Вот что Крест Животворящий делает!

27 сентября Русская Православная Церковь, а также старостильные и некоторые поместные православные церкви будут отмечать необычный двунадесятый праздник — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение Креста Господня — единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Кроме этого, это единственный двунадесятый праздник, исторической основой которого являются не только новозаветные события, но и более поздние — из церковной истории
Праздник Креста в начале церковного года
Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле.
Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, — преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (27 сентября).
С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.
В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.
На этом Кресте, по словам церковных песнопений, «смерть умерщвляется и ныне пуста явися», на нем «содела спасение Предвечный Царь посреди земли» и им осуществлена «вечная правда»; для христиан же Крест Христов — это божественная лестница, «еюже восходим на небеса»; спасительное это древо — «оружие мира, непобедимая победа», которое «вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны нас от Бога сотвори», и мы — «земнии обОжимся» и «вси к Богу привлекохомся». «Как же нам не благодарить Господа в этот праздник, воздавая поклонение Кресту Христову, который явился для нас «зарями нетленными» нашего спасения, которым открыт для нас доступ в царство Божие, к небесному блаженству, через который мы получили «бессмертную пищу!» — пишет один из православных сайтов.
По словам одного великого отца Церкви, Иоанна Златоуста, «Крест — глава нашего спасения; Крест — причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде поклонявшиеся деревьям и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности, через него земля, наконец, сделалась небом». Крест — «твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды» — нашего Спасителя.
Первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих, в течение целых трех столетий не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта. По раввинскому предписанию, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены».
Все три креста (Спасителя и двух разбойников, которых распяли рядом) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя. Благоговейная память непосредственных свидетелей и очевидцев распятия Иисуса — Его любящих учеников и учениц, конечно, свято хранила своим почитанием и поклонением это место. Никакие последующие обстоятельства жизни первых христиан, как бы тяжелы для них эти обстоятельства ни были, не могли заставить их забыть места, освященные величайшими событиями жизни Спасителя. Впоследствии хранителями воспоминаний о святых местах смерти и погребения Спасителя были первые иерусалимские епископы и последующие христиане.
Уже св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что со времен апостольских начались путешествия в Иерусалим для поклонения местам, освященным воспоминаниями о разных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа. Взятие и разрушение Иерусалима Титом (римский император с 79 по 81 г.) в значительной степени изменили многие места города, — могли подвергнуться изменению, засыпанию мусором и развалинами также и священные места распятия и смерти Спасителя. Кроме того, историк IV в. Евсевий Памфил свидетельствует, что враги христиан — язычники — принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места, что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богини сладострастной любви.
Другие историки свидетельствуют, что особенно старался осквернять все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (117—138 гг. по Р. Х.). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать гроб Господень землей и множеством камней, а на той горе, где был распят Спаситель (на «скале Креста»), он построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идол, а над Гробом Господним поставил идол Юпитера. Но ни разрушение Иерусалима Титом, ни восстановление его Адрианом не могли так изменить город и святые места, чтобы благоговейно помнившие эти места христиане не узнали бы их, не могли бы их найти. А стремления нечестивцев и язычников осквернить и скрыть эти места достигали совершенно обратной цели: своими насыпями и идольскими сооружениями они прочно отмечали эти места, делали невозможным забвение их верующими и даже самими язычниками. Христиане отмечают, что так разрушает Бог «советы нечестивых» и самое зло людское обращает к благу Церкви своей!
Почему Воздвижение?
Место смерти Иисуса Христа оставалось в неприкосновенности до времени царя Константина Великого. Он, еще будучи внешне язычником, а по деятельности являясь христианским государем, имел основания особенно чтить Крест Христов. Это знамя Христовой победы, по Божественному устроению, трижды послужило для Константина Великого знамением его победы над врагами.
И вот этот император, «не без внушения свыше, но побуждаемый Духом самого Спасителя» решил не только отыскать честное древо Креста Господня, воздать ему поклонение, но и «священнейшее место спасительного воскресения в Иерусалиме сделать предметом всеобщего благоговейного почитания» — построить над ним храм (Евсевий Кесарийский. О жизни Константина, кн. III, гл. 25). Исполнительницей благочестивого намерения императора явилась его мать, блаженная царица Елена, принявшая христианство, отличавшаяся благочестием и пламенной ревностью по вере Христовой. В 326 г. Елена отправилась в Святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Иисуса. Прибыв в Иерусалим, исполненная благочестивого желания найти пещеру гроба Господня и честное древо Креста, она ревностно принялась искать их. Патриархом в Иерусалиме был в то время Макарий, встретивший царицу с подобающими почестями и оказывавший ей помощь в ее деле.
По преданию, записанному у св. Григория Турского, в деле обретения Честного Креста Господня оказал помощь один еврей, по имени Иуда. Он привел ее к тому месту, где был насыпан большой холм из земли, мусора и камней и где некогда римский царь Адриан построил капище в честь Венеры. Когда разрушили идольский храм, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место — место распятия Христа. Чудесное благоухание указало рывшим землю и присутствовавшим эти места. Вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Иисуса Христа.
Однако теперь эта дощечка лежала отдельно от крестов, и поэтому не было возможности узнать, на каком именно из трех крестов был распят Спаситель. Велика была радость царицы Елены и патриарха, когда они увидели священнейшие для христианина места и предметы. Но для полноты этой радости недоставало знания, какому из трех крестов воздать благоговейное поклонение как Кресту Спасителя. Тогда патриарх Макарий предложил произвести испытание: была принесена на место обретения крестов одна находившаяся при смерти женщина; присутствовавшие, с Макарием во главе, вознесли молитвы, чтобы Крест Христов был указан через исцеление этой женщины, — и после этого сначала два креста без успеха были приложены к болящей, а при прикосновении третьего совершилось исцеление больной.
О самом чуде различные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит, Никифор Каллист и другие) повествуют неодинаково: многие говорят не об исцелении больной женщины, а о воскрешении через возложение Креста Господня на мертвого или мертвую, которых несли невдалеке от места обретения Креста Христова. Наиболее принятое в житиях святых повествование говорит, что силой Креста Господня был воскрешен проносимый мимо места нахождения крестов мертвец.
В полноте благоговейной радости и духовного умиления царица и все бывшие с ней воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, то патриарх Макарий, став на высоком месте, поднимал (воздвигал) св. Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие обретения Креста и чудеса, сопровождавшие его, произвели великое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, так неохотно указавший нахождение святых мест, вместе со многими евреями уверовал во Христа и крестился, получив в святом крещении имя Кириака. Впоследствии он был патриархом Иерусалимским и претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. Сам Константин впоследствии в послании к Иерусалимскому патриарху Макарию писал об обретении Честного Креста Господня: «Нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение святейших страстей, скрывавшееся так долго под землей и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец, воссияло» (Евсевий Кесарийский. О жизни Константина, кн. III, гл. 30).

Кадр из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы»

Что касается судьбы самого обретенного св. Еленой честного древа Креста Господня, то она, к сожалению, не может быть указана точно и вполне определенно. Это древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что христиане, уже при самом обретении его в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно и удастся, получить от него частичку. Действительно, св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. И св. Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею» («Творения св. Иоанна Златоуста», т. I, с. 632).
Но не все крестное древо было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений.
Мистический крест у разных народов
Мистическое и религиозное значение креста уходит корнями в глубокую древность. Где и когда человек впервые начертал этот знак, неизвестно.
Изображение креста встречается на памятниках каменного века. Он известен из раскопок свайных построек озера Бурже. На острове Крит найден сосуд с росписью, центральной частью которого является равносторонний, так называемый греческий крест. Сосуду около 500 лет. Крест почитали в Древнем Египте. Его изображение видно на многих памятниках, сосудах, на одеждах жрецов, на шее воинов, на богах и богинях. Крест был символом бессмертия. И солнечным символом. Бог Солнца нередко изображался в виде диска с бесчисленным количеством лучей-рук, в каждой из которых находился крест. Крест изображался и на груди египетских мумий.
Этот символ встречается на коптских монументах, где известен под странным названием «Ключ Нила». Как знак тайных учений крест известен в Халдее, Ассирии, Вавилоне. Исследователи нашли много документов эпохи царя Хаммурапи (1792—1750 годы до нашей эры), заканчивающихся знаком в форме креста. Ставился он для того, чтобы дело, о котором шла речь, было удачным. (Любопытно, что неграмотные крестьяне в России тоже вместо подписи ставили крест).
На некоторых ассирийских скульптурах встречаются так называемые солнечные или радиальные кресты. На стеле ассирийского царя Шамши-Адада (823—811 годы до нашей эры) можно увидеть крест, похожий по форме на мальтийский.
Кресты различной формы были любимым мотивом искусства Финикии. Этот символ находился на конце скипетра, который держала в руках богиня Астарта. Сцены религиозного культа на хеттских цилиндрических памятниках также изображают фигуры с крестами. Этот символ постоянно встречается на античных предметах: вазах, украшениях и оружии. Большое количество изображений креста было найдено Шлиманом при раскопках Трои, а также на Родосе, Кипре, в Греции и Италии. Для пифагорейцев наиболее священным числом было 10, символ которого Х, или крест. В Греции за 1249 лет до нашей эры семь старейшин перед битвой под Фивами носили в качестве военного значка крест, вставленный в солнечный диск. В Риме весталки, хранительницы священного огня, носили на шее крест как эмблему своей должности. Особенно много изображений креста на греческих монетах. Крест получил религиозно-мистическое значение у галльских друидов.
По мнению ряда исследователей, крест как раз был тем знаком, который должны были израильтяне по приказанию Бога нарисовать кровью агнца на дверях жилищ, чтобы ангел смерти миновал иудеев. Крест, согласно Исайе (LXVI,19) и Иезекиилю (IX, 4, 5), служит знаком, отличающим благочестивых израильтян от остальной массы людей, которых Бог собирался истребить.
В Африке знак креста почитался наравне с изображением Солнца. Крест в высшей степени почитался в Китае и Японии. Китайский император Фу-Хи, царствовавший за 2953 года до нашей эры, чертил на магических таблицах крест. На груди статуи Будды — а буддизм возник за 600 лет до христианства — было изображение креста. Буддийское колесо жизни составлено из двух наложенных друг на друга крестов, и его восемь точек повторяются в форме креста рыцарей тамплиеров, который, по сути, является буддийским.
С древнейших времен этот знак считается мистическим в Индии. Замечательный древний крест был открыт в пещере Элефанта под Бомбеем. Индийская богиня Майя изображалась с головой, покоящейся на кресте. Крест имел религиозное значение в Тибете. На мандалах небо изображено в форме креста.
Известно, что Колумб и его матросы были очень удивлены, обнаружив крест в Америке. Крест являлся общим символом американских индейцев и на Севере, и на Юге. Так, мексиканский бог Кецалькоатль держит в руке целую связку самых настоящих крестов. В городе майя Паленке храм Креста — крупнейший в группе трех пирамид. Индейцы навахо носили на груди серебряные кресты. Они верили, что с помощью креста, сложенного из веток так, чтобы его концы точно указывали на север, юг, восток и запад, можно исцелить любую болезнь, стоит только положить больного на этот крест.
Знаменитый капитан Джеймс Кук был поражен обычаем туземцев новой Зеландии ставить на могилах кресты, подобно тому, как это принято по христианской традиции.
Исследователи-материалисты считают, что поклонение кресту еще в дохристианской эпохе самыми разными народами никак не связаны между собой. И, действительно, как, например, индийцы майя могли знать о поклонении кресту древними египтянами? Конечно, никак. Но нам кажется, что такое почитание креста на разных материках не было случайным или вызванным каким-то ходом развития общества. Человеков создал Господь. Они расселились по самым разным местам планеты. И все эти народы пребывали в грехе. Разве языческие обряды с человеческими жертвоприношениями в такой высокоразвитой цивилизации, как майя, не были грехом? То же самое можно сказать про древних языческих славян. И про многие, многие другие народы. Провидение Господне уже предуготовило жертву искупления Бога-Сына Иисуса Христа. И Господь, конечно, уже знал, что Его Единородный Сын будет распят именно на кресте. И давал всем народам особый знак. Крест. В самых разных формах, но, все-таки крест. Язычники еще не знали, почему им дан этот знак. Но когда через тысячелетия встречались с христианством, они узнавали давно знакомый им символ.
Крестные страдания
Почему Христа распяли именно на кресте? Это было римским способом казни, предназначенным для рабов и для тех случаев, когда казнь хотели усилить бесчестием и страданиями. Историк Светоний, рассказывая о том, как император Гальба расправлялся с теми, кто совершал преступления, пишет: «Опекуна, который извел ядом сироту, чтобы получить после него наследство, он распял на кресте, а когда тот стал взывать к законам, заверяя, что он — римский гражданин, то Гальба, словно облегчая ему наказание, велел ради утешения и почета перенести его на другой крест, выше других и беленький».
Распятие на кресте считалось у римлян ужаснейшей казнью. Как говорил Цицерон, «само название креста противно римскому уму, взорам и слуху».
Сначала крест ставили стоймя, затем к нему прикрепляли осужденного, прибивая его руки гвоздями. Ноги тоже часто прибивали гвоздями, но иногда только привязывали веревками. К подножию на высоте ног, для их опоры, прикрепляли горизонтальную дощечку, на которую несчастный мог присесть (отсюда выражение «сидеть на кресте», которое встречается во многих описаниях крестной казни). Все это делалось для того, чтобы руки не были разодраны гвоздями и тело не опускалось бы вниз.
«Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть ужасного и возмутительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, лихорадочное состояние вследствие ран. Столбняк, публичность позора, продолжительность страданий, антонов огонь в открытых ранах — все это, вместе взятое, и в самой высшей степени, но без лишения чувств, которое бы одно и могло стать для страдальца некоторым облегчением. Неественное положение делало мучительным всякое движение, воспаленные и беспрестанно подновляемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии — в особенности в голове и в животе — распухали и напрягались от прилива крови. Ко всем этим разнообразным и постоянно возрастающим мучениям присоединялись невыносимый жар и мучительная жажда», — писал Ф. Ферран в «Жизни Иисуса Христа».
Э. Ренан в «Жизни Иисуса» добавляет: «Жестокая особенность крестной казни заключалась в том, что в этом ужасном состоянии можно было жить три-четыре дня. Кровотечение из ран в руках скоро прекращалось и вообще не могло быть смертельным. Истинной причиной смерти являлось противоестественное положение тела, которое вызывало страшное расстройство кровообращения, ужасные головные боли, боль в сердце и, наконец, оцепенение членов».
Согласитесь, не самая приятная информация. А если еще и учесть, что в этот момент на Иисусе еще и были грехи всего человечества…
Кстати, апостола Петра вообще распяли на перевернутом кресте вниз головой в 67 году I века. С тех пор перевернутый крест называется крестом святого Петра, а вовсе не каким-то сатанинским символом, как полагают некоторые.
Форма креста
Форма креста у христиан по всему миру может быть самой разнообразной. Это и кельтский крест, и мальтийский крест, и сербский, и латинский, и македонский, и другие. Нам более привычна форма русского православного христианского креста, который является символом Русской Православной Церкви; содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, еще две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА — Победитель.
Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа (первым), попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа еще более усугубил свою посмертную участь.
Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. На некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями (голова Адама), символизирующий падшего Адама (включая его потомков), так как, по преданию, останки Адама и Евы были захоронены под местом распятия — Голгофой. Тем самым кровь распятого Христа символически омыла кости Адама и смыла с них и со всех его потомков первородный грех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.