворцу мы читаем: «равна бо Отцу Сына исповедал еси, соприсносущна и сопрестольна, Ария же безумнаго обличил еси», или «радуйся, Ария возбесившагося от собора святых отгнавый». Но никакого вывода о допущенном физическом воздействии на Ария отсюда нельзя вывести вовсе!
Однако в дальнейшем, вопреки всему святоотеческому и богослужебному преданию о святителе Николае, в его жизнеописании появляются совершенно неуместные черты, которые кочуют из книги в книгу и озвучиваются из проповеди в проповедь. Это, конечно, известная вставка о якобы «заушении» Ария святителем, о том, что он ударил еретика по щеке.
Сами сторонники Ария, включая весьма приближенного к императору Константину епископа Евсевия Никомидийского, решили расправиться с ним и изолировать его, упрятав в тюрьму. В случае же физического применения силы к Арию никакой епископ не имел бы ни малейшего шанса на восстановление в сане, согласно 27-му Апостольскому правилу («Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и через сие устрашать желая, извергать из священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал»).
Увы, спрос на лживую легенду о «поступке» Николая был и остается устойчивым. Ведь если столь великий святой якобы позволил себе «заткнуть рот» еретику таким вот радикальным способом, то и свои собственные страсти, как гнев и ненависть в отношении инакомыслящих, вполне можно оправдать.
Очень многие склонны воспринимать этот устойчивый миф в отношении святителя либо по простодушию, либо по невежеству, считая его за настоящий голос Церкви. Но мифы и разного рода «бабьи басни», распространяемые подчас из вполне благих побуждений (подобно тому, как в первохристианские времена дело обстояло с апокрифическими Евангелиями, помимо канонических), все-таки необходимо разоблачать. Поскольку здесь речь идет об очень важном в христианской жизни — каким примерам кротости нужно подражать и как она проявлялась у великих святых, напраслину на которых возводить в данном случае совсем уж неуместно!
Молодые и не очень люди, рвущиеся защищать православие с помощью кулаков, вспыхивающие при малейшем несогласии с их точкой зрения, очень любят оправдывать свою несдержанность тем, что даже святитель Николай ударил еретика Ария по лицу. Мы таковым напомним — святитель тайно дарил подарки, а не рукоприкладством занимался! Сам миф о «заушении» Ария противоречит образу самого почитаемого в России святого.
Во времена ариевской смуты православное христианское учение только обретало свою законченность. Точнее даже не законченность, а обрамленность и догматичность. Некоторые богословы и епископы по своему неразумению пытались привнести в него свои умозаключения и земные мысли. Одним из них был Арий. Порой такие умозаключения противоречили духу самого Евангелия. Нам сегодня трудно понять, почему учение Ария вызывало такую бурную реакцию. А ведь пойди христианство по пути, предложенному этим еретиком, то и само христианство давно бы перестало существовать. А вместе с ним не было бы и нашего государства, которое и возникло под стягом «Спаса Нерукотворного». Был бы без христианства десяток разрозненных княжеств, вместо России. Древляне, поляне, вятичи, радимичи, дреговичи, хреновичи и прочие, которые каждый молился бы на своего языческого идола и враждовал со своими соседями.
Кстати, на «дреговичей» и «хреновичей» нас сегодня и пытается разделить Запад. Утратив веру, Россия, Украина и Белоруссия лишились бы духовного единства. Осталось бы единство лишь кровное. А оно, как показывает история, не является залогом добрососедских отношений. Брат идет на брата, невзирая на родственность и кровь. Что бы сказал на это святитель Николай, которого одинаково почитают в трех наших странах?
Хлеб для голодающих
Но вернемся к святителю Николаю. Он продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков.
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил большой голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо. Один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, так как он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.
Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось долго стоять. Припасы истощились, стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, Николай Чудотворец лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы усмирил мятеж.
Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоначальник Евстафий осудил на смертную казнь трех невинных граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им услугу.
Они прибыли в Миры в момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божья. Трое царских воевод дивились этому, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.
Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
«— Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю? — Я — Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»
Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Царь призвал к себе Евлавия, и, узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.
«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» — спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.
«Мы не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!» Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.
По словам святого Андрея Критского, Николай Чудотворец являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!»
До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был преставиться. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря (19 декабря по современному стилю) 342 года и был погребен в соборной церкви города Миры.
P. S. Кем является Николай Чудотворец для Новосибирска? Для нашего города это имя являлось и продолжает являться особенным и священным. Раньше Новосибирск назывался Новониколаевском. И пусть он был назван в честь императора Николая II, не будем забывать и о том, что сам император был назван в честь этого святого. В центре Новосибирска стоит Никольская часовня, которая еще и является одним из символов нашего города.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.