Аз есмь добро

Адам и Ева скрываются от лица Господа

Случись эта история во времена СССР, газеты, радио, телевидение (понятие СМИ тогда было мало распространено, а интернета попросту не существовало) дружно написали бы о замечательных моральных качествах новой социальной общности — советского человека. Сегодня почти все СМИ сказали, что это настоящая рождественская история. Рождественская сказка. В Алтайском крае 13-летний мальчик из очень бедной семьи заплатил за проезд в автобусе за незнакомую женщину с ребенком. И стал миллионером
Сказку сделать былью
История эта случилась действительно в рождественские праздники. В Алтайский край, в город Камень-на-Оби, на рождественские каникулы приехала из Санкт-Петербурга навестить родителей известная писательница и блогер Наталья Мишина. Во время посадки в автобус ее маленький сын раскапризничался. А тем временем за их проезд заплатил незнакомый мальчик.
Наталья тоже воспитывает мальчика, трехлетнего Мишу, ведет инстаграм-страничку, где пишет о буднях молодой мамы, трудностях и веселых случаях, с которыми сталкивается каждый день. Простой и понятный формат нашел свою аудиторию: на страницу Натальи Мишиной подписаны более 600 тысяч человек.
«В родном алтайском городе особо нет развлечений для моего Миши, но он любит кататься в автобусах. Вот мы и поехали «развлекаться», — рассказывает Наталья. — С ребенком в автобусе быстро не усядешься — водитель начал нервничать, что мы не платим за проезд. Когда я сына усадила, достала деньги, подошла к водителю, он сказал, что за нас уже парнишка какой-то заплатил. Я удивилась и подсела к подростку. Узнала о нем совсем немного — что зовут его Ваня, что учится в 3-й школе. Сказал, что живет вдвоем с мамой, что его папа погиб. В их семье принято заботиться друг о друге. Он увидел, что мне нужна помощь, — вот и заплатил. Это очень меня тронуло. Я хотела как-то отблагодарить Ваню, но тут объявили его остановку, он вышел, а я даже не спросила его фамилию».
По словам блогера, во время короткой беседы с парнишкой выяснилось, что 13-летний ученик седьмого класса Ваня любит рисовать, но на обучение в художественной школе денег не хватает из-за ремонта. Ваня вышел на своей остановке, и Наталья не успела узнать его фамилию и адрес. Но решила во чтобы то ни стало найти их семью, чтобы сказать спасибо маме мальчика. Благодаря подписчикам ей удалось разыскать своего случайного попутчика.
Мама мальчика — Татьяна — продавец из продуктового магазина, одна воспитывает сына. Зарплата небольшая, хватает только на самое необходимое.
«Просто решил позаботиться о женщине с маленьким недовольным ребенком. Потому что в Ваниной семье принято заботиться, — рассказала Наталья подписчикам в своем Instagram. — Мы ехали вместе четыре остановки, и за это время Ваня рассказал, что любит рисовать. Папы нет. Живут с мамой. Денег не хватает. Каждое слово нашего случайного попутчика отзывалось у меня внутри. Я же тоже воспитываю пацана. Тоже одна. Тоже мечтаю, чтобы он вырос… нет, не настоящим мужчиной. Мечтаю, чтобы он вырос настоящим человеком».
После этого Наталья через старых знакомых, бывших одноклассниц, начала поиски парнишки. Они быстро увенчались успехом. Был найден классный руководитель, который выпускал класс, где учился Ваня, — он подсказал и фамилию, и адрес. Наташа купила фрукты, печенье и отправилась к маме мальчика, чтобы сказать спасибо за воспитание сына.
«Эта история отозвалась внутри меня. Я развелась с мужем и воспитываю ребенка одна. И я видела много женщин, которые тянут на себе все: ребенка, дом, работу. В маленьких городах женщины часто становятся злыми, черствыми, некоторые начинают выпивать. И я, честно, боялась увидеть усталую, измученную жизнью женщину, которая ничему не рада. Но Татьяна Сергеевна оказалась такой трогательной, простой, любящей сына — знаете, как в фильмах! И это было понятно с первого взгляда», — говорит Наталья.
Две мамы посидели, поговорили. Татьяна даже расплакалась от внимания и теплых слов, которые услышала от незнакомого человека. Мама Вани подтвердила, что он очень любит рисовать, но занятия в художественной школе они пока не могут «потянуть» из-за ремонта. И тут же у Натальи Мишиной появилась идея — помочь семье с помощью подписчиков своего блога. Она сказала, что опубликует пост с номером карты Татьяны и предложит подписчикам сделать новогоднее чудо, собрать им деньги на ремонт, чтобы Ваня скорее пошел рисовать. Пост был опубликован, но никто и не думал, что люди окажутся настолько отзывчивыми! За сутки на карту мамы-одиночки «упало» почти полтора миллиона рублей! В акции поучаствовали более двух тысяч человек.
Теперь жизнь маленькой семьи из Алтайского края полностью изменилась. «В нашем возрасте в сказку верить уже сложно, но она произошла. Мы благодарим вас от всего сердца», — записала видео-обращение к интернет-пользователям мама Вани Татьяна. При этом сам школьник отреагировал на ажиотаж удивленно:
— Мама, что я такого сделал? Я всего лишь проезд женщины с ребенком оплатил.
О встрече с Натальей Мишиной мама мальчика вспоминает со слезами на глазах. «Я как раз клеила обои в доме. Вдруг дверь открывается, входит девушка с пакетом. Я, конечно, не поняла, кто это и зачем к нам пришел. Думала: из школы, наверное. Потом уже поговорили, все стало понятно…».
Самому Ване 13 лет, он учится в седьмом классе. Мама говорит, учеба идет не ахти, зато человек вышел хороший. Как же получилось воспитать такого сына? «У нас секретов воспитания нет. Я сама добрый и отзывчивый человек, а дети — они же все видят и впитывают как губки», — будто оправдывается Татьяна.
Городок Камень-на-Оби небольшой, зарплат больших не найти. Если у кого-то случается беда, помогает взаимовыручка, соседское, дружеское плечо. И Татьяна обычно всегда с участием относится к людям, оказавшимся в трудной ситуации. У хорошей знакомой умер супруг — поддержали, денег собрали. А как иначе, если сама Татьяна через подобное прошла? Ване было 10 лет, когда отец умер. Вообще, Татьяна не хочет вспоминать те события: слишком тяжело пришлось. Женщина говорит: «Мы очень долго от этого горя уходили». Но и это испытание тоже отчасти отложило отпечаток на воспитании.

Блогер Наташа Мишина

«Раньше мы с мужем как растили ребенка? Папа — пряник, я кнут. Потом, когда супруга не стало, мне пришлось пересмотреть свое отношение, поменять себя, переделать. И Ване сказала: «Ты теперь мужчина в доме». Вот так в 10 лет ему и пришлось быстро вырасти. Характер поменялся, повзрослел».
Как на них свалилось неслыханное богатство, Татьяне даже страшно рассказывать. Славы не хочет, боится ее. «Я помню, как ночью приходили SMS о поступлении денег на телефон: одна, вторая… Дальше — больше. О том, что получается несусветная сумма, до меня дошло после очередного сообщения. Помню, имя там было — Наталья и подпись к перечислению: «Просто так». А итоговая цифра за миллион перешла. Вот тут меня как накрыло. Думаю: нет, не просто так… Все эмоции сбились в кучу: это не про нас, это не наше, это сон».
Теперь семье хватит не только на ремонт жилища. Мама думает купить сыну для взрослой жизни квартиру в большом городе — Барнауле или Новосибирске.
Нашлась, конечно, в этой сказочной рождественской истории и своя «ложка дегтя». Блогер Наталья Мишина рассказала об обрушившейся на нее критике за этот поступок. «Мне больно все это читать. Людям не нравится, что я подарила чудо мальчику, а не «действительно нуждающимся», — пожаловалась женщина.
Она призвала критиков не судить, кто достоин чуда, а кто не достоин, и не указывать, «как правильно творить чудеса».
Возможно ли добро без Бога?
Почти все написавшие про эту историю назвали ее «рождественской». Почему? Да, конечно, с Рождеством у многих связано само понятие чуда, доброй сказки. Но чудеса ведь случаются не только в рождественские дни. Скорее всего, «рождественской» эту историю назвали потому, что как-то подспудно люди соединили добро и чудо. Чудо и Бога. Бога, явившегося нам в Рождество.
Уверен, что не все согласятся с подобным утверждением. Немало людей уверены, что они сами творят добро. Вот как пишет об этом публицист Т. Кристинашвили. В наше время нередко можно услышать высказывания о том, что существуют некие общечеловеческие ценности, общие понятия добра и нормы морали, одинаковые для всех людей планеты, несмотря на различия религий, национальных культур, уровня жизни и т. п. Утверждается, что такое добро, такие нравственные достоинства глубоко коренятся в человеческом естестве, являются результатом всей истории человеческого развития и существуют автономно, независимо от связи человека с Богом, вообще от существования Бога. Более того, человек, независимо от своего вероисповедания, способен и даже должен совершать такое добро.
Приверженцы этого мировоззрения верят, что путь к счастью, миру, безопасности, свободе, развитию и реализации всех творческих способностей человека достижим с опорой на разумное и научное познание себя и мира, при почти полном отрицании Творца, точнее, отрицании Его участия в жизни человека…
Это мировоззрение называется гуманизмом. Оно преподносит себя как альтернативу религиозно-нравственному взгляду на мир, и большинство гуманистов считают себя атеистами… Но, к сожалению, гуманистическое понимание добра и нравственности не ограничивается только ими, — в том или ином виде оно проникло в умы некоторых христиан. Как отмечает отец Рафаил (Карелин), «спасение только через исполнение определенных общественных и моральных правил» — это главный догмат либерального христианства, по сути дела уничтожающий остальные догматы». Нередко в беседе с христианином можно услышать о добром коммунисте, атеисте или просто о добром невоцерковленном человеке. Всё это ставит перед нами серьёзный вопрос — действительно ли возможно добро без Христа?
При ответе на этот вопрос, прежде всего, следует прояснить сами понятия добра и зла. Изначально Бог сотворил мир, в котором не было зла. У зла нет собственной природы. Зло начинается там, где кончается добро. Святитель Василий Великий пишет: «Зло есть лишение добра. Сотворен глаз; а слепота произошла от потери глаз. Так и зло не само по себе осуществляется, но следует за повреждениями души».
Но откуда рождается зло, если оно не может существовать само по себе? Бог дал нам свободу и разум. Он сделал это, чтобы мы могли так же, как и Он, стать добрыми не по принуждению, а по свободному выбору. Благодаря этому дару свободы человек способен выбирать — быть ли ему с Богом или выступить против Бога. Именно в этом выборе и возникает либо добро, либо зло.
Зло рождается в свободном выборе разумной личности. Такой выбор имел Адам, такой выбор делает каждый человек. Либо человек становится сопричастником жизни, любви и добра, либо становится виновником рождения зла, проводником злой воли. Приведем еще слова святого Василия Великого: «Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами… В какой мере человек удалился от жизни, в такой приблизился к смерти; потому что Бог — жизнь, а лишение жизни — смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога, по написанному: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут…» (Пс. 72:27).
Когда мы употребляем понятия «добро» и «зло», то должны определить — что является мерилом, наделяющим эти понятия конкретным смыслом? Какова точка отсчёта? По отношению к чему определяется, что это — добро, а это — зло? Гуманисты говорят, что точкой отсчёта является человек. Но православные христиане знают, что точкой отсчёта является Создатель человека.
Противление Божией любви и, как следствие, противление Божьей воле есть — зло. Святитель Василий прямо пишет об этом: «Отчуждение от Бога есть зло». Зло — это нарушение воли Бога. А добро — исполнение Его воли. Свою волю в совершенном виде Он выразил через Откровение, а в начальном виде — через голос совести, который дал каждому человеку. И этот голос свидетельствует злодею, о том, что он делает дурной выбор. Зла не существует самого по себе, вне личности, которая его творит. В окружающем мире мы не встретим «безличного зла», но увидим, что любое зло — это всегда действия конкретных людей, то есть порождение их свободной воли.
Бабло побеждает зло?
Присуще ли человеческой душе зло? Да, присуще с момента повреждения человеческой природы грехом, с момента удаления от Бога, с момента противления Творцу. Вот что пишет святой Игнатий (Брянчанинов): «В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Пришедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло». Это смертельная язва в душе, и без исцеляющей благодати Божией уврачеванию не подлежит. Учение о том, что человек может достичь нравственного совершенства и освобождения от греха своими силами, без благодати Божией, было осуждено как пелагианская ересь ещё полторы тысячи лет назад.
Повреждённость злом человеческой природы — это не какое-то теоретическое допущение, но наблюдаемый факт, который признавали не только святые отцы, но и светские философы. Например, Шеллинг пишет про «природную склонность человека ко злу» и указывает, что «посредством пробуждения своеволия беспорядок сил сообщается человеку уже в момент рождения». Кант признаёт, что «в человеке есть естественная наклонность ко злу… Это зло радикально, так как губит основание всех максим. Вместе с тем она как естественная склонность не может быть истреблена человеческими силами».
По этой причине человек не может сам установить для всего человечества, что является добром, а что — злом. Потому что он сам повреждён злом. Если мы ставим человека эталоном, то оказывается, что эталон наш с дефектом. Это всё равно, что использовать неточные весы, неправильные часы. И гуманисты вынуждены отрицать реально наблюдаемую испорченность человеческой природы, потому что иначе лишатся почвы, на которой строят здание своего мировоззрения. Они готовы сколько угодно признать частные проявления зла, но не порчу человека как такового, — в этом случае бессилие их идеологии стало бы очевидно даже для них самих.
Как добро разъедается злом, заразившим человека? Во-первых, через примешивание зла к собственно добрым делам, когда они делаются с поиском какой-либо корысти, гордостью и т. д. Почему помощь православных святых нуждающимся была так действенна? Да потому, что эта помощь совершалась безо всякой корысти. А многие нынешние «благотворители», совершая внешне доброе дело, такую корысть имеют. Это может быть надежда на «списание» своих грехов или просто тщеславие. В современной России это вылилось в формулу «Бабло побеждает зло».
Во-вторых, такое разъедание происходит через размывание и искажение понятий о добре и зле. Сегодня в мире признается нормальным то, что казалось диким всего 30 лет назад. Идеи гуманистов реализовались в виде так называемых «прав человека», которые, по сути, отстаивают право безнаказанно грешить. Убийство нерожденного ребенка называется правом на прерывание беременности, блудное сожительство — правом на гражданский брак, корыстолюбие — правом на предпринимательство, гомосексуализм — правом на свободную любовь, непослушание и неуважение к родителям — правами ребенка.
А к чему приведут искажённые, обезбоженные понятия о добре ещё через 30 лет? В продолжение логики «прав человека» можно узаконить права каннибалов. Если по взаимному согласию и добровольно один индивидуум хочет, чтобы его съел другой, то почему нельзя? Или узаконить право работать в офисах нагишом. Если все в офисе согласны, и посетители тоже, то почему бы нет? Или узаконить право покупать и продавать детей, если все стороны согласны, и ребенку у новых родителей будет только лучше?
И люди, забыв Бога, будут говорить про достижения цивилизованного мира, про добро и нравственность, принимая то, что сегодня кажется ужасным и невозможным. До 1961 года почти во всей цивилизованной Европе уголовно преследовался гомосексуализм, никто всерьез даже не разговаривал об «однополых браках». В начале века послушание родителям было нормой. Но все изменилось, как только люди отказались от Христа. Понятия добра и зла быстро трансформировались. Потому, что четкое различие добра и зла возможно только во Христе. Святитель Тихон Задонский говорит, что «душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра».
Тут можно возразить, что человеческой природе свойственно не только зло, но и в большей степени добро. Человек может и хочет делать добро. Действительно, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, и одно из свойств образа Божьего — любовь. По словам святителя Григория Нисского, «любовь есть отличительная черта нашего естества». Святитель Феофан Затворник пишет: «Сердце, по естеству, есть сокровище добра — зло пришло позже». То есть существует естественное добро, естественная способность души от рождения чувствовать любовь и природное стремление человека к добру. Об этой природной способности души к доброте говорят гуманисты, атеисты, моралисты, коммунисты, философы Мол, человек может быть добрым и без Бога. При этом они не признают и даже отрицают то, что в стремлении души к добру и любви в этой же самой душе присутствует разъедающая язва зла. Повреждение злом — неизлечимая болезнь души, которую излечить может только Бог.
Холод и темнота зла
Один умный профессор однажды в университете задал своим студентам такой вопрос:
— Все, что существует, создано Богом?
Один студент смело ответил:
—Да, создано Богом.
— Бог создал все? — спросил профессор.
— Да, сэр, — ответил студент.
Профессор спросил: «Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И, согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло».
Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что еще раз доказал, что вера в Бога это миф. Тогда еще один студент поднял руку и сказал:
— Могу я задать вам вопрос, профессор?
— Конечно, —ответил профессор.
Студент поднялся и спросил: «Профессор, холод существует?» «Что за вопрос? Конечно, существует. Разве тебе никогда не было холодно?»
Студенты засмеялись над вопросом молодого человека, а тот ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (минус 460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.
Студент продолжил:
— Профессор, темнота существует?
Профессор ответил: «Конечно, существует».
Студент ответил:
— Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота — это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора:
— Сэр, зло существует?
На этот раз, неуверенно, профессор ответил: «Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла».
На это студент ответил:
— Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло — это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод… слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло — это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло — это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Профессор сел.
Имя студента было Альберт Эйнштейн.
Доброе малым не бывает
Мысли о добре без Бога приводят к возрастанию в гордости. Человек, творящий добро ради любви и верующий в Творца, рано или поздно Божиим попечением придет ко Христу. Человек, творящий зло, всегда будет ощущать свою вину и, может быть, покается. Человек, творящий добро принципиально без Христа, противится Богу «добром» и укореняется в своей гордости. И поэтому такое состояние души может быть даже опаснее состояния души злого грешника. Вследствие безмерно возросшей гордости душа становится неспособной к покаянию. Это мы прямо видим в призывах гуманистов: «Нам нечего бояться смерти. Поскольку нет никаких гарантий посмертного существования, то нет и никаких страданий…», «…хотя человек может испытывать некоторое сожаление о том, что он не сумел сделать всего, что мог бы сделать, что могло случиться и не случилось, все, что было сказано и сделано, — хорошо. Конечно, хорошо!» Если все, что сделано – хорошо, то и каяться не в чем.
Человек такими «добрыми» делами может совершенно убить свою совесть и даже лишить себя спасения. Делая добрые дела, он будет пытаться таким образом оправдать свои злые дела и грехи, отвергая в первую очередь покаяние перед Богом и любовь Божию. Сатана препятствует нам в главном — в стяжании Благодати Святого Духа. Поэтому дьяволу все равно, что делает человек — добро или зло, ему главное, чтобы он не верил во Христа. Лишив человека веры во Христа, он лишает человека возможности приобщаться к Благодати Святого Духа. И, как следствие этого, лишает его спасения.
Человеческая душа изначально сотворена и стремится к Богу, любви и добру, но при этом она повреждена злом. Само зло есть противление Божией воле. Любое зло это всегда результат свободного выбора конкретных личностей. Зло искажает само понимание добра, и искоренить это зло из души может лишь Господь.
А как же все-таки творить добро и какое добро угодно Богу? Ведь Всемогущий Бог может сделать Сам любое доброе дело. И нет ничего, что могли бы сделать мы, чего не может сделать Господь. Но Господь предоставляет нам возможность потрудиться ради любви к Нему и ближнему. Богу важно не само доброе дело, не величина доброго дела, а то намерение, то состояние сердца, с которым человек творит добро. Об этом говорят многие святые отцы.
Преподобный Максим Исповедник: «Во всех наших делах Бог смотрит на намерение, — делаем ли мы это ради Него или ради какой-либо иной причины». Преподобный Марк Подвижник: «Бог ценит дела по намерениям их. Это касается как добрых дел, так и злых». Святитель Иоанн Златоуст: «Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающего».
Мы видим, что Богу важны не дела сами по себе, а то сердце, та любовь ко Творцу и ближнему, с которой мы их делаем. Неважно, делал человек добро или не делал зла, главное — кому принадлежало его сердце. Ради кого старалась его душа, кого любила, кого боялась, к кому стремилась? Любовь к Богу побуждает нас к добрым делам, которые есть свидетельство нашей любви к Нему и Он любит нас за наше свидетельство. И только дела, совершаемые из любви к Богу и ближнему, принесут человеку добрый плод в этой и будущей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.