Простите и простится вам, или Прощеное воскресенье длиной в 365 дней

11 марта начался Великий пост. А за день до его начала многие из нас просили друг у друга прощение. День этот нам известен как Прощеное воскресенье. С Прощеным воскресеньем мы уже простились, прошло полторы недели. Но означает ли это, что вспоминать о прощении нам нужно только в этот день? На самом деле, прощение должно сопровождать нас 365 дней в году. Прощение — это настоящий труд, это как точильный камень, о который затачивается наша душа, становясь чище, острее, совершеннее. В этой статье мы поговорим о том, что есть прощение и как научиться прощать других
Откуда праздник?
Вообще Чин прощения появился в монастырской жизни еще древних христианских египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно. Жизнь тогда была гораздо опасней, чем сейчас. Кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. С течением времени, как это бывает часто в христианстве, эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Мало кто знает, но у праздника есть и второе название — «Воспоминание Адамова изгнания». Происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни и на утрени и в каноне вспоминается изгнание из рая Адама по причине его грехопадения. Напомним, что изгнание из Эдемского сада произошло и из-за того, что, съев запретный плод, первые люди не раскаялись в этом перед Богом, не попросили прощения.
В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная Церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал впоследствии изгнанный Адам. На литургии в этот день читается Евангелие от Матфея (6:14-21), в котором говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (имеются в виду добродетели).
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
В неделю вечером совершается вечерня и после нее повечерие, в конце которого совершается Чин прощения: настоятель читает молитву, а затем просит прощения у всех христиан, то же самое делают прихожане. Таким образом, примирившись друг с другом, православные христиане начинают поприще Великого поста. По причине совершения Чина прощения неделя сыропустная имеет название — Прощеное воскресенье.
— Прости меня — Бог простит… В эту фразу вкладывается то, что у человека на сердце, но изначально это означает именно прощение, имеется в виду, во-первых, кто я такой, чтобы прощать? Бог прощает. И второе — полный текст выражения (из чина прощения в Прощеное воскресенье): «Бог простит, как я прощаю», — это напоминание об условии прощения грехов. Чтобы человеку простились грехи, нужно самим прощать в первую очередь. И обычно просьба простить должна быть взаимной, просят прощения друг у друга. Бог простит не только тебя, но и меня.
Но некоторые люди могут сказать эту фразу, вкладывая совсем другой смысл, аналогичный как в «Бог подаст», но так говорят только люди, далекие от Бога, не желающие подражать Богу.
Слова «Бог простит» совсем не являются нежеланием прощения. Эти слова означают только одно, что прощать может только Бог, а сам человек слаб и грешен и не может быть судьей другого человека. Поэтому слова «Бог простит» являются показателем смиренности того человека, у которого просят прощение — он как бы говорит этими словами: «Кто я такой, чтобы тебя прощать — я грешник такой же, как и ты».
Как научиться прощать?
Каждый день православные христиане утром и вечером, читая молитву «Отче наш», просят Всевышнего о прощении, не задумываясь о второй части этой фразы: Господи, прости нас так, как и мы отпускаем все обиды, нанесенные нам. Стоит заглянуть внутрь себя, чтобы понять, что Господь не может исполнить наше прошение по одной причине — мы не простили!
Во всех Книгах Библии даны рецепты, как научиться прощать. Человек, научившийся прощать, старается уподобиться Иисусу, милосердному Богу.
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5:43—48).
Прощение — это великая ценность, открывающая путь к свободе, отпуская должников, мы приобретаем крылья. Человеку, много простившему людям, Господь подарит благодать милости.
Вообще все Православие буквально построено на прощении. Это не пожелание Бога, это Его закон. Через апостолов, в частности апостола Матфея, прямо сказано, что только при условии полного прощения обижающих нас людей Бог дарует милость покрыть все прегрешения, другими словами, простить: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Многим людям нанесена такая боль, что им не только говорить, но и думать о прощении больно. Бог не призывает нас забыть о прошедших событиях, простить — значит не думать постоянно, отпустить из своих мыслей обидчика. Посмотрите на него глазами Иисуса, которому мы все стремимся уподобиться.
Каждая ситуация чему-то нас учит. Проходя через трудные жизненные случаи, каждый верующий испытывается терпением, прощением, любовью. Простить, это еще значит и отдать Богу человека. Бог же сам разберется, что делать.
В послании Римлянам апостол Павел призывает христиан не мстить за себя, простить, не брать на себя грех, а отдать все в руки Справедливого Бога, который Сам есть мщение за Своих детей. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».
«Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
В том же послании апостол Павел подтверждает, что наказание от Бога ждет злодея не на небе, а на земле. (Рим. 13:1—13). Не надо чинить самосуд, для наказания есть государство и Высший суд на небе.
Прощение не означает относиться с теплотой к обидчику, достаточно не желать ему зла, не планировать мести в ответ. Пусть судит его сам Господь. «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2-е Тим. 4:14).
Важно! Прощение не требует оставаться с обидчиком близкими друзьями, если этого нет у вас в сердце. Простить — это перестать: строить планы возмездия; желать обидчику зла; постоянно думать о нем.
Ведь непрощение делает людей пленниками собственной души. Обидчики приобретают власть над мыслями, эмоциями, поведением человека, которому они причинили вред. Эту власть даем им мы, не желая вырвать из плена собственных чувств. Формула прощения заключается в том, чтобы отпустить обидчиков, освободить свою душу из плена, признав единым властелином своей души Иисуса Христа.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский часто проповедовал, как научиться прощать. Основные пожелания святого Иоанна таковы:
по отношению к близким людям святой Иоанн советовал вырабатывать в себе терпение и любовь, чтобы легче было прощать, основываясь на том же послании Матфея, приведем эти слова в третий раз: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».
Близкий человек представляет тот же образ Бога, любить его — обязанность, закон, заповедь Божья. Это, наверное, для кого-то самая сложная задача, поставленная Всевышним.
Любить ближнего возможно только после того, как мы научимся любить себя. Как много людей несут непрощение в себе, не понимая, что этим грешат против Бога. Господь всегда прощает раскаянный грех, но человек по гордости своей не делает этого, тем самым ставя себя выше Спасителя.
Подвигом прощения, по словам Иоанна Кронштадтского, является любовь к врагам своим, творить добро тем, кто тебя ненавидит, благословлять тех, кто посылает в твою жизнь проклятия: «Благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Луки 6:27-28).
Весь ужас для обиженного человека в том, что простить нужно! Прощение нужно не обидчику, а обижаемому. Любое непрощение, независимо от его величины, разрушает только того, кто не может отпустить обиду. Еще раз хочется подчеркнуть, что Всевышний слушает молитвы только тех людей, которые простили врагов своих. Как ты прощаешь, так и тебе простится, а значит, ты получишь ответ на свою молитву, просьбу.
Существует мнение, что такая страшная болезнь, как рак, вызывается именно непрощением. «Негатив» накапливается в каждой клеточке, ведь при воспоминании о нанесенной боли сосуды всего тела и головного мозга сужаются от напряжения, происходит скачок или падение давления, а если непрощение держит человека часами, месяцами, годами?
Психологи предлагают избавиться от непрощения буквально физическим способом. Возьмите сетку и положите в нее камень величиной с обиду, а теперь носите все это всегда с собой, даже идя в туалет или в ванную. Через неделю добавьте туда пару небольших камешков, теперь к чувству непрощения добавляются собственные чувства вины при понимании, что простить надо, а не можешь. Носить надо до тех пор, пока обида не уйдет из сердца.
Что ждет человека, не освободившегося от обиды, через год, два? Можно ли свободно жить, передвигаться, или все усилия будут уходить на волочение мешка с камнями?
Прощать — это труд. Поэтому вот еще способы научиться прощать с Божией помощью. Попросите Бога показать, насколько велика ваша усталость от самих себя в этой ситуации, сколько радости прошло мимо. Запишите все это на отдельном листке. Напишите негативные последствия этого события на вашу жизнь и проанализируйте, стоила ли ответная реакция затраченных нервов, болезни, унылости.
Запишите все позитивные моменты, которые ждут вас в случае освобождения. Не забудьте указать, что, приобретая свободу, вы оставляете грех. Напишите как бы письмо обидчику — одно, второе, третье, пишите и рвите, выплескивайте свою проблему на бумагу, но при этом находите слова прощения. Утверждайтесь в прощении, свободе.
Апостол Павел в послании к Тимофею (1-е Тим. 6:6) написал, что великое приобретение быть довольным, благодарным. Научитесь спрашивать себя, не почему так произошло, а для чего. Что в этом случае любящий Бог хотел изменить в лучшую сторону? Покопайтесь в себе и сможете увидеть, как много приобретено за это время. Смеяться при боли, радоваться и терпеть, любить и не обижать. Перенося боль, мы стараемся не делать больно другим.
Проблема требует правосудия? Тогда отдайте ее в руки судьи, пусть он принимает решения, с которыми придется согласиться. Выпустите обиду из своего сердца в руки правосудия. Попробуйте отнестись к обидчику, ситуации с самокритикой, посмотрите на происходящее со стороны Бога. Ведь изменить ничего нельзя только в могиле.
Доверьте свою проблему молитве, просьбе к Всевышнему Богу. Просите с верой и властью, как будто все уже произошло, благодарите за освобождение. По вере будет вам дано. Прощение не придет сразу, но, проходя шаг за шагом, вы сможете освободить себя, бросив мешок с камнями, почувствовать легкость и начать новую жизнь с молитвами, на которые будет отвечать Бог.
Нам строго заповедано прощать. Это не просто благопожелание: «Хорошо было бы, если бы вы прощали». Это безусловное требование: вы должны прощать, иначе вы погибнете.
Людям бывает трудно простить из-за того, что у них сложились ошибочные представления о прощении. Давайте вспомним, чем прощение не является.
Во-первых, простить — не значит проигнорировать обиду или преступление. Иногда людям кажется, что простить — значит признать, что ничего страшного не случилось, «ерунда все, не стоит так переживать». Но люди никак не могут признать «ерундой» то зло, которое потерпели они или их близкие. Прощение этого и не требует — оно требует обратного. Да, против вас согрешили. Да, вам причинили глубокую боль. Да, с вами обошлись дурно и несправедливо. Именно это и создает ситуацию, в которой вы призваны прощать.
Во-вторых, простить — не значит признать, что зло не заслуживает наказания. Когда мы видим злодеяние, наше сердце вопиет, что зло требует кары, и это глубокая нравственная интуиция, которая напоминает нам о том, что Бог возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Что же, ни один нераскаянный грех в этом мироздании не уйдет от наказания. Это исключено. Как говорят величественные и пугающие строки библейского Откровения Иоанна Богослова: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20:12-13). Во Вселенной нет места, откуда нет «выдачи» на суд Божий.
Можно уйти от человеческого правосудия, можно уехать в Южную Америку (как, например, это сделали некоторые нацистские преступники), можно мирно умереть в глубокой старости — но это не поможет избежать Суда. От него нельзя спрятаться даже на дне морском — даже Марианская впадина и Бермудский треугольник в день суда отдадут своих мертвецов. Злодеи обязательно столкнутся со своими злодеяниями. Все пожнут, что посеяли. Своими делами преступники уготовили себе участь бесконечно более горестную, чем можно помыслить. Апостол не говорит: «Не мстите за себя, потому что злодеи не заслуживают наказания». Он говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римлянам 12:19).
Является ли это возмездие чисто загробным, относящимся к концу времен, эсхатологическим, как говорят богословы? Не совсем. Бог установил здесь, на земле, институт, которому поручено обуздывать злодеев и ограждать мирных людей. Это государство.
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Римлянам 13:1—4). Здесь сделаем одну ремарку. Речь идет не о конкретном политическом режиме, а о законе и власти, в противовес беззаконию и анархии.
Государство, в рамках возложенной на него Богом миссии, может прибегать к мечу для обуздания злых, а люди — к защите государства. Это не является местью, потому что государство утверждает неизменный для всех закон, а не мстит за личные обиды.
В-третьих, простить — не значит испытывать теплые чувства к обидчику. Если нас ранили, мы можем испытывать боль, и это естественно. Простить — значит безусловно отказаться от мести. В приведенной выше цитате из послания апостола Павла: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» видно, что святой апостол не испытывает особенно теплых чувств к меднику, но он наотрез отказывается мстить ему, ожидая суда от Бога.
В-четвертых, простить — значит не обязательно «восстановить отношения». В идеале это так, но не всегда. Если вы стали жертвой мошенников, вы должны простить их, но не обязаны дальше иметь с ними дело.
Прощение лишает обидчиков власти над нами; оно дает нам возможность двигаться дальше, не растрачивая свою жизнь на бессильный гнев. Бог Сам разберется с дурными людьми. А мы должны заняться тем, что нам поручено. Старец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Прежде всего относитесь строго к себе и великодушно к людям».
В Евангелии сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь — прости ему» (Евангелие от Луки 7: 3-4).
«Прости им, ибо не ведают, что творят»
Первые примеры прощения дает нам еще Ветхий Завет. Исав, у которого брат Иаков хитростью отнял первородство и отцовское благословение, прощает его. (Бытие 33:4). Иосиф, проданный братьями в рабство, становится приближенным фараона. Братья, понимая, что теперь он волен распоряжаться их жизнями, трепещут, но Иосиф успокаивает их: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Бытие 50:19).
Величайший пример прощения дает нам притча о Блудном сыне, которая прочно вошла в культуру европейских народов. Отец, с распростертыми объятьями встречающий сына, — это Сам Господь, терпеливо ожидающий нашего обращения. Аллегорический рассказ о всепрощении Господнем так поражал художников, поэтов, писателей, что доныне является одним из самых ярких образов, запечатленных на полотне и в слове.
Уже первый мученик христианской эпохи архидиакон Стефан перед смертью до последнего будет следовать Христу. Побиваемый камнями архидиакон Стефан до последнего вздоха молился и умер с молитвой об убийцах на устах: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деяния 7:60).
Жития святых, живших за века до нас, скупы на подробности, но доносят главную истину: первые христиане шли на смерть и муки, но понимали, что их гонители — лишь орудия в руках сил зла. Они ненавидели грех, но прощали грешников!
Такими были святые мученики Прокл и Иларий, пострадавшие во время гонения при императоре Траяне (98—117 гг.). Их силой пытались заставить принести жертву языческим богам. Святого Прокла после многих истязаний вывели за город, чтобы, привязав к столбу, расстрелять из луков. Воины, ведшие святого Прокла на казнь, уговаривали его покориться и тем сохранить свою жизнь, но святой сказал, чтобы они исполнили то, что им приказано. По дороге к месту убийства их встретил племянник святого Прокла Иларий, который со слезами обнял дядю-мученика и тоже исповедал себя христианином. Воины задержали его и бросили в тюрьму. Святой мученик Прокл под градом стрел молился за своих мучителей и с молитвой предал свою душу Богу.
Святая мученица диакониса Татиана Римская, принявшая за исповедание Иисуса Христа смерть при императоре Александре Севере (222—235 гг.), когда ее били и выкололи ей глаза, терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи.
Преподобного Серафима Саровского, встречавшего каждого приходящего к нему словами «Радость моя», однажды жестоко избили и искалечили разбойники, из-за чего он остаток жизни ходил согбенным. Но когда этих лихих людей отыскали, святой Серафим простил их и просил не наказывать.
Один из первых мучеников новой эпохи митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) был жестоко убит в 1918 году. Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооруженных солдат во главе с матросом. Самое страшное, что святителя предали свои. Монахи Лавры, недовольные своим архипастырем и подстрекаемые архиепископом Алексием, пустили слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов. Пришедшие требовали, чтобы владыка Владимир их отдал.
Владыку пытали и, ничего не добившись, вывели на расстрел за стены Лавры. Перед смертью митрополит Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнес: «Господь вас благословляет и прощает». Не успел он опустить рук, как был сражен тремя выстрелами. Недвижимое тело остервеневшие люди еще долго били и кололи прикладами.
Священник Ачинского благочиния Красноярского края священномученик Михаил Каргополов, бывший до принятия сана офицером казачьих войск, был арестован в 1919 году. Красногвардейцы вывезли его за село, вытащили из саней, сняли с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Красноармейцы безуспешно пытались вырвать из рук священника крест. Сжимая в руках крест, отец Михаил молился: «Не ведают, что творят!» Палачи выпустили в него зарядов двадцать, пока не убили.
Священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского, красногвардейцы утопили, бросив с палубы парохода в реку Туру. Епископ Гермоген молился за своих мучителей и благословлял их, а они цинично издевались над ним, привязывая к его телу тяжелый камень.
Русская земля насквозь пропиталась кровью мучеников, прославленных и доселе скрытых. Но кровь священников продолжает литься и в наши дни. И той же болью звучат слова прощения. Так простила убийц мужа вдова убитого под Рождество 2007 года священника Олега Ступичкина из поселка Нейво-Шайтанского Алапаевского района Свердловской области: «Не могу держать в сердце злобу. Надо уметь прощать. А нам остается только молиться».
Наконец, сам Господь Иисус Христос, когда его распинали, молился о распинающих: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»… Или более поэтичное: «Отче! Отпусти им, ибо не ведают, что творят».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.