«Державная» икона для Российской державы

Современная икона Божией Матери «Державная»

15 марта Русская Православная Церковь отмечала обретение иконы Божией Матери «Державная». И само обретение этого необычного образа, и его дата — таинственны, необыкновенны и значительны. Икона была явлена в тот день, когда в результате обманов и предательства от престола отрекся последний русский император Николай II. Император, любимым городом которого был Ново-Николавевск — нынешний Новосибирск. А буквально накануне праздника обретения чудодейственного образа в Новосибирской митрополии РПЦ сообщили о том, что в столице Сибири будет воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери «Державная»

Образ, виденный во сне
Однажды ночью крестьянка из подмосковной слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Андрианова увидела странный сон. В том сне звучали четкие слова, обращенные к ней: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Пробудившись, женщина долго размышляла, что бы сие значило, но так ни до чего и не додумалась. Тогда ей было послано еще одно видение. В ночных грезах увидела Евдокия прекрасную белоснежную церковь, а внутри восседающую на троне Богородицу. На этот раз женщина не стала мешкать и тут же отправилась в путь. В монаршем селе Коломенском (ныне в черте Москвы, а прежде — царская резиденция) действительно сыскалась церковь из ночных видений — это был храм Вознесения Господня.
Вместе с настоятелем, который отнесся к ее истории весьма серьезно, Евдокия обшарила всю церковь, но искомой иконы не нашла. Тогда приходский священник Николай Лихачев предложил поискать в подвальном помещении. Там, среди груды ненужного хлама, обнаружили большую, в два аршина высотой (аршин — это более 70-ти сантиметров), и всю почерневшую от пыли икону. Когда ее отмыли, Евдокия тут же узнала образ, виденный во сне: восседающую на троне Богородицу. В руках у Богородицы были царские регалии — скипетр и держава. Произошло это, как сообщал в своем донесении митрополит Московский Тихон, 15 марта 1917 года.
Надо сказать, что изображения Богородицы — достаточно древние, уже первые христиане пытались изображать Ее на досках или холстах, а одно из древнейших дошедших до нас изображений Богородицы с Младенцем Иисусом и сегодня можно увидеть в Риме, в катакомбах Присциллы. Изображение датируется II веком. Делалось это для того, чтобы при донесении Благой вести о спасении через Христа можно было подтвердить рассказ иллюстрациями. С развитием иконописи работы стали более совершенными, красивыми и четкими. Стоит упомянуть то обстоятельство, что никогда иконопись не имела развлекательного характера. Все доски были созданы для того, чтобы донести до христиан и неверующих людей церковное учение, продемонстрировать совершенные отношения между Богом и человеком и помочь при донесении евангельских истин.
В донесении Синоду о явлении чудесного образа митрополит Тихон, в частности, писал об иконе: «По сведениям, данным членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в своё время был перенесен из одной из церквей московского Вознесенского монастыря). Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.
После обретения иконы в тот же день, 2 марта 1917 года (15 по современному стилю), вечером в 23 часа 40 минут, император России Николай II подписал отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Впрочем, и великий князь Михаил царскую корону не принял. Так Россия осталась без императора.
Отметим, что история Российской империи неразрывно связана с некоторыми святыми образами, сыгравшими чудесную роль. Они становились оплотом веры и являли чудеса в самые темные и лихие времена. Люди молились перед ними Богу о спасении от нашествий врага, от эпидемий, о мире в стране, и происходили чудеса — войны заканчивались, города чудесным образом сохранялись от разрушений, а больные исцелялись. Именно к ним относится Державная икона Божией Матери. В критический момент 1917 года она стала оплотом веры простых людей и уберегла сотни из них от смерти.

Икона Божией Матери «Державная», явленная в 1917 году

По мнению ряда православных толкователей, например, митрополита Макария, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, и, в частности, по мнению Михаила Димитрука, за нарушение Соборной клятвы 1613 года; но сама Богородица, по мнению Сергея Фомина, хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства. В акафисте иконе, в частности, говорится: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».
Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москвы, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле и когда стало ясно, что наименование этого образа — «Державная», тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества.
Архиепископ Русской Православной Церкви за рубежом Аверкий (Таушев) несколько раз в своих проповедях писал о значении иконы. То, «что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землёй, об этом, видимо, свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Её в самый день отречения от престола Государя императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу. Сие буди».
…И немного об обретенных иконах. Целый ряд чудотворных икон прославился благодаря тому, что они были необычным образом найдены (обретены). Самая известная для нас, конечно, Казанская икона Божьей Матери. Ее нашли на пепелище после чудного троекратного явления во сне Пресвятой Богородицы маленькой девочке.
Разные иконы обретали в разных местах: на дереве (например, Елецкая в Чернигове), на пне (Озерянская), в храме (Песчанская), на воде (Иверская) и так далее. Обычно на том месте, где находили святой лик, строили храм и называли в его честь. Это было знаком особой милости и покровительства Пресвятой Богородицы или святого над этим местом. Самый загадочный из всех этих образов Божьей Матери — Тихвинский, который являлся многажды и в разных местах…
Царица Небесная
Но вернемся к иконе «Державная». Давайте всмотримся в эту икону повнимательнее. Каждый штрих в ней, каждая деталь наполнены особо значимым смыслом.
На иконе Царица Небесная держит в руках скипетр и державу — символ монаршей власти, как символ того, что Она — Преемница земного престола и простирает свой державный Покров над Отечеством.
Богородица представлена в образе царицы, восседающей на троне. Вместо традиционного мафория (широкого плаща с капюшоном) на Ней — алая порфира (мантия) и корона над головой. Кровавый цвет Ее одеяний — аллегория бедствий, обрушившихся на русскую землю и сопровождавшихся большим количеством смертей.
Держава в левой руке лишена креста на навершии, что нехарактерно для земной атрибутики царя. В этом усматривают особый знак — утрату веры и тяжкие гонения, которые предстояло пережить православному миру во время красного террора.
Лик Пречистой Девы необычно строг и серьезен, ибо «Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа», ожидая от него покаяния.
Персты правой руки Предвечного Младенца сложены в привычном благословляющем жесте, но второй рукой Он указывает налево. Некоторые толкователи усматривают в этом особый скрытый смысл. Именно ошуюю (то есть слева) будут стоять грешники на Страшном суде. Этот жест, совмещенный с благословением, дает право надеяться падшим на прощение.
В верху образа в облаке изображен Бог Саваоф, осеняющий благословением Богоматерь и Богомладенца и тем самым будто одобряющий Их миссию.
Святая Мария тут изображена как совершенная из всех людей, ведь выше нее — лишь Христос. Она не только заступница людей на земле, но и путеводительница их в жизнь небесную.
Уже при обретении святыни людей поразило величественное и в то же время скорбное выражение лица Богоматери. Отец Николай Лихачев тут же отслужил благодарственный молебен, а, когда весть о чудом обретенной святыне разнеслась по городам и весям, к иконе стали стекаться паломники со всей страны.
Уполномоченной комиссией было установлено, что икона принадлежит иконописному типу «Панахранта» («Всецарица») и датируется концом XVIII века. Когда-то она находилась в Вознесенской женской обители, но в начале русско-французской вой-ны 1812 года была перенесена в Коломенское, где об иконе забыли почти на столетие, пока она не явилась в самое нужное время.
В годы революции икона много путешествовала. Ее отправляли в другие города и окрестные селения, чтобы все страждущие могли поклониться ей. Во время революции, после потери монарха, народ был разобщен, началась Гражданская война, и только икона «Державная» напоминала верующим, что у них есть одна правительница Царица Небесная, которую нельзя убить и которая заступится за них всегда.
Несмотря на преследования коммунистической власти, люди укрывали у себя в домах «Державную» и продолжали перед ней молиться. Крестьянка Евдокия Андрианова стала ходить по домам — собирать деньги на ризу. Но когда накопилось полторы тысячи рублей, ей вновь явилась Богородица и повелела вернуть деньги. Она поведала о том, что в свое время риза сама к Ней придет. А пока не надо, ибо вскоре все церковное имущество будет разграблено. Евдокия Андрианова, согласно этому повелению, вернула все собранные деньги.
В 1917 году мастера Алексеевского девичьего монастыря при реставрации повредили часть образа: вместе с ветхим низом иконы утратили часть образа Богородицы. В страхе ожидали возмездия Небесной Владычицы, но Евдокия успокоила: ей было открыто, что Богоматерь простила.
Икона стала предметом стихийного почитания, прославилась как чудотворная. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон. С патриаршего благословения от каждого акафиста, прославляющего другие иконы Божией Матери, было взято по частице и собрано воедино. Так сложился «Акафист акафистов» для Царицы цариц. «Появился дивный акафист и канон этой иконе, слушая который, вся церковь падала на колени».
Символ государственности
Икона «Державная» стала символом государственности. Богородица как будто хранила власть до того времени, пока в России не появится достойный правитель. С ее именем было тесно связано воспоминание о монархии, а потому коммунисты с особым упорством преследовали и подвергали уничтожению все списки «контрреволюционной» иконы.
Неудивительно, что вскоре обрушились жесточайшие гонения на молящихся перед «Державной» иконой Божией Матери. Из всех храмов были изъяты списки этой иконы, арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя ее изображение, а составители службы и канона расстреляны.
Дабы спасти святыню, ее отправили в Марфо-Мариинскую обитель в Замоскворечье. Настоятельницей здесь была бывшая княгиня Елизавета Федоровна. Та в свою очередь переслала образ в Екатеринбург, где его и нашли после расстрела царской семьи. Из протокола допроса П. Н. Попова-Шабельского в 1921 году: «В 4 часа утра 17 июля 1918 года все стихло… Стали откачивать воду из шахты… и нашли разные вещи, из которых помню… икону Божией Матери Великодержавной, исколотую штыками, которую великая княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Толстую прислала государю».

Памятник императору Александру III в Новосибирске

Выдающийся отечественный философ и священник Сергий Булгаков, высланный за границу в 1922 году, вспоминал народный духовный подъем, произошедший в душе людей после обретения образа «Державной»: «Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».
Точно не известно обо всех перемещениях чудотворной иконы в годы революции. В течение нескольких лет она считалась без вести пропавшей, потом ее след отыскался, и икона была изъята и помещена (заточена?) в запасники Государственного исторического музея.
В 1990 году образ был передан домовому храму Издательского отдела Патриархии, где хранился год. 27 июля 1990 года, в канун памяти равноапостольного князя Владимира, «Державная» обрела «дом» в Казанской церкви в Коломенском. В настоящее время чудотворный образ Богородицы «Державная» пребывает в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Установлен образ у правого клироса. Акафист перед иконой читается каждое воскресенье в течение всего года (кроме дней Великого поста и Святой Пасхи).
Подлинность образа была доказана путем документального сличения ее с фотографическими карточками святыни от 1917 года с использованием современного электронного оборудования.
Бытует мнение, что возвращение «Державной» иконы Богородицы на «свое место», то есть в Коломенское, знаменует собой начало освобождения Русской Православной Церкви от богоборческого ига. Не случайно, восстановление храма Христа Спасителя в Москве в 1995 году начиналось с установки закладного камня с высеченной «Державной» иконой. Пока шло строительство, совершались богослужения в специально выстроенном деревянном храме-часовне в честь «Державной». Деревянная часовня была возведёна по проекту архитектора Андрея Оболенского. Сейчас это храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» на Пречистенской набережной. Часовня входит в комплекс храма Христа Спасителя.
Именно образ «Державной» был установлен в храме Христа Спасителя в момент подписания исторического Акта об объединении Русской Православной и Зарубежной Церквей. Позже (в августе 2007 года) этот образ специально провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии — как символ духовного единства.
В 2003 и 2014 годах икону вместе с Порт-Артурской иконой Божией Матери привозили в португальский город Фатиму.
Храм сначала надо построить в ребрах
Как уже говорилось, во многих храмах появились списки образа «Державной». Наиболее ранние копии, снятые с иконы «Державная» и почитающиеся чудотворными, находятся в храме мученика Иоанна Воина в Москве и в Николо-Перервинском монастыре в Московской области, в храме Вознесения Господня в Москве и в московском храме Илии Пророка. Последний был написан в 1920-х годах православным художником Николаем Чернышевым.
Любопытен факт появления иконы в Перервинской обители. Ее принесла монахиня по имени Агния. От иконы исходило благоухание, более месяца истекало миро. Удивительно то, что этот список значительно отличался от оригинала. Если в подлиннике были использованы черные, не характерные для иконописи тона, то в копии преобладали светлые тона. Лик Богородицы тоже изменил выражение: вместо строгости в ее взоре читались милосердие и любовь. Корона и держава венчались крестом…
Со времени обретения иконы, к ней не перестают стекаться богомольцы. Молитвы перед образом Пречистой Девы возносят практически при любых житейских неурядицах. К образу «Державная» обращаются во время длительной и тяжелой болезни, во время восстановительного периода после болезни, травм и хирургических вмешательств, в недоумении, как поступать во время крайней материальной нужды. Девицы молятся о замужестве, о ниспослании здоровых детей и о телесном здравии уже имеющихся. Молятся «Державной» при угрозе военных действий, о защите от завистников и недоброжелателей, о погашении конфликта в семье или на работе.

Памятник страстотерпцам императору Николаю II и цесаревичу Алексею
в Новосибирске

Празднование иконе совершается в день её явления — 15 марта.
Величание иконе Божией Матери «Державная» очень простое. «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим».
Очень прост и тропарь иконе Божией Матери «Державная»: «Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычеце».
Всего за несколько последних десятилетий в новой России воздвигнуто около десятка храмов в честь «Державной». В 2002—2006 годах в монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев в Екатеринбурге был построен храм в честь иконы. В 2010 году он сгорел. В 2013 году патриарх Кирилл освятил закладку нового. В 2012 году на привокзальной площади Екатеринбурга был открыт ещё один храм в честь этой необыкновенной иконы. Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» есть в Чертанове (Москва), а церковь во имя Державной иконы Божией Матери освящена в Санкт-Петербурге. Такой же храм освящен при центре социальной реабилитации детей-сирот «Гелиос» в Санкт-Петербурге.
Есть собор в честь иконы Державной Божией Матери в Гдове и храмы в честь иконы Божией Матери «Державная» в Самаре и подмосковном городе Жуковском. И с особой теплотой надо бы сказать про храм в честь Державной иконы Божией Матери в деревне Гусино Смоленской области. Москва. Санкт-Петербург. Екатеринбург. И деревня Гусино. И все эти храмы равны между собой. В каждом молятся перед чудотворным образом Божией Матери «Державная». И через несколько лет такой же храм освятят в Новосибирске.
Новый православный храм планируют построить в Новосибирске около Горского жилмассива. Место для будущего храма во многом знаковое. Здесь находилось село Кривощёково — первое поселение на территории Новосибирска. Новый храм рассчитан на 400 человек. Среди пестрой жилой застройки микрорайона Горский его выделит небесно-голубой фасад — монументальный, торжественный.
Как правило, храмы возводят по многовековой традиции на пожертвования прихожан. В церкви и сегодня ждут участия новосибирцев. Строительство каменной постройки займет не один год, но пустовать место не будет. На площадке уже ввинтили сваи для деревянного храма.
«Митрополит Никодим благословил построить небольшой храм, чтобы начать богослужения, чтобы собиралась община, — рассказал настоятель строящегося храма в честь иконы Божьей Матери «Державная» Константин Пантюхов. — А это очень важно: вначале построить храм в рёбрах, а потом уже в брёвнах».
Прямо по линии от храма с Левобережья Новосибирска на правый берег Оби располагаются сначала памятник Александру III — отцу последнего русского императора, а потом и памятник самому святому страстотерпцу Николаю II. Памятник стоит прямо у храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храма, который воздвигнут во многом на пожертвования последнего российского императора Николая и в который через много десятилетий из музея вернулись подаренные им собору иконы.
Отчасти это напоминает историю возвращения к православным иконы Божией Матери «Державная». А по сути — все это одна история. История о том, как никогда не прерывается связь человека с Богом. И в этой связи никогда не пропадают прежние линии, и появляются, появляются, появляются линии все новые и новые.