Образ как окно в другой мир

Икона «Преображение Господне»

Храмы Русской Православной Церкви невозможно представить без икон. Вся история России прошла под знаком иконы. Многие прославленные и чудотворные образы стали свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в судьбе страны. И в обыденной жизни верующих иконы играют большую, нередко решающую роль. Особенно — иконы чудотворные
Трудная дорога к иконе
«Йекон», от которого и происходит в русском просторечии название икон, по-гречески значит «образ». Без понимания смысла образа не понять и смысла иконы, ее места, роли и значения.
Бог творит мир посредством Слова, Он Сам есть Слово, пришедшее в мир и ставшее плотью. Так же Бог творит мир, давая всему Образ. Русское слово «безобразный» — синоним слова «некрасивый», то есть «без образный», не имеющий в себе Образа Божия, не существующий, мертвый. Весь мир пронизан Словом, и весь мир наполнен Образом Божиим. Можно сказать, что весь наш мир иконологичен.
Первые христиане не имели храмов, практически не знали икон. Они собирались в домах, катакомбах, нередко под угрозой гонений. И первые учителя христианства вели непримиримый спор с язычеством, отстаивая свою веру от любого идолопоклонства. Но сама образность Ветхого и Нового Завета уже несла в себе зачатки иконологии. Не случайно в древнейших римских катакомбах сохранились библейские символы — рыба, якорь, кораблик, монограммы Христа. Но были в них и уже известные нам изображения. Например, катакомбы Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla). Это самые старые катакомбы Рима. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком (фигура слева изображает пророка Исаию или Валаама), датируемое II веком.
Первые иконы напоминают позднеримский портрет и написаны в реалистической манере. Самые ранние из них найдены в монастыре Святой Екатерины на Синае и относятся к V—VI векам. Как было принято в античности, написаны они в технике энкаустики. В ней художник использовал расплавленный воск в качестве связующего материала для красок. Эта техника известна еще со времен египетских фараонов, для росписи гробниц которых требовались нетускнеющие краски, и именно энкаустика могла сохранить свежесть цвета через сотни лет.
Изначально икона зарождалась из литургии (литургия по-гречески — «общее дело») и отражала соборное сознание. Она не являлась произведением отдельного автора, а была произведением Церкви. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений.
В VIII—IX веках Церковь захлестнули иконоборческие споры. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, внутри православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты того времени. В то время в Церкви получили распространение странные формы почитания священных изображений, граничащие с идолопоклонством. Так, некоторые священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие. Некоторые верующие относились к иконам, как к живым: брали их в поручители при крещении или ответчиком в суде.
Особенно это стало проявляться после Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу. В Церковь хлынул поток язычников. Не умея понять всю глубину Образа и Прообраза, они превратили почитание икон в идолопоклонство, а молитва переросла в магическое действие.
Византийская знать, изощренная в богословских вопросах, впадала в другую крайность. При императорском дворе в моду вошли наряды, украшенные изображениями святых, ангелов и даже Христа и Богородицы. Все это становилось явной профанацией святынь. Неудивительно, что некоторые истинные ревнители Православия приходили к выводу, что лучше вовсе отказаться от икон, нежели поощрять возврат к язычеству.
Ситуация осложнялась тем, что чуть ранее на границах Византийской империи активизировался ислам. А мусульмане крайне отрицательно относились к изображениям. В 723 году халиф Иезид издал указ, обязывающий убрать иконы из христианских храмов на подвластных ему территориях. А в 726 году такой же указ издал византийский император Лев Исавр. Православию пришлось защищаться с двух сторон — как от грубого магизма полуязыческой веры, так и от полного отрицания икон «ревнителями чистой духовности». Продолжавшаяся более ста лет борьба породила новых мучеников, кровь которых была теперь и на совести христиан.
Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами императорского дворца. Видя эту кощунственную акцию, народ растерзал чиновника, исполнявшего повеление. На это император ответил репрессиями, которые затем перешли в открытую войну.
Нападки иконоборцев продолжались еще и потому, что не было специальной молитвы на освящение иконы. Практика освящения икон появилась в Церкви довольно поздно.
В 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, выступивший в защиту иконопочитания. Но понадобилось еще более полувека, когда на Константинопольском Соборе 843 года была окончательно закреплена позиция иконопочитателей и поставлена точка в долгой борьбе. В этой борьбе вскрылись величайшие глубины богословской мысли, всему миру были показаны твердость и мужество христиан, оставшихся верными Православию.
Весь этот период был и величайшей трагедией для Церкви. Было уничтожено множество священных изображений, восходивших еще к апостольским временам, сожжены мощи многих святых, пролилась кровь защитников и исповедников иконопочитания. Но через муки и страдания, через гонения и скорбь длительной иконоборческой смуты Церковь пришла к торжеству Православия.
Строгие правила образа
Правила, по которым пишутся иконы, — для иконописца то же, что богослужебный устав для священнослужителя. Но как настоятель храма имеет право несколько видоизменять ход богослужений (например, включать в службу дополнительные молитвы местночтимым святым и т. д.), так и иконописец может вносить некоторые элементы в установленный образец, подчеркивая при этом тот или иной оттенок богословского замысла иконы.
Так, из всего многообразия изображений Иисуса Христа традиционно выделяются следующие основные иконографические типы: «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель», или «Панкратор», «Господь на престоле», «Спас в Силах», «Спас Эммануил».
В иконографии Богородицы можно выделить три основных типа изображения. Это Умиление, или Милующая (по-гречески — Елеуса), Путеводительница (по-гречески — Одигитрия) и Молящаяся (по-гречески — Оранта). Эти типы иконографии Божией Матери представляют собой своеобразные ступени спасения человечества. Умиление (Милующая) — Боговоплощение. Одигитрия — путь ко спасению через Христа Спасителя. Оранта — моление о спасении каждого члена Церкви Христовой и обо всех тех, до кого еще не дошла Благая Весть.
Иконографический канон ангелов предусматривает изображение только тех ангельских чинов, описание которых есть в Священном Писании. На иконах могут быть изображены Серафимы (пламенные) — высшие духовные существа, наиболее приближенные к Богу. Херувимы — существа, обладающие высшей духовной мудростью. На иконах изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крылами. Престолы изображают в виде колес со множеством глаз на ободьях. Архангелов (по-гречески — ангелоначальников) всего семь. Соответственно, на иконах изображают Михаила (кто как Бог) — он же Архистратиг, то есть главный воитель. Гавриила — витязь Божий. Рафаила — исцеление Божие. Уриила — свет Божий. Селафиила — прощение Божие. Иегудиила — освящение Божие. Варахиила — благословение Божие и Иеремиила — возвеличивание Божие. Ангел-хранитель представлен в виде крылатого юноши в белом хитоне с крестом или с мечом — символом духовного оружия и защиты.
В иконографию святых вошли святые праотцы, святые пророки, святые апостолы и равноапольные, святые мученики, святители, преподобные, блаженные (юродивые), святые праведные, в том числе благоверные и целители. Святые — это люди, стяжавшие особую благодать. Очищенные от греха и преображенные. Потому и основной богословский смыл в иконах святых заключается в победе над грехом, а следовательно, и над смертью, а также в спасении и во вхождении в Царство Небесное.
Кроме того, есть иконография праздников — Пасхи, Рождества, двунадесятых праздников. Любая праздничная икона свидетельствует о том, какое место занимает это событие в истории спасения рода человеческого, и обо всех, кто причастен к этому.
Личное и доличное

Икона Архангела Гавриила «Ангел златые власы»

Издревле основным материалом для иконной доски было избрано дерево. Этот материал выбран не случайно. Помимо его доступности и дешевизны, дерево имеет глубокое символическое значение. Древо жизни. Древо познания. Из дерева был сделан Ноев ковчег. Древо Животворящего Креста, на котором Господь принес искупительную жертву за весь род человеческий. При изготовлении иконных досок отдают предпочтение кипарису, липе и ольхе.
На лицевой стороне иконной доски делается специальное углубление, называемое ковчегом. Скорее всего, это название не случайно. Здесь имеет место связь между иконным ковчегом, ковчегом Ноя и Ковчегом Завета. Ноев ковчег — средство спасения праведных людей от гибельной стихии. Ковчег Завета — средство Богообщения богоизбранного народа. Православная икона — это и средство Богообщения, и веха, показывающая путь к спасению. Здесь сделаем уточнение. Конечно, Богу не важно, перед иконой мы молимся или без нее. Богу важно сердце человеческое, его стремления, а не наличие икон. Однако для человека икона может быть своеобразным помощником, помогающим настроиться на молитвенный лад.
Для написания иконы используются темперные краски, изготовленные на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия из воды и яичного желтка. Иногда на иконную доску наклеивается ткань, так называемая поволока. Основой под краску служит грунтовый слой, имеющий белый цвет и называемый левкасом. Темперная живопись как нельзя лучше подходит для священных изображений благодаря своей прозрачности. Сквозь краску просвечивает белый левкас, придавая образам особую звучность и яркость краскам. Когда икона написана, ее покрывают особым защитным слоем на основе натуральной олифы и просушивают в течение длительного времени.
Во время создания иконы сначала пишется «доличное» — фон, пейзаж, одежда и прочее. Эти работы, как правило, выполняет мастер второй руки. Главный же мастер пишет «личное», то есть то, что относится к личности.
Соблюдение такого порядка очень важно. «Доличное» и «личное» — это разные ступени бытия. Важную роль при написании лика отводится глазам. В ранних иконах они писались большими и выразительными. Пример — икона «Ангел Златые власы» (Новгород, XII век). На более поздних иконах глаза уже пишутся не такими большими, но более проникновенными. Известное выражение «Глаза — зеркало души» родилось как раз в системе христианского мировоззрения.
Но «личное» — это не только лик и глаза, но также руки. Руки о личности человека говорят очень многое. Не случайно во многих странах прежде был широко распространен язык жестов. И на иконах жестами передается духовная информация. Благословляющий жест Спасителя. Молитвенный жест Оранты с воздетыми к небу руками. Стремительный жест архангела Михаила, передающего Благую Весть. Лик и руки иконописец, как правило, выписывает очень тщательно. Пользуется приемами многослойной плави, с подрумянкой, вохрением, светами и т. д.
…Сделаем небольшое отступление. Мы написали о благословляющем жесте Спасителя на иконах. Есть жесты на иконах Спасителя, которые называются ораторскими или риторическими, которые означают буквально следующее: «молчите, Я говорю». То есть когда оратор обращается к толпе и просит тишины, чтобы что-то сказать…
Фигуры на иконах обычно пишутся менее плотно, немногослойно, придавая телам невесомость и бесплотность. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Говоря о свете на иконах, нужно коснуться и такой характерной детали, как нимбы. Нимбы — символ святости, напоенности Божественным светом. Нимбы — важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. Православная традиция предполагает соединение двух воль: воли человека, стремящегося к святости, и воли Бога, откликающегося на это стремление и возрождающего в человеке тот негасимый свет, который дан каждому.
Святые на иконе обычно представлены в одеяниях. Одеяния — это тоже определенный знак. Различаются ризы святительские, диаконские, апостольские, царские, монашеские и т. д. Например, Иисуса Христа изображают обнаженным в страстных сценах («Бичевание», «Распятие»). Нередко обнаженными изображают аскетов, юродивых, пустынников, столпников, ибо они совлекли с себя ветхие одежды, представив «тела в жертву живую… благоугодную Богу». Нагими также изображаются грешники в композиции «Страшный суд», их нагота — это нагота Адама, который, согрешив, устыдился своей наготы и попытался спрятаться от Бога.
Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической иконы — золотой. Золото — символ Небесного Иерусалима. В христианской символике золото занимает особое место. Как самый драгоценный материал на земле, он служит выражением наиболее ценного в духовном мире. Золотой фон, золотые нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя, золотой ассист (штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света) на одеждах Богородицы и ангелов — все это подчеркивает святость и принадлежность к миру вечных ценностей. Так как золото всегда было дорогим материалом, поэтому в русской иконе золотой фон, одежды святых часто заменяли на красный, зеленый, желтый (охра), белый. Красный и синий, как правило, выступают вместе, так как символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное. Ими пишутся одежды Спасителя, Богородицы. Зеленый цвет символизирует вечную жизнь, вечное цветение, а также цвет Святого Духа, цвет, надежды. Охра, желтый фон — цвет, наиболее близкий по спектру к золотому и является подчас заменой золоту. Белый цвет — соединение всех цветов (вспомните, белый солнечный цвет разлагается на все цвета радуги), символизирует чистоту, непорочность, причастность к божественному миру. Белым цветом пишутся одежды Христа и праведников. Черный, как не имеющий цвета (света), употребляется в иконописи редко. Он символизирует ад, максимальную удаленность от Бога.
Свет и цвет определяют настроение иконы. Классическая икона всегда радостная — это праздник, торжество, свидетельство победы. Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслов.
Пространство и время иконы вне природы, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым. Не мы смотрим на него, а он окружает нас.
Приближается утро…
В Церкви есть и так называемые чудотворные иконы. Это те образа, чудесное, сверхъестественное, надприродное воздействие которых неоспоримо, многократно подтверждено, много раз зафиксировано документально.
Следует сказать, что Русская Церковь крайне осторожно и ответственно относится к сообщениям о разного рода чудотворениях икон. Такие сообщения проверяются специально созданными комиссиями. Да не раз. Причем, комиссии эти создаются сначала на местах, в епархиях, а потом к проверкам привлекаются эксперты Патриархии. Сами иконы на время проверки сообщений запечатываются. Выясняется вся их история и т. д. И уж если Церковь называет икону «чудо-
творной», то к этому стоит отнестись серьезно.
Но что такое чудо? Известный богослов и писатель Клайв Льюис дал простое, но очень емкое определение чуда. «Под чудом я понимаю вмешательство в природу внеприродного, то есть сверхъестественной силы. Если кроме природы нет ничего, чудо невозможно», — сказал он.
Вот и чудотворные иконы неподвластны обычным пространственно-временным и причинно-следственным отношениям. Это может проявляться и в необычности их обретения, в исчезновении иконы, удивительное самосохранение в условиях стихийных бедствий. Наконец, особое свойство чудотворных икон — исцеление людей от недугов, стихийных бедствий, эпидемий, которое проистекает через них.
Наиболее известно у чудотворных ликов мироточение. Это чудесное появление на иконе влаги. Слово «миро» имеет несколько значений. Одно обозначает состав из различных ароматных веществ, который после освящения употребляется в Церкви при таинстве миропомазания. Другое значение — маслянистая влага, которая образуется сверхъестественным образом на иконах или святых мощах.
Разумеется, делалось немало попыток исследовать чудесное миро. В одном случае анализ миро, взятый с иконы, показал, что по составу это самые настоящие слезы. Состав миро с других икон показал, что это жидкость органического происхождения, напоминающая оливковое масло. Но все исследования, в конце концов, зашли в тупик, так как не вписывались в ныне известные законы строения вещества. Скажем, известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения.
Первое мироточение иконы на Руси произошло в конце XIII века в Великом Устюге. В 1290 году, по предсказанию юродивого Прокопия, город мог погибнуть от «огненного града». Но по молитвам Прокопия и раскаянию горожан нависшая черная «каменно-огненная» туча отошла от Устюга и разразилась в 20-ти верстах от города, уничтожив целый лес. И тут от иконы Благовещения, перед которой молился юродивый, стало источаться так много мира, что им смогли наполнить церковные сосуды. Многие жители, помазавшись истекавшим миром, получили исцеление от различных болезней. С тех пор во многих храмах были зафиксированы случаи мироточения. Но в многострадальном ХХ веке началось что-то исключительное…
1998 году в Свято-Введенском монастыре города Иваново Московской области сначала замироточила современная Тихвинская икона Божией Матери, выполненная на картоне. Вскоре стали мироточить все иконы, приносимые верующими на освящение. С декабря 1998 по 1999 год здесь замироточило около семи тысяч икон. Перед канонизацией последнего русского императора Николая II во многих городах началось мироточение икон царственных мучеников. При этом мироточили не только деревянные иконы, но даже пластиковые и фотокопии.
В наши дни мироточение икон происходит не только в России, но и за рубежом. Наиболее яркий пример — чудодейственная Иверская Монреальская мироточивая икона Богоматери. В 1982 году на Афоне Иосиф Муньоз Кортес получил этот образ. Вся его дальнейшая жизнь была служением этому образу. Мироточить икона стала в полуподвальной келье-квартире бедного испанского эмигранта. Мироточила икона в течение 15 лет, «умолкая» только на время Страстной седмицы. Иногда мироточение было обильным, иногда слабым, иногда оно совершенно замирало. Замечательно было то, что мира всегда хватало на всех нуждающихся, сколько бы ни собиралось верующих.
Миро Монреальской иконы — янтарных оттенков с нежным, но стойким благоуханием. И только первое миро, источаемое на Пасху после Страстной недели, было особенным, очень светлым и с особым ароматом.
Как икона мироточила: сам Иосиф рассказывал, что миро выделяется не из иконы, а нисходит с Неба, как благодатная роса. Только так можно объяснить случаи мироточения киота иконы и стекла на нем.
Завеса тайны до сих пор скрывает обстоятельства убийства Иосифа. Это случилось в ночь на 31 октября 1997 года в небольшом гостиничном номере в Афинах. Связав, убийцы чего-то добивались от него, а затем забили до смерти. Монреальская икона после этого исчезла.
О чудотворных иконах можно говорить долго. Почти за каждой — огромные пласты истории и великих дел. Одна из величайших святынь Руси — Владимирская икона Божией Матери в 1395 году, накануне нашествия Тамерлана, была принесена из Владимира в Москву. Этот образ с великим небесным воинством явился «Тимуру-хромцу» во сне и запретил идти на Русь. Испугавшись Божьей кары, Тамерлан повернул свои войска на восток.
Не менее чудес связано с иконой Донской Богоматери. Именно при ее участии был отбит последний в истории поход крымских татар на русскую землю. В 1654 году с ней русские выступили против поляков, в 1677—1678 годах — против турок. На Руси известно немало чудотворных образов Святого Николая Угодника, Спаса Нерукотворного, но больше всего чудотворных икон Божией Матери. Истории многих таких икон удивительны. Вот история чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из храма Святой Троицы в Санкт-Петербурге. В 1888 году, когда икона находилась в тихвинской часовне близ Стеклянного завода, в часовню ударила молния, возник пожар. После того, как огонь был потушен, с удивлением обнаружили, что икона чудесным образом обновилась. Лик Богоматери просветлел, глаза засияли живым светом. От удара молнии деньги из стоявшей неподалеку кружки разлетелись в разные стороны, а 12 монеток (грошиков) прилипли к иконе. С этого образа стали писать копии — и тоже с грошиками!
…Феодоровскя икона Божией Матери, Толгская икона. Боголюбская, Красноильская. Мошногорская, Кременецкая, Нанковская, Смоленская, Абалацкая, Балыкинская, Беседная, Иверская… Это далеко-далеко не полный перечень чудотворных образов Богородицы…
В наше время — после множества страшных и кровавых событий ХХ столетия — для многих икона открывается как бы заново. Один из самых ярких иконописцев ХХ века инок Григорий (в миру Георгий Иванович Круг) написал: «Почитание икон в Церкви — как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда… И даже когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, свет этот не иссякнет и не может иссякнуть… Думается, что сейчас мы находимся в преддверии этого света, хотя еще ночь, но приближается утро».
А архимандрит Зинон (в миру Владимир Теодор) в своей работе «Икона в литургическом возрождении» написал: «В иконоборческий период Церковь боролась за икону, а в наше смутное время пришла пора иконе бороться за Церковь».
Сегодня у многих в домах есть иконы. Но немногие хорошо знают о тех, кто на них изображен. Так сделаем же наши иконы чудотворными и возьмем в руки Библию, откроем Новый Завет и начнем читать Евангелие. Пусть икона, стоящая в вашем доме, побудит вас к этому, станет настоящим чудом и окном, проводником в благодарный Божий мир Евангелия.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.