Диакон — очи, уши, уста, сердце и десница епископа

Диакон с кодилом

В нынешнюю Пасху праздничные богослужения в российских храмах проходили совершенно необычно. В храмах не было прихожан — были только епископы, священники, диаконы и церковнослужители. Сами службы можно было посмотреть только в телетрансляциях и в интернете. Подобного в Русской православной церкви, не происходило несколько сотен лет. Такие меры были приняты в связи с распространением коронавирусной инфекции. Необычно. Непривычно. Но, как оказалось, это имеет и свои интересные преимущества. В храмах, где не было многосотенного дыхания прихожан, очень хорошо было слышно пение самих священнослужителей. И оказалось, что почти все они обладают прекрасными голосами и преисполнены истинным христианским чувством. Особенно красивы были голоса диаконов. Это впечатление сам автор вынес из трансляции пасхального богослужения в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. Диаконы во время службы сменяли друг друга. Но голос каждого из них был красив и могуч. Именно о диаконах мы и расскажем в сегодняшней статье.
Служитель Христов
Диакон (от греч. «диаконос» — служитель) — это первая степень священнослужителя в Церкви, следующая перед пресвитером (священником) и епископом (архиепископом, митрополитом, патриархом).
Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или епископом таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при крайней необходимости совершать и миряне).
Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т. п. Поставление в диаконы совершается архиереем, т. е. епископом через рукоположение.
Протоиерей В. Г. Певцов в «Лекциях по церковному праву» говорит следующее: «По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом — побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы по назначению епископа раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, — были очами, ушами, устами, сердцем, десницей (правой рукой) епископа)».
Стоит отметить, что чин диакона — апостольского происхождения. В него производят через хиротонию (рукоположение, таинство священства). Канонический возраст диаконской степени — не ниже 25-летнего возраста. Степень диакона — это предварительная степень для пресвитерского (священнического) служения. Диаконский чин имеет следующие правительственные степени — протодиакон и архидиакон (старший иеродиакон, т. е. диакон-монах).
Звание диакона в христианской Церкви установлено апостолами, которые для служения трапезе в Иерусалимской общине предложили избрать семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Избранных поставили пред апостолами, и те, «помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:1—6). Таким образом — через избрание, поставление пред апостолами, молитву и рукоположение от святых апостолов — были хиротонисуемы первые диаконы.
Со времен святых апостолов священнослужение диаконское непрерывно сохраняется в Православной Церкви как низшая степень Священства.
Сообразно первоначальному избранию их «служить трапезам» в обязанность диаконов входит помогать пресвитеру и епископу при богослужении, при управлении паствой и назидании ее. В Постановлениях Апостольских говорится: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера». Посему диаконы, по преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). В соответствии с этим назначением диакона указывается, что при богослужении, а равно и вне богослужения, диакон не благословляет, но приемлет благословение от епископа и пресвитера» (Пост. Апост., прав. 7 Шестого Вселенского собора).
В древности круг обязанностей диакона включал в себя, кроме перечисленных выше, еще попечение о бедных; диаконы должны были разносить Евхаристию больным и тем христианам, которые не могли прийти на богослужение, и выполнять по поручению епископа другие служебные функции. Подобно первым диаконам Стефану и Филиппу (Деяния 7, 8 5, 12, 34—40), диаконы в последующие века проповедовали слово Божие при богослужении. Так поступали, будучи диаконами, святые Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий Великий.
…Бывает, что и сегодня диаконы произносят проповеди во время богослужения. Некоторые даже читают лекции, на которые приходит немало слушателей. Пожалуй, самым известным на сегодняшний день диаконом (его еще в шутку называют «диакон всея Руси») является Андрей Вячеславович Кураев. Его познавательные лекции (в том числе и видео) и книги можно легко найти в интернете…
Иногда диаконы были доверенными лицами патриарха или митрополита в некоторых делах: например, святой Афанасий Александрийский в сане диакона был на Первом Вселенском соборе и вместо святого епископа, от его лица, обличил и осудил Ария. Иногда диаконам поручалось наблюдать за сохранностью церковного имущества, испытывать поведение лиц, желавших стать служителями Церкви, а также заботиться о вдовах и сиротах (Св. Вас. Вел., прав. 89).

Протодиакон Андрей Кураев

Согласно обычаям древней Церкви, рукоположение во диакона совершается после предварительного испытания, очищения грехов молитвой, постом и покаянием, при условии однократного вступления его в христианский брак.
Великая, сугубая и просительная
Великая ектения (ектения — протяжное моление) поется диаконом и состоит из 12 прошений или отделов. На каждое из прошений хор и прихожане молитвенно к Богу отвечают: «Господи, помилуй». Ей начинается любое богослужение, как-то: вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.
1. Миром Господу помолимся
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды.
В Евангелии от Матфея (5:23—24) Иисус Христос говорит: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракА» («пустой человек»), подлежит синедриону («верховное судилище»); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся
«Мир свышний» — это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.
3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).
Второй предмет прошения; благостояния, т. е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.
Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем».
4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.
Молиться о Святом Храме — значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.
Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых, и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.
5. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя), о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе) (имя), честнем пресвитерстве (священстве), во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся
6. О Богохранимей стране нашей, властях и воинстве ее, Господу помолимся
7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе, поселке, станице, деревне и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).
8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.
9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к постели опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.
10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.
11. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.
12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.
Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).
Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленной, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие и прихожане отвечают тройным «Господи, помилуй». Сугубая ектения состоит из следующих прошений:
1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.
3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услышь и помилуй.
4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.
5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.
6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.
7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.
8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т. е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т. е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

Диакон с орарем

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие и прихожане отвечают словами: «подай, Господи». Читается просительная ектения так:
1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.
4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.
6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим
Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.
7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.
8. Христианская кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христовом, просим
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед телесной смертью помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.
9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим
Поется на богослужении диаконом также и Малая ектения. Она представляет собой сокращение великой ектении.
Иногда прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового года.
Есть и ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных.
Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас — только иерей или архиерей.
И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.
В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву — к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится — вся полнота земной Церкви.
Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень — уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно — ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу — Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.
Непорочны пред правдой
А теперь приведем некоторые высказывания святых о диаконах.
«…Диаконы должны быть непорочны пред правдою, как служители Бога и Христа, а не человеков, не клеветники, не двуязычны, не сребролюбцы, воздержанны во всем, милосерды, старательны; должны поступать согласно с истиною Господа, Который сделался служителем всех, от Которого, если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых, и что, если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним» (сщмч. Поликарп Смирнский, ученик Апостола Иоанна).
«Диакон, который по принятии диаконского сана впал в блуд, должен быть извержен из сего сана. Но ему, низведенному в состояние мирянина, да не воспрещается Приобщение» (свт. Василий Великий, 11, 9).
«…Предложу слово о диаконах: как им нужно вести себя. Диакон должен все делать с соизволения пресвитера и в отношении канона, и в отношении церковных обязанностей, ни в чем не самовластвовать в отношении народа, но все устраивать по повелению пресвитера, не иметь власти отлучать кого-нибудь, ни иное что-нибудь делать. Когда нет пресвитера, диакон имеет власть во всем, как и пресвитер, помимо Божественных Тайн. Если пресвитер намерен отлучиться, — должен призвать другого пресвитера из другого селения, чтобы он возносил молитвы за народ; если есть нужда, и пресвитера не окажется, то должен пресвитер освятить хлеб, и приказать диакону давать народу. Если будет нужда, и окажется некрещеное дитя при смерти, можно крестить диакону; и если дитя умерло, то для него зачтено это в крещение… Если по беспечности родителей <дитя> умрет некрещеным, то горе родителям дитяти! (свт. Иоанн Златоуст).
И приведем еще две истории, описанные в «Сокровищнице духовной мудрости».
Один из отцев рассказывал: был старец — святой и чистый. Когда он совершал Святую литургию, то видел Ангелов, стоявших по правой и левой сторонам. Усвоив у еретиков чин службы и будучи сам не сведущ в божественных догматах, он, по простоте и незлонамеренно, во время службы говорил не то, что должно, не сознавая своей ошибки. По Промыслу Божию, к нему пришел один диакон, сведущий в догматах. Старцу пришлось при нем совершать Литургию. И сказал ему диакон: «Отче, то, что ты сказал во время священнодействия, не согласно с Православной верой, но заимствовано у еретиков». Старец, при виде Ангелов, предстоящих священнодействию, не обратил никакого внимания на слова брата. Но диакон не переставал утверждать: «Ошибаешься, старче! Не принимает этого Церковь…» При этих укоризнах и обличениях, которым он подвергался от диакона, старец, увидав, по обычаю, Ангелов, спросил их:
— Вот что говорит мне диакон. Правда ли это?
— Послушайся его: он правильно говорит, — сказали ему Ангелы.
— Почему же вы не сказали мне этого?
— Бог так устроил, чтобы люди были исправляемы людьми же, — отвечали Ангелы.
С тех пор старец исправился в службе и воздал благодарность Богу и брату.
Когда монахи Нитрийской пустыни пришли к блаженному Иоанну Ликопольскому. он приветствовал их, обращаясь к каждому, с веселым лицом. Монахи попросили его помолиться о них… Помолившись, блаженный спросил, нет ли среди монахов клириков? Когда же те ответили, что нет, он осмотревши всех, увидел, что между ними был клирик, но таился.
С ними действительно был диакон, но об этом никто не знал, кроме его брата, которому он запретил сказывать об этом, почитая себя, по своему смирению, едва достойным и имени христианина, а не только этого сана. Указав на него рукою, блаженный сказал всем: «Вот диакон». Когда же тот, желая утаить свое звание, продолжал отказываться, святой, взяв за руку, облобызал его и вразумляя, сказал: «Чадо! не отметай благодати Божией и не лги, отрицаясь от дара Христова: ложь чужда Христу и христианам, по малому или по важному делу будет она сказана. Если даже для доброй цели говорят ложь, — и это непохвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола есть». Обличенный молчал, приняв кроткое обличение старца.