Рождение, которое изменило мир

Про Рождество Христово написаны тысячи книг. И еще тысячи будут написаны. И все-таки каждый всякий раз может найти в этом великом празднике что-то новое. Это могут быть и какие-то богословские открытия. И интересные подробности празднования Рождества. И раздумья про особенности календаря. Все это найдется и в нашей статье. И еще рассказ о том, как храм Рождества Христова в глубинке Новосибирской области во многом преобразил жизнь людей
Храм в честь Рождества Христова поселка Горный
Рождество Христово изменило мир. Изменило пусть не сразу, не за день, не за год, но изменило — безвозвратно. С той поры на Земле, в России, в Сибири освящены сотни и тысячи храмов в честь Рождества. И с появлением каждого такого прихода менялась жизнь и его прихожан, и тех, кто был рядом. Так случилось и с храмом в честь Рождества Христова в поселке Горный Тогучинского района Новосибирской области.
Поселок Горный расположен в отрогах Салаирского кряжа у подножия Буготакских сопок. Основан он в 1952 году, в самой середине безбожного лихолетья, и, понятно, храма в нем от века не было. И вдруг летом 1996 года глава поселка Виктор Масалов приглашает тогдашнего епископа Новосибирского и Бердского Сергия и благочинного Северо–Восточного округа Новосибирской епархии протоиерея Александра Новопашина. Оказалось, глава администрации был сильно обеспокоен появлением в поселке неохаризматической секты. Он предложил начать строительство поселкового храма. Уже осенью был организован приход в честь Рождества Христова. Заниматься делами нового прихода Владыка Сергий благословил священника собора Святого Александра Невского Иакова Конкина. В январе 1997 года иерей Иаков Конкин был назначен настоятелем новообразованного прихода, а первую Божественную литургию отслужили в одной из комнат местного Дома культуры на Лазареву субботу, 19 апреля 1997 года. В этой комнате почти 10 лет и проходили богослужения.
7 июня 1997 года отец Александр Новопашин совершил чин освящения закладного камня в основание будущего храма. Это событие было приурочено к 45-летию поселка Горный. С мая 1998 года приход совместно с администрацией поселка и местными предприятиями ведет строительство храма. Проект был выполнен в традициях русского деревянного зодчества. В августе 2004 года воздвигнуты центральный шатер, купол, крест. Еще почти через год, в апреле 2005-го, установлены четыре угловых шатра с крестами. И вот на Пасху 2006 года в новом храме отслужили первую Божественную литургию!
В июле 2006 года в Горный был доставлен набор из семи колоколов, отлитых на Воронежском заводе. Приход Рождества Христова зажил полноценной жизнью.
В воскресные дни, дни Двунадесятых и Великих праздников совершается Божественная литургия, накануне вечером — Всенощное бдение. В праздничные дни по окончании Божественной литургии служатся молебны в честь праздника, молебны служатся и в воскресные дни по просьбам прихожан в различных душевных и телесных нуждах. Несколько раз в году служатся водосвятные молебны. Крещение в приходе совершается еженедельно.
В Великий и Рождественский посты проводится Таинство елеосвящения. В дни поминальных суббот служатся Вселенские панихиды, два раза в год панихиды служатся на Горновском кладбище.
Приход в честь Рождества Христова занимается просветительской, церковно-социальной и благотворительной деятельностью. Есть здесь детская воскресная школа. Занятия проводят приходской священник и два преподавателя. Работает библиотека духовной литературы, есть аудио- и видеотека с православными фильмами и духовными песнопениями.
День ото дня приход расширял свое пространство. По благословению Владыки Тихона в 1995 году в Горновской колонии строгого режима был создан приход во имя Преподобного Серафима Саровского.
Священник посещает колонию, в храме которой совершает богослужения и таинства. Каждым постом осужденные исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Раз в два месяца совершается Крещение. Великим постом совершается Соборование.
С осужденными проводятся беседы на духовные темы. Два или три раза в год служатся молебны с водосвятием, совершаются панихиды по усопшим.
12 января 2003 года архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, посетив колонию УФ 91/21 (ФГУ ИК–21), совершил чин освящения закладного камня в основание храма. Летом 2004 года был изготовлен проект, а в декабре 2011 года было завершено его строительство. 5 января 2012-го, накануне Рождества, совершено Великое освящение храма. Все внутренние стены здесь расписаны фресками, которые выполнили сами заключенные. Иконостас, иконы и все внутреннее убранство сделаны тоже их руками.
…Как и заповедано Спасителем, прежде всего Его Церковь пошла к тем, кто попал в беду, к тем, кому было особенно тяжело. И в первую очередь из-за давящих на душу грехов…
Горновский приход духовно окормляет и душевнобольных людей в областной психиатрической больнице № 5 села Карпысак. Стараниями администрации больницы на территории за 2,5 года был выстроен деревянный храм во имя cвятителя Николая Чудотворца. В мае 2004 года храм был освящен. Верующие Горновского прихода часто посещают пациентов Карпысакской больницы, привозя им теплые вещи, предметы первой необходимости, обувь.

прямая речь

Из выступления главы администрации поселка Горный Виктора Масалова на праздновании 20-летия Горновского прихода и 10-летия освящения храма. 14.01.2017 г.
«20 лет пролетело как 20 дней. Встретил нашего первого настоятеля — у него уже борода седая, дедушка. А ведь когда-то приехал сюда молодой человек с матушкой Ольгой и маленьким ребеночком на руках. Время, когда мы подошли к решению о строительстве храма, было страшное. Многие участвовали в строительстве и организации прихода, чтобы огородить от зла наших жителей».

В горновской районной больнице действует часовня в честь святителя Луки Крымского, а в мае 2009 года в селе Буготак была освящена часовня в честь пророчицы Анны. В селе Борцово освящен храм в честь иконы Божией Матери «Казанская». И все они приписаны к Горновскому приходу.
Ширился и рос приход храма Рождества Христова, росла и Новосибирская епархия, став митрополией. В ее пределах в декабре 2011 года была образована Искитимская епархия во главе с Преосвященнейшим Лукой, епископом Искитимским и Черепановским. В состав новой епархии вошел и Горновский приход, который с 2012 года является центром благочиния Северного епархиального округа Искитимской епархии. В приходе после отца Иакова с 2007 по 2014 годы служил священник Сергий Гащенко, в настоящее время настоятелем храма является протоиерей Игорь Затолокин, председатель информационно-издательского отдела Искитимской епархии. В 2017 году отец Игорь издал книгу «20 лет приходу, 10 лет освящения храма в честь Рождества Христова п. Горный». Также в храме служит священник Александр Петруня, который является еще и настоятелем прихода в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Борцово. Горновскую колонию духовно окормляет иеромонах Иоанн (Харин).
14 июля 2012 года к 60-летию Горного был установлен и освящен епископом Лукой величественный Поклонный крест перед въездом в поселок.
И сам поселок активно развивается. В 1998 году Буготакские сопки получили статус памятника природы. В правительстве России сейчас решается вопрос о получении поселком Горный статуса территории опережающего развития. С этим статусом уже сегодня связывают реализацию в Горном многих масштабных проектов. Место, где два десятилетия назад едва теплилась жизнь, сегодня все увереннее смотрит в будущее. С верой приходит уверенность.
Святочные традиции как символ Рождества
Традициям празднования Рождества на Руси много веков. Начинаясь в храмах, Рождество затем приходило в каждый дом — от крестьянских изб до царских дворцов. Увы, за 70 лет безбожной власти многие из традиций празднования Рождества оказались потеряны, и в Новосибирской митрополии уже несколько лет прикладывают серьезные усилия для возрождения рождественских традиций.
Каждый год накануне Рождества в Новосибирске проходят специальные семинары. Их участники узнают о том, как создаются рождественские вертеп, Вифлеемская звезда, рождественские открытки в уникальной технике пергамано. Узнают об иконографии Рождества, рождественских кукольных представлениях, колядках, играх и хороводах. Разрозненные поначалу эпизоды со временем преобразовались в цельный проект о. Георгия Нестерова «Светлая радость Рождества Христова».
В проект включились авторитетные эксперты, знающие специалисты. Так, об иконографии Рождества на семинарах рассказывает Ирина Львовна Ростовцева, доцент Новосибирской архитектурно-художественной академии. О рождественском вертепе — Нина Александровна Минулина, заведующая кафедрой народной художественной и музыкальной культуры института культуры и молодежной политики НГПУ. О традициях празднования Рождества на Руси — Елена Васильевна Конева, преподаватель высшей квалификационной категории фольклорно-этнографического отделения имени М. Н. Мельникова Новосибирского колледжа культуры и искусств.
О чем же узнают участники семинаров и что они потом создают в рождественские дни? В первые века после принятия Русью Православия праздник символизировал конец старого и начало нового года. Поэтому от Рождества до Масленицы заключались годовые договоры между купцами, завершались прошлогодние дела и начинались новые. Про гражданские календари тогда почти никто не знал, люди измеряли время от одного церковного праздника к другому.
Для крестьян Рождество было самой удобной датой. Заканчивались осенние полевые работы, зимой сельское хозяйство замирало. Поэтому праздничные гулянья могли продолжаться целую неделю. «Зима, крестьянин торжествует». В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.

прямая речь

Из выступления первого настоятеля храма Рождества Христова, председателя Издательского Совета Новосибирской епархии протоиерея Иакова Конкина на праздновании 20-летия Горновского прихода и 10-летия освящения храма. 14.01.2017 г.
«Сегодня, молясь за литургией, увидел через окно в алтаре сопку Мохнатую, и меня переполнили чувства. Но, конечно, еще большие чувства переполняют, когда я вижу ваши лица. Мне хотелось бы пожелать приходу добрых дней. Добрых лет. Чтобы возле этого храма, увенчанного православными крестами, люди обретали веру во Христа Спасителя. Благословение и благодать Божью. И когда вера будет в сердцах человеческих, то и поселок Горный, и Отечество наше будут непобедимы».

Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Согласно Евангелию, Иисус родился в хлеву, в бедности и страданиях. Одними из первых к Нему пришли три волхва из восточных стран. Они принесли Ему в подарок золото, ладан и смирну. Поэтому в Рождество подарки делают не только детям, но и взрослым.
Рождество предваряет одноименный пост. В это время нельзя потреблять скоромную пищу — мясо, яйца, молоко. Поскольку о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда, есть традиция в день накануне праздника не вкушать пищи до появления на небе первой звезды.
День перед Рождеством также называется сочельник. Это слово идет от названия блюда, которое традиционно готовилось в этот день в крестьянских семьях, — сочиво. Заваривалась каша, обычно из сеченой пшеницы или ячменя, отсюда и название. В кашу добавлялся мед, мак, орехи и другие сладости.
Ужин в канун Рождества было принято делать постным. На стол ставились каши, соленья и грибы. Никакого алкоголя у крестьян в этот день не было.
После ужина хозяин собирал остатки со стола и шел в хлев. Рождество считалось таким великим праздником, что радость от него должны были ощутить все, даже домашние животные.
Совсем по-другому накрывался стол на Рождество. Именно к этому празднику резали скотину, и крестьяне ели мясо. Интересно, что блюда состояли из больших кусков, это связано с особенностью запекания в русской печи. Кроме того, готовили птицу и рыбу. С мясной начинкой делалась и традиционная выпечка — калачи, кулебяки, блины и расстегаи.
Традиция создавать праздничные театры, вертепы пришла в Россию лишь в начале XIX века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряжеными». Вертепы выходили в вечер праздника Рождества Христова и выступали на площадях или заходили в дома. Показывали сценки из жизни Святого Семейства, другие библейские сюжеты и истории. Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами.
За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов.
Отдельно следует сказать о колядках. Сегодня многие полагают, что колядование — это просто веселые хороводы с песнями на Рождество. На самом деле слова этих песен полностью соответствовали евангельским текстам, а вот музыка была народной.
В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же — прийти к своему соседу или знакомому и с песней принести радостную весть — Рождение Спасителя.
В Российской империи Первенствующий член Святейшего Синода приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства святитель направлялся к царице и другим членам императорского семейства. Надо сказать, что в высшем свете Рождество пользовалось не меньшей популярностью, чем в народе. В Санкт-Петербурге и Москве проходили большие ярмарки и народные гулянья. Строились катки и своеобразные «парки развлечений». В это время количество светлого времени в сутках начинало увеличиваться, и люди воспринимали это как победу добра над злом. Пусть немного наивно, но они были правы в главном. Рождение Иисуса Христа — на самом деле начало победы добра над злом.
Доказательства Рождества
Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу, обновило человеческое естество. Рождество Христово воссияло миру светом разума, Христос исцелил уязвленный грехом род человеческий и даровал людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий, и от него ведется летоисчисление — до и после Рождества Христова.
Но скептики могут задать вопрос: а чем докажете, что Рождество все-таки было? На самом деле доказательств масса. Это и обнаруженная археологами гробница Иисуса (в храме Воскресения Христова в Иерусалиме), и пояс Богородицы, хранимый христианами. Именно в него был спеленан новорожденный Иисус. Но мы обратимся к немного иного рода доказательствам.
Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчеств. Язычники, бедствуя от безверия и всеобщей распущенности нравов, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Праотец Иаков на страницах ветхозаветной Книги Бытия предсказал, что Спаситель придет тогда, когда «скипетр отойдет от Иуды», то есть когда иудеи потеряют власть в своей стране. Пророк Даниил предсказал, что Царство Мессии наступит в семидесятую седьмину (490 лет) после выхода повеления о восстановлении Иерусалима, в период могущественного языческого царства, которое будет крепкое, как железо (Дан. 9:24—27).
И вот действительно к концу Данииловых седьмин Иудея подпала под владычество мощной Римской империи, а скипетр от Иуды действительно перешел к Ироду, идумеянину родом. Настало время прийти Христу. Люди, отпавшие от Бога, обоготворяли земные блага, богатство, мирскую славу. Сын Божий отверг эти ничтожные кумиры как плод греха и людских страстей и благоволил прийти в мир в самой скромной обстановке.
События Рождества описаны двумя евангелистами — апостолами Матфеем (из числа 12) и Лукой (из числа 70 учеников). Так как евангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев, то он поставил себе целью обосновать, что Мессия происходит от праотцев Авраама и царя Давида, как это было предсказано пророками. Поэтому евангелист Матфей начинает свое Евангелие с родословной Иисуса Христа.
Зная, что старец Иосиф был мнимым отцом Господа, евангелист не говорит, что Иосиф родил Иисуса, а говорит, что Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. Но почему же он приводит родословную Иосифа, а не Марии? Дело в том, что евреи не имели обыкновения вести родословные по женской линии. Закон же их повелевал брать жену непременно из того же колена, к которому принадлежал муж, поэтому евангелист, не отступая от обычая, привел родословную Иосифа, показывая, что Мария — жена Иосифа, а следовательно, и родившийся от Нее Иисус происходят из того же колена Иудина и рода Давидова.
Извещенная архангелом Гавриилом о том, что Она избрана стать Матерью Мессии, Дева Мария отправилась на свидание с Елизаветой, будучи только обрученной невестой старца Иосифа, которому было поручено оберегать Ее. После благовестия Ангела прошло уже почти три месяца. Иосиф, не посвященный в эту тайну, заметил Ее положение, наружный вид мог дать повод к мысли о неверности невесты, он мог всенародно обличить Ее и подвергнуть строгой казни, установленной законом Моисея, но, по своей праведности, не хотел прибегать к такой крутой мере. Он решил тайно отпустить Ее, не делая никакой огласки.
Но явился ему во сне Ангел и объявил, что обрученная ему невеста родит от Духа Святого и что рожденного Ею Сына он назовет Иисусом (Iеshuа), то есть Спасителем, так как Он спасет людей своих от грехов их. Поэтому «Не бойся принять Марию, жену твою!» (Мф. 1:20). Иосиф признал этот сон за внушение свыше, повиновался ему, принял Марию как жену, но «не знал Ее» (Мф. 1:25), то есть жил с Ней не как муж с женою, а как брат с сестрой или, судя по громадной разнице в летах, скорее как отец с дочерью. Повествуя об этом, евангелист добавляет: «А все это произошло, да сбудется сказанное Господом чрез пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14). Имя Эммануил означает «с нами Бог». Здесь Исаия не называет рожденного Марией Эммануилом, а говорит, что так Его назовут люди. Это не есть собственное имя Рожденного Девой, а лишь пророческое указание на то, что в лице Его будет Бог.
Евангелист Лука отмечает, что время Рождества Христова совпало с переписью жителей Римской империи, которая была произведена по повелению кесаря Августа, то есть римского императора Октавиана, получившего от римского сената титул Августа — «священного». Эдикт о переписи вышел в 746 году от основания Рима, но в Иудее перепись началась приблизительно в 750 году, в последние годы царствования Ирода, прозванного Великим.
Евреи вели свои родословные по коленам и родам. Обычай этот был так силен, что, узнав о повелении Августа, они пошли записаться каждый в город своего рода. Иосиф и Дева Мария происходили, как известно, из рода Давидова, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем, называемый Давидовым городом потому, что в нем родился Давид. Там и родился Иисус Христос.

Юлианский и григорианский

Значительная часть христианского мира отметила Рождество вчера, 25 декабря. Русская Православная Церковь празднует Рождество 7 января. Но на самом деле различается не дата Рождества, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря, используют современный григорианский календарь. Другие отмечают рождение Спасителя также 25 декабря, но уже по юлианскому календарю, и эта дата в ХХ и ХХI веках приходится на 7 января.
Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны… В Книге Бытия читаем: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Бытие 1, 14—16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов — Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.
Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, много столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре год содержал 365 дней. Разумеется, погрешность календаря была большой.
И вот приблизилось время Пришествия в мир Христа и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников евангельских событий. С 1 января 45 года до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Иисус Христос родился в Римской империи как раз при этом календаре. По нему год начинается с 1 января и имеет 365 дней в обычном году, а каждые четыре года наступает високосный год, в котором добавляется один день — 29 февраля. С тех пор примерно
1 600 лет Европа жила по юлианскому календарю.
В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно сутки в 128 лет. То есть каждые 128 лет теряется один день. (Разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет сейчас 13 суток и увеличивается на трое суток за каждые 400 лет). Это означает, что празднование Рождества Христова со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет только примерно через 6 000 лет, а во-вторых, и сейчас в Южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом, поскольку там декабрь, январь и февраль — летние месяцы.
В 1582 году папой Григорием XIII для возмещения потерянных дней был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней. В тот год после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа вызвала множество протестов (против высказались почти все университеты Европы). Тем не менее католические страны сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например, Великобритания — лишь в 1752 году).
Со временем новый стиль приняло большинство церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. В России григорианский календарь (новый стиль) был введен уже при советской власти. В Православии из 15-ти Автокефальных Церквей по старому стилю совершают богослужения Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская церкви.
В чем же особенность григорианского календаря? Он более приближен к году фактического оборота Земли вокруг Солнца и равняется 365,2425 суток. Ошибка в сутки в нем накапливается за 3200 лет. Как функционирует григорианский календарь? Каждый четвертый год — високосный, но каждый сотый — не високосный, при этом каждый четырехсотый год — все же високосный. Такая особенность порождает все более увеличивающуюся разницу между старым и новым стилем. Если в прошлом (ХХ) и нынешнем веке (XXI) разница между стилями 13 суток, то через век она будет уже 14 суток, а в XXIII — 15. В XIX веке разница составляла 12 суток, в XVIII — 11. Таким образом, через век наши потомки будут справлять Рождество по старому стилю уже 8 января, а через два века — 9 января. Русская Православная Церковь по сей день придерживается юлианского календаря, что является обоснованным церковной наукой следованием традициям. Еще до 1917 года в России обсуждался переход на новый стиль, в том числе рассматривалось его применение в церковном календаре. При Академии наук была создана комиссия, изучавшая этот вопрос. Ее возглавил глубоко верующий православный человек — великий князь Константин Константинович Романов, более известный ныне по поэтическому псевдониму — К. Р. Именно наработки этой комиссии были полностью скопированы большевиками при проведении реформы календаря.
В постановлении Священного Синода 17 февраля 1997 года говорится: «…в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В этой связи… вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит».
Глубокий богословский анализ проблемы представил архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 года. Не вдаваясь в тонкости, отметим, что юлианский календарь имеет для Церкви особое значение, его порой называют «иконой времени».
Сегодня немало стран, верных своим древним календарям. Национальный календарь используется в таких передовых государствах, как Япония и Израиль. Для внешнего общения они используют европейский счет времени, а для поддержания духовной культуры придерживаются традиционного религиозного календаря.
Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. «Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение к неиспорченному старому стилю».
Кого-то может удивить, но переход от нового стиля к старому ряд экспертов расценивает не как возвращение к средневековью, но как прогрессивный шаг. Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, — хронология, астрофизика — пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путаной системы високосных годов.
Радует, что самое главное в Рождестве — это не точность календаря, а значимость того, что Неизменный в Своей любви Спаситель пришел к нам в мир. Потому, как бы по какому бы стилю ни праздновали этот праздник — будем радоваться всегда.

Подготовил
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
С Рождеством Христовым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.