Страсти по святому Георгию Победоносцу

Св. Георгий Победоносец

Все православные святые — наши современники. К ним мы каждодневно обращаемся за помощью, просим ходатайствовать о нас и наших близких перед Богом. И нет среди таких святых тех, кто был бы больше или меньше. Но все-таки есть такие святые, кто к нам ближе, роднее, если хотите. Среди таких — Николай Чудотворец. Среди них и Георгий Победоносец. Но если Николай Чудотворец — святой домашний, ласковый, уютный, то святой Георгий — олицетворяет мужество, героизм, защиту Родины.
А для россиян — он еще и ее частица
Георгиевские кавалеры несколько столетий были гордостью России. Их фамилии были выбиты на настенных плитах Храма Христа Спасителя. Будущие маршалы Великой Победы, будучи в Первую мировую самыми младшими чинами, почти все с гордостью носили высшую солдатскую награду — орден Святого Георгия. Уже в годы Великой Оте-чественной именно Георгиевская лента стала символом защитников Отечества. Сегодня Георгий Победоносец (пусть и в несколько завуалированном виде) появился и на наших гербах, и на российских монетах. Храмы и часовни во имя Святого Георгия освящены в десятках воинских гарнизонов. Каждый год
9 Мая вся страна выходит на площади и проспекты с Георгиевскими лентами. И споры в российском обществе по этому поводу не стихают уже много лет. Такие споры, будто святой Георгий жил не много-много веков назад, а наш самый что ни на есть современник. Сегодня, 6 мая, Православная Церковь отмечает Юрьев день, т.е. день св. Георгия Победоноса.
Непобедимый
Согласно византийскому житию, изложенному преподобным Симеоном Метафрастом, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии (историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции). В некоторых источниках названы имена его родителей и приведены краткие о них сведения: отец Георгия — воин Геронтий (сенатор из Севастополя Армянского, имевший достоинство стратилата), мать — Полихрония (владела богатыми имениями около города Лидда, Сирия Палестинская). После смерти отца переехали в Лидду. Поступив на военную службу, Георгий, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана (царствовал, 284—306 гг.).
Диоклетиан — недостойный правитель Римского царства — был ярым последователем и покровителем идолослужения. Выше всех богов чтил он Аполлона. Аполлон — один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Он считался богом солнца и умственного просвещения, а также охранителем общественного благополучия и предсказателем будущего. В бездушном идоле Аполлона обитал бес и пророчествовал о будущем, но, к слову, предсказания эти никогда не сбывались.
Во всех затруднительных случаях жизни языческие императоры имели обычай обращаться за советом к жрецам — служителям идолов, которые будто бы открывали им волю богов. Особенно развит был этот обычай в древней Греции. Здесь, между прочим, славился дельфийский оракул (прорицалище), где имелись специальные женщины-предсказательницы (пифии). Кстати, вспомните, что провидицу из фильма-трилогии «Матрица» тоже звали Пифия.
Так вот, однажды Диоклетиану нужно было кое-что узнать у Аполлона. Как сообщает житие «Страдание святого великомученика Георгия Победоносца», бес из идола ответил императору:
— Не могу истинно провозвещать будущее, ибо мне препятствуют люди праведные, почему и лгут в капищах волшебные треножники (на треножники садились языческие жрецы, когда вопрошали своих, богов. — Прим. «ЧС»): праведники уничтожают нашу силу.
Диоклетиан стал спрашивать жрецов, что это за праведники, ради которых не может пророчествовать бог Аполлон. Жрецы отвечали, что на земле праведными являются христиане. Услышав это, Диоклетиан исполнился гнева и ярости на христиан и возобновил прекратившееся гонение на них. Обнажил он меч свой на праведных, неповинных и непорочных людей Божиих и послал повеление о казни их во все страны своего царства.
И вот темницы наполнились исповедающими истинного Бога, вместо прелюбодеев, разбойников и негодных людей. Обычные способы мучений были отменены как неудовлетворительные, и были изобретены лютейшие муки, которым и подвергали множество христиан вседневно и повсюду.
Со всех сторон, особенно с востока, к царю было доставлено много письменных клевет на христиан. В этих доносах сообщалось, что людей, не исполняющих царских повелений и именующихся христианами, такое множество, что следует или оставить их пребывать в своей вере, или ополчиться на них войной.
Тогда царь созвал отовсюду своих анфипатов и игемонов на совет в Никомидию, собрал князей, бояр и весь свой сенат и, открыв им свою ярость против христиан, повелел каждому дать по своему разумению совет, как поступать с отпавшими от язычества. После многих речей присутствовавших на совете мучитель заявил, что ничего нет честнее и благопотребнее почитания древних отеческих богов. Когда все согласились с высказанным царем, он продолжал:
— Если вы все так думаете и желаете усердно исполнять и если дорожите моею любовью, то постарайтесь всеми способами истребить по всему нашему царству христианскую веру, противную нашим богам. Чтобы вы могли это совершить успешнее, я сам буду помогать вам всеми силами.
Все приняли это царское слово с похвалой. Диоклетиан и сенат собрались на совет об искоренении христианства и второй, и третий раз. Затем возвестили о решении народу, с тем чтобы оно стало непременным повелением.
В то время в римском воинстве был чудный Христов воин, святой Георгий, с детства воспитанный ими в благочестии. Еще в детстве он лишился отца, который скончался, замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.
Придя в возраст, святой Георгий отличался красотой лица, мужеством и крепостью тела, почему и был поставлен трибуном (начальником войска) в знаменитом воинском полку. В этом чине он проявил такую храбрость на брани, что царь Диоклетиан, еще не знавший о его христианстве, почтил его саном комита и воеводы. Комит — у древних римлян старший военачальник, сопровождавший императора в его путешествиях. Так как комиты составляли свиту императора и вместе с тем были его советниками, то должность эта считалась очень почетной.
Мать же Георгия в то время уже скончалась. Когда Диоклетиан замыслил истребить христиан, святой Георгий состоял при царе. С первого дня, как только святой Георгий убедился, что этот неправедный замысел никоим образом не может быть отменен и узнал о лютости нечестивых против христиан, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас все свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды святой Георгий раздал нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу.
На третий день, когда должно было состояться окончательное совещание царя и его князей о беззаконном убиении неповинных христиан, мужественный Христов воин святой Георгий, отвергнув всякий страх человеческий и имея в себе только страх пред Богом, с лицом светлым и мужественным умом явился на то нечестивое и беззаконное сборище и обратился к нему с такою речью:
— О царь и вы, князья и советники! Вы установлены для соблюдения добрых законов и праведных судов, а неистово воздвигаете вашу ярость против христиан, утверждая беззаконие и издавая неправильные постановления о суде неповинных и никого не обидевших людей. Вы гоните их и мучаете, принуждая к вашему безумному нечестию и тех, кто научился быть благочестивым. Но нет, ваши идолы — не боги! Не прельщайтесь этою ложью. Иисус Христос — единый Бог, един Господь во славе Бога Отца, Которым всё сотворено и всё существует Духом Его Святым. Или вы сами познайте истину и научитесь благочестию, или не смущайте безумием вашим познавших истинное благочестие.
Изумившись таким словам святого Георгия и его неожиданному дерзновению, все обратили очи свои на царя, с нетерпением ожидая, что тот ответит святому. Царь же от удивления не мог прийти в себя и, точно оглушенный громом, сидел в молчании, удерживая в себе гнев. Наконец царь знаком указал присутствовавшему на совете другу своему, Магненцию, саном анфипату, чтобы тот отвечал Георгию.
Магненций подозвал к себе святого и сказал ему:
— Кто побудил тебя к такому дерзновению и велеречию?
— Истина, — отвечал святой.
— Что же это за истина? — сказал Магненций. Георгий сказал:
— Истина эта — Сам Христос, гонимый вами.
— Значит, и ты христианин? — спросил Магненций.
И отвечал святой Георгий:
— Я раб Христа, Бога моего, и, на Него уповая, своею волею явился среди вас, чтобы свидетельствовать об истине.
От этих слов святого заволновалось все сонмище, все заговорили, один одно, другой другое, и поднялся нестройный крик и вопль, как это бывает в многочисленной толпе народа.
Тогда Диоклетиан приказал восстановить молчание и, обратив очи свои на святого, узнал его и сказал:
— Я и прежде дивился твоему благородству, о Георгий! Признав твою наружность и твое мужество достойными чести, я почтил тебя немалым саном. И сегодня, когда ты говоришь дерзкие слова себе во вред, я, из любви к твоему разуму и храбрости, как отец даю тебе совет и увещаю тебя, чтобы ты не лишился воинской славы и чести сана своего и не предавал своим непокорством цвета твоей юности на муки. Принеси же богам жертву, и получишь от нас еще больший почет.
Святой Георгий отвечал:
— О если бы ты сам, царь, через меня познал истинного Бога и принес Ему любимую Им жертву хвалы! Он сподобил бы тебя лучшего царства — бессмертного, ибо то царство, которым ты теперь наслаждаешься, — непостоянно, суетно и быстро погибает, а вместе с ним гибнут и его кратковременные наслаждения. И никакой пользы не получают те, кто обольщен ими. Ничто из этого не может ослабить моего благочестия, и никакие муки не устрашат душу мою и не поколеблют ума моего.
Сии слова святого Георгия привели царя в неистовство. Не дав святому окончить свою речь, царь повелел своим оруженосцам изгнать кольями Георгия из собрания и заключить его в темницу.
Когда воины стали исполнять приказание царя и уже одно копье коснулось тела святого, тотчас его железо стало мягко, как олово, и согнулось. Уста же мученика исполнились хваления Бога. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень.
На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.
Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
На седьмой день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленными волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.
Георгий перенёс все эти мучения и не отрёкся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тотчас позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги), и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.
В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как Бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого разрушились все идолы в храме.
Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра (Приска) бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху.
Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана.
Чудо о змие
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий, в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Когда святой Георгий «пронзил змея копьем, он велел девушке связать его поясом, и, словно пса, приволокли они гадину в город. Счастливые жители сожгли змея. Более 25 тысяч человек, увидев силу Христову, крестились тогда, а на одной из центральных площадей была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия Победоносца. Со времени основания Москвы Георгий Победоносец считается ее покровителем. И Чудо святого Георгия о змие изображается на гербе Российской столицы».
Кстати, обратите внимание, что на гербе России тоже изображен белый всадник на белом коне, пронзающий дракона. Однако в официальной трактовке символики российского герба не значится, что изображен именно св. Георгий Победоносец.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в День памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Кстати, стоит вспомнить и о Грузии. Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной (+335 г.), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца (+303 г.), особо чтит святого Георгия как своего покровителя. Одно из наименований Грузии — в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира. Название Грузии на английском языке — «Georgia»).
В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября — в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца, к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.
Лента святого Георгия
Через несколько дней в России будут отмечать День Победы. К 75-летию Великой Победы над фашистской Германией нельзя не вспомнить и самый узнаваемый символ Победы (не путать со Знаменем Победы) — Георгиевскую ленту, названную так в честь святого Георгия Победоносца. Совпадение это или Божий промысел — решать вам, дорогие читатели. А еще предлагаем вспомнить, кого называли у нас в народе Маршалом Победы. А называли им советского полководца, маршала Советского Союза (1943), четырежды Героя Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956), кавалера двух орденов «Победа» (1944, 1945), множества других советских и иностранных орденов и медалей Георгия Константиновича Жукова.
Имел Георгий Константинович и царские награды. После обучения на кавалерийского унтер-офицера в конце августа 1916 года был откомандирован на Юго-Западный фронт в распоряжение командира 10-го Новгородского драгунского полка. Участвуя в боевых действиях, «за захват немецкого офицера» награжден Георгиевским крестом IV степени. В октябре получил тяжёлую контузию и вследствие частичной потери слуха направлен в запасный кавалерийский полк.

Маршал Победы Георгий Жуков, единственный четырежды Герой
Советского Союза

За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз III степени.
Кстати, священник Василий (Всесвятский), когда крестил будущего маршала, опуская его в купель, нарек мальчика Георгием в честь святого великомученика и Победоносца Георгия. Тоже совпадение? Не думаем.
Но вернемся к ленте Победы. Каждый год в России в День Победы 9 Мая на улицы городов, поселков, деревень выходят колонны людей с портретами предков, защищавших нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков. И каждый год накануне этого великого праздника в интернет выходит другая колонна — пятая. Ее задача — всячески очернить, бросить тень не только на этот День, но и на его символы. И, конечно же, основные нападки происходят на один из самых узнаваемых во всем мире символов Победы — Георгиевскую (гвардейскую) ленту.
Нападки бывают разные, но делаются, видимо, по какой-то одной методичке. Первый уровень, самый грубый и гнусный — это когда ленту называют «колорадской». Особую популярность данный эпитет приобрел пять лет назад, во время государственного переворота на Украине. Тогда националисты, считающие своими героями военных преступников Бандеру и Шухевича, особенно активно стали применять к ленте Победы выражение «колорадка». Оно и понятно: дело в том, что те, кто противостоял захвату власти на Украине нацистами, надевали на себя Георгиевскую ленточку как символ антифашистский. Но нацики власть в Незалежной все-таки захватили и впоследствии вовсе запретили ленту.
Российское общество восприняло эпитет «колорадская лента» крайне негативно. И, видимо, в знак протеста число тех, кто надевает Георгиевскую ленту на 9 Мая, с 2014 года возросло в разы. Но, как вы понимаете, враг не дремлет, он становится хитрее и изощреннее. Раз не удается напрямую уничтожить традицию ношения ленты, значит, нужно «подорвать» ее авторитет какими угодно способами.
Мы начали с того, что сказали о пятой колонне в интернете. Как она действует? А вот как: вводит в заблуждение, извращает правду, смешивает ее с ложью. Возможно, вам, многоуважаемый читатель, приходилось видеть в социальных сетях комментарии следующего содержания: «Вы дураки, вы совсем не знаете историю! Нельзя называть ленту Георгиевской! Это не Георгиевская лента, а гвардейская! И вообще, Георгиевская лента черно-желтая, а не черно-оранжевая!».
Чтобы показать нелепость этого утверждения, окунемся немного в историю и докажем, что советская гвардейская лента — это и есть Георгиевская, которая в советские времена просто обрела еще одно название.
Георгиевская лента появилась при учреждении ордена Святого Георгия Екатериной Великой 26 ноября 1769 года во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленных в мужественных поступках или мудрых советах. Название лента получила от имени святого Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырехконечной золотой звездой. Носилась она в зависимости от класса кавалера: в петлице или на шее, либо через правое плечо. Орденский статут 1769 года содержал следующее описание ленты: «Лента шёлковая о трех черных и двух желтых полосах».
Однако, как показывают изображения, на практике уже изначально использовался не столько желтый, сколько оранжевый цвет (с геральдической точки зрения и оранжевый, и жёлтый — лишь варианты отображения золотого). Статут 1913 года гласил: «Лента о трех чёрных и двух оранжевых полосах, носимая через правое плечо». Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что черный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Обер-камергер граф Литта в 1833 году писал: «Бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня».
В некоторых случаях Георгиевская лента использовалась как аналог соответствующей награды — ордена Св. Георгия, Знака отличия Военного ордена и Георгиевского креста. В тех случаях, когда кавалеры знака отличия Военного ордена не могли получить сам знак (например, во время обороны Севастополя в 1854—1855 гг.), они носили на форме Георгиевскую ленту. В годы Первой мировой войны георгиевские кавалеры также носили Георгиевскую ленту в зимнее время поверх борта шинели. Георгиевские кресты, которые вручались простым солдатам в Первую мировую войну, также имели колодки из черно-оранжевой Георгиевской ленты.
После упразднения большевиками старой наградной системы Георгиевская лента продолжала использоваться в наградных системах белых армий. Но потом вновь вернулась в Россию, в советскую наградную систему.
О том, как это произошло, рассказывает 11-й номер «Военно-исторического журнала» за 1978 год. В нем есть статья «Из истории ордена «Победа» и ордена Славы». Приведем отрывок этой статьи (117-я страница, первый абзац): «И. В. Сталин одобрил идею создания солдатской награды и остановился на последнем эскизе Москалева, представлявшем собой пятиконечную звезду, в центре которой был помещен медальон с профилем Багратиона. Орден должен был иметь четыре степени, причем первой и второй планировалось изготавливать из золота, а третьей и четвертой — из серебра. На колодке орденов первой и третьей степени предусматривался бант. Особенно понравилось И. В. Сталину предложение использовать для этой награды Георгиевскую ленту, состоящую из трех черных и двух оранжевых полос, символизирующих пламя при выстреле и пороховой дым. Тут же он предложил изменить название ордена. Сославшись на идущую подготовительную работу по созданию ордена «Победа» и высказав мысль, что победа не может быть без славы, он рекомендовал назвать его орденом Славы».
Как мы видим, в статье использовалось выражение «Георгиевская лента», которая состоит «из трех черных и двух оранжевых полос». Чтоб было понятно, «Военно-исторический журнал» (ВИЖ) был ежемесячным изданием Вооруженных сил СССР. Сегодня это также официальное ежемесячное издание Минобороны России. ВИЖ был самым авторитетным военно-научным журналом в СССР и одним из самых авторитетных журналов по данной тематике в мире. Издается с 1939 года.
Второе свое название — «гвардейская» — лента получила, когда в СССР гвардейским частям вручалось Боевое Знамя с прикрепленной к его древку выше полотнища черно-оранжевой лентой, завязанной бантом с ниспадающими концами.
Времен связующая нить
Итак, когда вы видите в интернете комментарий, утверждающий, что Георгиевская лента черно-желтая, а не черно-оранжевая; или что гвардейская лента Великой Отечественной войны — это не Георгиевская лента, знайте — вами манипулируют.
Манипулируют вами и когда говорят, что на День Победы нужно повязывать не Георгиевскую ленту, а красный бант. Мол, красный бант символизирует часть Знамени Победы, поднятого над Рейхстагом. Напомним, что в советское время красный бант не был отличительным символом именно Дня Победы. Его надевали революционеры в 1917 году. Его надевали руководители СССР на 7 ноября. Его надевали и по поводу других праздников. А красный флаг — был государственным флагом СССР и так же присутствовал на всех мероприятиях и торжествах. Красный флаг не был отличительным символом Дня Победы в советское время. Таким символом стала именно Георгиевская лента, плакатами с изображением которой украшали на 9 Мая и Красную площадь, и площади других городов.
Кто-то может возразить, мол, тогда на
9 Мая никто не надевал на себя эту ленту! Да, не надевали, но дарили ее друг другу постоянно. Только не в форме ленты, а в виде сотен различных поздравительных открыток ко Дню Победы, на которых Георгиевская лента постоянно изображалась.
Георгиевская лента и в царские, и в советские времена и сегодня была и остается символом и знаком защитников Отечества. Эта лента является связующей нитью трех эпох нашей истории. Она пережила и 1917-й, и 1991-й год. А в 2005 году с началом акции «Георгиевская ленточка» вновь стала одним из самых узнаваемых символов Великой Победы.
Почему вновь? Потому что и в советские времена она была одним из таких символов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.