Православные церкви Европы: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса»

Западнообрядное богослужение

Сегодня в рубрике «Духовное пространство Сибири» хотелось бы поговорить о наших православных братьях по вере, живущих в Европе и США.
По вероучению — они абсолютно наши, только служат по так называемому западному обряду. Человек, зашедший в их приход, может принять их за католиков, но они — православные. Православные западного обряда
7 октября на заседании Священного Синода РПЦ в Троице-Сергиевой лавре было принято историческое решение — в лоно РПЦ МП была принята Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции во главе с архиепископом Дубнинским Иоанном (Реннето).
Теперь Архиепископия становится «неотъемлемой частью Московского патриархата». Все клирики и приходы, выразившие желание перейти в Московский патриархат, приняты.
Патриарх Кирилл так прокомментировал решение Синода: «Сегодня Священный Синод принял историческое решение. В состав Русской Православной Церкви вошла Архиепископия приходов русской традиции с центром в Париже, которая до недавнего времени находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата. Архиепископия была одной из частей русской православной эмиграции, порожденной революцией и Гражданской войной.
Если вдуматься в эти слова Патриарха, то становится понятна невероятная глубина его мысли. Фактически он сказал, что прежде наша Церковь отвергала, не желала сотрудничать с европейскими православными церквями именно по внешним различиям в обрядах. А сегодня Церковь, все мы, поняли, что обряды — совсем не главное. Куда важнее общий Символ веры, общие ценности.
Посмеем предположить, что именно вакханалия с так называемыми «европейскими ценностями» отчасти «повернула» европейские православные церкви к России. Только в них православные в Европе увидели возможность спасения. А что касается изменений в нашей Церкви, уместно вспомнить, что еще 1961 году РПЦ и старообрядческие церкви сняли друг с друга анафемы. Признав таким образом, что обряд, двоеперстие или троеперстие — не самое главное.
Западное православие
Но расскажем теперь о группе «ВКонтакте» «Западное православие», помимо подробного и увлекательного рассказа о древних православных традициях богослужения, эта группа знакомит нас с большим числом «незаслуженно забытых» — православных (!) святых. И за это огромное им спасибо. Вот как администраторы группы представляют себя самих:
«Вера Православной Церкви универсальна. Она превосходит различия географии и культуры. В течение первого тысячелетия христианства, до Великого Раскола между Востоком и Западом, Церковь использовала различные чины литургии. После того как Рим отпал от Православия, он забрал с собой и те древние литургии, которые использовал и Православный Запад. До этого времени не было никаких трудностей в том, что западный обряд использовался православными верующими. Прошли годы, и западные чины литургии стали ошибочно отождествлять с богословскими ошибками Римско-Католической Церкви, в то время как Литургию Святителя Иоанна Златоуста все чаще стали рассматривать как единственную возможную форму евхаристического богослужения. В итоге это привело к забвению и отрицанию тысячелетнего литургического богатства Церкви».
Кто же эти наши братья по вере, но такие другие по традиции? На память сразу может прийти уния, в которой при сохранении внешних православных обрядов богослужение проводится по католическому образцу. А в православных церквях западного обряда все чуть ли не наоборот. При использовании внешне католических обрядов служба ведется по-православному. И здесь мы видим принципиальную разницу. Уния была создана в XV веке для порабощения славян, русских, живших на территории нынешней Западной Украины. А православные церкви западного обряда вовсе не имеют и не имели цели «завербовать» католиков в православие. Это течение использует характерное для Западной Европы и США богослужение. И показывает, что они вовсе не вступают в непримиримый конфликт с восточным обрядом. Неслучайно в решении Священного Синода
7 октября нынешнего года подчеркивается, что воссоединение РПЦ с западноевропейскими собраниями вовсе не означает, что они должны отказаться от своих традиций.
Если присмотреться к общей духовной атмосфере в социальной сети «ВКонтакте» «Западное православие», нельзя не заметить насколько происходит общение — доброжелательное и преисполненное уважением друг к другу — комментаторов, обсуждающих разные посты. Причем — с обеих сторон. Как со стороны традиционного русского православия, так и со стороны русскоязычных представителей западного обряда из США или Франции. Это еще раз показывает, что главное для истинных христиан — это вера. А обряд, он и есть обряд — и не более того. Всего лишь внешняя форма служения Одному и Тому же Богу.
«Кто мы такие?» — задают вопрос читателям группы наши православные братья. «Мы Православная (РПЦ МП, Западноевропейский экзархат, Антиохийская Архиепископия Северной Америки)». И тут же поясняют: «НЕ экуменическая, НЕ римско-католическая группа, ставящая перед собой задачи:
1. Свидетельствовать о кафолическом, внеэтническом и сверхкультурном характере Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
2. Способствовать расширению почитания западных святых первого тысячелетия, которых, на наш взгляд, незаслуженно предали забвению.
3. Исследовать западную литургическую традицию Православной Церкви».
В конце приветственного слова они приводят цитату из новозаветного второго послания Коринфянам: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».

Святой Иероним

Король и мученик
А теперь познакомим нашего читателя с содержанием группы «Западное православие». Приведем посты, то есть то, что пишут администраторы группы, с чем они сами знакомят читателей.
Олаф II Харальдссон, Святой (995—1030), король Норвегии, мученик. Память 11 августа. Сын Харальда Серого Плаща, потомок норвежского короля Харальда I. Был викингом, с молодости участвовал во многих морских походах. В 1009—1011 годах и в 1013 году сражался в Англии — вначале с англосаксами, а затем с датчанами.
В эти годы он принял крещение — по одним данным это случилось в 1013 в Руане, по другим — в Новгороде или Киеве. В скандинавских сагах имеются сведения о пребывании малолетнего Олафа в Новгороде, влияние Олафа или его соратников усматривается в появлении каменных «кельтских» крестов на Севере Руси — они найдены в Куппала и на о. Кильпола над захоронениями, имеется такой крест и в новгородском Софийском соборе. В своих походах он побывал также в Нормандии, Испании и Святой земле.
В 1016 году Олаф вернулся в Норвегию и при Несьяре нанес поражение ярлу Свену, фактическому правителю Норвегии. Олаф сделался королем и установил мирные отношения со Швецией и Данией, сосредоточив в своих руках куда больше власти, чем кто-либо из его предшественников. Король преобразовал управление Норвегией. Самым важным его делом было распространение в своем королевстве Христианства. Основанная при нем первая православная церковь Норвегии в Нидарусе (ныне Тронхейм) была освящена во имя святого Климента, Папы Римского. Так как этот святитель особо почитался на Руси, можно предполагать, что именно оттуда король Олаф научился чтить святого Климента.
Cо временем Олаф восстановил против себя мелких норвежских вождей, которые попытались сместить его, призвав на помощь Кнута Великого. В 1028 году Олаф с малолетним сыном Магнусом бежал на Русь, где нашел пристанище у великого князя благоверного Ярослава Мудрого. Оставив сына на попечение русского князя и его супруги Ирины, в 1029 году Олаф вернулся в Норвегию и попытался отвоевать свое королевство. 29 июля 1030 года при Стиклестаде близ Вердала он потерпел поражение от превосходящих сил норвежского ополчения и датских войск. Король был сражен в битве.
Шпиль церкви
Взору туристов, прибывающих в Таллинн морским путем, открывается вид средневекового города со взмывающими ввысь готическими шпилями церквей. Обращает на себя внимание шпиль самой высокой из них. Это церковь Олевисте. Среди многочисленных шпилей за византийскими куполами собора Александра Невского виден шпиль церкви Нигулисте. Церковь Нигулисте — храм святого Николая. Все ясно: ведь Таллин — морской город, а святитель Николай — покровитель моряков. Имя святого Николая известно каждому, кто хоть немного соприкасался с православием. Церковь Олевисте — храм святого Олафа. О святом Олафе, пожалуй, мы знаем не очень много. Когда-то это был очень почитаемый в Северной Руси святой, но память о нем постепенно ослабела. Однако благоверный король-мученик Олаф святой — покровитель и креститель Норвегии, друг русского великого князя Ярослава Мудрого, последний общий святой для Западной и Восточной Церквей, — заслуживает того, чтобы вспомнить о нем.
В Средневековье весть о чудесах, совершаемых по молитве св. Олафу, распространилась по всему свету. Вскоре в его честь было построено множество храмов везде, где распространялось влияние викингов: от Дублина до Оркнейских островов и Новгорода. В Англии ему было посвящено 40 древних храмов, и праздник его отмечался во всех календарях. В Константинополе был также воздвигнут храм в честь св. Олафа.
В древнем Новгороде церковь святого Олафа была построена готландскими купцами на Торговой стороне у торга на Ярославовом Дворище на Готском торговом дворе, основанном в XII веке. Церковь существовала до XIV века. Нередко эту церковь называли «варяжской божницей». На раскопках Николо-Дворищенского собора на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде в 2007 году обнаружили пломбу XV века с изображением святого Олафа. В скандинавских источниках эта церковь упоминается в саге о «Чудесном исцелении немого раба в церкви Св. Олафа в Хольмгарде».
В средневековой «Норвежской Книге Проповедей» описан такой случай: «Случился однажды в Гардах на востоке (то есть в России) пожар в торговом городе, который назывался Хольмград (Новгород), и казалось, что сгорит весь город. И побежали все люди, полны страха, к одному священнику, который звался Стефан. Он служил в церкви святого Олафа. Хотели жители города испытать в такой великой беде помощь и могущество святого Олафа конунга и так проверить рассказы других людей, и, как только священник услышал их желание и просьбу, он схватил изображение того доброго господина и обратил против огня. И огонь не пошел дальше того места, где он начался, и так была спасена большая часть города».
Рассказы и саги о жизни и деяниях святого Олафа — это не только светлый пример для христиан, но и напоминание о том, что в Раннем Средневековье Скандинавия, Балтия, Финляндия и Британские острова составляли с Новгородской Русью (включая Карелию) регион единой культуры и одного многоязычного этноса.
Пантеон. Рим
Группа «Западное православие» также знакомит нас и с культурными ценностями. Вот что она рассказывает о церкви Святой Марии. — Изначально языческий храм. 13 мая 609 года был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора Святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
Существует красивая традиция: раз в год на праздник Пятидесятницы присутствующих в храме сквозь отверстие в куполе осыпают лепестками красных роз, что символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.
В храме находится одна из древнейших икон Божией Матери, датирующаяся началом VII века.
Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали хоронить известных личностей. В нем погребены некоторые известные люди Италии, в частности Рафаэль, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Апостол Ирландии
А знали ли вы, что 9 июня — день памяти св. Колумбы Айнского (521—597) — ирландского святого, монаха, проповедника христианства в Шотландии, миссионера, одного из двенадцати апостолов Ирландии?
Собственное имя — Кримтан, но современники прозвали его Колумба — Голубь, или Колум Килле — Голубь Церкви.
Liber Peristephanon — латинский сборник гимнов и поэм в честь христианских мучеников. Создан в 404—405 годах римским поэтом—христианином Пруденцием (Аврелием Пруденцием Клементом). Название переводится как «Книга о венцах» (которые получают мученики на Небесах). Состоит из 14 гимнов и поэм. Изначально сборник состоял из семи поэм, посвященных страданиям святых мучеников Лаврентия, Викентия, Кассиана, Ипполита, Киприана, Агнессы и апостолов Петра и Павла. Позднее в сборник добавили гимны. Стихотворные тексты рассказывают о мучениках из Испании (Эметерий и Хелидоний, Эвлалия, Фруктуоз, Авгурий и Евлогий), Рима (Лаврентий, Ипполит, Агнесса) и прочих мест (Киприан). Основой гимнов и поэм стали Acta Martyrum. Тексты написаны различными стихотворными размерами, число последних достигает двенадцати.
Вопрос от читателя
Юрий Куриленко нас спрашивает (у группы):
— Братья и сестры! А может, лучше говорить не «Западное Православие», а «Православие Запада»? А то как-то противопоставительно звучит.
Группа отвечает:
— Термин «Западное Православие» (Western Orthodoxy, Orthodoxie Occidentale) является исторически сложившимся, восходящим еще к указу митрополита Сергия (Страгородского) 1936 года, когда первые западнообрядные общины были официально приняты в общение с Русской Православной Церковью в качестве Западной Православной Церкви (на приложенном фото можно увидеть представителей этих общин вместе с митрополитом Николаем Крутицким и Коломенским).
Термин «Западное Православие» обозначает приходы, на которых в полной мере исповедуется вера, содержимая Православной Церковью во всей ее соборной полноте, а для богослужения используются богослужебные чины, характерные для стран Запада, с устранением из них всего того, что не согласно с православной верой.
С уважением,
Администрация группы.

Я ПОМНЮ. Я МОЛЮСЬ.
Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, хотим всех поздравить с Днем Великой Победы!
Это великий День в истории России, когда Господь Свой гнев переменил на милость и даровал нашему народу Победу над злом. И пусть та Победа над земным злом напоминает нам о той Победе, которую совершил над злом духовным Господь наш и Бог Иисус Христос.
Западная конференция
Конференция западного обряда РПЦЗ началась во второй половине дня в понедельник, 30 сентября, и продолжалась до полудня пятницы, 4 октября 2019.
В конференции приняли участие викарий западнообрядных общин протоиерей Марк Роув, первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал) и бывший предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Иона (Паффхаузен). Регистрация была с 1:00 до 5:00 вечера в первый день, а затем служилась вечерня с совершением исповеди. Двое мужчин были рукоположены в сан чтецов.
Литургия в честь Святого Феодора Кентерберийского во вторник 1 октября была совершена протоиереем Марком Роувом; в среду, 2 октября, священником Томасом Куком из Великобритании; заупокойная литургия для усопших аббатов и духовенства западного обряда была совершена в четверг, 3 октября, священником Давидом Кингхорном; и в честь Святого Матфея, апостола и евангелиста, в пятницу, 4 октября, — иеромонахом Айданом (Келлером).
Ежедневно в конференц-зале, который на протяжении всей конференции служил часовней, совершались чтения третьего, шестого часа и вечерня.
Для каждого вновь созданного благочиния западного обряда, а также Административного совета викария были организованы специальные рабочие совещания.
В среду митрополит Иона провел дневную духовную встречу с матушками в соседней православной церкви Святого Иосифа.
Различные варианты западнообрядных богослужебных книг, ноты и диски с песнопениями, четки, иконы, кресты и др., продавались во время конференции отцом Лазарем из Стокгольма, Швеция; иеромонахом Айданом из Техаса; иеромонахом Давидом Колберном из Теннесси.

Конференция западного обряда РПЦЗ

Доклады читали митрополит Иона (о просветительской деятельности и миссии), протоиерей Марк Роув (о различных темах), священник Кевин Кирван, автор книги «Обретение истинного католицизма на Православном Востоке» (об этой книге и путешествии людей в Церковь), иеромонах Айдан Келлер (об особенностях древних форм римского обряда).
«В конференции приняли участие представители Соединенных Штатов, включая Гавайи, Великобритании и Скандинавии. Богослужения проходили в основном на английском языке, с некоторыми латинскими песнопениями и полностью латинской заупокойной мессой. Среди певчих были чтец Гильдас Мил из Британии и иеромонах Айдан из Техаса. Священники по очереди руководили различными часами богослужения.
Я считаю своим долгом сказать, что конференция была вдохновляющей по своему содержанию, благоговейной в своей молитве, восхитительной в своем общении, поучительной, а также, надо признать, довольно утомительной, поскольку дни были очень насыщенными. Многие посетили побережье или посмотрели достопримечательности прекрасной Сарасоты. О нападениях аллигаторов на нашу группу не сообщалось, и это радует, как всегда.
Большое спасибо протоиерею Марку, владыке Илариону, отцу Давиду и матушке Патрисии Кингхорн; и многим другим за прекрасную конференцию! Мы с нетерпением ждем следующей конференции западного обряда РПЦЗ, которая состоится в 2021 году. В 2020 году различные благочиния проведут региональные конференции.
Наконец, в 2020 году планируется грандиозное празднование 150-летнего юбилея присутствия западного обряда в Русской Церкви. Более подробная информация будет предоставлена по мере ее поступления.
Deo Gratias! — Слава Богу!» Написал отец Айдан Келлер.

Ко Дню переводчика
Ко дню переводчика. Поль Клодель. Святой Иероним. В переводе Ольги Седаковой.
Святой Иероним.
Господь Бог послал ему льва, чтобы он не скучал.
Лев золотым своим глазом следит,
как тот по-еврейски бормочет, ищет латинское слово…
вот оно! — и записал.
Как Ангелы тебя однажды поправили, нужно верить,
было ко благу.
До слез, до стона,
Иероним, я благодарю их за то, что они изгнали из тебя
Цицерона!
И не потому, что ты Пауле написал, что тебе
нет дела до обилия слов и закругленности фраз,
Но потому, что Бог — отвесная гора, и благодать,
а не благозвучье на ней поддержит нас.
— Важно идти, и тем хуже мне, если я могу дойти лишь
превратными путями!
Важно взбираться, волей или неволей, нужно взойти,
а если требуется, так цепляясь зубами!
Посмотри, как я лезу из кожи,
как жую еврейский, греческий, дикую латынь —
и все это выходит из пор моих, как пот!
Божий язык — навеки для церкви: вот, Ангел из плоти
моей его извлечет!
Некое песнопенье, каких не слыхивало созданье земное!
Шествие Божьего воинства, триумфальный марш –
и пространство в этом строе!
Ангелы вперемежку с людьми, земля содрогнулась,
Израиль бьет из разломов планеты, хлещет по всем
изгибам.
Нечто сокрушительное, нечто такое, от чего у вас
волосы встанут дыбом!
Нечто сладостное и горькое вместе,
от чего ваше сердце, как воск от огня, растает.
Земля, уравняй пути свои:
Господне воинство выступает.
Важно выйти из лона Авраамова, выйти Исайе, Давиду,
выйти Екклесиасту и храму Иерусалима!
Выйти этой церкви, которая алчет слова в сердце моем,
этому Западу, который — чтобы заговорить —
не обойдется без святого Иеронима!
Важно вырваться, вот так! вырваться, ибо слово
в утробе моей — и горе Квинтилиану!
По телу поверженного язычества
моя упряжка тройная катит прямиком!
Я стою во весь рост на колеснице Ильи,
который гнев переводит в гром!
Дух, ворковавший, как голубица, вот он ревет,
как ураган,
И око белой звезды вдруг расцветает в сердце твоем,
чудовищный океан!
Надписание на Кресте — на трех языках: среди трех —
наречие Рима.
И я, чтоб точнее перевести, ближе к плачу младенца,
в Вифлеем — вот куда поместил мастерскую
святого Иеронима.
Эти свитки пергамента, один на другом,
их узнают в Риме, слушай, лев, слушай!
церковь собирается, чтобы мне внять.
Слушай, лев, эта церковь на всей новорожденной земле
слышит меня и начинает мощно лепетать.
Иероним, который стал пророком, когда Бог велел,
мы любим его за то, что был он человек
словесного искусства.
Вы слышали на утешенье себе, вы все, кого оскорбила
критика без чести, ума и чувства?
Когда среди пустыни своей он узнал, что его задел Руфин,
Он испустил такой вопль, что его слыхали
вплоть до средиземноморских глубин!
На праздник Воздвижения Креста Господня
«Боже, ежегодно радующий нас в день сей торжественностью Воздвижения Твоего Животворящего и Непобедимого Креста, чрез него Ты уравновесил мир, установив его на четырех сторонах света; через него Ты спас человека от владычества князя мiра сего, смертью победив смерть и открыв врата Рая; через него Ты защищаешь народ Свой, Новый Израиль; чрез него Ты возвещаешь нам Свое второе и славное пришествие, когда знамение Сына Человеческого явится на небесах.
Мы молим Тебя, Боже, сохрани нас от ложных учений и открой нам доступ к Древу жизни Небесного Иерусалима через знание таинства Креста Христова, о Живущий, Царствующий и Торжествующий с Сыном Твоим, Господом нашим Иисусом Христом и Духом Святым, во веки веков. Аминь».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.