Ефросиния Полоцкая: служение, озаренное радостью

В прошлом номере мы рассказывали о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии — создателях нашей азбуки, в честь которых проходили Дни славянской письменности и культуры. А 5 июня Церковь вспоминает Ефросинию Полоцкую — святую покровительницу белорусского народа и покровительницу женского монашества на Руси. В Новосибирске эти две даты удивительным образом соединились. В 2002 году, в Дни славянской культуры в Новосибирске освятили храм во имя преподобной Ефросинии

Главный храм белорусов Сибири

Церковь во имя преподобной Ефросинии Полоцкой расположена в Новосибирске на улице Лазурной. В 2000 году жители окраинного МЖК «Восточный» и представители белорусской диаспоры обратились к управляющему Новосибирской епархией с просьбой создать православный приход. Их просьба была удовлетворена. Пару лет воздвигали церковь и получилось что-то необычное.
Храм — деревянное сооружение с центральной частью в виде избы с двускатной кровлей. Молодыми архитекторами К. Ощепковым и Д. Убелем был предложен проект на основе традиционного зодчества северо-западной Руси. Храм имеет шатровую колокольню, которая воспроизводит объемную структуру Заонежских часовен. Храм воздвигли сами прихожане, не использовав при изготовлении сруба, как в старину, не единого гвоздя. Освящение состоялось во время празднования Дня славянской письменности и культуры в 2002 году архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном и епископом Борисовским Иоанном — представителем Белорусского экзархата РПЦ. Строительство в Новосибирске храма во имя преподобной Ефросинии Полоцкой стало важнейшим событием в жизни белорусов всей Сибири. Приход выступил в числе учредителей Белорусского культурно-просветительского центра во имя святой Ефросинии Полоцкой. Каждый год на площадке возле храма проводятся Дни белорусской культуры. Выступают коллективы со всей Сибири — из Иркутска, Тюмени, Кемерова и других городов.
Главной святыней прихода является икона преподобной Ефросинии Полоцкой с частицей святых мощей. Ее подарил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх Беларуси. По пятницам перед ней служится Вечерня.
Сейчас силами прихода здесь ведется строительство храма Спаса Нерукотворного, храма-памятника сибирским первопроходцам. Тут уже сказалось то, что священники храма духовно окормляют новосибирское казачество. Репортаж о работах выкладывается в социальной сети, и видно, как день ото дня, неделя от недели, месяц от месяца вырастает красавец-храм.

Великие подвижницы благочестия

Святые отцы Церкви утверждают, что монашество ведет свое начало от времен апостольских и даже раньше, от времен Самого Иисуса Христа. Василий Великий говорит, что «образ монашеского общежития есть истинное подражание образу жизни Господа Иисуса Христа с Его учениками. Как Иисус Христос, собрав вокруг Себя учеников, жил с ними отдельным обществом, так и монахи, живя отдельными обществами под руководством своего игумена, подражают Спасителю и апостолам».
После окончания гонений на Церковь Антоний Великий, Макарий Египетский и их подражатели, стремясь к исполнению заповедей Христовых, поняли, как пишет святой авва Дорофей, что, находясь в мире, они не могут удобно совершать добродетели и измыслили свой особенный образ жизни — монашеский, и начали уходить от мира и жить в пустынях. Не только мужи, но и жены достигали равной степени подвижничества, показывали изумительные примеры самоотверженности и сподоблялись великих даров благодати.
Иоанн Златоуст говорит об этом: «В начале христианства в стране Египетской является чудное воинство Христово, ведущее образ жизни, свойственный лишь горним силам; и является оно не только в мужах, но и женах… Как великие подвижницы, они вступают в брань духовную с властями тьмы; естественная слабость их вовсе не служит к тому препятствием. Если они не обладают крепостью сил, то, как бы взамен того, одарены более живым чувством и восприимчивостью».
В Киевской Руси первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 году. Для своей дочери, внучки Ярослава Мудрого, Анны (Янки) князь Всеволод Ярославич основал Андреевский монастырь, в котором была создана первая школа для девочек: Янка «собраши младых девиц, неколико обучала писанию, также ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие».
Всего в домонгольский период насчитывалось 70 монастырей, из них 12 — женских. В монгольский период из основанных 276 монастырей 37 были женские. В основании таких монастырей женщины принимали активное участие. Наибольшую известность приобрели святые преподобные Ефросиния Полоцкая и Ефросиния Суздальская.
Об Ефросинии Полоцкой мы расскажем позже, а преподобная Ефросиния Суздальская, в миру Феодулия, была дочерью великого князя Михаила Черниговского. В 15 лет ее сосватали князю Мине Суздальскому, но перед свадьбой он неожиданно умер. И Феодулия принимает постриг в Ризоположенском монастыре в Суздале. Известность она приобрела своими духовными наставлениями. Ефросиния преставилась в 1250-х годах.
С 1448 по 1589 год число монастырей активно росло: из основанных 494 новых монастырей 68 было женских, а в XVII веке женские монастыри составляют уже пятую часть. Изменения в отношениях Церкви и государства в синодальный период неизбежно сказались на развитии монастырей. Доходы с вотчин собирались в казну, а монастырям выдавалось содержание. При этом женские монастыри были крайне бедными. Законодательство, касавшееся мужских и женских монастырей, во многом различалось. Если мужчинам пострижение разрешалось после 30-ти лет, то женщинам только от 50-ти до 60-ти. Для женщин-монахинь вводились более строгие правила: монахиням запрещалось покидать обитель. Монахам же разрешалось выходить из монастыря и даже посещать родственников четыре раза в год, предварительно получив от епископа «подорожную».
Духовный расцвет женского монашества в XVIII—XIX веках был связан с развитием старчества. Много монастырей связано с именами преподобных Серафима Саровского, Феодора (Ушакова). Под духовным руководством оптинских старцев находились многие женские общины и монастыри.
Сохранились многочисленные жизнеописания монахинь-подвижниц конца XVIII — начала XX века: старицы Иоанно-Казанского Селезневского монастыря Дарии, подвижниц Николаевского Абабковского монастыря Лампадии и Палладии, схимонахини Авраамии из Каширского Сретенского монастыря, монахини Курского Троицкого монастыря Иларии и других. Дошедшие до нас воспоминания, письма свидетельствуют о подъеме духовной жизни женских монастырей.
Отличительной особенностью женских монастырей XIX — начала XX века стала их широкая благотворительная деятельность. В 1887 году монастыри содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети из них приходились на женские монастыри. В 1880–е годы почти во всех женских монастырях открылись церковно-приходские школы. В монастырях организовывались больницы, медицинские курсы, различного рода учебные заведения для подготовки учительниц. Во время Русско-турецкой войны 710 сестер из 95-ти женских обителей были направлены на место военных действий и в лазареты. Огромный вклад внесли женские монастыри в развитие культуры, прежде всего иконописи.
И монахи, и монахини в равной степени несли свое служение. И все-таки у монахинь было чуть больше теплоты, сочувствия, отзывчивости. И народ ценил это очень высоко.

Почивает Дух Святый на ней

Преподобная Ефросиния Полоцкая, до пострига – Предслава — была праправнучкой крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание. Любовь к чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.
Узнав, что родители хотят обручить ее с одним из князей, она тайно ушла из дома в женский монастырь к игуменье Романе (вдове ее дяди Романа Всеславича) и просила пострига. Возраст Предславы (12 лет) и необыкновенная красота казались игуменье несовместимыми с монашеством. Однако глубокий разум княгини, ее молитвенная настроенность скоро переубедили игуменью. Несмотря на возможный гнев отца Предславы, игуменья благословила на постриг.
При постриге Предслава получила имя Ефросиния. Но даже строгая монастырская жизнь не удовлетворяла ее стремления к духовному подвигу. По благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор, поселившись в «голубце» — особой келье при Софийском соборе Полоцка. Здесь она проводила время в молитве и переписывании духовных книг. «Ефросиния сердце свое напояла Божией Премудростью», — пишет автор жития преподобной. Труды ради духовного возрастания были неотделимы для Ефросинии от деятельной любви к людям. Переписанные книги она дарила тем, кто жаждал духовного просвещения.
Когда духовные силы юной монахини укрепились, она получила откровение оставить затвор. Трижды являлся ей ангел, открывая будущее место обители, которую предстояло основать: «Ты должна пребывать здесь, ибо Господь желает через тебя на сем месте наставить многих на путь спасения». С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. «Почивает Дух Святый на ней», — сказал ангел и указал поставить Ефросинию игуменьей новой обители в местечке Сельцо. Произошло это около 1128 года. В Сельцо Ефросиния взяла только книги.
Год за годом Спасо-Преображенский монастырь расширялся и укреплялся. Здесь приняли монашество родная сестра Ефросинии — Градислава (с именем Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (с именем Евпраксия). Сестер обители Ефросиния «с радостию и прилежанием» обучала грамоте. «Аз веселым сердцем подвизаюся учити», — говорила она.
В обители преподобная создала женскую школу — одну из первых на Руси: «Собравши же младых девиц несколько, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам, да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие». Эта школа способствовала быстрому росту монастыря. Свой духовный опыт и свет одухотворенного молитвой знания Ефросиния несла всем ищущим их. Для многих она стала духовной матерью.
Однажды в монастырь пришел любимый ее брат Вячеслав с супругой и детьми. После беседы она сказала, что хочет оставить в монастыре двух его дочерей — Киринию и Ольгу. Родители огорчились такому решению. «Однако ни Вячеслав, ни его супруга не осмелились противиться, так как принимали слова ее, как бы слова Самого Христа, и знали, что она была достойным вместилищем Святого Духа… Ибо, — продолжает составитель жития, — блаженная Ефросиния имела такой дар духовный, что на кого взирала очами своими, тотчас узнавала, есть ли в нем дух добродетели, и может ли он быть сосудом избранным для Господа».
Древний жизнеописатель передает обращенные к сестрам слова преподобной, призывающие их к подвижничеству: «Вот я собрала вас ради имени Господа, подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои; я собрала вас как овец Божиих на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостию, а не с печалью заботилась о спасении вашем и чтобы я возвеселилась духом, видя духовные плоды трудов ваших».
В 1161 году усердием преподобной Ефросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор — одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. Строитель — мастер Иоанн, сам пришел к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в постройке собора. В житии Ефросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно являлись по молитве игуменьи. Просыпавшиеся утром строители видели печь, полную обожженной, готовой к укладке плинфы, услышав при этом слова святой девы, молящейся Спасителю: «Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее».
Внутри храма, по сторонам хоров, были устроены две небольшие кельи, в одной из которых жила преподобная Ефросиния. Здесь сквозь небольшое окно открывались взору поля и древний Полоцк.
Преподобная Ефросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы, украсила ее иконами и передала инокам. Воспользовавшись родством с византийским императором Мануилом Комнином (1143—1180), она обратилась к нему, а также к Патриарху Константинопольскому Луке (1156—1169) с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — икону Божией Матери Ефесскую, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 году икона прибыла на Русь.
Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и, наконец, прибыла в Полоцк.
В трудный век раздробленности Руси преподобная Ефросиния непрестанно молилась о единстве Русской земли, о победе над «тьмой разделения». Благодатным словом наставления, которое было ей «даром Бога», она примиряла многих князей, бояр и простых людей. Она «всех хотяше имети яко единую душу».
На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, совершила паломничество на Святую землю. Величайшей святыне христианства — Гробу Господню — преподобная жертвует драгоценную кадильницу — первый дар русских жен, вставший в ряд с лампадой, возжженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всея Руськыя земли».
Во время тяжелой болезни ей было возвещено ангелом о близкой кончине. 24 дня провела она на одре болезни в одном из монастырей Иерусалима и скончалась 24 мая 1173 года, причастившись святых Христовых Тайн, посреди молитвы. Предание сохранило последние слова ее молитвы: «Господи, приими дух мой от меня во святом граде Твоем Иерусалиме и пресели меня в вышний град Твой Иерусалим». Тело почившей, согласно завещанию, было погребено в иерусалимской церкви. Родные, возвратившись в Полоцк, принесли весть о кончине преподобной Ефросинии. С тех пор в день кончины ее ежегодно совершалось поминовение. Началось благоговейное почитание той, которая стала небесной покровительницей Полоцка.
3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в 50-дневный срок покинуть город. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи княгини-игуменьи и принесли их в Киев, где они были положены в дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Так Ефросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители.

   

Строительство церкви-памятника Спаса Нерукотворного образа в Новосибирске

Торжество славянского единства

К половине XIII века литовцы завоевали Полоцк, и Полоцкое княжество перестало существовать. К XIV веку Полоцкая земля окончательно входит в состав Литовско-русского государства. В это время Православие и русская культура в Белой Руси сохранялись. Более того, к XVI веку Полоцк был едва ли не крупнейшим городом государства — население его превышало 100 тысяч жителей. Согласно Люблинской унии 1569 года, Литва и Польша объединились в единое государство — Речь Посполитую. Полоцк стал владением Польши до 1772 года. Наступили трагические времена для Православия.
В 1579 году польский король Стефан Баторий призвал в Полоцк иезуитов и отдал им православные церкви и монастыри. Полоцкая епархия — одна из древнейших на Руси — перестала существовать. В 1596 году в Бресте был созван собор, на котором провозгласили Унию католической и православной Церквей. Православные западной Руси не признали решения собора. Тогда началось насильственное обращение в унию. Пошли в ход аресты, истязания, мучения, убийства. Всякий, кто осмеливался поднять голос в защиту Православия, объявлялся врагом.
Православие казалось навсегда изгнанным из земли Полоцкой, «дети умирали без крещения, а мужья с женами жили без благословения». Но даже в те годы, когда «Православие и русская народность Белоруссии казались погибшими навсегда», память о преподобной Ефросинии, «православной по вере и русской по происхождению», давала жителям земли Полоцкой силу «сохранить свою православную веру и русскую народность».
Господь не допустил уничтожения Православия на древней русской земле. Русские войска вошли в Польшу, и в конце XVIII века все православные области, кроме Галиции, присоединились к России. В 1833 году восстанавливается Православная Полоцкая епархия. Храм Спаса, построенный преподобной Ефросинией, был возвращен православным. Тогда жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной в обитель, основанную ею.
70 лет жители Полоцка не оставляли попыток возвратить мощи преподобной. Шесть раз в течение ХIХ века обращались в Синод, но лишь в 1871 году в Полоцк была перенесена частица мощей. Потребовались многие годы молитв, докладов в Святейшем Синоде, пока не была получена резолюция государя Николая II.
700 лет с любовью почитали люди Белой России свою святую, и вот на третий день Пасхи, 22 апреля 1910 года мощи святой были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку, вынесены из Киевских пещер и установлены в Великой Лаврской церкви. В Киев прибыло более 20 тысяч богомольцев. Святая Лавра Киевская прощалась с Полоцкой княжной, почивавшейся здесь более семи веков.
Ослепительно белый пароход, украшенный зеленью и цветами, увозил святые мощи преподобной. Еще три парохода сопровождали святыню. Плавание по Днепру продолжалось 12 дней с остановками в Любече, Речице, Рогачеве, Быхове, Могилеве и Орше. Во всех местах остановок совершались богослужения, на носу парохода была сооружена часовня с зеркальными окнами. Темными украинскими ночами пароходы сверкали огнями сотен свечей. На берегах паломники разжигали костры, стояли со свечами. Дни шествия великой славянской святыни по водам Днепра стали днями общей молитвы, торжеством славянского единства.
Во время остановки и празднования в Речице Минский епископ Михаил произнес слова, поразившие всех. И как они подходят к событиям наших дней! «За долгие годы наша Белая Русь чего ни пережила, чего ни испытала. Осилили ее враги, отторгли от единства с Великой Россией. И начались со стороны врагов притеснения… издевательства не только над живыми, но и над умершими православными предками нашими. И многие тогда малодушные из наших соотечественников, особенно бояре и дворяне, не устояли в Православной вере своих отцов. И было время, что, казалось, край этот погиб… Спасла тогда Белоруссию только вера Православная, о насаждении и укреплении коей пеклась преподобная Ефросиния. Теперь помыслы врагов наших, врагов России направлены на эту силу, на Церковь Православную… не щадят для этого ни ума, ни средств. Вот предстательница наша пред Богом и возвращается к нам, чтобы встать на охране Православия в своем родном крае…»
От Орши святыню с крестным ходом понесли в Витебск, а затем в Полоцк. Полоцкие торжества длились три дня. Прибыли высокие гости и десятки тысяч паломников. Во время крестного хода в процессии следовали королева эллинов, великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Раку внесли в Спасский храм, основанный самой преподобной.
Воспоминания современников сохранили для нас память об одном из первых чудесных исцелений, совершенных после перенесения мощей в Полоцк. В Спасском монастыре жила монахиня, страдавшая тяжелым заболеванием желудка. Врач лишился всякой надежды спасти больную; боль ее ослабляли наркотиками. Сестры, выполняя желание больной, привели ее в храм и подняли на помост, где она приложилась к открытым мощам преподобной. После этого монахиня почувствовала такой прилив сил, что смогла подняться и идти без посторонней помощи. Наутро доктор встретил больную во дворе безо всяких признаков недуга.
Но недолго пробыла в своей обители преподобная. Согласно постановлению «Народного комиссариата юстиции РСФСР» 13 мая 1922 года рака с мощами преподобной Ефросинии была вскрыта. В заключении «врачебно-научной» экспертизы указывалось, что «труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий».
После вскрытия мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в Витебск, где их держали в музее. Драгоценная рака была реквизирована вместе с другими ценностями обители.
Во время немецкой оккупации верующие перенесли нетленные останки преподобной в церковь Спаса. Фронт находился в 36 километрах от Полоцка… 25 октября 1943 года впервые после 25-летнего перерыва у мощей преподобной в основанном ею монастыре была отслужена литургия. Но еще не скоро был возобновлен монастырь. Лишь в 1992 году началась реставрация соборов монастыря, посажен был фруктовый сад над огромной братской могилой. Полоцкая обитель преподобной Ефросинии восстанавливается на земле, политой кровью новомучеников российских.
Приехав поклониться в монастырь, можно выйти на речку и прямо с камня, на котором умывалась преподобная, полюбоваться красотой этих мест, можно подойти к Спасскому собору, где до сих пор цела келейка преподобной с остатками древней росписи на стенах. Внизу, слева от алтаря, покоятся чудотворные мощи преподобной. И везде ощущается живое присутствие преподобной Ефросинии.
Преподобная Ефросиния стала матерью женского монашества и всех жен русских, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Монашеское имя преподобной Ефросинии в переводе с греческого означает «Радость». Имя это станет одним из самых распространенных на Руси. Имя Ефросинии носили пять святых жен Руси — в этом сокрыт глубокий духовный смысл: вся духовная жизнь России и, в особенности, служение русских женщин озарены радостью. Радость духовная — первый из семи благодатных даров Духа Святого человечеству. Сама Пречистая Матерь Господа именуется Всерадостной Радостью нашей. И благодатная радость духовная — это и Ее дар русским женам. Они хранят этот дар в самых трудных обстоятельствах — без радости духовной невозможно было бы им нести тяготы жизненных невзгод, горестей и печалей земных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.