Смирение нашей Матушки и Заступницы

Образ Пресвятой Богородицы «Семистрельная»

«Матушка!», «Заступница!» — так чаще всего на Руси испокон веков обращаются в своих молитвах православные к Богородице. У Божьей Матери немало имен. Царица Небесная. Пречистая Дева Мария. Богоматерь. Пресвятая Дева. Приснодева. И еще десятки образных, а нередко — и поэтичных имен. Но простому русскому сердцу навсегда останутся милее Матушка и Заступница. Отчего же с таким трепетом, с таким доверием и надеждой обращают к Богородице свои молитвы россияне?
Смирение Иоакима и Анны
Богородица прожила очень скромную, смиренную жизнь. Через много столетий Отцы Церкви напишут, что смирение — это обитание Христа в человеке. Но такие слова напишут через много столетий, а во время юности Марии из рода Давидова Иисус Христос в наш мир еще не пришел. И Мария восприняла смирение от своих родителей Иоакима и Анны. А их смирение восходит к самому началу истории человека на Земле…
Пресвятая Богородица родилась на изломе эпох в годы правления Ирода Великого в одном из пригородов Иерусалима. Ее родители Иоаким и Анна были людьми уважаемыми, но большого богатства не имели. Их род, идущий от царя Давида, к тому времени утратил былое влияние. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругами, если бы не одно обстоятельство — прожив 50 лет в браке, они так и не смогли родить ребенка.
В начале семейной жизни отсутствие детей не очень тяготило их, однако когда у сверстников начали появляться внуки, Иоаким и Анна стали все сильнее просить Всевышнего ниспослать им дитя. Шли годы, подкралась старость. Супруги даже пообещали своего первенца отдать на служение в храм, но Бог словно не слышал их. И Иоаким и Анна смирились.
Их сердца не озлобились, а вера в Господа не стала прохладнее. Они просто восприняли бездетность как волю Божью, хотя бездетность в те времена на Ближнем Востоке обществом воспринималась как проклятие. Пожилые люди с благодарностью приняли свой крест, прося теперь лишь одного — чтобы их оставшаяся жизнь была еще более благочестивой.
Добродетельных супругов начали уважать еще больше, но находились и злые языки. Поползли слухи, что Иоаким и Анна прокляты Богом. Дошло до того, что когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека.
Такое отношение покажется странным, но оно объясняется не только злыми нравами, но и особенностью ветхозаветного мышления. Еще в начале человеческой истории Бог дал падшим прародителям обетование, что среди людей со временем родится Избавитель и Спаситель. Проходили годы, но лишь небольшая часть людей продолжала, как умела, почитать Единого Бога и хранить память о временах, когда рай еще не был закрыт для человека. Эти же верные Господу поколения веками передавали и Божье обетование. И каждая девушка надеялась, что именно она может родить Избавителя, а каждый мужчина надеялся быть причастным этому чуду. Поэтому среди избранного народа брак и продолжение рода расценивалось как благословение Божье. И наоборот — если супруги не имели потомства, то подвергались поношению, ибо считалось, что такие пары лишены милости Всевышнего за грехи.
Иоаким и Анна несли крест бездетности всю свою жизнь. Они и представить не могли, что именно от их союза произойдет та самая жена, упоминаемая в эдемском обетовании. Однажды им явился ангел и возвестил радостную весть — они станут родителями. Иоаким и Анна смиренно не стали спорить с ангелом, ссылаться на почтенный возраст и невозможность иметь детей. В ту же ночь они были вместе, а спустя некоторое время пожилая женщина поняла, что беременна.
В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью малышки, которую назвали Мария. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Супруги помнили о своем обещании посвятить Дочь Богу. Трехлетнюю Марию привели в Иерусалимский храм.
Ее место было здесь — в Божьем доме, где она могла получить необходимое воспитание. А родители Девы, прожив еще несколько лет, мирно умерли с осознанием того, что выполнили свой обет и подарили Богу самое дорогое, что у них было.
«Дух Святой найдет на тебя…»
В храмовой школе для девушек воспитывались лучшие представительницы иудейского общества, которые потом становились женами священников и знатных людей. Их обучали всему, что нужно для ведения хозяйства. Также огромное внимание уделялось духовному образованию. Их учили хорошо разбираться в священных текстах и ритуалах.
Богородица училась до 12-ти лет. За это время она освоила много «женских» профессий, не отставала и в изучении Писания, которое знала едва ли не наизусть. Мария была лучшей ученицей и со временем могла стать желанной невестой для многих достойных юношей, если бы еще в раннем детстве не дала Богу обет безбрачия.
Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст, и ей уже нельзя было жить при храме, они встали перед проблемой. Нарушать обет Марии никто не думал, а о том, чтобы ее насильно выдать замуж, тоже не могло быть речи. Однако и самостоятельно жить она не могла — закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку. Тогда ее решили обручить с одним из старых вдовцов, чтобы он, формально считаясь ее супругом, был хранителем чистоты своей жены. После долгих дискуссий священники решили выбрать будущего обручника Марии жребием, дабы так проявилась воля Божья.
Среди кандидатов был и Иосиф — строительных дел мастер из городка Назарет. Когда мужчины собрались в храме, первосвященник забрал у них посохи и положил на жертвенник. После молитвы он начал по одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь укажет избранника. Но знака не было, и лишь когда очередь дошла до Иосифа, как говорит Предание, произошло чудо — широкий конец палки превратился в голубку, которая села Иосифу на голову. Все поняли, что он и есть избранник Божий.
Такому повороту Иосиф не был рад — старик боялся насмешек своих уже взрослых детей, ведь разница в возрасте между ним и Марией была огромной. Но священники убедили Иосифа не противиться воле Божьей.
Как Мария отреагировала на происходящее? Она смирилась. Мария, которая лучше всех соучениц знала Священное Писание, понимала, что Господь чего-то от нее ждет. И приняла все как Господню волю.
Вскоре после обручения Иосиф оставил деву и отправился на стройку. Ему предстояло быть в отлучке несколько месяцев. Мария тем временем ткала завесу, которую заказали для святилища храма. Занимаясь любимым делом, она чаще всего молилась или размышляла над тем, что успела прочесть. Еще в детстве она узнала, что придет время, и некая жена родит Дитя, которое уничтожит дьявола и сокрушит его мощь. Мария мечтала быть хотя бы служанкой в доме этой женщины. И понимала, что это — лишь мечта. У иудеев сложилось стойкое убеждение, что Спаситель родится в царских палатах, но разве ей — небогатой провинциалке — попасть во дворец? Именно во время таких размышлений явился к ней ангел Божий Гавриил.
Посланник Небес возвестил о том, что она родит Сына. И не обычного ребенка, а долгожданного Спасителя. Его слова смутили Марию, девушка ответила, что она — девственница, а потому ребенка у нее быть не может. Ангел ответил: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Явление ангела было рубежом для юной Богородицы. Бог ждал от нее именно свободного и добровольного участия в деле Воплощения. Мария могла отказаться. Когда Архангел сказал, что Господь хочет сделать ее матерью Бога, то, по слову Иоанна Златоуста, небо и земля замерли — и все ждали ее решения. Мария согласилась. Она смиренно ответила Гавриилу: «Я — Раба Господня, пусть будет так, как ты говоришь». Через некоторое время Богородица поняла, что беременна.
Спустя некоторое время домой вернулся Иосиф. Заметив беременность Марии, он впал в отчаяние — стоило отлучиться, как отроковица «впала в грех»! Он стал расспрашивать супругу, но она только рассказывала о явлении ангела. Иосиф понял, что случилось нечто необычное, но все-таки думал, что девочка стала жертвой обмана. Не считая ее виновной, но и не будучи в силах пережить возможный позор, старик решил тайком отпустить ее из дому, дав развод. Он словно снимал с себя ответственность и вместе с тем спасал ее от избиения камнями, которое полагалось неверным женам в те времена.
Однако планам Иосифа помешал Гавриил: ночью он явился и запретил ему отпускать Марию. Ангел поведал о судьбе будущего Ребенка и успокоил мужа. После этого Иосиф окончательно поверил в непорочность зачатия.
Безупречная репутация мужа Богородицы
После Рождества и долгого пребывания в Египте Святое семейство вернулось в свой город Назарет. Тайну непорочного рождения Христа знали только сами супруги и еще несколько священников, которые вскоре умерли. Для остальных людей, в том числе и для старших детей Иосифа, Иисус был его родным сыном. В этом не сомневался никто, поскольку муж Богородицы имел безупречную репутацию.
Рождение Богомладенца мало повлияло на семейный уклад — все так же Обручник ходил по окрестностям, строя и ремонтируя жилища; все так же Богородица несла груз женских забот по дому. Через несколько лет Мария овдовела. Достигнув совершеннолетия, Иисус взял инструмент отчима и стал добывать на пропитание Себе и матери. Так прошло более десяти лет, пока однажды Он не вышел на проповедь. Мария знала, что именно для этого Господь пришел на землю, и как мать не препятствовала Ему. Сразу после выхода на служение ее Сына Пречистая присоединилась к числу женщин-учениц, следовавших за Христом вместе с апостолами.
…А легко ли матери стать ученицей своего сына? Вспомните свое детство, как вы постоянно спорили с родителями, а они, воспринимая вас не более чем ребенком, мягко говоря, не воспринимали всерьез…
Спутницы Иисуса покупали и готовили пищу, стирали и чинили одежду, старались всячески поддержать своих сыновей, братьев и мужей. Все трудности проповеди Пресвятая делила со Христом вплоть до того момента, когда Его осудили на смерть и распяли на Голгофе. Как и прочие женщины, она ни на минуту не отошла от страждущего Сына в часы крестных мук и в минуту смерти. Присутствовала она и тогда, когда Господь окончательно покинул землю и вознесся.
Знала ли Богородица о том, что дала плоть Самому Творцу? Церковь однозначно говорит: да! Но это знание развивалось в Ней постепенно, зародившись сначала как некая духовная интуиция и лишь со временем развившись в уверенность в божественном достоинстве ее Сына. Она, как пишет евангелист Лука, слагала в своем чистом сердце все слова и события, связанные со Спасителем, и бережно соединяла эти части в единую мозаику, которая полностью стала явной в день Воскресения.
Сердце было горячо, любовь — безмерна, молитва — пламенна
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской.
Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, непорочного зачатия и рождения Христа, Его младенчества и земной жизни.
Подобно апостолам, она утверждала Христианскую Церковь своим присутствием, словом и молитвами. После Вознесения она прожила в Иерусалиме около десяти лет.
Многие приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Богородицу.
Сохранилось послание, написанное святым Игнатием Богоносцем из Антиохии к апостолу Иоанну Богослову:
«Многие жены у нас желают посетить Пречистую Деву, коснуться персей, питавших Господа Иисуса, и услышать от Нее о многих таинствах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов ее, и нашему еще юному благочестию есть Наставница и Учительница всем верным на всякое доброе дело; более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи. О ней рассказывали нам люди, достойные всякого доверия, что по Ее святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим».
По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом. Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».
Во время гонений Ирода на юную Церковь Христову Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43-м году удалилась в Эфес, в котором Иоанну выпал жребий проповедовать. Пресвятая Богородица посещала христиан в Антиохии, на Кипре, на Святой горе Афонской.
Несмотря на уже немолодой возраст, Пречистая не сидела без дела — продолжала проповедовать, утешать, поддерживать и помогать всем, кто приходил к ней. Для апостольской общины она сделалась совестью Церкви. Ее благословение старались получить все, и Мария никого не отвергала. Ее сердце было горячо, любовь — безмерна, молитва — пламенна.
«Радуйтесь! Я с вами — во все дни»

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Фрагмент

Ко времени своей кончины дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Ей все больше хотелось бывать в тех местах, где бывал ее Сын. Нередко Богородица приходила ко Святому Гробу Господню и преклоняла колена.
Пресвятая Богородица мирно отошла в вечность в третьей четверти первого столетия. Под конец своего земного пути она очень тосковала по Сыну, много молилась и просила забрать ее к Себе. Во время одной из таких молитв перед Девой, как и в далекие годы юности, предстал архангел Гавриил и сказал, что она может радоваться, ибо Господь через три дня исполнит Ее просьбу. В залог Архангел вручил ей пальмовую ветвь.
Пресвятая Дева была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься с дорогими людьми. Сразу стало понятно, что некоторых она не сможет увидеть — например, апостолов, которые разошлись по отдаленным провинциям на проповедь. Трех дней было слишком мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну. Она ничего не требовала — она просто просила — смиренно и кротко, как делала это всегда. И на материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, Он послал ангелов, которые перенесли их в Иерусалим к дому Пречистой. Пресвятая Дева молилась, чтобы Господь послал к ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия.
Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении спрашивали: для чего Господь собрал их? Святой Иоанн Богослов, со слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели ее сидящей на ложе. Апостолы приветствовали ее, а затем поведали об их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал ее молитву и исполнил желание ее сердца. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа семидесяти апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Девы Марии.
Каждого из них Она призывала по имени, благословляла и молилась с ними.
Настал третий час. Пылало множество свечей. Апостолы с песнопениями окружали одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании своего исхода и пришествия своего Сына и Господа. Внезапно заблистал Свет, перед Которым померкли свечи, и сошел Сам Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве.
Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога. Согласно Преданию, к этому времени Деве Марии исполнилось 72 года.
Благоговейно лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело. Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над телом Богоматери и всеми провожавшими внезапно появился светозарный облачный круг. Он двигался по воздуху и сопровождал шествие до места погребения.
Жители Иерусалима, пораженные величием шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми матери Иисуса, донесли о том первосвященникам. Те послали слуг, чтобы разогнать процессию, а самое тело Богоматери — сжечь, но облачный венец опустился к земле и как стеной оградил процессию. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие из них были поражены слепотой.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. По завещанию Пресвятой Девы тело ее было положено в Гефсиманской веси на горе Елеонской, близ Иерусалима, между гробами ее родителей и ее обрученника. Три дня они не отходили от места погребения, совершая молитвы.
По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с ней. Апостолы решились открыть пещеру и доставить ему утешение — поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем только ее погребальные пелены и убедились в вознесении Пресвятой Девы на небо. Как Сам Христос воскрес в третий день, так и матерь Его в третий день по смерти была взята на небеса,
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».
Ее любви хватит всем
В церковной истории Богородица занимает особое место, в котором нет никакой тени, никакого пятна. Однако, будучи смиренной, Владычица оставила о себе немного сведений.
Церковь ставит Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. В церковных песнопениях говорится, что Божия Матерь стоит превыше Херувимов и Серафимов — высших ангельских чинов.
В Евангелии о Божией Матери действительно сказано мало — доли процента от общего объема Евангелия. О ней говорится в связи с рождением и юностью Христа, дважды она упоминается в рассказах о земном служении Спасителя. И дальше мы видим Богородицу уже в самый трагический момент, когда она стоит под крестом распятого Сына.
Почему же она упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о ней? Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники ее почитания, прежде всего, протестанты, или сегодняшние неопятидесятники, в первую очередь ссылаются на то, что в Евангелии крайне мало говорится о Деве Марии. При этом забывают, что сама Богородица просила не писать о ней. Но дело даже не в этом. К Евангелию неприменим статистический подход. Читать Евангелие следует с душой, а не с калькулятором. Важно не количество строк, а то, что в них.
Между тем в Евангелии есть прямое пророчество о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что она будет матерью Спасителя. Короткая фраза «Благословенна Ты между женами». Благословенна — означает прославлена. И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять слова Евангелия.
Кроме того, Богородица многое рассказывала о Христе апостолу Луке. Он сам свидетельствует об этом, говоря, что все события земной жизни Христа, все Его слова Богородица «слагала в сердце Своем». Затем апостол Лука эти слова записал. То есть она свидетельствовала о Христе не меньше евангелистов.
Но для почитающих Богородицу даже это не главное. Для большинства православных она — Матушка и Заступница. Мама — пожалуй, самое святое для каждого человека. А Богородица — мама Иисуса Христа. Мама, претерпевшая такие страдания, каких в истории не испытывал никто.
Да, множество матерей видели казнь своих детей. Но видеть казнь своего ребенка трое суток подряд, как это случилось с Богородицей?! Другой такой истории неизвестно. Если Христос Своей смертью на кресте взял на себя грехи всех людей, то страдания Богородицы как бы вместили в себя страдания всех человеков. И люди знают, что никто так не поймет их боль и муку, как Приснодева. Услышит эту боль и откликнется.
Человечество ждало Спасителя много веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в своем предназначении, у нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как мать она перенесла немыслимые страдания. А пошла на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать ту, без подвига которой стало бы невозможным Боговоплощение — а значит и наше спасение?
Церковь не обожествляет Богородицу. Она — человек. Но притом Христос назвал ее матерью, а она Его — Сыном. Что может быть ближе этого? Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому ей посвящено так много храмов, написано столько ее икон. Каждая икона — это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в ее честь храм — это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу ее любви, которой хватает для каждого из нас.
Отдельно бы хотелось сказать про так называемую «Семистрельную икону», она может быть в домах у многих. Семистрельная икона Божией Матери — почитаемая в Православной Церкви икона Богородицы. Празднование иконе совершается 13 августа (по юлианскому календарю).
Первообраз иконы происходит из Тошенской Иоанно-Богословской церкви в окрестностях Вологды на берегу реки Тошни. По преданию, икона была обретена крестьянином Кадниковского уезда, который нашел ее на колокольне церкви, где по ней ходили, принимая за доску. Особенно икона прославилась в 1830 году, когда в Вологде свирепствовала холера. После 1917 года икона исчезла из Иоанно-Богословской церкви, и местонахождение её неизвестно.
Икона имеет древнее происхождение (в изданиях XIX века указывается, что ей не менее 500 лет). Богородица изображена пронзенной семью стрелами.
Иконография сходна с иконой Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», но имеет свои особенности — все мечи (стрелы) располагаются слева и справа от Богородицы. Обе иконы в настоящее время считаются разновидностями одного иконографического типа.
Верующие просят перед образом о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.