День Победы. Парад Победы. Храм Победы

Неделю назад Россия отметила 74-ю годовщину Великой Победы. Следующий, 2020-й, год станет юбилейным. И одновременно первым, когда Россия встретит этот праздник в храме, посвященном Дню Победы. Как ни удивительно, но подобного храма до сих пор у нас в стране нет

1418 дней и ночей одного храма
В России испокон веку возводились храмы в память о защитниках Родины. В 2020 году открывается новая страница истории Отечества и русского оружия — впервые будет воздвигнут Главный храм Вооруженных сил России.
Этот храм в честь Воскресения Христова, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны, уже строится в Подмосковье, в парке «Патриот».
Высота храма вместе с крестом по проекту составит 95 метров, что сделает его третьим по высоте православным храмом мира после храма Христа Спасителя (103 метра) и Исаакиевского собора (101,5 метра). Общая площадь составит около 11 тысяч квадратных метров. Диаметр барабана главного купола составит 19,45 метра, 1945-й — год окончание Великой Отечественной войны. Высота звонницы составит 75 метров — в честь 75-летия со дня окончания Великой Отечественной войны. Высота малого купола составит 14,18 метра, 1418 дней и ночей длились боевые действия в Великой Отечественной войне.
Как в войне незабываемо каждое мгновение, так и здесь памятен будет каждый сантиметр.
Храм спроектирован архитектором Д. Смирновым в монументальном русском стиле, органично включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного храмостроения нововведения. Фасады здания будут отделаны металлом, своды — остеклены. Храм будет иметь пять престолов — центральный престол будет наименован в честь главного христианского праздника — Воскресения Христова.
Каждый из боковых приделов храма будет посвящен святому — покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных сил России. Это придел святого Илии Пророка, покровителя Военно-космических войск и ВДВ России. Придел святой Варвары Великомученицы, покровительницы Войск стратегического назначения. Придел святого Апостола Андрея Первозванного, покровителя Военно-Морского Флота, и придел святого Александра Невского, покровителя Сухопутных войск.
В храме будет семь залов. Зал № 1 «Святой благоверный князь Александр Невский». Зал посвящен святому благоверному князю Александру Невскому и легендарной битве на Чудском озере, в которой русские воины отразили нападение рыцарей Тевтонского ордена.
С помощью трехмерной графики посетители окажутся в гуще событий великой сечи на Чудском озере в 1242 году, когда рать Александра Невского наголову разбила тяжелую рыцарскую конницу тевтонов. Интерактивная экспозиция расскажет не только о предпосылках этого сражения и сменится динамичными планами битвы. Реалистичный визуальный ряд позволит запечатлеть и начало схватки, и ее кульминацию: трескается лед, и захватчики крестоносцы начинают тонуть. Русские воины, осеняя себя крестным знамением, поздравляют друг друга с победой.
Зал № 2 «Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской». Он посвящен Куликовской битве, в которой русские воины отразили нападение войск Золотой Орды. На мультимедийных экранах расскажут о противостоянии русских князей и ханов Золотой Орды. С помощью размещенных в зале интерактивных панелей посетители смогут ознакомиться с историей объединения русских земель и становления российского государства.
Зал № 3 «Праведный воин Феодор Ушаков». Посвящен великому русскому флотоводцу, который не потерял в боях ни одного корабля. В зале расположен макет парусного корабля, с которого руководил действиями русской эскадры контр-адмирал Федор Ушаков. Вокруг на обзорных экранах развернется Керченское морское сражение. Русский флот атакует мощная эскадра турецких кораблей. Несмотря на превосходящие силы противника, русские моряки одерживают победу. После «боя» посетителей ждет рассказ о жизни Федора Ушакова и его вкладе в развитие русского флота.
Зал № 4 «Смоленская икона Божией Матери». История иконы тесно связана с событиями Оте-чественной войны 1812 года. Молитва перед этим образом помогла изгнать иноземных захватчиков с русской земли. Инсталляция посвящена Бородинскому сражению. В видеоинфографике раскрывается история этой битвы. В экспозиции зала большое внимание уделят роли русского народа, который смело встал на борьбу с наполеоновскими полчищами и отстоял свободу и независимость России. Отдельный экран посвящен преподобному Серафиму Саровскому, знаменитому святому, современнику тех грозных событий.
Зал № 5 «Казанская икона Божией Матери». Эта икона укрепила дух русских воинов в важнейших сражениях Великой Отечественной войны — Сталинградской битве, битве за Москву.
Существует легенда, что осенью 1941 года во время битвы за Москву самолет с Казанской иконой Божией Матери облетел столицу нашей Родины, совершив так называемый воздушный крестный ход. Именно этому событию посвящена инсталляция «книга-птица». Для посетителей зала на больших проекционных экранах покажут видеоролики, повествующие о битве за Москву и Сталинградском сражении. Более подробную информацию гости смогут получить, воспользовавшись интерактивными экранами, расположенными вдоль стен зала.
Зал № 6 «Патриот. Современная история России». Зал посвящен истории Российской армии ХХ века, ее военным достижениям. Отдельный стенд экспозиции посвящен сотрудничеству Русской Православной Церкви и Российской армии, где с помощью инфографики раскрываются современные проекты. В зале можно ознакомиться с каталогом российских храмов и святынь.
Зал № 7 «Воинская духовная слава России» посвящен величию и духовной воинской славе России. На настенных экранах покажут хронику исторических событий, образы святых воинов и простых солдат. Постепенно стела воина в центре зала начинает «оживать» и превращаться в солдат разных эпох — от богатырей Александра Невского, витязей Дмитрия Донского, матросов Федора Ушакова до бойцов современных российских Вооруженных сил. В конце экспозиции скрытые прожекторы сфокусируют свет на гостях зала, словно призывая каждого из них стать защитником Родины — Духовным воином России.
На территории комплекса также будет создана галерея «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах, на протяжении которых длились боевые действия. Галерея будет идти по периметру всего храмового комплекса. Галерея с помощью технологии микрофотографии будет оформлена 33 миллионами (!!!) фотографий участников Великой Отечественной войны. Об этом рассказал заместитель министра обороны РФ, начальник Главного военно-политического управления ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов.
«Главный храм Вооруженных сил будет посвящен Победе в Великой Отечественной войне и, по нашему мнению, он должен стать пунктом постоянной дислокации «Бессмертного полка», — сказал генерал-полковник.
Имена и фотографии участников Великой Отечественной будут представлены в галерее на основе пиксельных технологий. «Посетители галереи смогут по фамилии, году рождения, призыва, другой информации найти фотографию и справку об участниках войны», — пояснил Андрей Картаполов.
Внести фотографию своих родных может каждый из жителей России. Фонд «Воскресение», через который идет сбор добровольных пожертвований, уже открыл специальный раздел на сайте «Мы — наследники Победы». Там можно загрузить информацию о своем родственнике, рассказать его историю, добавить фотографию и даже видео. Как рассказали в фонде, сделать это можно, даже не внося пожертвование.
«Следуя традициям, в храме будут размещены иконы святых покровителей российских воинов, а также геральдические знаки. Главный храм украсят росписи с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного Писания», — добавил замминистра.
Главный храм Вооруженных сил России строится в подмосковной Кубинке в военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот». Внешне он будет сочетать все оттенки зеленого «защитного цвета», а в его чугунные ступени вольют переплавленную трофейную технику поверженных фашистских войск! Храм станет духовным, учебно-методическим и просветительским центром для военнослужащих, православных священников и всех жителей России. Идея получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«Почти 30 миллионов человек погибло. И мы, — сказал председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин, — не можем не воздать им память. Для этих усопших храм Воскресения — это храм надежды. А для нас это храм, который отдает дань памяти всем тем, кто пострадали в те страшные годы».
Мичман так мичман!
Храм Воскресения Христова сможет вместить до шести тысяч человек. Возведение храма будет осуществляться исключительно на добровольные пожертвования. А средства нужны значительные — только устройство фундаментного основания храма обойдется в 620 миллионов рублей.
Церемония освящения закладного камня Главного храма Вооруженных сил России состоялась 19 сентября прошлого года, в ней приняли участие президент Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и Патриарх Кирилл. Сам камень был доставлен с древнего Валаама.
Сразу был создан сайт фонда «Воскресение» для информирования о деятельности фонда, а также различных способах пожертвований. Для перечисления пожертвований на строительство открыты расчетные счета в Газпромбанке и банке ВТБ, Пром-
связьбанке и Сбербанке. Сделать пожертвование можно переводом с банковской карты, через интернет-банк, смс-сообщение и с помощью других видов переводов.
«На сегодняшний день более 50 тысяч жертвователей внесли свой вклад в строительство храма — как физические лица, так и организации. Это центр духовности. Уверен в том, что храм — как он сейчас выглядит — будет построен в обозначенные сроки», — сообщил председатель правления фонда «Воскресение» Александр Алексеев.
Многие крупные российские компании предложили в качестве пожертвования материалы, драгоценный металл, бетон, кирпич или самостоятельно изготовят отдельные элементы здания. Например, в дар собору уже отливаются колокола — голос будущего храма.
Давайте сравним две цифры: 50 тысяч жертвователей и 33 миллиона фотографий погибших. Да ведь почти каждая из этих 33 миллионов семей захотела бы внести свой рубль в создание этого храма-памятника. Но знают о строительстве этого храма совсем немногие. Проверено. Нами. Во время опроса на акции «Бессмертный полк» 9 Мая. Будем надеяться, что за предстоящий год информация об уникальном проекте все-таки будет широко доведена до всех граждан России.
Поначалу сообщалось, что первым, кто сделал взнос в фонд «Воскресение», стал министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. Министр — человек православный, глубоко и истинно верующий. Два года назад, в 2017-м, он буквально потряс всю страну, когда, выезжая из ворот Спасской башни Кремля на Парад Победы, перекрестился. Такого на Парадах Победы никогда еще не бывало! Оказалось, что арка, под которую он въехал, всегда была частью храма. Во время реконструкции здесь даже нашли икону, которую в свое время спрятали в каменный тайник. И когда эту арку прежде проезжали на лошадях, всегда осеняли себя крестным знамением. Сергею Шойгу рассказали эту историю. И он принял ее близко к сердцу. И потом — Парад Победы столь значительное событие, что помощь Божья никак не помешает.
С тех пор министр обороны, выезжая из ворот Спасской башни на Парад, обязательно осеняет себя крестным знамением.
Вообще история Кремля полна чудесных знамений. И знамений не только древних. Немало чудес произошло в Кремле в годы Великой Отечественной войны. В первые недели, во время налета германской авиации на Москву 250-килограммовая бомба попала прямо в Большой Кремлевский дворец. Она пробила перекрытия и… не взорвалась. Трудно себе представить, что осталось бы от дворца, от большей части Кремля, если бы бомба взорвалась. А потом бомбы падали на Кремль еще около десятка раз. Не взорвалась ни одна…
…И все-таки первым взнос на строительство главного воинского храма России сделал не министр обороны, а скромный мичман. Помощники доложили об этом Сергею Шойгу с некоторой даже растерянностью. Кто-то из них намекнул: мол, может быть, сделать так, чтобы министр все же был первым жертвователем? Шойгу решительно отказался. Мичман — значит мичман!
От Куликова поля до Прохоровки
635 лет назад на Руси был воздвигнут первый православный храм-памятник воинской славы. В память о великом подвиге русского православного воинства в битве на Куликовом поле по приказу Дмитрия Донского в ноябре 1380 года был возведен Георгиевский храм. А павших в битве на Куликовом поле многие века поминали во всех российских церквах.
Его установили в районе нынешнего Коломенского. Это была деревянная церковь, которая к XVI веку обветшала, и на ее месте была построена Георгиевская колокольня. В XIX веке деревянные постройки были снесены, а на их месте построен храмовый ансамбль по проекту архитектора Е. Тюрина.
После революции храмовый комплекс был частично разобран, а церковь закрыта. Лишь в 2005 году была произведена реставрация ансамбля. На колокольне установлены 10 колоколов, сейчас Георгиевская церковь открыта для службы.
И это не единственный храм, посвященный победе на Куликовом поле. Есть еще недалеко от Китай-города церковь Всех Святых на Кулишках Покровского благочиния Московской епархии. По преданию, первая деревянная церковь на этом месте тоже была построена во времена Дмитрия Донского. В путеводителях XVIII века сообщалось, что она появилась в связи с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 года в Куликовской битве.
В память о взятии Казани вой-сками Ивана Грозного в Москве на Красной площади был возведен Покровский собор, позднее названный храмом Василия Блаженного.
Полтавская битва увековечена в Петербурге Сампсониевским храмом. Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге был заложен Петром Первым в честь победы под Полтавой в 1709 году. Это один из старейших соборов города и первый храм-памятник в честь победы русского оружия. В 1710 году поначалу была освящена маленькая деревянная церковь, которую позже перестроили в собор. Строили его, в том числе, на пожертвования. И, конечно, одним из самых известных обетных храмов стал храм Христа Спасителя в Москве. Храм Христа Спасителя создан на народные пожертвования в честь победы в Отечественной войне 1812 года. В храме был впервые собран своеобразный музей Отечественной войны, установлены мраморные доски с именами убитых и раненых, увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы, размещены доски с названиями основных сражений войны 1812 года.
Его строили около 50 лет. Деньги из личных средств выделили, в том числе, семья Багратиона, Денис Давыдов, атаман Платов. Было очень много пожертвований от простых солдат, ветеранов Отечественной войны, а также частных лиц, купцов и меценатов. В конце ХХ века храм был воссоздан также на пожертвования россиян.
До создания храма Христа Спасителя духовным памятником русской воинской доблести был Казанский собор в Санкт-Петербурге. Он построен накануне Отечественной войны 1812 года. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец
М. И. Кутузов. По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор поступали французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. В июне 1813 года в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М. И. Кутузова. Над могилой укреплены пять штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей были размещены на стенах собора. Шесть связок расположены над могилой М. И. Кутузова. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.
Трагическим событием военной истории России ХIХ века была Крымская война 1853—1856 годов. Владимирский собор («Собор адмиралов») стал общим памятником героям этой битвы. Всероссийская подписка по сбору средств началась в 1829 году. Пожертвования составляли от одной копейки до очень крупных сумм. Во время Крымской войны еще недостроенный собор стал усыпальницей выдающихся адмиралов Российского флота — Лазарева, Корнилова, Истомина, Нахимова. Строительство собора завершили в 1888 году. В верхнем храме нет росписей, вместо них установлены мраморные плиты с именами героев Крымской войны. На мраморных досках были высечены имена всех морских офицеров, павших во время обороны Севастополя.
Другой подобный храм — Морской Никольский собор в Кронштадте — главный храм Военно-морского флота России, а также памятник всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Сбор пожертвований начали в 1897 году. Основную сумму собрали моряки, которые отчисляли часть своего жалованья на строительство. В 1913 году Морской собор освятили во имя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Кронштадтский (Никольский) собор является достойным памятником всем «чинам Морского ведомства России». В стенах храма — каменные плиты, повествующие о событиях военно-морской истории.
У нас в России существует множество храмов, посвященных и другим победам русского оружия.
Храмами, посвященными событиям победоносной русско-турецкой войны и подвигу русских воинов-освободителей Болгарии от османского ига, стали собор святого Александра Невского в Софии и часовня павшим в боях за Плевну в Москве.
Новочеркасский Донской вой-сковой собор — третий по величине в России после Исаакиевского и храма Христа Спасителя увековечил воинские подвиги донских казаков во время Отечественной войны 1812 года.
Русско-японской войне 1904—1905 годов посвящен храм Спаса «на водах» в Петербурге. На его стенах высечены имена погибших моряков и названия кораблей, участвовавших в боях.
А вот Первая мировая война 1914—1918 годов почти не оставила о себе свидетельств в виде храмов-памятников. После революции 1917 года храмы не возводились, а чаще разрушались. Видимо, по той же причине до самого исчезновения СССР не могло быть и речи о благодарственном храме в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Лишь к 50-летию Победы над фашизмом в Москве на Поклонной горе была сооружена небольшая церковь святого Георгия Победоносца. Имеющиеся немногочисленные храмы сооружены в связи с пусть и значительными, но все же локальными событиями войны. Это храм Всех Святых на территории памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Храм был открыт и освящен 9 Мая 2005 года. Он был построен на пожертвования, значительные суммы выделили крупные российские компании.
Это и комплекс храмов под Прохоровкой, где произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге, посвященный жертвам блокады, храм Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге на Средней Рогатке, где пролегал второй рубеж обороны города.
Но на сегодняшний день, как ни парадоксально, в стране нет храма, который был бы общепризнанным православным символом Великой Победы.
Благодарность Спасителю и спасителям
Традиция устанавливать в честь побед русского воинства обетные храмы восходит к глубокой старине. Это православный благодарственный поклон и оружию, и людям. Поклон, запечатленный в веках в камне и дереве. А более всего — в духовной неразрывной связи поколений.
Современники, даже знатоки отечественной истории, вряд ли смогут назвать все храмы-памятники русской воинской славе в пределах России (а есть еще и за рубежом). Между тем их немало.
Монументальная летопись самых драматичных и в то же время славных событий нашей истории присутствует в больших и малых городах, а нередко и в селениях, близ которых случались судьбоносные битвы. И это всегда не просто церковь или часовня, но символы русского духа, которые обращают ныне живущего к истории Родины и памяти предков.
Так уж сложилась история нашей Родины, что редкие годы она не вела оборонительные войны, не вынуждена была силой оружия отстаивать свои интересы или выполнять союзнический долг. Потому ничего удивительно нет в том, что многие церкви возведены именно по случаю ратной победы. Так была запечатлена память о воинах, одолевших Золотую Орду, бравших Казань, изгнавших из Москвы польских интервентов, прославившихся в Северной войне и войнах с Турцией… Так Русь, Россия благодарила своих земных спасителей и обращала купола нововозведенных храмов к Нему, Спасителю и Заступнику Всевышнему.
По понятным причинам эта традиция была прервана после 1917 года. Более того, даже сами церкви воинской славы подверглись поруганию и разрушению. У всех в памяти варварское уничтожение памятника подвигу воинства в Отечественной войне 1812 года — храма Христа Спасителя в Москве.
А в Ленинграде осквернили первый в городе собор, возведенный по случаю воинской победы — Сампсониевский. Его построили еще при Петре во славу Полтавской победы. Начиная с 1938 года там «квартировали» различные советские учреждения. При этом за все годы здание не только не реставрировалось, но и вообще не ремонтировалось.
Всего же под снос ушло более тысячи храмов, сооруженных в честь русского оружия, осквернению подверглось и того больше. Повезло, если можно так выразиться, тем немногим, что власть перепрофилировала под музеи, в центры военно-патриотического воспитания. Так сохранялся изначальный дух поклонения памяти православного воинства.
Безусловно, народную инициативу даже в те времена уничтожить на корню не получалось. Если не в больших городах, то в глубокой провинции, в селах удавалось поставить не храм, так часовню, не часовню, так памятный православный крест. Такое утешение своему горю искали родители воинов, погибших в Финскую войну, а потом — в Великую Отечественную. Скромные сооружения с православными крестами вовсе не претендовали на некий спор с грозной властью. Они были душевной потребностью верующих. И только. Тихим поминальным словом…
Семь десятков лет прошло со времени Великой Победы. Но эта славная и одновременно трагическая страница в нашей истории отражена в храмостроительстве весьма скупо — всего лишь несколько церквей, построенных в постсоветские годы и посвященных пусть важным, но все же локальным победам русского оружия во время войны.
Но по сей день в стране нет храма, который был бы общепризнанным национальным символом Великой Победы. Равновеликого как по значению этой Победы, так и скорби о десятках миллионов погибших в войне.
Очень символично, что главный воинский храм будет освящен во имя Воскресения Христова. Все мы, и живущие ныне, и те, кто будет жить в России после нас, верим в то, что все павшие в боях Великой Отечественной войны обретут Царствие Небесное. Обретут вечную жизнь.
Человек был создан Богом бессмертным и стал смертен только после грехопадения. Но Христос разрушил оковы смерти, «смертию смерть поправ». И каждый теперь вправе надеяться на жизнь вечную. Для этого только надо жить в чистоте, жить по заповедям Божьим, уметь раскаяться самому и научиться прощать других.
Но ведь разве те миллионы и миллионы наших воинов, павшие в Великой Отечественной, разве были они безгрешными? Среди них ведь были и те, кто гнал Церковь в безбожные советские годы, и душегубы из штрафных батальонов, и обремененные разными другими (подчас весьма серьезными!) грехами. Конечно, были. И только Господь вправе судить людей. От Него не ускользнет ничто в нашей жизни. И трус, бежавший с поля боя, и погибший там же, рядом с героями, конечно, будет оценен по справедливости. И вот другие человеческие грехи судиться будут с учетом главного обстоятельства жизни павших за Родину — как раз того, что все они отдали жизни за Россию.
…Каждый день Русская Православная Церковь во время богослужений поминает воинов, сложивших головы за Россию. И эти многомиллионные молитвы тоже слышит Господь. И молитвы эти тоже будут учтены при Втором Пришествии, при воскрешении человеков. А со следующего года к ним добавятся молитвы из главного воинского храма России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.