«Окропи меня иссопом и буду чист»

Растения — они были созданы Богом раньше человека и зверей. Даже по теории эволюции (а это всего лишь теория) они «произошли» раньше. Они сопровождают нас всю нашу жизнь. Кому не нравится гулять в лесу? Кто не ел хлеба (который готовится из пшеницы)? Кто не дарил цветов? Кто не вдыхал запаха свежескошенной травы? Сейчас большинство населения — горожане, но все мы знаем, что корову, дающую нам молоко, кормят сеном. А что такое сено? Та же трава. Растения созданы Богом на радость человеку, вся пищевая цепочка начинается с них. Они являются и лекарствами для многих из нас. Как «лекарством» было Древо Жизни в Эдемском саду (и опять же — слово «сад»). Древо познания, в свою очередь, определило дальнейшую судьбу человечества, когда Адам и Ева вкусили запретный плод
Древо Жизни и Древо познания
Обычно мы слышим о Древе познания, от которого Адам и Ева вкусили запретный плод. Но далеко не все знаем о Древе Жизни, росшем посреди Рая. С него и начнем рассказ. Древо Жизни — дерево посреди Эдема (Быт. 2:9, 3:22, Откр. 2:7, Откр. 22:2, 14), питаясь плодами которого, прародители могли поддерживать жизненные силы, сохранять здоровье и… бессмертие!
В Священном Писании с Древом Жизни сравнивается премудрость, которая ценнее богатства (Притч. 3:13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч. 13:12), немногословие человека (Притч. 15:4), оно — «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч. 11:24-31).
Является символом приобщения человека к Божественной жизни. По словам святителя Андрея Кесарийского, в Апокалипсисе «Древо Жизни» означает Христа, познаваемого чрез Духа Святого».
Почему Бог лишил человека возможности питаться от Дерева Жизни после того, как он согрешил?
Как известно до грехопадения человек не был смертным, но и не был окончательно бессмертным. Стать смертным или бессмертным зависело от его нравственного выбора: жить своевольно и автономно от Бога или жить с Богом, в добродетели и послушании Ему (Быт. 2:17).
Поддавшись внушению змия, устами которого говорил дьявол, человек решил выйти из подчинения Создателю, стать равным Ему (Быт. 3:6). Бог, предоставляя человеку возможность свободно проявить свою волю, попустил ему совершить грех, приобщившись к которому тот сделался смертным. В этом сказалось и справедливое наказание, о чем Бог предупреждал заранее, и Божье милосердие. Ведь если бы человек, будучи грешником и живя в отдалении от Бога, жил вечно, это способствовало бы чрезвычайному закостенению его во грехе. Дабы этого не случилось, Бог и лишил его возможности питаться плодами Дерева Жизни (Быт.3:24).
Как ни печально, но со времен грехопадения не в последнюю очередь именно смерть служила ограничителем греха, препятствовала чрезмерному распространению зла.
Вечная жизнь, по замыслу Божию, должна была быть возвращена человеку лишь после того, как он пройдет определенный исторический путь, после того, как Пришедший на землю Спаситель Иисус искупит людей от греха, преподаст им учение веры, сокрушит главу змия (Быт. 3:15), создаст Церковь, наделит ее необходимыми благодатными средствами спасения и призовет всех в Свое Царство.
С Пришествием Христа и образованием Церкви перед человеком открылась возможность удостоиться вечной блаженной жизни, которая откроется в полноте после всеобщего воскресения мертвых.
Ныне первообразом плодов Дерева Жизни служат Святые Дары, Истинное Тело и Истинная Кровь Христовы, коих верующие причащаются в Таинстве Святой Евхаристии — Причащения.
В ветхозаветной Книге Бытия говорится о том, что Господь Бог насадил в Эдемском саду самые разные деревья. В том числе Он, наряду с Деревом Жизни, произрастил в самом центре сада Древо добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, что может он есть плоды любого дерева, кроме Древа познания. Если же человек нарушит эту заповедь, то умрет. Ева была введена в искушение змеем, заставившим ее усомниться в заповеди Господа Бога (Быт. 3:5). «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги». Поэтому им пришлось скрыться от лица Господа Бога и затем, объясняя причину этого, признаться в нарушении заповеди. С тех пор человек знает добро и зло, но общение с Господом Богом было разрушено. Здесь Писание говорит о необходимости смирения человека перед лицом Бога и беспрекословного следования Божьим заповедям и воле Господа. Человек же поддался искушению самому быть, как Господь, и познал добро и зло, то есть увидел последствия как смиренного поведения, так и гордыни. То, что первые люди устыдились своей наготы, является свидетельством проснувшегося в них осознания вины.
Иссоп — растение жизни и казни
Говоря о библейских растениях (хотя все растения — библейские, не все просто упомянуты), хотелось бы рассказать о необычном — об иссопе.
Иссоп — растение, которое употреблялось при еврейских обрядах очищения. Пучки иссопа опускали в кровь и мазали ею перекладины и оба косяка дверей в первую Пятидесятницу (Пасху) в Египте (Исх.  12.22). При очищении прокаженных для помазания кровью связывали вместе кедровое дерево, червленую нить и иссоп (Лев. 14.4 и Евр.  9.19 и дал.). Моисей, произнесши все заповеди закона пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою, иссоп с червленою шерстью и окропил этим как самую книгу, так и весь народ. Иссоп употребляли также при жертвоприношении рыжей телицы, красной коровы. Поэтому и Давид молится: «Окропи меня иссопом и буду чист» (Пс.  50.9). Из 3Цар.  4.33 видно, что иссоп было небольшое растение. У Ин. 19.29 мы читаем, что солдаты наложили на иссоп (ствол) ту губку, которую они напоили уксусом и поднесли к устам распятого Иисуса. Какое из известных теперь растений называется в Библии иссопом, почти невозможно определить. Ученый Цельсий насчитывает 18 разных растений, которые считают за иссоп, как, напр.: timjan, rosmarin, lavendel etc. В конце он указывает известный в ботанике иссоп (Hyssopus officinalis), низкое растение, родственное lavendel and salvis, а может быть, то же самое. Предания намекают на известное огородное растение – майоран, но теперь предполагают, что это Kapris, маленькое ярко-зеленое вьющееся растение с красновато-белыми цветами. Оно найдено около пещер в Синайской пустыне, Газе, в Иерусалиме и других местах.
Иссоп — растение, призванное для евреев средством очищения, послужило одним из средств казней Христу. Тот, Кто пришел спасти их (и всех нас), получил уксус с того же растения, которое дал им для очищения. Это намек всем нам, что мы грехами своими, всем телом, что дал Господь, распинаем Христа и по сей день…
Ивы — библейские
Теперь обратимся к другим растениям. В текстах Ветхого и Нового Завета упоминается около 120 растений. Многие из них ботаники определили до видов.
В их числе оказались декоративные и плодовые древесные, травы, многие из которых — лекарственные растения, известные огородные культуры, сорняки. Одни из них растут вокруг нас, на огородных грядках, около дач, другие можно увидеть, только путешествуя. И сегодня, давайте поговорим о них — знакомых и незнакомых растениях со страниц самой главной книги человечества — Библии.
Деревом жизни называют акацию (а возможно, и похожий на нее прозопис), что растет 4000 лет на самой высокой точке Королевства Бахрейн. Считают, что до нее именно на этом месте существовал Рай.
«И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли» (Исх. 26:15). Дерево ситтим — это акация пустыни Негев (Acacia gerrardii), или акация нильская (Acacia nilotica).
Ивы (Salix) — красивые быстрорастущие листопадные деревья, которые высаживают во влажных местах дач.
Так как за неделю до Пасхи в России, Украине, Молдове, Белоруссии и других странах пальмовые листья давно уже заменили веточки ив, то мы сочли возможным привести в списке библейских растений не только пальму, но и иву. Одни из них — крупные деревья высотой до 30 метров, другие — кустарники до 50 сантиметров. Вербой чаще называют иву волчниковую, или шелюгу желтую (S. daphnoides). Символ Вербного воскресенья — веточки ивы с распустившимися соцветиями (сережками). На Южном берегу Крыма, в этот день часто несут в храм веточки ивы вавилонской.
Пять интересных названий ив, которые вы могли не знать.
Ракита — это тоже ивы, так называют в народе кустовидные ивы с торчащими побегами, например иву козью (S. caprea).
Ветла — так называют иву белую, серебристую (S. alba).
Краснотал — это виды с красной корой, например, ива остролистная (S. acutifolia).
Чернотал — виды с темной корой, например, ива пятитычинковая (S. pentandra).
Белотал — так называют иву трехтычинковую (S. triandra).
Виноград культурный (Vitis vinifera) — листопадная быстрорастущая многолетняя лиана длиной до 20—30 метров из одноименного семейства Виноградовые. О его происхождении ученые до сих пор спорят. Впервые в культуру виноград введен в Передней Азии, Закавказье, Средней Азии, Иране, Афганистане и Малой Азии примерно в XII—XIII веках.
В христианстве Христос — истинная лоза, а последователи — ветви ее (Ин, 15). Кроме того, виноградная лоза — это церковь и верующие, это Древо Жизни. Она, вместе с отдыхающими на ее ветвях голубями, символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует Евхаристию.
Два факта о винограде, которые вы могли еще не знать.
Виноградная лоза олицетворяет плодородие и жизнь.
У еврейского народа виноград означает сам народ Израиля, а вместе с инжиром — мир и изобилие.
Гранат обыкновенный (Punica granatum) из одноименного семейства Гранатовые — субтропическое плодовое листопадное дерево высотой до 6 м и шириной до 5 м. Родом он из Юго-Восточной Европы, область распространения — вплоть до Гималаев.
Еще Моисею был известен гранат как благодатный плод земли обетованной. Он стал символом единения и мира. Благодаря своеобразному ягодообразному плоду, увенчанному на верхушке короной из чашелистиков, на Востоке гранат считается «королем плодов».
Три факта о гранате, которые вы могли не знать.
В Крым гранат попал благодаря греческим колонистам.
Средняя урожайность одного дерева граната в культуре составляет 25—35 кг. Гранат начинает плодоносить с трехлетнего возраста.
Инжир, или смоковница, или фиговое дерево (Ficus carica) — раскидистое листопадное дерево высотой до 10 м; или кустарник до 3 м и шириной до 4 м, из семейства Тутовые.
Растение содержит млечный сок. Родом оно из Западной Азии и Восточного Средиземноморья. Это одно из древнейших культурных деревьев на Земле.
Существует притча о неплодоносящей смоковнице, когда виноградарь умоляет своего господина не рубить ее, а оставить до следующего года с надеждой, что она, окопанная и удобренная навозом, принесет плоды. Протоиерей Александр Шаргунов так трактует эту притчу: «Но все призваны стать чадами благодати, чадами Его любви в той мере, какую может даровать только Бог. Сколь многие не хотят покаяться, но милостивый Господь продлевает их жизнь — дает время на покаяние. Даром заступничества Христова, Божией Матери и святых, всей Церкви, бесплодные деревья не посекаются немедленно».
Три факта об инжире, которые вы могли не знать.
В Крым инжир попал благодаря генуэзцам.
Своеобразно соплодие инжира, представленное разросшимся мясистым цветоложем, оканчивающимся верхушечным отверстием — глазком, внутри которого плоды — односемянные орешки.
С одного взрослого дерева инжира, в зависимости от возраста и сорта, можно получить от 50 до
80 кг плодов.
Кедр ливанский (Cedrus libani) — величественное благоухающее дерево Ливана. Долговечное: может жить до 2000—3000 лет. У нас его можно увидеть в Крыму и Краснодарском крае: экземпляры, которым более 100 лет, сохранились в старинных парках.
Кедр ливанский часто упоминается в Библии, так как в библейской традиции это символ праведника, исполняющего Божью волю — с одной стороны, и символ власти, величия, славы и богатства — с другой. Именно кедр ливанский прежде всего служит напоминанием того, что Бог выше и могущественнее того, кто уподобляет себя кедру с гордостью, высокомерием и заносчивостью: «Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские» (псалом 28:5).
Существует притча о трех ливанских кедрах, в которой рассказывается, что древесина первого послужила опорой для Иисуса Христа (из нее построили хлев, в котором Он родился), второго — опорой чаше с вином и блюду с хлебом, означавшей союз между человеком и Богом (из нее сделали стол, за которым проходила Тайная Вечеря), третьего — для создания Креста — орудия пытки и символа торжества Жизни над Смертью. Все три кедра прикоснулись к великой тайне, известной одному лишь Богу.
Кипарис вечнозеленый, или итальянский, средиземноморский (Cupressus sempervirens) — красивое хвойное дерево высотой до 20 м и шириной 1—6 м из одноименного семейства Кипарисовые.
Родом он из Средиземноморья. Очень эффектна его пирамидальная форма (C. s. Stricta), вершина которой, словно живая зеленая свеча, устремлена вверх.
О кипарисе читаем: «И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его желанию» (3 Царств.: 5:10). Интересен факт нахождения археологами в 1985 г. в озере Кинерет лодки из кедра, кипариса и сосны, которую могли использовать два брата-рыболова — будущие апостолы.
Три факта о кипарисе вечнозеленом, которые вы могли не знать.
Семена в шишках кипариса вечнозеленого сохраняют жизнеспособность до 10 лет.
До сих при болезнях ног некоторые используют для ножных ванн запаренные шишки кипариса.
Масло кипариса препятствует развитию атеросклероза, нормализует артериальное давление.
Маслина европейская (Olea europaea) — очень красивое вечнозеленое дерево из одноименного семейства Маслиновые. Высотой и шириной оно до 10 м, с роскошной кроной серебристых листьев.
Это самая древняя масличная культура, главное плодовое дерево Древнего Израиля; она родом из Средиземноморья (Сирии, Палестины).
Получение из плодов маслин оливкового масла — чудесный Божий дар человеку. Оливковое масло (по-гречески — елей), наряду с хлебом и вином, было основным продуктом питания народа Палестины.
Три факта о маслине европейской, которые вы могли не знать.
В Россию оливковое масло попало из Византии и приобрело известность благодаря Крещению Руси.
Цветки маслины имеют яркий и насыщенный аромат лимона.
Пикулями называют не только консервированные мелкие овощи, но и консервированные зеленые недозревшие плоды маслины.
Мирт обыкновенный (Myrtus communis) — невысокий вечнозеленый кустарник высотой и шириной до трех метров из одноименного семейства Миртовые.
Родом он из Средиземноморья. На Южном берегу Крыма и Черноморском побережье Краснодарского края прекрасно растет и зимует в открытом грунте; при зимнем повреждении легко восстанавливается, цветет и плодоносит. Узнать мирт очень просто: разотрите кусочек его листа, и вы почувствуете своеобразный смолистый миртовый запах, ни с чем не сравнимый. Мирт часто выращивают как комнатное растение.
Три интересных факта о мирте, которые вы еще могли не знать.
У мирта обыкновенного есть форма с бело-зелеными плодами.
Плоды мирта — многосемянные сухие ягоды.
Настойку мирта при кашле не принимают после молочных продуктов.
Мирра (Commiphora myrrha) — колючее дерево высотой три метра с мелкими, часто скручивающимися листьями, из семейства Бурсеровые. Родом оно из Северной Индии, Северо-Восточной Африки и южной части Аравийского полуострова.
Это древнейшее целебное растение, упоминание о котором встречается при жизни Христа. Таинственный аромат мирры используется во время службы в православных храмах.
Три факта о мирре, которые вы могли не знать.
Мирру получают из млечного сока надрезанной коры дерева.
Запах мирры устраняет нервозность, раздражение, бессонницу.
Мирра на вкус пряная, горькая, острая.
Финик настоящий (Phoenix dactylifera) из семейства Арековые, или Пальмовые высотой до 30 м и шириной 6—12 м.
Родом он из Северной Африки и Западной Азии. На Черноморском побережье Краснодарского края и Южном берегу Крыма в открытом грунте можно увидеть финик канарский (P. canariensis); в других регионах это комнатное растение.
В Библии читаем: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане» (псалом 91:13). Именно листьями финиковой пальмы приветствовал Христа народ при его входе в Иерусалим.
В Ветхом Завете плоды финиковой пальмы называются «медом». В библейские времена из прессованных сушеных изюма, инжира и фиников делали своеобразные фруктовые лепешки — дваш.
Под библейским терновником может скрываться около 200 колючих растений, поэтому остановимся на терне, или сливе колючей (Prunus spinosa) — это густоветвистый листопадный колючий кустарник высотой от 0,5 до 4 м из семейства Розоцветные. Родом он из Европы, Северной Африки, Малой Азии.
В Библии терн, терние и волчцы являются символом испытаний, страданий, скудости, суеты (Быт. 3:18; Притч. 24:31; Ис. 7:23-25; Иер. 12:13; Ос. 10:8; Мат. 13:22). Божий огонь для Моисея возгорелся из тернового куста (Исх. 3:2; Деян. 7:30) и из терновника же люди сделали венец для Иисуса (Мат. 27:29; Мар. 15:17; Иоан. 19:2).
Четыре факта, которые вы могли не знать о терне.
Плоды терна используются для приготовления уксуса, кваса, вина, наливки, варенья, компота.
Сок плодов и кору применяют в качестве естественного красителя красного цвета.
Листья содержат витамин С и могут служить добавкой к чаю.
Плоды, цветки, кора, корни терна находят широкое применение в народной медицине: плоды — как вяжущее средство; цветки — мочегонное, потогонное, слабительное, улучшающее обмен веществ; кора и корни — жаропонижающее, противовоспалительное средство.
Яблоня (Malus) — представительница семейства Розоцветные. Род объединяет 35 видов и множество сортов листопадных деревьев, которые красивы и в цветении, и в плодоношении.
Яблоня домашняя и ее сорта наиболее распространена в мире плодовых культур.
Три факта о яблоне, которые вы могли не знать.
Яблоня — уроженка Старого Света.
Центр возникновения различных культурных форм яблони — Северный Кавказ, Закавказье, крупные горные системы Средней Азии.
Именно яблоня, не боясь морозов, забралась в северные районы Нечерноземной зоны.
По плодам их узнаете их
Продолжая излагать Свои мысли в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф. 7:16). Как нужно понимать эти слова?
В 16-м стихе Иисус Христос продолжает изложение мысли, начатой им в 15-м стихе, в котором говорил о лжепророках, приходящих к людям в овечьих одеждах, а по сути, являющихся волками хищными. Поскольку лжепророки являются двуличными людьми, совершающими лицемерные действия (людьми, которые приходят к ближним в овечьих одеждах показной кротости и праведности, а на самом деле, по своей сути, представляют собой волков хищных), то Иисус Христос дает своим слушателям рецепт-указание для того, как распознать лжепророков. Он говорит о том, что «по плодам их узнаете их». Плод — это конечный результат какой-либо производимой работы. Плод — это то, в чем отражаются конкретные человеческие поступки. Плод: «Первое значение — часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена; третье значение — порождение, результат чего-нибудь» (С. И. Ожегов, Словарь русского языка, 22-е издание, стр. 522).
В своем указании, по которому можно отличить лжепророков, Иисус Христос говорит о том, что лжепророки имеют очень характерный признак. Их слова расходятся с делом. В Ветхом Завете сказано о том, что их предсказания не сбываются. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей» (Втор. 18:22). Поэтому не следует слушать их лицемерные слова, а нужно посмотреть на их поступки. И как бы ни были красивы слова лжепророков, их поступки выдадут их грязные намерения и их греховную суть. Лжепророки ложно объявляют себя праведниками. Прикрываясь именем Иисуса Христа, они на самом деле творят беззаконие и грех. «Они в устах своих делают из этого (из слова Божьего) забаву, сердце их увлекается за корыстью их» (Иез. 33:31). Возвещающий слово Божие «для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова Твои, но не исполняют их» (Иез. 33,32). Лжепророки прикрываются именем Спасителя, хвалят Его учение, а сами его не выполняют, приучая людей, таким образом, на словах чтить Бога, но на деле попирать Его заповеди. «Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Иоан. 2:4). Такие лжепроповедники и лжеучителя на словах могут быть за Бога и утверждать, что только одни они на свете правильно трактуют учение Божье, а на деле при пояснении Божьего слова искажают его. Например, ложно говоря людям: «Верьте, и вы спасетесь, и вам незачем делами подтверждать заповеди Божии». Когда вопреки этому ложному утверждению сказано в Писании: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Или утверждают, что посты не нужны, когда Иисус Христос соблюдал пост и Своим примером показал необходимость поста. «Иисус… постившись сорок дней и сорок ночей» (Матф. 4:1-2). Такие проповедники также являются лжепророками, потому что на словах хвалят Бога и охотно берутся пояснять Его учение. А на деле сами нарушают заповеди Божьи и при пояснении фальсифицируют Божьи истины.
Проверить таких людей можно, только сравнивая их слова с Библией, убеждаясь в неправоте проповедей лжепророков. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).
Есть еще другая категория лжепроповедников, которые открыто не признают Бога и отвергают Его учение. Эта группа лжепроповедников действует незамаскированно и многих людей отталкивает откровенной пропагандой греха и порока.
Поэтому лжепроповедники, о которых говорит Спаситель, предпочитают замаскироваться в личину праведности и добра, прийти к людям в овечьей одежде, потому что зло в своем открытом виде непопулярно и мало кого прельщает. Замаскированное зло, как волк, надевший на себя овечью одежду ложной кротости и добродетели, своим извращенным толкованием истинного учения сеет в душах людей семена сомнения и невежества, чтобы собрать урожай греховных поступков.
Именно таких замаскированных лжепророков заповедал опасаться Спаситель. Не доверять их слащавым речам, не смотреть на их личину показной добродетели, а обращать внимание на плоды того, что они делают. И по плодам приносимого ими зла распознавать их. И как лжепророки, несмотря на их лицемерные добродетельные слова, не могут принести плода доброго, так и терновник не дает винограда, а репейник смоквы.
Терновник у древних евреев в иносказательном смысле служил обозначением запустения, пустыни. «И оставлю его в запустении… и зарастет он тернами и волчицами» (Ис. 5:6). А также символом трудностей, преград и препятствий. «Я загорожу путь ее тернами» (Ос. 2:6). Тернии вместе с волчицами были посланы Богом человеку в наказание за его грехопадение. «Терния и волчицы произрастит она тебе» (Быт. 3:18). Поэтому тернии, по понятиям еврейского народа, также символизировали собой наказание и запустение.
У еврейского народа тернии (ветки тернового кустарника) часто использовались для топлива (Еккл. 7:6), а также для ограды, сделанной из растущего кустарника. И как орудие пыток. (Суд. 8:7). Слово «тернии» у евреев было не только иносказательным символом, но и нарицательным понятием, означающим всякую негодную, бесполезную и вредную растительность. Поэтому Иисус Христос в 16-м стихе тернии употребляет как символ бесполезного растения, которое никогда не сможет плодоносить как виноград, то есть как полезное растение.
Евреи виноградарством и виноделием занимались с древнейших времен. Виноградная лоза считалась у евреев эмблемой домашней мирной жизни и спокойствия. «Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою» (Мих. 4:4). А виноградная лоза воспринималась, как прекраснейшее творение растительного мира и была у иудеев символом всего полезного и красивого. В пророческих книгах Библии еврейский народ и его вероучение сравнивалось с виноградной лозой, а Господь с Виноградарем, Который возделывал и лелеял Свой виноградник. «Я насадил тебя как благородную лозу» (Иер. 2:21). Поэтому, говоря в 16-м стихе о том, что с терновника не собирают виноград, Спаситель проводит сопоставления между терновником (который считался растением ненужным) и между виноградом, который считался растением полезным, и без которого невозможно было представить счастливую и благополучную жизнь еврейского народа. Некоторые сорта винограда, поражали крупными размерами плодов. И как негодное растение, терновник, не может давать хороших полезных плодов винограда, так, по мнению Иисуса Христа, не могут лжепророки дать добрые плоды, в виде хороших и полезных поступков и философских теорий.
Сопоставление между полезным и бесполезным растением продолжено в аллегории между репейником и смоквой. Репейник представляет собой колючее цепкое растение, которое росло не только на нивах среди хлебных злаков, но и в Ливане между кедрами. Репейник символизировал у древних евреев запустение и считался негодным, не почитаемым растением. (Ис. 34, 13) Чаще всего репейник встречался в пустынях, а в некоторых местах представлял собой непроходимые заросли. Репейник, так же как и терновник, не давал полезных плодов смоковницы.
Смоковница представляла собой довольно популярное в древнееврейском государстве дерево, дававшее вкусные плоды — смоквы. Широкие красивые листья и крупные и питательные плоды способствовали тому, что смоковница считалась у древнееврейского народа (как и виноград) символом мира и благословения. «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3Цар. 4:25). Созревание плодов смоковницы, смокв, происходило перед праздником Пятидесятницы, после чего смоковница плодоносила почти целый год. Особенно ценились евреями ранние смоквы. Неурожай смоковниц воспринимался евреями как бедствие. «До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице» (Иер. 8:13). Плоды смоковницы прессовались в виде лепешки и в таком виде употреблялись в пищу. Смоквы употреблялись евреями не только для питания, но и как лечебное средство (4Цар. 20:7).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.