Про мать городов русских

Знаменитый памятник князю Владимиру в Киеве

Киев — мать городов русских, кто не слышал этого выражения? Так оно и есть. Но мало кто задумывается над тем, что эта честь очень дорого во все времена обходилась самому Киеву. Место Крещения Руси всячески пытались затоптать и уничтожить темные силы. Потуги эти продолжаются и сегодня

С дьяволом лицом к лицу
В самом начале нашей статьи мы приведем отрывок из рассказа великого христианского писателя Клайва Льюиса «Братство талисмана», который как нельзя лучше описывает… Киев!
«Часовня, — подумал Дункан. — Одна из тех тайных часовен, которые по каким-то причинам ставят в местах, далеких от какой-либо дороги».
Дункан и Конрад почти подошли к часовне, когда их догнал Эндрю.
— Это часовня Иисуса-на-Холмах, — проговорил он. — Я слышал о ней, но никогда не видел и не думал, что когда-нибудь найду ее, тем более что те, кто говорил, сами не очень-то верили в ее существование.
— Однако, она здесь, — заметил Конрад.
Эндрю был заметно потрясен. Рука, державшая посох, дрожала.
— Священное место, — огляделся Дункан. — Может, место паломничества.
— Но недавнее, — добавил Эндрю. — Не больше, чем несколько сотен лет. Оно на очень не святой земле. В древние времена здесь была языческая гробница.
— Очень много святых мест воздвигнуто на бывших языческих, — возразил Дункан. — Наверное, предполагалось, что язычники скорее примут христианство, если церкви будут построены на знакомых им местах.
— Да, я знаю. Когда я читал святых отцов, я встречал упоминания о таких местах. Но эта часовня была чем-то еще.
— Языческой гробницей, ты сказал. Место друидов скорее всего.
— Нет, не друидов, — покачал головой Эндрю. — И не гробницей человека, а местом, где собиралось зло и в определенные дни устраивало вакханалии.
— Но если так, зачем же здесь построили часовню? Мне кажется, церковь должна избегать таких мест, тем более в старые времена.
— Не знаю. В старые времена были воинствующие священники, которые волей неволей должны были встречаться с дьяволом лицом к лицу.
— И что тогда случалось?
— Не знаю. Рассказывали многое, но, может быть, все неправда.
— Но часовня есть, — проговорил Конрад, — значит, разрешено было ее поставить.
Дункан поднялся по трем темным ступеням к дверям часовни и вошел внутрь. Часовня была крошечная, вроде домашней, всего по одному окну с каждой стороны, с низкосортными цветными стеклами, шесть скамей, по три с каждой стороны узкого прохода. А на алтаре…
Дункан в ужасе остановился. Во рту стало горько, и сердце сжалось при виде распятия, висевшего за алтарем. Оно было вырезано из целого куска дуба, и сам крест, и фигура Христа, но оно было перевернуто. Фигура Христа стояла на голове. Она была запачкана, а над ней было написано по латыни непристойное выражение.
«Это часовня Иисуса-на-Холмах», — пишет Льюис, и именно на холмах, а если быть точнее, на семи холмах, где и располагается Киев. В прошлом такое же место средоточения язычества. Но именно там воссиял свет христианства, когда великий князь Владимир крестил Русь. Да, само Крещение Руси не было одномоментным, то, что мы называем Крещением, было лишь простым мигом, событием в Киеве, когда крестилась знать и часть простого народа. Однако именно это событие и именно это место, которое и по сию пору называется Крещатик, стало отправной точкой в прозрении Руси.
В Киеве есть место, которое называется Выдубичи. Это то самое место, где язычники кричали: «Боже, выдыбай». Переводится на современный русский: «Боже, всплывай». Дело в том, что охваченные праведным гневом крещеные киевляне повалили деревянный идол Перуна и сбросили его в Днепр. А не принявшие христианства язычники продолжали к нему взывать и просить, чтобы он всплыл, будучи деревянным. То место, где он всплыл («выдыбал»), и по сию пору называется Выдубичами.
Кто-то может сказать: «Но ведь Перун всплыл». Да, он всплыл. Но разве может не всплыть дерево, из которого был сделан идол? Само «всплытие» и народная память об этом «всплытии», об этом «выдыбании», сохранившаяся в топонимике как название «Выдубичи», не говорит ли нам о самом историческом факте произошедшего крещения? Идол всплыл, люди этот факт запомнили, значит, и то, что описано до этого факта, а именно Крещение Руси — было. И с этим никакие известные историки не спорят. И даже не пытаются спорить.
Но обратимся к истории и увидим, что место под названием Киев всегда было атакой для темных сил, будто они знали, что это место станет для Руси прозрением. И за это «прозрение» они его атаковали и продолжают атаковать с ненавистью и животным негодованием за то, что эта матерь городов русских стала местом для преображения Руси…

Очередная атака на Киев осенью 2014 года

История древнего города
Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—25 000 лет назад (Кирилловская стоянка). Период неолита и энеолита (медный век) представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4500—3500 до н. э.), средний (3500—2750 до н. э.) и поздний (2750—2000 до н. э.). Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия н. э.
Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III веков и рубеже IV—V веков в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке. По данным археологических раскопок, первые поселения на Киевских горах возникли во II веке до н. э., а в I веке здесь уже были три славянских поселка. В середине I века апостол Андрей Первозванный водрузил крест на месте современной Андреевской церкви, что знаменовало сошествие благодати Божией на эту землю. Мацей Стрыйковский сообщил, что он читал «Киевскую летопись» начала XI века, которую вывез из Киева в 1018 г. польский король Болеслав I Храбрый. В этой летописи говорилось, что укрепленный город на месте Киева существовал с 430 года. Такую же дату сообщает «Краткий летописец», источник второй половины XVII века, считающийся недостоверным, но имеющий интересные легенды.
Согласно легенде, содержащейся в «Повести временных лет», Киев основан тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян и назван в честь старшего брата.
Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII веках поселения на правом берегу Днепра будут считаться городскими. Эта концепция, подкрепленная празднованием в 1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Однако часть исследователей указывает, что обнаруженные археологические источники не дают достаточных оснований для выдвинутого толкования. В противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII—X веках. Только в конце этого периода отдельные поселения на Замковой горе, Подоле и Старокиевской горе слились в X веке в единое поселение городского характера.
Согласно различным источникам, в конце IX века в Киеве княжили Аскольд и Дир, являвшиеся либо дружинниками варяга Рюрика, либо потомками Кия; в 882 году Киев был завоеван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенес туда свою резиденцию. В «Повести временных лет» она звучит так: «В лето 6390. […] И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».
На Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере, теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере, до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом и служил постоянным объектом борьбы между сильными князьями. Серьезный удар городу нанесли захват и разграбление войсками владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году, ставшие первым в истории случаем разорения великокняжеского престола, и погром войсками смоленского князя Рюрика Ростиславовича в 1203 году. В 1240 году Киев был разграблен и разрушен монголо-татарами. В дальнейшем Киевское княжество продолжило свое существование под монголо-татарским игом, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку.
Новый период в истории Киева начался с победой литовцев в битве на реке Ирпень, произошедшей примерно в 1324 году. В ней великий князь литовский Гедимин наголову разбил войско великого князя киевского Станислава Ивановича, в итоге чего Киевское княжество стало вассалом Литвы, а его новым правителем стал Миндовг Гольшанский — основатель новой династии киевских правителей — князей Гольшанских (правили Киевом с 1321/24 по 1331 и с 1397 по 1435 год). В 1331 году Рюриковичи осуществили последнюю попытку овладеть киевским престолом — новым князем при помощи ордынцев стал Федор, однако после победы войск литовского князя Ольгерда в битве на Синих Водах в 1362 году Рюриковичи окончательно утратили киевский стол, и на него взошел сын Ольгерда Владимир — представитель Гедиминовичей и предок Олельковичей (правили Киевом с 1362 по 1397 и с 1443 по 1471 год), конкурировавших с Гольшанскими за владение княжеством в течение всего литовского периода.
С 1362 года по 1569 год Киев входит в состав великого княжества Литовского, с 1569 года по 1654 год он входит в состав Короны Польской Речи Посполитой. В 1654 году в городе происходит антипольское восстание, и Киев переходит «под руку московского царя», что официально подтверждается при подписании Андрусовского перемирия в 1667 году.
В период вхождения в состав Русского царства (с 1667 года) Киев продолжал играть важную роль одного из культурных и религиозных центров государства.
После 27 октября 1625 года и до 1708 года город Киев был полковым центром Киевского полка — административно-территориальной и военной единицы Гетманщины.
18 декабря 1708 года при первом разделении государства Русского царства на губернии образована Киевская губерния с губернским городом Киевом и включала 55 городов. После 22 октября 1721 года Российское царство стало именоваться Российской империей, частью которой стала и Киевская губерния. В сентябре 1781 года Киевская губерния преобразована в наместничество. В ноябре — декабре 1796 года учреждена новая Киевская губерния, причем часть территории, находившаяся на левобережье Днепра, отошла к Малороссийской губернии. В августе 1862 года в городе расположилось управление Киевского военного округа императорской русской армии.
После Февральской революции в России 3 марта 1917 года город перешел в подчинение Временному правительству России. 1 сентября 1917 года город, губерния, управление военного округа вошли в состав Российской Республики. После Октябрьской революции в России город, губерния, управление военного округа перешли в подчинение Временного рабоче-крестьянского правительства.

Одна из пещер Киево-Печерской лавры

Начиная с ноября 1917 года Киев многократно переходил из рук в руки, власть постоянно менялась. 7 (20) ноября 1917 года власть в городе взяла Украинская Центральная рада. 16 (29) января 1918 года началось Январское восстание большевиков. Восстание подавлено 22 января (4 февраля) 1918 года, провозглашена независимость Украинской Народной Республики — Киев стал ее столицей. 26 января (8 февраля) 1918 года городом овладели войска Советской России. Красный террор, установление в городе советской власти. 1 марта 1918 года — взятие города войсками Украинской Народной Республики (УНР) под командованием С. В. Петлюры. Возвращение в город правительства Центральной рады.
29 апреля 1918 года — свержение Центральной рады германскими властями и провозглашение гетманом Украины Скоропадского. Город стал столицей нового украинского государства (Украинской державы). 29 апреля — 14 декабря 1918 года в городе находилось управление корпуса — военного округа Четвертого Киевского корпуса Украинской державы. 14 декабря 1918 года — взятие Киева войсками УНР под командованием С. В. Петлюры.
5 февраля 1919 года — вступление в Киев войск Красной армии. 10 апреля 1919 года красные вой-ска были выбиты из части Киева на один день соединением атамана Струка, действовавшего в Чернобыльском уезде. 31 августа 1919 года (утро) — вступление в Киев частей Добровольческой армии Вооруженных сил Юга России, Галицкой армии, армии Украинской Народной Республики (красные войска оставили город 30 августа). Во второй половине дня Добровольческая армия и украинские части начали бои, украинские войска оставили город. 14 октября 1919 года — взятие города Красной армией. 16 октября 1919 года — Добровольческая армия отбила город обратно. 16 декабря 1919 года — взятие Киева Красной армией. 7 мая 1920 года — в Киев вступили части Войска Польского. 12 июня 1920 года — взятие Киева Красной армией. С 12 июня 1920 года город окончательно вошел в состав УССР.
24 июня 1934 года по решению Совнаркома Украины столица Украинской ССР перенесена из Харькова в Киев. Для защиты города со стороны советско-польской границы в 1928 году началось строительство Киевского укрепленного района.
С 1936 по 1941 год в Киеве строилась система железнодорожных тоннелей под Днепром, однако ее строительство было прервано вой-ной. В дальнейшем ее недостроенные составляющие были частично затоплены, а оставшиеся материалы стали основой для первых станций Киевского метрополитена. 22 июня 1941 года управление КОВО выделило полевое управление Юго-Западного фронта. Управление КОВО продолжало работать под руководством генерал-лейтенанта
В. Ф. Яковлева. Партийные организации города с начала войны направили в войска более 30 тысяч коммунистов. 11 июля начались бои на ближних подступах к городу. 19 сентября 1941 года 37-я армия РККА, оборонявшая город, оставила его. В этот же день в Киев вступили войска 6-й немецкой армии. Более 70 дней продолжалась оборона города. Немецкая армия потеряла здесь более 100 тысяч человек. В 1941—1943 годах в районе Бабьего Яра находился Сырецкий лагерь смерти. За время оккупации здесь было расстреляно более 100 тысяч жителей Киева и военнопленных.
3 ноября 1943 года войска 1-го Украинского фронта начали Киевскую наступательную операцию. 5 ноября 1943 года с утра вермахт начал отвод войск из города. К утру 6 ноября столица Советской Украины Киев был освобожден Красной армией.
В 1951 году в Киеве создан первый в СССР и континентальной Европе компьютер МЭСМ. 6 ноября 1960 года начал свою работу Киевский метрополитен. 21 июня 1961 года в ознаменование 20-летия героической обороны Киев награжден орденом Ленина. В тот же день учреждена медаль «За оборону Киева». В Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медали «За оборону Киева» город Киев назван городом-героем. 8 мая 1965 года в ознаменование 20-летия победы в Великой Отечественной вой-не городу Киеву присвоено почетное звание «Город-герой» и вручена медаль «Золотая Звезда».
С 24 августа 1991 года Киев — столица независимой Украины. В 2005 и 2017 годах Киев становился местом проведения 50-го и 62-го музыкального конкурса Евровидение соответственно. В 2012 году был одним из четырех украинских городов, принимавших чемпионат Европы по футболу 2012 года, а в 2018 году стал местом проведения финала Лиги чемпионов УЕФА. В конце 2013 — начале 2014 в городе проходили основные события Евромайдана.
Пара интересных фактов
В каком бы государстве ни находился сейчас Киев — он продолжает оставаться нашей Родиной и нашей матерью. И вот некоторые удивительные факты о матери городов русских.
Если окажетесь в Киеве, после майданной смуты, обязательно посетите самое древнее дерево в Киеве, а быть может, и в мире (если брать во внимание деревья только этого вида). Речь идет о величественном дубе Вильгельма Кристера, возраст которого исчисляется шестью, а быть может, и семью столетиями. Сказать точно можно будет, только посчитав кольца на срезе, что пока невозможно сделать по причине того, что никто не собирается спиливать еще «живой памятник». Растет древний дуб по адресу ул. Осиповского, Ветряные Горы.
«Родина-мать» — самый величественный монумент. Этот интересный факт о Киеве лучше всего передает дух патриотизма, напоминая о том, как важно любить место, где рожден человек.
Мало того, сам памятник входит в пятерку самых высоких монументальных сооружений в мире и имеет высоту 102 метра. Находится он на территории музейного комплекса под открытым небом, посвященного Великой Отечественной войне.
Именно на этот памятник «майданутые» попытались накинуть маки — символ сил сопротивления во Второй мировой войне в Европе. Но долго на голове статуи этот венок не провисел. Сорвался вниз, будто и не было его, так как символом Великой Победы у нас является не мак, а Георгиевская лента.
Лавра
Одной из древнейших и величайших святынь русского Православия является Киево-Печерская лавра. Название ее идет от слова «печеры» — так в старину называли пещеры и вообще любое подземное строение, а Лавра началась в XI веке как раз с пещер. И все эти столетия Лавру пытались уничтожить.
Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием. Князь Святослав Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, кельи, крепостные башни. Сейчас Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделенных ложбиной, спускающейся до Днепра. В XI веке местность здесь была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, выкопав здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским, и его пещера опустела. В то же время в Киев пришел с Афона монах Антоний, и он поселился в пещере Илариона.
Благочестие Антония привлекло последователей. Когда их число возросло до 12-ти, они устроили церковь и кельи. Антоний позже удалился на соседнюю гору, где выкопал новую пещеру. Она послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним».
С увеличением числа иноков в пещерах стало тесно, и они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Возникший монастырь получил название Печерского. Здесь впервые был установлен устав жизни иноков, который заимствовали другие русские монастыри.
Залегают пещеры на глубине от пяти до 15 метров, Дальние пещеры более глубокие. Длина Ближних пещер — 313 метров, Дальних — 293.
В 1096 году еще не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы, но уже в 1108 году монастырь был восстановлен, и, более того, в нем появились новые постройки.
При монастыре находился приют для нищих, слепых, хромых. На него отпускалась десятая часть монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной — до полуметра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже — замуровывали. По прошествии двух лет погребения открывались, и останки переносили в крипты — костницы. Если оказывалось, что останки сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже тогда почитались как святые. Так Киево-Печерская лавра становится отечественной святыней.
В 1151 году монастырь был разграблен торками, а в 1169 году — объединенными войсками ряда князей и примкнувшими степняками-язычниками (берендеями). В 1203 году при новом опустошении Киева половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев.
Монахи Киево-Печерского монастыря были перебиты, но в XIV веке он был уже возобновлен, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов. Бедствия от нашествия монголо-татар повторялись в Киеве не раз — в 1300-м, в 1399 году. В 1470 году князь Семен Олелькович восстановил великую церковь, однако уже в 1482 году крымско-татарское войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь. Щедрые пожертвования снова дали ему возможность оправиться.
После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь униатскому митрополиту, но монахи оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырем в 1598 году была тоже безрезультатна. Во время экспансии униатства Лавра стала оплотом православия. В монастыре начала работу основанная в 1616 году типография, и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных книг. При Петре I были построены бастионы, сделавшие Печерскую крепость главным укреплением Киева.
25 января 1918 года был увезен и убит большевиками настоятель Лавры — митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). В 1924 году Лавру захватили обновленцы, а в 1926 году Совет Народных Комиссаров Украины принял постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». К 1930 году это закончилось полной ликвидацией монастыря. Часть братии была расстреляна, остальные заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
В период немецкой оккупации Киева в Лавре создали полицейский участок, где было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 года оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году), о чем свидетельствовалось на Нюрнбергском процессе. Подрыв был произведен в соответствии с политикой нацистов по уничтожению национальных святынь для ослабления идентичности славянских народов.
После освобождения Киева в 1943 году советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущевских» антирелигиозных кампаний в 1961 году. Только в 1988 году в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. К 950-летию Лавры был восстановлен Успенский собор. В 1990 году Лавра внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах. В Ближних пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония и еще 73 печерских подвижников. Среди них — первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, былинный богатырь и монах Илья Муромец.
В Дальних пещерах покоятся мощи 49 святых, среди которых святитель Филарет, митрополит Киевский (Амфитеатров), святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), священномученик Владимир, митрополит Киевский. В лавре есть и захоронения мирян, например, Петра Столыпина.
После государственного переворота 2014 года националисты много раз пытались захватить Киево-Печерскую лавру. Нечисти не дают покоя святыни Православия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.