Православный и красный крест

Исцеление Христом расслабленного на Овечьей купели (православная икона)

Люди очень часто обращаются к Богу, когда их настигает болезнь. Кто-то, скажет, что это неправильно. Скажет, что обращаться к Богу, жить по заповедям Его следует всегда. И будут правы. И одновременно — неправы. Вспомним — созданные Творцом Адам и Ева были бессмертны. И, конечно, никаких болезней они не знали. И смерть, и болезни пришли в наш мир через грехопадение. И, стало быть, когда в болезни мы обращаемся к Богу, то как бы обращаемся к тому времени, когда не было ни греха, ни болезней, ни смертей. И должны задуматься над тем, почему в наш мир пришли эти беды. И в чем согрешили мы сами.
Сделать это современному человеку совсем непросто. Многие из нас выросли в безбожное время. В дороге к Богу, в дороге к храму многим сегодня требуются проводники. Именно такими проводниками часто становятся православные добровольцы, сестры милосердия, православные врачи. Прежде всего, они ухаживают за больными, оказывают медицинскую помощь и одновременно рассказывают про тропинку к Богу

Это про жизнь
Добровольцы из православного движения «Родной дом» при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского знают о страданиях неизлечимо больных людей не понаслышке. Они организовали регулярные дежурства в паллиативном отделении Новосибирской районной больницы № 1 (село Барышево).
Многие путают паллиативную помощь с хосписом, но это не хос-пис. Дети приезжают туда для поддержки сил или если их родителям нужна социальная передышка. В паллиативном отделении, как и в любой больнице, проводят необходимые обследования и процедуры. В детской части всего пять палат. Добровольцы помогают маленьким пациентам днем и ночью, дежурят у постели детей, когда маме нужно отлучиться, и месяцами сопровождают ребятишек, от которых отказались родители.
Добровольцы делают обычные вещи: кормят детей, перестилают постель. Если ребенок в сознании — его берут на руки, читают книги, поют. Координатор движения «Родной дом» Элеонора Полякова рассказывает, что для помощи больным детям особых духовных мускулов не нужно, важно одно качество — любовь.
— Только любовь к детям, к их родителям, к медперсоналу — ко всем, кому нужна помощь. Если есть любовь — все остальное нарабатывается.
На вопрос: «Не тяжело ли ухаживать за неизлечимо больными детьми?» Элеонора Евгеньевна отвечает твердо: «Нет, не тяжело. Паллиатив — это не про смерть. Паллиатив — это про жизнь. Эту болезнь мы воспринимаем как данность — вот она уже есть и нужно помочь ребенку жить столько, сколько ему Господь отпустил. Постараться уменьшить его страдания, поддержать родственников. Поначалу доброволец может определять для себя задачу просто быть рядом с ребенком и смотреть, чтобы все было в порядке: следить за аппаратурой и его состоянием».
Добровольцы учатся с желанием. У каждого свой подход к ребенку. У кого-то получается делать массаж, кто-то увлекательно читает детские книги, кто-то — акафисты или Псалтырь. Здесь главное найти ниточку, которая протянется от взрослого к ребенку. Для самой Элеоноры Евгеньевны такой ниточкой оказалось пение. Она признается, что попадает в мелодию не очень верно, зато маленькие пациенты любят, когда она поет.
— Как-то я ухаживала за двумя детьми, лежащими в одной палате. Один ребенок лежал уже долго, другого положили буквально на несколько дней. Я пришла посидеть и стала петь колыбельную из фильма «Долгая дорога в дюнах». Но помнила слова только из одного куплета. Исполнив его, я замолчала. Ребенок стал плакать. Хорошо, что с современных телефонов выйти в интернет не проблема. И вот: я пою — дети замолкают. Перестаю — начинают хныкать. Это единственные люди, которые любят, как я пою, — улыбается Элеонора Евгеньевна.
Основа служения неизлечимо больным пациентам — молитва. Поэтому, когда в отделение поступает новый ребенок, первое, о чем спрашивают волонтеры родителей: не против ли они, чтобы имя ребенка внесли в молитвенные списки? Добровольцы молятся за детей соборно, такая молитва объединяет весь «Родной дом», в котором, кроме паллиативного отделения, есть социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория» и дом «Мать и дитя» Епархиального комплексного центра. Кроме того, в отделении проходят молебны. По словам координатора, на первый молебен в больнице вышла только одна мама. Сейчас картина изменилась. «Когда приедет батюшка?» — спрашивают не только родители, но и медперсонал. В паллиативном отделении выделена комната для молитвы, в палатах — небольшие иконы.
— Не представляю, как служить без молитвы, — говорит Элеонора Евгеньевна, — просто приезжать, уповая на свои силы? Мы видим, как Господь меняет ситуацию, как все развивается. Это происходит только под влиянием молитвы. С какой бы любовью, с каким бы желанием мы туда ни пришли — это все равно будет тяжело, а с Божьей помощью — все возможно.
Бывали случаи, когда человек после первой поездки понимал, что служение у постели больных детей ему не по силам. «Мы относимся к этому спокойно, — комментирует Элеонора Евгеньевна, — значит, Господь не направил его к этому. Я тоже никогда не могла бы подумать, что могу заниматься с такими детишками. Но я верю, что когда Господь направляет на эту деятельность, Он дает и силы, и необходимые качества.
В больнице очень домашняя обстановка — там нет ощущения смерти, там есть ощущение жизни.
— Мамы — удивительные совершенно, сказать, что они сильные — ничего не сказать. Абсолютное большинство из них не опускает руки и борется за своих детей. В отделении нет уныния. Ребятишки откликаются на доброту, у них нет никаких капризов. Приезжая туда, мы получаем больше, чем можем дать, — рассказывает Элеонора Евгеньевна.
Служение в проекте «Родной дом» — командное служение. Добровольцы стараются регулярно встречаться, а в остальное время использовать различные средства коммуникации, в том числе социальные сети. Здесь всегда ждут желающих помочь детям. Помощь может быть разной: дежурство у постели больных, участие в благотворительных ярмарках и покупка необходимых вещей, которые оставляют в иконной лавке собора Александра Невского. Каждый может выбрать подходящую форму для дела милосердия.

В несколько строк…

В феврале 2010 года в Национальном медицинском исследовательском центре имени академика Е. Н. Мешалкина после полуторагодового перерыва возобновила работу православная часовня от храма Всех Святых, в земле Российской просиявших.
Полтора года назад священнослужители вынуждены были отказаться от постоянного пребывания здесь из-за масштабной реконструкции, начавшейся в федеральном медицинском центре. Но, поскольку у многих пациентов клиники есть потребность обратиться к Богу, в Центре были установлены дни недели, когда желающие могли встретиться с приходящим священнослужителем. Обычно священник посещал клинические отделения во второй половине дня и задерживался до глубокого вечера, едва успевая побеседовать со всеми желающими.
Сейчас, когда часовня обрела постоянное место, в нее вернулись иконы, аналой и всё необходимое для совершения богослужений. Одна из икон — икона Христа Спасителя, подаренная директору Центра одним из благодарных пациентов, также заняла достойное место в часовне. Иконостас был выполнен под руководством отца Андрея художником института, которая хорошо знакома с православным каноном и уже принимала участие в оформлении и росписи церквей.
В 2003 году здесь был установлен памятник одному из основоположников кардиохирургии в России — академику Евгению Мешалкину. Через несколько лет рядом завершилось строительство символической православной часовни. Вместе они составляют памятный комплекс и воплощают одну из основных философских идей медицины — единение врачебной деятельности и Веры.

Православное сестричество во имя жен-мироносиц

Сестры как родные
Первое православное сестричество появилось в Новосибирской епархии в марте 1998 года при храме Покрова Пресвятой Богородицы. По инициативе прихожанок Галины Кравченко, Екатерины и Иоанны Ласовских было принято решение создать сестричество для духовного окормления пациентов Новосибирского института травматологии и ортопедии (НИИТО). В те времена даже лучшие клиники влачили полунищее существование. Не было современной аппаратуры, не хватало врачей и особенно — медсестер, санитарок. Никто не желал трудиться за мизерные зарплаты. И душевное состояние пациентов было под стать.
Подготовили экипировку для сестер, собрали православные библиотечки, купили иконы и нательные крестики для больных. Много литературы пожертвовали прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы села Завьялово и новосибирский православный писатель Валерий Мельников.
Так, буквально в первые дни, сестричество получило всё необходимое для духовных бесед и совершения таинств в больничных условиях. Не было только часовни. В конце 1999 года было принято решение перейти на классическую форму одежды православных сестер милосердия: белый фартук и косынку–полуапостольник.
Но как же помогать тем, кто болен и физически, и духовно? Как рассказать о храме, о вере? Первые два года сестры учились в беседах не упустить самое важное, говорить просто. Особо трудную миссию выбрали те, кто трудился в детском отделении. Здесь находились дети, которым предстояли операции на позвоночнике. Трудно, не сразу устанавливался контакт с уставшими мамами грустных ребятишек.
Одной из таких, настороженных, была поначалу мама 13-летнего Олега Полякова, не сразу принявшая крещение вместе с сыном. В тот момент, когда все собрались у его кровати для коллективного снимка, Олег мог только поднять руку: после операции он был полностью обездвижен. Потом маме пришлось уехать домой в далекую Инту, где ждали еще двое детей, а Олег остался на несколько месяцев в клинике один. Каково же было удивление мамы, когда сын сообщил ей, что одна из сестер приносит ему фрукты, моет его, стирает одежду, кормит. Когда Любовь Георгиевна приехала в Новосибирск за сыном, провожали их всем сестричеством. До сих пор сестры общаются с Олегом и его семьей.
Появились у сестер здесь юные друзья: старшеклассница Наташа из Барнаула (сейчас уже студентка, вышла замуж), Павел из Приморского края, Павел из Иркутской области, Аня из отдаленного села Новосибирской области. На Рождество и Пасху в палаты приезжали певчие храма.
Осенью 1999 года администрация госпиталя Сибирского военного округа попросила духовенство храма Покрова Пресвятой Богородицы об окормлении военнослужащих, находящихся на излечении в этом крупнейшем из госпиталей округа. Воинам, участникам боевых действий в «горячих точках», да и всем прочим, требовалась не только медицинская, но и духовная помощь. Сестры с радостью начали ходить и в госпиталь.
Члены сестричества неустанно просили администрацию НИИТО о выделении помещения для часовни. И в июне 2003 года старшей сестре милосердия Галине Кравченко вручили ключи от комнаты для устройства часовни. За неделю часовня была обустроена. Опять нашлись помощники и жертвователи. Храмом Покрова Пресвятой Богородицы были пожертвованы иконы преподобного Серафима Саровского и святителя Николая Чудотворца. Иеромонах Дометиан пожертвовал иконы святителей Спиридона Тримифунтского и Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника (последнюю — с частицей мощей этого святого). Сейчас часовня работает три дня в неделю. Каждому, кто хочет креститься, выдаются листовки Покровского сестричества, оформленные в папки. В них рассказывается о Святой Троице, о двунадесятых праздниках, о том, как подготовиться к таинствам. Не раз пациенты просили такой комплект лично для себя.
Сейчас в сестричестве при НИИТО 16 сестер и братьев милосердия. Они по-прежнему ходят в палаты к лежачим больным с беседами. Теперь ходячие больные, ухаживающие за пациентами, родственники, сотрудники НИИТО могут и сами прийти в часовню помолиться, взять книгу в библиотеке, взять святую воду.
В военном госпитале № 425 (а это четыре корпуса, около 20 отделений!) трудятся около 10 сестер милосердия. Хороший прием оказывают сестрам милосердия во многих отделениях, но особенно радушный — в туберкулезном. С разрешения заведующего отделением подполковника М. Большакова в небольшой столовой была помещена икона и перед ней лампадка. Сестры проводят с больными беседы на православные темы, раздают им крестики, иконы, небольшие нательные образки. Во многих отделениях размещены православные библиотечки. После того, как прихожане Покровского храма пожертвовали в госпиталь телевизор и видеомагнитофон, у сестричества появилась возможность показывать пациентам госпиталя фильмы на православные темы. Поначалу приходилось совершать таинство Крещения прямо в больничных палатах. Но весной 2003 года командующий округом дал разрешение на открытие в госпитале часовни. Все лето шел ремонт двух комнат. В одной устроили саму часовню, в другой — кабинет для бесед. 14 октября 2003 года состоялось освящение часовни во имя святителя Луки (Войно–Ясенецкого).
Насколько необходимо в наше время духовное просвещение военнослужащих, можно судить по результатам работы сестричества. Только за один день в госпитале таинство Крещения принимают до 26 человек. А в целом с 2002 года таинство Крещения приняли 769 человек!
Другое сестричество — во имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны — это коллектив сестер из прихожан Троице-Владимирского собора. Оно основано также в 1998 году. Сестры милосердия взяли на себя заботу о больных областного Дома милосердия, городской больницы № 11, клиники «Микрохирургия глаза». В больнице № 11 была основана часовня во имя преподобномученицы Елисаветы, в МНТК «Микрохирургия глаза» — часовня во имя Николая Чудотворца.
Сестер тогда было только пять человек. Они ухаживали за больными, помогали священникам в совершении таинств, дежурили в часовнях. Сегодня это сестричество — актив прихода во имя святого князя Владимира, их теперь сразу можно узнать по форменной одежде. Сейчас в сестричестве 40 человек. В деятельности сестричества участвуют и братья из числа прихожан.
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» известен многим жителям Новосибирской и соседних областей пребыванием в нем чудотворной иконы «Иверской». Многие приезжают сюда, чтобы приложиться к святыне. В то же время из жителей станции Мочище в храм ходили немногие, и некоторые прихожанки храма выразили желание помогать священникам. Под покровом Царицы Небесной деятельность сестричества начала налаживаться. Люди охотнее стали общаться с сестрами, рассказывать о своей жизни и слушать о христианской вере. В сентябре 2004 года, во время пребывания мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в Новосибирске, случилось чудесное незапланированное принесение святых мощей в храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», и сестры дружно их встречали. В январе 2005 года на станции Мочище было организовано сестричество во имя преподобномучениц Елисаветы и Варвары. В первую очередь сестры стали заботиться о ветеранах Великой Отечественной войны, а также пожилых и немощных людях. На момент открытия здесь было четыре сестры милосердия. В феврале 2013 года — уже 10 сестер, и окормление выходит за пределы станции Мочище — в поселок Ягодное и станцию Раздолье. Сейчас многие, окормляемые сестричеством, уже регулярно исповедуются и причащаются. И нередко в пожилом возрасте сельчане принимают таинство крещения и венчания. Сестры дают возможность человеку, по немощи или болезни оторванному от храма, почувствовать себя членом Церкви, о котором помнят и которого любят.
В 2015 году была создана Ассоциация православных сестричеств милосердия Новосибирской митрополии. В ассоциации сейчас уже 19 сестричеств.

В несколько строк…

В апреле 2010 года в столице Сибири было создано Новосибирское региональное отделение «Общества православных врачей России». Председателем был избран генеральный директор ООО «Сибмедфармацея» Дмитрий Индинок.
Общество было образовано по решению представителей 49-ти епархий Русской Православной Церкви, участвовавших в I Всероссийском съезде православных врачей (сентябрь 2007 года). В октябре 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил деятельность Общества православных врачей России, присвоив ему имя святителя Луки, архиепископа Симферопольского, — исповедника и врача.
Целью Общества является объединение православных врачей в единую организацию, главным направлением деятельности которой является привнесение христианских ценностей в российскую медицину.
Основной задачей Общества является улучшение медицинской помощи населению России, основанное как на духовном врачевании, осуществляемом священнослужителями Русской Православной Церкви, так и на оказании посильной безвозмездной профессиональной медицинской помощи, понимаемой православными врачами как служение страдающему человеку.

«Почитай врача честью»
В Ветхом Завете мы находим пример очень сбалансированного понимания того, как соотносятся религия и врачебное искусство. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать… Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38:1–8).
В Новом Завете Иисус Христос подтверждает ветхозаветное представление о том, что болезни связаны с грехом. Он говорит исцеляемому Им больному: «Прощаются тебе грехи твои».
По христианскому пониманию болезни и страдания являются следствием общей греховности человеческого рода, восходящей к первородному греху Адама и Евы. Страдания и болезни стали своего рода «нормой» бытия. И причина кроется не только в личных грехах, но и в той общей греховности, дисгармонии человеческого существования, которая ныне является его характерной особенностью. Эта дисгармония, в конце концов, достигает высшей точки в последней, уже никакими человеческими средствами не излечимой болезни — телесной смерти. Апостол Павел называет смерть «последним врагом». Но Бог не сотворил смерти, но всякому человеку желает спастись и иметь вечную жизнь.
Человеческая природа парадоксальна. Будучи частью физического мира и, с точки зрения физиологии, одним из животных, человек бесконечно превышает весь мир, поскольку является образом и подобием Бога-Творца. Человек — это разумное, свободное существо, способное к бесконечному совершенствованию. Целью этого совершенствования является не приобретение каких-то сверхвозможностей, но достижение внутренней целостности духа, души и тела.
Однако эта целостность невозможна в мире, где царствует смерть. Каков может быть смысл свободы, разумности, жертвенности, если жизнь отождествляется лишь с биологическим существованием, которое неминуемо заканчивается смертью? Христианское понимание человека исходит из Божественного замысла о нем: люди были призваны Творцом к вечной жизни в гармонии с Отцом Небесным, с физическим и духовным миром и друг с другом. Причем «вечное» в данном случае означает причастность к Божественному бытию, которое не имеет ни начала, ни конца.

Паллиативное отделение в Барышево

Осуществление этого замысла было нарушено грехопадением, через которое в мир вошла смерть. Однако спасительное деяние Бога во Христе открыло для каждого человека путь к конечной победе Жизни над смертью. Об этом говорится в Символе веры: «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
С христианской точки зрения, человек «состоит» из тела, понимаемого, по слову апостола Павла, как храм… Святого Духа, и из души, понимаемой как совокупность личностных качеств и установок. И весь этот состав оживотворяется дыханием Бога: «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7). Человек, таким образом, является цельным, или целомудренным существом. Нарушение этой целостности произошло в момент грехопадения прародителей. Это неминуемо привело бы к деградации человечества, если бы лучшие представители человеческого рода не восстанавливали целомудрия силою Святого Духа. Подвиг бесчисленного сонма святых во многом состоит в том, что они своим бытием поддерживали жизнеутверждающие пропорции в рамках всего земного сообщества и оставили после себя великое множество последователей, к числу которых может присоединиться каждый человек.
Душевное и телесное в человеке не просто взаимосвязаны, но проникают одно в другое. Можно сказать, что тело — духовно, а душа — телесна. А поэтому душа полноценна в первозданном смысле только с телом, ибо является его частью. С христианской точки зрения, душа возникает вместе с телом, и смерть тела является подлинной трагедией потому, что разрывает единство человеческого состава.
Церковь исповедует, что физическая смерть не является окончательным завершением существования человеческой личности. Эту смерть она образно называет успением, то есть своего рода сном.
Вечная жизнь начинается здесь, на земле, и определяется добровольным подчинением Божественному Закону. Церковь верует в то, что некогда силою и действием Божиим свершится телесное воскресение всех, умерших физической смертью. И человек в единстве своего духовно-душевно-телесного состава обретет новое небо и новую землю.
В земном мире невозможна абсолютная гармония. И Церковь осмысливает терпеливо переносимое страдание как путь духовного исцеления. Но это не значит, что Церковь проповедует самоистязание! Напротив, начиная от Евангельского описания служения Спасителя и по сей день, Церковь свидетельствует о множестве исцелений, в том числе и от физических болезней, вплоть до воскрешения из мертвых. К тому же христианин призван не только к личному спасению, но и к служению миру и ближнему, которое требует сил и, разумеется, здоровья. А потому Церковь никогда не приветствовала отказ от лечения и пренебрежение медицинской помощью. Она лишь напоминает о том, что корни болезней — всегда глубже их физиологических поводов.
Подтверждением уважительного отношения Церкви к медицинскому искусству является и тот факт, что многие врачи, теоретики и практики, соединяли в христианскую веру и медицинскую деятельность.
Может возникнуть вопрос: есть ли профессиональное преимущество у врача, который является христианином, перед его безразличными в духовном плане коллегами?
Конечно, объективного преимущества нет. Хороший врач — это всегда не только специалист, но и человек, с особым участием относящийся к пациенту. И все же определенное различие, несомненно, присутствует. Ибо верующий врач не просто облегчает страдания. Его отношение к больному является более глубоким. Он видит перспективу жизни, над которой не властна физическая смерть. Наконец, он помнит, что болезнь — своего рода призыв к углублению духовной жизни, к поиску более верного жизненного пути.
Вопрос о здоровье и его нормативах, решаемый медициной в соответствии с ее собственными критериями, в духовной перспективе видится как более сложный. Состояние человека зависит не только от дисциплины питания или от «здорового образа жизни», но и от того, как он распоряжается своей свободной волей, какие цели ставит перед собой и какими средствами их достигает. Болезнь можно рассматривать не только как физическую или психическую патологию, но и как индивидуальное событие, которое изымает нас из жизненной суеты. Она заставляет задуматься о себе, о своем душевном и духовном состоянии, переосмыслить те житейские устремления, часто меркантильные и эгоистичные, которые поглощали большую часть усилий нашего здорового организма.
Собственное страдание человека открывает ему глаза на страдания других людей, состояние которых он порою просто не замечал. Страдание — это личный опыт сострадания другим. Таковым оно может быть, если воспринимать его в духовном плане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.