Собор — как много в этом слове

Кафедральный собор Преображения Господня, г. Бердск

В прошлом номере газеты «Честное слово» рубрика «Духовное пространство Сибири» была посвящена празднику, который называется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сегодня же от прошлой темы мы возьмем всего лишь одно слово – «собор». Кто из русскоговорящих не слышал его? Пожалуй, мы еще никогда не посвящали наши статьи всего лишь одному слову. Сегодня мы сделаем это впервые
Как вы уже успели догадаться, словом будет — «собор». Выбор такой темы обусловлен тем, что слово это очень многогранно и относится в нашем языке исключительно к церковной сфере. Сталкиваемся мы с ним довольно часто. Собор как храм есть во многих городах. Соборование как таинство происходит в каждом храме. Архиерейский собор созывается в определенное время. А каждый, кто крестился в сознательном возрасте или был крестным родителем, произносил слова Символа веры: «Верую во единую святую соборную и апостольскую Церковь».
Собор — слово церковнославянское. Древнерусский его аналог — сбор. То есть собрание. Для христиан очень важно собираться вместе. Собираясь вместе на молитву, богослужение, верующие следуют словам Иисуса Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Всякое собрание христиан смело можно называть собором. Но слово это очень богато смыслами и значениями. В некоторых из них мы и постараемся сегодня разобраться.
Собор святых
Соборами святых в Православной Церкви называют различные праздники. Они делятся на две группы. Первую группу составляют праздники, посвященные отдельно Богородице, архангелу Гавриилу, Иоанну Крестителю (Предтече). Когда название «собор» относится к празднованию одного лица, подразумевается совокупное (собранное) прославление в одной службе всех благодеяний и чудес, явленных этим лицом человечеству. Кроме того, в данном случае слово «собор» имеет еще значение праздничного собрания верующих, пришедших в храм прославить чествуемое лицо.
К праздникам второй группы относятся многочисленные дни, которые посвящены прославлению святых, взятых в некоторой совокупности. Их выделяют территориально или исторически, по признаку места, монастыря или гонения. Расскажем немного о каждой из групп.
Например, Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Этот праздник православной церкви в честь почитаемых небесных бесплотных сил во главе с архангелом Михаилом. Его празднование совершается ежегодно 21 ноября.
Праздник был установлен решением Лаодикийского собора 343 года. Лаодикийский собор осудил как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира. То есть он осудил как еретиков тех, кто не молится Иисусу Христу, а молится только ангелам, почитая их за творцов и правителей мира (правило 35-е). Появление этого правила объясняют наличием ереси, сторонники которой утверждали, что человек недостоин обращаться непосредственно ко Христу, а должен призывать в молитве ангелов. Однако молитвенное обращение к ангелам, чтобы они молились о христианах (а не вместо христиан!), лаодикийское правило не запрещает.
На иконе праздника, как уже понятно из названия праздника, изображаются архангелы и другие ангелы, собранные вместе. Ангел — означает в переводе с греческого «вестник». Через них Бог передает свою волю, они также ходатайствуют перед Господом о людях. У некоторых ангелов впереди есть приставка «архи-», которая показывает на их более высокое положение по сравнению с другими ангелами.
В день памяти бесплотных сил прославляются архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Самый главный и известный из них — архангел Михаил.
У ангельских чинов есть три иерархии — высшая, средняя и низшая. В каждой иерархии существует три чина.
Высшая иерархия: Серафимы, Херувимы и Престолы. Пламенеющие и Огненные шестикрылатые Серафимы. Они ближе всех предстоят к Пресвятой Троице и побуждают всех любовью к Богу.
Имя Херувимы (Быт. 3:24) означает излияние премудрости и просвещения. Именно через них, которым открыты тайны Божии, передается просвещение для настоящего Богопознания.
Престолы (Кол. 1:16), следующие за Херувимами, таинственно и непостижимо носящие Бога, служат правосудию Божию.
Средняя Ангельская иерархия — это Господства, Силы и Власти.

Соборование

Господства (Кол. 1:16) — владыки следующих за ними чинов Ангелов. Их роль — в наставлении поставленных от Бога земных властителей мудрости. Господства научают владению чувствами, укрощению греховных желаний и искушений, управлению своей воли.
Силы (1 Пет. 3:22) — исполнители Божией воли. Им дано творить чудеса, они наделяют благодатью чудотворения и прозорливости угодников Божиих. Силы — помощники людям в их послушании, они помогают укрепиться в вере.
Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) — помощники людей в укрощении сатанинских искушений и в борьбе со злыми помыслами, это они утверждают подвижников и оберегают их.
Низшая иерархия — Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1:16) — у них в подчинении находятся низшие Ангелы, которых они направляют к исполнению Божественной воли. Это они управляют миром, странами, народами. Начала наставляют и учат людей воздавать каждому честь, согласно его званию. Людей, которые наделены властью, Начала направляют к идее выполнения своих обязанностей не для личной выгоды, но ради славы Божией и пользы людям.
Архангелы (1 Сол. 4:16) — именно они являются благими вестниками о преславных событиях, они помогают разумению воли Божией, с их помощью укрепляется святая вера.
Ангелы (1 Пет. 3:22) — самые близкие бесплотные силы к людям, которые наставляют нас к святости и добродетели, поддерживают людей при падении, помогают встать при падении. Ангелы всегда с нами, они всегда готовы помочь, если мы, конечно, желаем этого.
Архангела Михаила почитают за покровителя воинов. Он является защитником христиан от разного зла и действий злых духов.
В 12-й главе Откровения Иоанна Богослова повествуется о небесной битве Архангела Михаила и его Ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшим Жену, облеченную в солнце, и ее младенца: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Обращения к Архангелу способствуют исцелению от болезней, к нему обращаются при строительстве и освящении дома. Архангел Михаил является надежным защитником во сне, а также защищает души умерших на пути ко Престолу Бога.
Ему можно молиться абсолютно во всех житейских вопросах, если молитва искренняя — помощь обязательно придет.
В утреннем и вечернем молитвенных правилах есть молитвы Ангелу. Но кроме чтения, в первую очередь, нужно исключить из своей жизни лукавство, воровство, лень, злость и другие тяжкие грехи. Начните сами исправлять свою жизнь, тогда Ангелам и святым гораздо легче будет помочь вам в ваших молитвах.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Вторая группа праздников Соборов святых. Как мы уже сказали — это многочисленные дни, которые посвящены прославлению святых, собранных по какому-либо принципу. Например, Собор двенадцати апостолов, который празднуется 30 июня. Праздник известен с V—VI веков. Он стал своего рода образцом для последующего развития традиции празднования Соборов святых.
Как уже понятно из названия, этот день посвящен двенадцати апостолам, имена которых: Пётр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома, Левий Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Фаддей, Симон Кананит, а также апостол Матфий, избранный в число двенадцати апостолов вместо Иуды Искариота. Стоит отметить, что память каждого из апостолов чествуется в различные дни года. И отдельно их вспоминают «соборно», т. е. всех вместе 13 июля.
Также в православии есть выражение «Собор апостольский» — первое в истории Церкви собрание апостолов в Иерусалиме (Деяния 15) около 49 года первого века.
Целью созыва первого Собора Соборной Православной Церкви была выработка решения об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также определение условий относительно их общения во время богослужения и таинственных собраниях с христианами из иудеев.
Решение Апостольского собора было следующее: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

Собор 12-ти апостолов

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской — это уже праздник в честь святых Русской Православной Церкви, собранных в один день по принципу принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
К Соборам по территориальному признаку можно отнести, например, Собор Сибирских святых. Это праздник в честь святых православных подвижников Сибири. Празднование Собора Сибирских святых в Русской Православной Церкви совершается 23 июня в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца. Празднование было установлено в 1984 году в связи с подготовкой к 1000-летию Крещения Руси по благословению патриарха Пимена. Первое богослужебное празднование было совершено в этот год в Покровском храме Тобольска. В канун праздника на малой вечерне епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) у ковчега с мощами святителя Иоанна Тобольского прочел акафист святому и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную иконописцами мастерской Московской Патриархии.
Также в этот день празднуется Собор Рязанских святых. Есть еще Собор Алтайских святых, Собор Кемеровских (Кузбасских) святых, Собор Воронежских святых, Собор Харьковских святых, Собор Соловецких святых, Собор Валаамских святых и т. д.
Собор как храм
Собором называют главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх).
В синодальный период в истории Русской Церкви собор мог, кроме того, обозначать главный храм ведомства, в котором совершал богослужения протопресвитер военного, морского или придворного духовенства, а в полках с длительной историей создавались полковые соборы. В больших городах каждая из административных частей имела свой собор.
Например, в Санкт-Петербурге, помимо главного кафедрального собора, имелись соборы главных частей города, а также два придворных собора, два морских собора, четыре военных собора, собор всех учебных заведений, а также два мемориальных собора: Сампсониевский и «Спас на крови». Традиция устройства мемориальных соборов (соборов-памятников) восходит к Древней Руси. В частности, таким собором-памятником являлся знаменитый собор Покрова на Рву (более известный как храм Василия Блаженного), расположенный в Москве на Красной площади.
Русскому термину собор в западноевропейских языках соответствуют термины: англ. cathedral, фр. cathedrale, нем. Kathedrale, итал. cattedrale, исп. catedral, происходящие от слова кафедра. Тем самым они указывают на то, что речь идет о кафедральном храме, в русском языке чаще именуемом «кафедральным собором».
В православии статус собора присваивается также главному храму города, монастыря и имеющим особое значение храмам в столицах.
Как в православии, так и в католицизме, статус собора присваивается храму раз и навсегда. Правящий архиерей может построить или избрать себе для нахождения кафедры другой храм. Тогда новому храму присваивается статус кафедрального собора, за бывшим кафедральным также остается наименование собора (хотя в нем и нет епископской кафедры). В Москве, например, соборами именуются бывшие патриаршие соборы: Успенский, Архангельский и Благовещенский в Кремле, Покровский (Василия Блаженного) на Красной площади, построенный Иваном Грозным в ознаменование взятия Казани, Богоявленский (Елоховский) и др. При этом кафедральными соборами являются Богоявленский и храм Христа Спасителя.
Каждый новосибирец может привести пример некафедрального собора города. Это собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Этот собор является одной из первых каменных построек на территории Новосибирска (тогда Новониколаевска), сооружен в неовизантийском стиле. В 1895 году жители Новониколаевска обратились к Томскому епископу Макарию (Невскому) с ходатайством о постройке в городе храма во имя благоверного князя Александра Невского. Благословение было получено, образовали комитет, который возглавил начальник строительства Среднесибирского участка железной дороги инженер Н. П. Меженинов. Был организован сбор пожертвований. В декабре 1895 года был освящен временный деревянный молитвенный дом, сборы которого указом консистории должны были поступать в комитет по постройке храма.
Строительство велось в 1897—1899 годах.
Но вернемся к теории. По размерам собор может не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом, праздничные) совершаются собором духовенства, то есть в штате храма несколько священников (в идеале — настоятель и 12 сослужащих ему священников, по образу Христа и двенадцати апостолов). В реальности многочисленным духовенство бывает только в главных храмах епархии (например, при титуле «митрополит Смоленский и Калининградский» кафедральные соборы должны быть в Смоленске и Калининграде), где находится архиерейская кафедра. В католических соборах современное богослужение даже в праздники зачастую совершает единственный священник.
Кафедральный собор второго епархиального города может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом (что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры), с небольшим штатом священников (два или три).
В монастыре (главным образом в мужском, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности — благочинный, экклесиарх, ризничий и пр.), как правило, всегда есть соборный храм, именуемый кафоликоном.
Собор как таинство
Среди церковных таинств есть таинство, которое называется Соборование, или таинство Елеосвящения. Оно совершается над больным человеком собором (собранием) священников (в крайнем случае — одним священником). Таинство состоит в призвании на болящего, посредством молитв и помазания его освященным елеем, исцеляющей, очищающей благодати, врачующей телесные и душевные немощи.
Елей (оливковое масло) в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя.
Таинство Соборования установлено Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием телесных недугов.
Священника обычно приглашают к больному домой или в больницу. Соборование совершается и в храмах. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.
Оставшееся после таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места.
Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещеные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании.
Верно ли утверждение, что поскольку все верующие нравственно больны, постольку все нуждаются в периодическом участии в таинстве Соборования?
В том, что все люди, живущие ныне земной жизнью, грешат, нет и не может быть ни малейших сомнений. В этом смысле говорится, что все, включая христиан, нравственно больны. Кроме того, иногда утверждается, что люди не идеальны и в отношении физического здоровья: у любого нет-нет да и найдется хотя бы малый изъян. На этой почве и сложилось убеждение, что всем христианам необходимо время от времени собороваться, а особенно — в дни, специально назначенные духовенством.
Догматическое обоснование таинства Елеосвящения, или Соборования находим в новозаветном Послании апостола Иакова, где читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» Как видно из содержания фрагмента, таинство предназначено именно для больных, причем под больными здесь подразумеваются не все люди вообще, но больные в строгом значении слова: те, кто лежит.
Таинство Елеосвящения также не должно воспринимать как замену таинству Покаяния. В таинстве Покаяния человек очищается от грехов, а значит, и исцеляется от нравственных недугов. В данном отношении Покаяние является самостоятельным таинством и не требует непременного участия верующего в таинстве Елеосвящения.
Кроме того, нравственному оздоровлению способствует и участие в таинстве Евхаристии. Здоровому (в смысле, вытекающем из послания апостола Иакова) человеку нет нужды стремиться усиливать действенность этого таинства (как якобы недостаточную) номинальным участием в дополнительном таинстве — таинстве Соборования.
Соборы вселенские, поместные, архиерейские
Вселенские соборы — это собрания преимущественно епископата христианской Церкви в ее вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.
В самом начале истории Церкви термин — «Собор» употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных Соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления.
После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год), и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея Вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить Вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов. У С. В. Булгакова читаем: «…на протяжении первых IX веков Вселенскими соборами называются соборы, которые при содействии светской (императорской) власти составлялись из епископов христианской Церкви из различных частей Греко-римской империи — ойкумены и так называемых варварских стран для суждения о предметах догматических и канонических. Император, как страж (лат. custos) веры и Церкви, созывал собор, делал ассигновку на расходы, назначал место его заседаний, переводил из одного города в другой, лично присутствовал и пользовался почетным председательством или назначал своих чиновников для наблюдения за порядком, распускал собор и по предложению собора скреплял акты собора своею подписью».
Поместный собор (также частный) — собор епископов и других клириков, мирян поместной Церкви или определенной ее области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины. До XX века термин «поместный собор» активно использовался в русской исторической литературе для обозначения частных (не-Вселенских) соборов древности.
Хотя термин и употреблялся в XIX веке также и для обозначения местных соборов Русской церкви и даже в словосочетании «всероссийский поместный собор», широкое употребление термина в современном смысле пришло в начале XX века в связи с подготовкой к Всероссийскому собору Православной Российской Церкви, который открылся в августе 1917-го; более половины участников собора были миряне.
Позднейшие нормативные документы Русской Православной Церкви понимают Поместный собор как собрание епископата, а также представителей прочих клириков, монашествующих и мирян поместной Русской Православной Церкви.
Архиерейский собор (до середины XX века собор архипастырей) — это поместный собор, в котором участвуют исключительно архиереи. Высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви, а также орган высшего управления в УПЦ (МП).
В досинодальный период соборы не делились на поместные и архиерейские; на русские соборы собирались только епископы, влиятельные протопопы, иногда церковные или светские чиновники.
Современный термин появился в «Положении об управлении Русской Православной Церковью», принятом на поместном соборе 1945 года. В период действия этого «Положения» собирался единственный раз: 18 июля 1961 года, без предварительного объявления (архиереев вызвали в Троице-Сергиеву лавру на празднование памяти преп. Сергия Радонежского) — для внесения поправок в «Положение», выводивших духовенство из членов церковной общины. Как Архиерейский собор был окончательно оформлен в Уставе, принятом на Поместном соборе 8 июня 1988 года.
Согласно главе III Устава РПЦ по Уставу 2000 года:
1. Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами.
2. Архиерейский собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных, в частности, п. 20 раздела V настоящего Устава.
В отличие от Поместного собора, Архиерейский собор регулярно созывался с 1990 года, когда Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер).
Пункт 5-й главы III наделяет Архиерейский собор судебными функциями, делающими его фактически высшим органом власти в поместной Русской Церкви: Архиерейский собор является церковным судом высшей инстанции. Как таковой он правомочен рассматривать и принимать решения:
— в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси;
— в последней инстанции:
а) по разногласиям между двумя и более архиереями;
б) по делам о церковных правонарушениях архиереев и руководителей Синодальных учреждений;
в) по всем делам, переданным ему Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. (Пункты «б» и «в» изложены согласно поправкам, принятым на Архиерейском соборе 27 июня 2008 года).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.