Десять лет с Патриархом Кириллом

1 февраля состоится торжественное празднование 10-летия интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 2009 года Русская Церковь проходит новый этап своего развития. Создаются епархии, рукополагаются священники, строятся храмы, в которых наравне с богослужением начинает развиваться миссионерская, социальная, молодежная жизнь. Церковь стремится быть рядом с человеком в радости и горе. Русская Церковь сегодня — это Церковь неравнодушных людей. Во многом все это является заслугой и 10-летнего служения Святейшего Патриарха Кирилла
Миссия, Путь и Помощь Церкви
К 10-летию интронизации Патриарха Кирилла пресс-служба Московской Патриархии выпустила интересный видеоролик «10 лет из жизни Русской Церкви». В нем были подведены краткие итоги деятельности Церкви с 2009 по 2019 год. Ролик состоит из трех основных частей. Мы предлагаем нашим читателям расшифровку этого ролика:
«Путь Церкви. С 2009 по 2019 год создано 145 новых епархий, образована 61 митрополия. Количество клириков увеличилось на 9281 человека, количество храмов увеличилось на 8411, открыто 140 монастырей.
Святейший патриарх совершил 2185 богослужений, 267 визитов в епархии России и Зарубежья, 184 архиерейские хиротонии, рукоположил 375 священнослужителей, провел 188 встреч с главами государств.
Состоялось: четыре архиерейских собора. Два архиерейских совещания, 55 заседаний Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Четыре пленума межсоборного присутствия. 110 крупных общецерковных и международных мероприятий.
Церковь помогает. В 2010 году пострадавшим от пожаров Церковью отправлено 262 тонны гуманитарной помощи. Собрано более 100 миллионов рублей, привлечено более 8 000 добровольцев.
В 2012 году пострадавшим от наводнения в Крымске собрали 51 миллион рублей, привлечено около 400 православных добровольцев.
В 2013 году пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке и Южном Урале Церковью собрано более 107 миллионов рублей.
Церковь оказала помощь пострадавшим от землетрясения и цунами в Японии, от наводнения в Сербии.
С 2014 по 2016 год Церковь помогла тысячам беженцев с юго-востока Украины, было собрано более 132 миллионов рублей. Регулярно доставлялась гуманитарная помощь жителям Донецкой и Луганской областей.
Работает более 4500 социальных проектов: 160 гуманитарных центров; 58 приютов для мам в кризисной ситуации; более 300 церковных проектов помощи наркозависимым; более 500 братств, обществ, общин трезвости; 95 приютов для бездомных, 10 автобусов милосердия; более 400 проектов помощи инвалидам; свыше 300 сестричеств милосердия; более 500 групп милосердия; более 60 богаделен; более 250 добровольческих объединений.
Каждый год появляется пять-шесть новых сестричеств милосердия, в два раза увеличилось количество проектов помощи наркозависимым, каждый год появляется пять-шесть приютов для мам, за последние два года в России появилось более ста новых церковных центров гуманитарной помощи.
Количество православных общин глухих увеличилось с 21 до 67; открыто 57 приютов для мам. За три года их помощь получили более трех тысяч семей. Издано 40 методических пособий по социальному служению.

Патриарх в Кемерово на народном мемориале жертвам «Зимней вишни»

Церковь обучает.
Система духовного образования приведена в соответствие с требованиями современной системы светского образования. Проведена реорганизация обучения в семинариях в бакалавриат, утвержден единый учебный план.
На сегодня в Церкви насчитывается более 11 000 воскресных школ. Проведена их аттестация. Сформирована единая система православного общего образования. Число православных школ и гимназий увеличилось на 125.
В программы среднего образования Российской Федерации включен компонент «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный комитет Русской Православной Церкви возрожден как полноценное синодальное учреждение.
Миссия Церкви. Возрождена практика предкрещальной катехизации (или «Оглашения»). Создана должность «приходского консультанта» — особый вид служения мирян, встречающих людей, впервые перешагнувших порог храма.
Осуществляется порядка 12 общецерковных миссионерских проектов. Созданы антисектантские центры и центры по реабилитации жертв тоталитарных и деструктивных культов, по противодействию распространению неоязычества».
Патриарх в Сибири
Патриарх Кирилл не раз посещал сибирские земли. Вообще, церковная история Сибири началась в 1580-х годах с освоения сибирских земель при московском царе Иоанне Грозном, который под влиянием просветительских идей митрополита Московского и всея Руси Макария (1482—1563) преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения. Православные миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с казаками, русским военным и гражданским населением. В острогах-крепостях строились часовни и церкви.
И вот в августе 2013 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил верхний храм Свято-Владимирского храма Троице-Владимировского собора в Новосибирске. Он провел там первую литургию и наградил значимых лиц региона орденами Русской Православной Церкви.
Собираться в тот день на праздник в честь освящения храма новосибирцы начали аж за три часа до литургии. Десятки людей спешили пройти через рамки металлоискателей, чтобы одними из первых попасть в верхний ярус храма на богослужение. Сотням прихожан пришлось смотреть на службу с экрана, установленного во дворе у главного входа.
Церемония освящения была условно поделена на две части — первая включала множество священнодействий, связанных, в первую очередь, с освящением престола — центрального стола, у которого совершаются богослужения. Это таинство любопытно еще и тем, что оно спрятано от глаз посторонних — проводится за алтарем.
Престол облили сначала вином, потом водой и маслом. Затем в столешницу престола вбили специальные гвозди. Причем происходило это при помощи камней, а не молотка. Затем камни сложили под престол.
Следом престол покрыли специальной белой тканью, которая обвязывается крест-накрест длинной веревкой — вервием — и окропили святой водой. После освящения престола священнослужители приступили к кроплению святой водой стен храма.
Прибытие Патриарха и начало второй части таинства ознаменовал колокольный перезвон и песнопения сводного хора Новосибирской митрополии. У входа в храм Патриарха Кирилла встречали по традиции — хлебом-солью.
После освящения храма Патриарх отслужил первую в верхней части храма литургию, которая продлилась около двух часов. По окончании литургии Святейшего Патриарха приветствовал бывший митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. А затем к духовенству и прихожанам обратился сам Патриарх.
«Я сердечно поздравляю вас с этим замечательным днем. Освящен храм первоапостольного храма Владимира, храм, свидетельствующий о силе веры. Хотел бы поблагодарить городские и областные власти, тех, кто строил это великолепное здание, и тех, кто своими трудами и молитвами поддерживал строительство», — сказал он.
В благодарность «за труды на благо церкви» Святейший Патриарх Кирилл подарил митрополиту Тихону панагию с изображением Святой Троицы. В дар Троице-Владимирскому собору передал список Смоленской иконы Божией Матери. После — прихожанам храма раздали иконки святого равноапостольного князя Владимира. А патриарх в сопровождении митрополита Тихона отправился в Новосибирскую митрополию, где осмотрел домовый храм в честь святых новомучеников и исповедников новосибирских.
В ходе того визита правительство Новосибирской области подписало с Новосибирской митрополией соглашение о строительстве в регионе новых храмов, по которому их планировалось возвести около ста.
По словам митрополита Тихона, Патриарх пожелал тогда, чтобы в регионе приблизительно на 10 тысяч человек был храм.
Тогда же Патриарх Кирилл накануне Дня шахтера посетил Кузбасс. Побывал на угольном разрезе «Березовский» под Новокузнецком, где ознакомился с условиями труда горняков и совершил закладку часовни в честь небесной покровительницы шахтеров и металлургов — святой великомученицы Варвары.
На освящении закладного камня часовни присутствовали около 2,5 тысячи человек — сотрудники предприятия с семьями, родственниками, а также жители близлежащего Новокузнецка.

Патриарх Кирилл в Новосибирске

«Ваша работа связана с подвигом, но подвиг — это ведь понятие духовное, это нравственное понятие. Его невозможно определить математическими формулами, рационально сформулировать, это то, что вырастает из внутреннего состояния человека. Для того чтобы совершать подвиги, нужно быть духовно сильными людьми», — сказал Патриарх, обратившись после службы к собравшимся сибирякам.
Предстоятель Русской церкви выразил благодарность шахтерам за их жертвенное служение. «В каждом киловатте часов электроэнергии и в каждой единице измерения тепла — ваш труд, ваш пот и капли крови», — сказал он. Патриарх пожелал всем, особенно тем, кто спускается в шахты, «хранить веру в сердце». «Господь входит в нашу жизнь и помогает нам в том случае, когда мы сами трудимся и когда мы молимся», — сказал предстоятель Русской Церкви.
Патриарха Кирилла, впервые посещающего «шахтерский» регион, встречали хлебом-солью представительницы Кузбасса в национальных костюмах, его также сопровождал бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В завершение встречи патриарх пообщался с детьми, подарил им иконы и конфеты и благословил их.
На следующий день в Новокузнецке предстоятель встретился с вдовами и матерями погибших шахтеров Кузбасса, которым пожелал душевного мира, крепкой веры и постоянной молитвенной памяти о почивших.
Встреча прошла по окончании Божественной литургии в возведенном в память о погибших горняках соборе Рождества Христова, который перед этим освятил Патриарх. Предстоятель РПЦ пообщался с вдовами в притворе храма, стоя рядом с распятием, у которого в особом месте под стеклом хранятся поминальные книги с именами погибших.
По словам Патриарха, нужно «принимать все то, что с нами происходит — и радости, и самые глубочайшие скорби, как то, что присутствует в замысле Божием». «А это значит — если говорить о том, что Бог есть любовь и справедливость, — что люди, невинно погибшие там, в шахтах, добывая уголь для других, несомненно, Господом оправданы. <…> И те ваши близкие и родные за ту жертву, которую они понесли, сегодня вместе с Богом», — сказал Патриарх.
Патриарх также пожелал окружившим его женщинам крепко молиться Богу, чтобы утешить себя и чувствовать связь с Богом.
«Тысячи лет люди обращаются к Богу и продолжают обращаться, и будут обращаться до конца человеческой истории, потому что Бог отвечает — каждому по-разному, никому — в громе и молнии, никому громко не говорит — ни наяву, ни во сне. Он прикровенным образом отвечает нам на наши молитвы», — сказал патриарх.
По окончании встречи первосвятитель подарил вдовам погибших шахтеров иконы и книги. «Верой своей, сердцем своим согревайте тех, кто вокруг вас, — вы прошли через особый трагический опыт. Пусть Господь, который допустил это в отношении вас, будет всегда рядом с вами», — добавил он.
Приезжал Патриарх Кирилл в Кузбасс и в прошлом году после ужасной трагедии в торговом центре «Зимняя вишня». Тогда в Знаменском кафедральном соборе столицы Кузбасса Патриарх отслужил панихиду по жертвам трагедии. В Кемерово предстоятель прибыл на сороковой день после страшного пожара, который унес жизни 60 человек, большинство из которых — дети. Перед тем как совершить службу в главном соборе региона, предстоятель отправился на место трагедии.
Тогда людской поток тянулся с самого утра. Многие не сдерживали слез. Ближе к вечеру народу собралось еще больше. Ждали Патриарха. Возложив к мемориалу огромный букет белых роз, он какое-то время стоял молча, пока хор пел «Вечная память», а потом обратился к собравшимся.
— К сожалению, когда произошла эта страшная трагедия, я не смог сразу приехать в Кемерово. Но обещал, что непременно буду с вами на этом месте в 40 дней, когда мы совершаем особую молитву за тех, кто скончался, — сказал Патриарх. — На этом месте особым образом чувствуешь всю ту бездну горя, через которую прошли люди — родители, близкие. Те, кто скончался, они сегодня у Бога. И они сегодня с нами. Они там, где нет боли, там, где нет скорби. Но мы, люди, имеющие вот это тело, эти нервы, этот разум, мы не можем дистанцироваться от страдания, которое произошло.
Поэтому мое главное обращение, главное слово ко всем тем, кто был обожжен этой трагедией: помните, что вы очень скоро увидитесь со своими детьми, потому что человеческая жизнь — мгновение. И в этом смысле не верить в вечность — это значит не верить в жизнь. Настолько скоротечна человеческая жизнь, насколько она исполнена многих трудностей, проблем, сложностей. И смысл наша жизнь обретает только тогда, когда мы верим в вечность. И в этом, я думаю, главная причина сохранять внутренний мир, насколько это возможно. Выражаю глубочайшее соболезнование всем родителям, близким, родным, кто потерял детей, потерял своих родственников. Царствие им Небесное.
Патриарх Кирилл пообщался с каждым из родственников лично. Выйдя после богослужения из алтаря, он благословил каждого из собравшихся. И для каждого нашел слова утешения. Кемеровчанин Игорь Востриков, у которого пожар отнял троих детей, жену и сестру, попросил благословения на то, чтобы заняться общественно полезной деятельностью. Напутствуя мужчину, патриарх подчеркнул, что пережить трагедию ему поможет личный опыт общения с Богом — закончил Патриарх.
Вообще, Патриарх Кирилл ежегодно совершает визиты в отдаленные регионы, и главная цель каждой такой поездки — встретиться с местными жителями, помолиться с православными верующими, помочь своей пастве.
В 2015 году Патриарх побывал в Барнауле. Он обратился к прихожанам с проповедью, в которой поднял вопрос значимости посещения храмов. Никакая домашняя молитва даже глубоко верующего человека не может соотнестись с молитвой сотен людей, отметил предстоятель Кирилл. Чем больше людей, тем больше Богу идет энергетический духовный поток.
Вместе с тем Патриарх отметил, что в России Православная Церковь очень часто сталкивается с противостоянием. Такого рода кампании возникают не только в Москве, но и малых городах. Чаще всего это связано с политикой или интересом лиц, имеющих к православной вере малое отношение.
«Все больше людей понимают, насколько важны храмы. А вот храмов пока в нашем Отечестве не хватает. Со стороны кажется, что их и так много, но на самом деле, если вспомнить, что были уничтожены добровольно нашим народом тысячи храмов, то мы даже до десятой части того, что было разрушено, еще не восстановили», — пояснил Патриарх.
В Барнауле ему был задан вопрос:
— За эту долгую поездку Вы успели также оценить северную, алтайскую кухню, посмотреть производство. Как Вы считаете, в условиях санкций реально ли нам, по силам ли справиться с импортозамещением, развивать свой, отечественный туризм на Алтае и в других местах?
— Я вообще не понимаю, в чем суть проблемы. Когда соприкасаешься с богатствами нашей страны, с ее колоссальными возможностями, то диву даешься: а почему еще существует тема импортозамещения? Мы можем практически все, кроме выращивания тропических фруктов, — просто нужно немножко поработать, нужно отвыкнуть от дешевых денег, от зарабатывания на разнице между теми кредитными ставками, которые предоставляли западные банки, и теми, под которые давали кредиты собственному народу и производству. И я думаю, все станет на свои места. Если бы эти санкции не ввели, нужно было бы обязательно их выдумать. Потому что, к сожалению, без шоковой терапии мы иногда не умеем работать так, как это необходимо. Думаю, условия санкций очень многих научат работать и пользоваться теми богатствами, которые предоставляет наша страна. Россия — абсолютно самодостаточное государство с точки зрения продовольствия, и я думаю, что по милости Божией в ближайшее время то же будет наблюдаться и в других сферах экономики, — ответил Патриарх.
В 2016 году Патриарх также совершил многодневный первосвятительский визит в регионы Сибири и Дальнего Востока. Первым пунктом программы стал Горно-Алтайск, куда патриарх доставил почитаемую православными алтайцами святыню — мощи митрополита Макария (Невского), просветителя, именуемого «апостолом Алтая».
«Совершенно с особым чувством я вступил в этот раз на землю Горного Алтая вместе со святыми мощами святителя Макария, который всю свою жизнь связал с этим местом и алтайским народом», — отметил Патриарх. В своем выступлении он рассказал о роли святителя Макария в истории Горного Алтая и Алтайской духовной миссии. За многолетние миссионерские труды его назвали «апостолом Алтая».
«Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей помочь алтайцам обрести свой литературный язык, свою грамматику. Он начал усиленно изучать язык, используя свои знания для того, чтобы перевести на алтайский язык Евангелие и другие книги, которые помогли бы алтайцам познакомиться с православием», — добавил он.
Предстоятель Русской Православной Церкви добавил, что «проповедь о Христе на алтайской земле не сопровождалась угнетением местного народа и его притеснением, как это происходило в других землях, отстоящих далеко от Руси, когда нередко огнем и мечом насаждалась вера». «Нельзя проповедовать о любви и действовать без любви», — подчеркнул он.
Патриарх считает, что строительство кафедрального собора Всемилостивого Спаса на месте первого собора, построенного при святителе Макарии и разрушенного в 1936 году, станет данью уважения к его культурному и духовному подвигу.
Церковь под перекрестным огнем
Вообще работа Патриарха настолько огромная, что всю ее выполнить обычному человеку просто невозможно! Единственное, что позволяет, по его собственному признанию, справляться с ней, это молитвы за него. Молитвы, которые совершаются о нем каждый день во всех храмах Русской, Украинской, Белорусской, Молдавской (и даже Японской!) и других Православных Церквей.
Тем более, что нападки на Русскую Православную Церковь за время патриаршества Кирилла усилились особенно. В последнее время — это скандал с церковным расколом на Украине. Марионеточная киевская власть, пришедшая после государственного переворота в 2014 году, к настоящему времени разорвала практически все связи с Россией. Единственное, что ей пока не удается разорвать — это связь духовную, церковную. По сути, сегодня Православная Церковь осталась последней пока еще официально не запрещенной нитью, связывающей Украину, Россию и Белоруссию. И именно по этой нити майданные власти и пытаются наносить свои сокрушительные удары. Но Церковь на Украине, Патриархом которой до сих пор является Кирилл, держится.
А, вообще, основные нападки на РПЦ начались еще в 2012 году. Сам Патриарх Московский и всея Руси считает, что информационная атака на Русскую Православную Церковь началась из-за того, что Церковь стала «неудобной» для части общества, и убежден, что именно поэтому частным вопросам, связанным с его личной жизнью, придается сегодня «общенациональное звучание».
Антицерковная волна в 2012 году началась даже не с Патриарха. Все началось с кощунственной выходки «Пусси Райот» в храме Христа Спасителя. Затем «произошли одно за другим чудовищные осквернения храмов… То, что частным вопросам придается вдруг такое чуть ли не общенациональное звучание, оно, конечно, связано с общим контекстом этой антицерковной борьбы», — заявил тогда в пасхальном интервью телеканалу «Россия» Патриарх Кирилл.
По данным РПЦ, в 2012 году произошла череда актов вандализма и осквернения храмов, начавшаяся 21 февраля с панк-акции в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве. Шестого марта 2012-го в соборе святого праведного Прокопия в Великом Устюге мужчина топором нанес удары по 30 иконам, представляющим духовную, историческую и художественную ценность. 18 марта храм преподобного Сергия Радонежского города Мозыря был осквернен богохульными надписями, а 20 марта в Покровский кафедральный собор Невинномысска ворвался мужчина с охотничьим ножом, который избил священника, сломал Царские врата, осквернил иконы и алтарь храма.
В том же году Объединение высших офицеров России, включающее в свои ряды генералов и адмиралов запаса — ветеранов Вооруженных сил РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ и других силовых структур, заявило, что, развернувшиеся в некоторых средствах массовых информации и блогосфере нападки на Русскую Православную Церковь и Святейшего Патриарха Кирилла являются спланированной кампанией, направленной на подрыв авторитета Русской Православной Церкви, дискредитацию законной власти в стране, дестабилизацию в ней внутриполитической обстановки и, в конечном счете, развал России.
Кстати, в начале 2012 года, в период предвыборной борьбы за президентский пост, беглый олигарх Б. Березовский попытался использовать Святейшего Патриарха в своей борьбе против Владимира Путина, направив ему провокационное, а, по сути — хамское открытое письмо.
Спустя некоторое время, как мы уже рассказали выше, феминистки из панк-группы «Пусси Райот» совершили новую провокацию в храме Христа Спасителя, проведя в нем хулиганскую акцию с «призывами» к Богородице «прогнать Путина». Тут же эта позорная акция была подхвачена некоторыми средствами массовой информации и превращена в широкую дискуссию на различных ток-шоу о «жестокости» Русской Православной Церкви, ее «отступлении» от Божией заповеди о прощении падших, «сговоре Церкви с властью» (а не о Симфонии власти и Церкви, о которой всегда говорит Патриарх Кирилл), неправомерной поддержке ею избранного президента России В. Путина в ходе избирательной кампании, «коммерцилизации» Церкви и прочее.
На этом фоне появились и продолжают появляться другие «компрометирующие» Русскую Православную Церковь скандальные материалы о «квартире патриарха» в элитном «Доме на набережной», его влиянии на судебные процессы, его «дачах», «яхтах», «часах» и т. д. Кстати, «скандал» с часами Патриарха тоже тянется из Украины. Об этом газета «Честное слово» лет девять назад делала большой материал.
Видимо, следует ожидать в ближайшее время и новых так называемых «разоблачений».
Анализ данных событий показывает, что нападки на Патриарха Кирилла и Русскую Православную Церковь в стране, где Церковь является одним из фундаментальных общественных институтов, явно выглядят как не случайные отдельные явления, а представляют собой звенья единой цепи, выполняющие чей-то хорошо продуманный политический заказ, в том числе и из-за рубежа.
Как многие считают, за всем этим стоят деструктивные оппозиционные силы внутри России, определенная политическая группа людей, при поддержке извне, имеющих достаточные финансовые ресурсы и претендующих на большие политические амбиции, но не способных достичь их честным путем на основе правовых норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Поэтому сегодня основные усилия этих сил направлены на дестабилизацию обстановки в стране, подрыв единства общества и российского народа в целом — выбранных ими в качестве главного сценария свержения существующей власти и удовлетворения собственных властных притязаний. При этом они понимают, что дестабилизация внутриполитической обстановки невозможна без разрушения ее основного базового стержня, каким ныне все больше и больше становится Русская Православная Церковь. И ярким примером этому сегодня служит ситуация в Украинской Православной Церкви.
Кстати, в прошлом году при содействии Русской Православной Церкви и Патриарха Кирилла лично состоялся крупный обмен пленными между Киевом и Донбассом. Все это вселяет надежду на мир в сердца людей в России, на Украине и в Белоруссии — везде, где искренне молятся о прекращении братоубийственного разделения. А молятся за мир на Украине в Православной Церкви с самого начала вооруженного конфликта…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.