Мужи Апостольские: ученики учеников Христа

Священномученик Игнатий Богоносец

11 февраля в православном календаре значится, на первый взгляд, малозаметное, «рядовое» событие — Перенесение мощей священомученика Игнатия Богоносца. Но немногие знают, кто такой был этот Игнатий. А был он современником апостолов. И не просто современником, а учеником апостола Иоанна Богослова, которого, в свою очередь, библейский Новый Завет называет любимым учеником Иисуса Христа. Самого же Игнатия Богоносца церковь с древнейших времен называет «мужем апостольским». И не только его. Апостольские мужи — это ряд церковных писателей, живших в конце I — первой половине II века, бывших современниками, самовидцами, учениками, сотрудниками самих апостолов. О них мы сегодня и поговорим

Священномученик Игнатий Богоносец

Золотая надпись в сердце
Священномученик Игнатий Богоносец был родом из Сирии, и, как мы уже сказали, являлся учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом, епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти.
Богоносцем он наименован потому, что имел Имя Спасителя Иисуса в своем сердце и непрестанно Ему молился. Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения. Антифон (греч. «звучащий в ответ») — песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами.
Во время гонений святой Игнатий укреплял души своей паствы. В 106 году император Траян (98—117 гг.), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 году император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты Игнатием Богоносцем. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.
На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сел к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нем. В своем Послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа:
«Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего… Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: «Иди к Отцу».
Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы.
По пути в Рим святой Игнатий посещал христианские собрания, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.
Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братьями и о прекращении гонений на христиан.
В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Сразу же после этого были выпущены львы. Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой отвечал, что носит это Имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись:
«Иисус Христос». В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся. Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан.
Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67—107 гг.) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.
В своем Послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера — начало, а любовь — конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».
После того как святой священномученик Игнатий был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение — в сам город Антиохию — совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). В своих посланиях священномученик наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их.
«Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам… Крещение пусть остается с вами как щит; вера — как шлем; любовь — как копье; терпение — как полное вооружение».
Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем — на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укоренённым в ветхозаветной традиции. Церковный историк Евсевий Кесарийский (III—IV век) сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий — для христиан из бывших язычников. Святой Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».
Христология Посланий Игнатия обусловлена его полемикой с докетами, отрицавшими материальный аспект Боговоплощения, с одной стороны, и с иудействующими, с другой.
В тесной связи с христологией Игнатия стоит его экклезиология: коль скоро для нашего спасения потребен плотский, реально исторический Христос, то и спасение может совершаться только в реальной, видимой Церкви.
Ученики апостолов
Также к числу апостольских мужей относят: апостола из 70-ти Варнаву, сщмч. Климента Римского, сщмч. Поликарпа Смирнского, автора «Послания Варнавы», автора «Пастыря Ермы», и некоторых других церковных писателей.
Наиболее важные из их сочинений: Первое послание Игнатия Антиохийского (ок. 115 н. э.), Первое послание Климента Римского (ок. 95 н. э.; так называемое Второе послание Климента представляет собой гомилию, относящуюся примерно к 130 н. э.), и серия видений, известных под названием Пастырь Ермы. В этот ряд обычно включают еще Учение двенадцати апостолов (Дидахе), наставление по нравственности и богослужебной практике; так называемое Послание Варнавы и изящную апологию христианской веры, известную под названием Послание Диогнету. Мученичество Поликарпа (ок. 155 н. э.) обычно замыкает этот ряд.
Как пишет историк Николай Дмитриевич Тальберг, под названием Мужей апостольских известны в Истории Церкви непосредственные ученики апостолов, лично общавшиеся с ними и нередко бывшие их ближайшими сотрудниками. Творения их носят характер писаний апостольских, — и это составляет их отличительную черту. К ним принадлежат:
Апостол Варнава. Имя было Иосия. Апостолы называли его Варнавой, что значит «сын утешения». Он был иудеем рассеяния с острова Кипр, принадлежал к сословию левитов. По преданию он был в числе 70 учеников Спасителя. В христианской Церкви он является действующим на самых первых порах. Он продал свою землю и вырученные за нее деньги положил к ногам апостолов. Он представил Савла (будущего апостола Павла) апостолам как чудесно обращенного. С Павлом основал Церковь из язычников в Антиохии и являлся ревностным сотрудником его, в проповеди среди евреев рассеяния и язычников.

Священномученик
Поликарп Смирнский

Когда апостолы разошлись на проповедь, то Варнава местом своей деятельности избрал Кипр, где и умер смертью мученика, уже после разрушения Иерусалима в 70 году I века. Ему приписывается одно послание, которое с самых древних времен было известно под его именем. Он доказывает, что Ветхий Завет должен уступить место Новому и предостерегает уверовавших во Христа от увлечения иудейством. Писал он о путях жизни.
Святой Дионисий Ареопагит. Родился в Афинах от знатных родителей, путешествовал для приобретения образования, впоследствии занимал должность члена ареопага. (Ареопаг — орган власти в Древних Афинах. Название получил по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. По преданию, на этом холме проходил суд над языческим богом Аресом за пролитие крови Посейдонова сына.) Обратил ко Христу Дионисия апостол Павел своей проповедью в том же ареопаге в 54 году и поставил первым епископом Афинским. Ревностно заботился о распространении веры, для чего отправлялся в разные страны. Скончался мученически, но неизвестно точно, где именно и когда. Известны его труды: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих», «О таинственном богословии» и десять писем к разным лицам. Сочинения эти характерны возвышенным и глубокомысленным богословием.
Святой Климент. Был третим епископом Римским (92—101 гг.). В христианство он обращен апостолом Петром. Был сотрудником ап. Павла в распространении Церкви, как свидетельствует об этом сам Павел. Свою веру запечатлел мученической кончиной при Траяне. Памятником его деятельности осталось его Послание к Коринфянам. Коринфская церковь знала, с самого начала своего, разделения, и их наставлял ап. Павел. Впоследствии там некоторые дошли до сомнения в истине воскресения мертвых. Благомыслящие и обратились к св. Клименту, тем более, что неверы отложились от своей иерархии. Св. Климент, проникнутый духом апостольской любви и кротости, призывал своевольных коринфян смириться, покаяться и покориться своей иерархии. Обличал он заблуждения их относительно воскресения мертвых. Послание св. Климента пользовалось большим уважением в древней Церкви, так, что читалось при богослужении наравне с книгами апостольскими. Св. Клименту приписываются еще некоторые сочинения, но нет твердой уверенности, что они написаны им.
Святой Поликарп, епископ Смирнский. Так же, как и Игнатий Богоносец, был учеником апостола Иоанна Богослова. Святитель родился около 80 года, жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.

Св. Апостол от 70-ти Варнава

В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера (священника), а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь, он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры или обуреваемому — пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».
На римский престол вступил император Марк Аврелий (161— 180 гг.), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа — «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» — одном из самых древних памятников христианской письменности.
Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников стала требовать, чтоб он был убит мечом.
Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.
Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной Истории» (V, 20): «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, — обращается святой Ириней к своему другу Флорину. — …Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, — мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, — то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца… Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить».
При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.
Святой Ерм. Еще в древности признавался тем Ермом, которому ап. Павел посылал приветствие (Послание к Римлянам). Родом грек, проживал в Риме во второй половине I века. Принадлежащая ему книга «Пастырь» была известна еще в древности и пользовалась большим уважением в Церкви. Она разделяется на три меньшие книги: в первой изложены четыре видения Ерма, во второй 12 заповедей, сообщенных ему пастырем: о милосердии, покаянии и т. п., в третьей 10 притчей или сравнений, направленных к изъяснению разных истин христианского вероучения. Ерму наставления сообщал Ангел в виде пастыря.

Священномученик
Дионисий Ареопагит

Святой Папий. Епископ Иерапольский во Фригии, ученик ап. Иоанна и друг св. Поликарпа Смирнского. По преданию, он скончался мученически при Марке Аврелии. Ему приписываются пять сочинений под заглавием «Изъяснение Господних изречений», из которых сохранилось только несколько отрывков. Он не ограничивался изучением Св. Писания, но и собирал устные рассказы о делах и учении Спасителя и апостолов, основываясь на неписанном предании. Вследствие не всегда достаточной проверки материала у него встречаются неточности.
Времен связующая нить
Вообще, Мужи Апостольские (patres apostolici) по времени своей деятельности занимают среднее место между апостолами, первыми самовидцами и служителями Слова, и собственно так называемыми святыми отцами христианской Церкви.
Они жили при самых апостолах, от них научились вере Христовой, с ними разделяли труды евангельской проповеди и после них остались непосредственными преемниками их служения для Церкви. Такие мужи процветали до второй половины второго века христианства, и некоторые из них оставили по себе письменные памятники своей деятельной заботливости о распространении и утверждении между людьми Христовой истины.
Период мужей апостольских представляет не очень много письменных произведений, и те не отличаются разнообразием и полнотою богословского раскрытия истин христианской веры: это период не столько обширной и ученой письменности, сколько высоких характеров практических деятелей христианства.
Как пишет протоиерей Русской Православной Церкви, патролог, переводчик раннехристианских текстов Петр Алексеевич Преображенский, христианство явилось в истории человечества не как плод усилий человеческого разума, но как чудесный дар Божий, как откровение Божественное со всеми знамениями своего небесного происхождения, и наилучшие и убедительнейшие доказательства его истинности состояли не «в премудрости словесех претельных человеческия, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 11:5). Оно так полно удовлетворяло всем потребностям человеческого духа, доставляло такое успокоение, мир и духовную радость людям его принимавшим, что для них оставалась только забота как можно лучше усвоить его сердцем и осуществить его в практической жизни.
Ученики апостольские и современные им христиане, по большей части из людей простых и неученых, еще в свежей памяти хранили совершавшиеся пред ними подвиги св. апостолов и устную их проповедь об учении и жизни Христа Спасителя и, пользуясь, кроме того, боговдохновенными писаниями пророков и апостолов, не чувствовали нужды в произведениях пера человеческого.
Полные религиозного удовлетворения, они в простоте сердца веровали тому, что предано от благовестников Христовых; и, пламенея ревностью, и других призвать к участию в духовных благах христианства, они распространяли его не писаниями, а преимущественно устной проповедью и примером святой жизни своей, сиявшей светом среди неверующего иудейства и язычества.
Ввиду лжеучений, грозивших нарушить мир, чистоту и ясность верования, христиане того времени довольствовались свидетельством Божьим в писаниях апостольских и в хранительнице истины — Церкви и, с своей стороны, старались обезопасить себя от заразы чуждыми христианству началами иудейскими или языческими посредством положительных ограждающих правил христианского благоповедения и церковного устройства.
Будучи живо проникнуты верой в Христа Спасителя и преданы возвещенному Им учению, они не могли представить, чтобы христианин мог иначе веровать и мыслить, нежели как преподано в слове Божием, и потому-то смотрели на ереси не как на дело заблуждающегося разума человеческого, а как на прямое порождение духа злобы, и, чуждаясь общения с еретиками и споров с ними, искали опоры истины в положительном веровании и учреждениях Церкви.
В этом практическом направлении преимущественно выражали дух христиан, которые веру свою свидетельствовали делом, своею жизнью и смертью, с радостью умирая под мечом и на кострах за божественное имя Христа.
Отец Петр Преображенский пишет, что такими обстоятельствами христианства в связи с внешними гонениями, которым оно подвергалось, объясняется малочисленность сочинений мужей апостольских, равно как и их внутренний характер. Эти писания произошли не из стремления представить систему христианского учения или решить недоумения, опровергнуть заблуждения разума о предметах христианской веры. Почти все они, за исключением книги «Пастырь» Ерма, написаны в форме посланий или писем и вызваны временными нуждами и положением той или другой христианской общины. Христиане составляли одно великое общество, теснейшим образом связанное узами единой веры, единого упования и любви, и в дни бедствий и внутренних затруднений или радости и торжеств веры сносились между собою, — сообщали о своих радостях и скорбях, взаимно утешали, ободряли, вразумляли. Такого рода происхождение писаний мужей апостольских отражается на них характером простоты, искренности и безыскусственности, проникнутой высоким одушевлением веры.
Нет сомнения, что между памятниками первобытного христианства писания мужей апостольских имеют величайшую важность. Посредством их, отечес-кая письменность веков последующих связуется с писаниями самих апостолов, к коим они теснейшим образом примыкают не только по времени своего происхождения и характеру, но и по употреблению и уважению их в Церквах христианских. Писания учеников апостольских в многообразных отношениях связаны с главнейшими вопросами относительно библейского текста, древней истории Церкви и догматического учения. Чем они древнее, тем ближе стоят ко времени написания некоторых книг Нового Завета, указывают на те же или подобные исторические условия их происхождения, и вследствие более или менее близкого соприкосновения с апостольскими писаниями доставляют существенное пособие к их уразумению. Для так называемой библейской критики особенно важно знать употребляемые в этих писаниях места из книг Нового Завета и сам текст книг, как Нового, так и Ветхого Завета. Церковные отношения, которые обозначаются в посланиях Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и Ерма, знакомят нас с первобытным устройством христианской Церкви; и все они весьма поучительны для познания общего верования и частных направлений в разных Церквах христианских после апостолов, составляли дополнение и продолжение к писаниям последних. Значение сочинений мужей апостольских возвышается от того, что они, как напр. I Послание Климента, книга «Пастырь», действительно пользовались таким уважением в некоторых Церквах, что в христианских собраниях для богослужения читались после книг Св. Писания.
Вследствие такой важности своей, сочинения мужей апостольских были читаемы и изучаемы в позднейшие века отцами и учителями церковными; особенно же они сделались предметом ученого внимания богословов со времен Реформации в западной Церкви, когда споры между католиками и протестантами о догматах веры и о церковном устройстве в первые века христианства заставили обратиться с критическим изучением к письменным памятникам христианской древности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.