День братьев наших старших

А вот во что некоторые сегодня превращают День Всех Святых

Многие из нас были крещены в детстве и даже во младенчестве и получили при крещении имя в честь христианского святого. Некоторые даже имеют двойные имена. Одно имя — «гражданское», которое прописано в паспорте, и второе имя — по святцам. Происходит это из-за того, что не всегда имена, которыми родители называют своих детей, имеются в святцах. День святого, именем которого мы были наречены в Церкви, называют именинами. К сожалению, обыватель часто путает день рождения и именины. Это не одно и то же. Именины — это, скорее, день духовного рождения. Именины — от слова имя. А ведь есть святые, имен которых мы не знаем. О них сохранилось либо очень мало сведений, либо же не сохранилось никаких. И даже имен. Именно поэтому Церковью и был установлен День всех святых. Также он известен как Неделя всех святых, или Собор всех святых. В этот день всех христиан можно поздравлять с именинами еще раз

День всех святых
Праздник отмечается в первое воскресенье после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) и известен с конца IV — начала V веков.
Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Существует проповедь свт. Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений прп. Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых.
Термин «Все святые» близок термину «Церковь Торжествующая» и охватывает как канонизированных святых, так и тех, кто остался при жизни неизвестен, и поэтому непочитаем.
Новозаветным источником образа является последняя книга Нового Завета — Откровение Иоанна Богослова. Вот как Апостол и Евангелист Иоанн описывает свое видение, говоря о Царстве Божьем: «И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола, и животных, и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу, и благословение» (Откр. 5:11-13). Под Агнцем подразумевается Господь Иисус Христос.
И далее: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила, и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облеченные в белые одежды, кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:9-14).
Святитель Феофан Затворник (1815—1894) писал в этот день: «Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Св. Церковь установила день, в который прославляет всех, от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого, не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа.
Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли.
Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию».
Автор многочисленных книг и статей о духовной жизни и православной духовности, мемуаров, один из наиболее популярных православных проповедников XX века митрополит Антоний Сурожский в 1968 году так необычно написал об этом торжестве: «Сегодня праздник всех святых. Сегодня каждый из нас поминает и своего святого, и святых всех близких и родных, явленных святых и тех, кто не был явлен миру, кто покоится в тайне бытия. Каждый из нас при Крещении получает имя святого; этот святой делается молитвенником нашим, хранителем нашей жизни, защитником нашим против зла. Каждый из нас при Крещении делается как бы храмом именно в том смысле, как храм земной: земной храм делается местом вселения Живого Бога, и мы при Крещении делаемся частицей тела Христова, зданием крепким, очищенным, обновленным. И благодатью Троичной мы делаемся храмом Святого Духа: опять-таки при Крещении мы запечатлеваемся семью печатями, делаемся местом вселения Святого Духа. Но вместе с этим, как и всякий земной храм, мы получаем имя одного из людей, кто сумел быть тем, чем мы призваны быть: подлинными и истинными христианами, сумел сохранить цельность во Христе и богатство вселения Духа.
Вот почему так важно нам вспоминать того святого, во имя которого мы названы. Должны бы мы знать его жизнь, должны бы прибегать к нему в скорби и в радости, должны бы вдумываться в эту человеческую личность, с которой мы заботой родителей, заботой Церкви каким-то образом связаны. Сегодня мы все именинники, сегодня праздник всего Неба и всей земли: все Христовы дети вместе ликуют о том, что вместе со Христом они — одно тело, один дух, одна жизнь. Одни свой путь совершили, победили, увенчаны; другие — мы, на земле — продолжаем свой путь под их сенью, под заступничеством их молитв. Проживем же так, чтобы, когда мы станем перед лицом святых, во имя которых мы названы, перед лицом Живого Бога, Который овладел и телом, и душой, и всей судьбой нашей, нам не было бы стыдно, чтобы была радость у Господа и у тех, кому мы поручены, и у нас, что мы не посрамили ни святых наших заступников, ни Господа, Который нам доверил Свое имя и нам позволил быть здесь, на земле, образом Его присутствия. Аминь».
А уже в 1989 году митрополит Антоний в статье «Воскресенье Всех Святых» написал следующее: «Матерь Божия и все святые, память которых мы сегодня празднуем, те, которые известны нам, потому что Бог открыл их нам и потому что они были поняты и узнаны или своими современниками, или, иногда, годы или столетия спустя, — все святые являются ответом земли на любовь Божию. И это не только их личный ответ за самих себя, но и от лица всей твари, и от нашего лица также: потому что каждый из нас имеет поистине честь называться одним из их имен, нашим христианским именем, именем одного из этих святых. И эти святые, чьи имена перешли на нас, стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Святые Божии содержат и охватывают все творения в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном, неотступном присутствии. Как дивно, что мы принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин и женщин, детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил, и учил, и умер за нас! Они откликнулись всем своим сердцем, они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел и приняли Его весть со всей решимостью преодолеть в самих себе все, что было причиной Распятия; потому что если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога, Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни. Это Его собственное свидетельство; один подвижник ранних веков молился, чтобы Бог покарал грешников; и Христос явился ему и сказал: Никогда так не молись! Если бы и один человек на земле согрешил, Я пришел бы умереть за него…
Святые — это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то единственный ответ благодарности — это стать такими, чтобы смерть его не была напрасной. Взять на себя свой крест означает именно это: отвернуться от всего, что убивает и распинает Христа, от всего, что окружало и окружает Христа и ненавистью, и непониманием. И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время. В те дни они могли в Нем ошибиться; но в наши дни, две тысячи лет спустя, когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова и Его личность, когда у нас есть миллионы свидетелей, которые говорят нам, что Он подлинно отдал Свою жизнь за нас и что единственное, чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него, — как можно нам не отозваться!
Поэтому в сегодняшний день примем новое решение: слушать, как они слушали всем сердцем, всем умом, всей волей, всем существом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит, — и ответить благодарностью и решимостью. И тогда, если мы принесем Богу это малое — нашу благодарность и нашу добрую волю, — сила, чтобы и нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал, возмечтал для нас Бог, — сила будет от Бога. Как Он сказал: Сила Моя в немощи совершается, Моей благодати тебе достаточно… И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте: Все возможно нам силой Божией, укрепляющей нас… Сомневаться не в чем: мы все можем, если только дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на Небо.
Давайте же начнем заново, так, чтобы святые, чьи имена мы носим, радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть, дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас, и чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал. Будем Его славой, будем светом; это может быть малый огонек, как малая свеча, это может быть свет блистающий, подобно великим святым, — но будем светом, просвещающим мир и делающим его менее темным! Будем радостью так, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе! Аминь!».
Как на ваши именины
Как мы уже сказали выше — в День всех святых можно поздравлять всех христиан со святыми именинами. Но многие ли знают дату своих именин и, вообще, того святого, именем которого были названы? Сегодня стало популярным интересоваться историей своих предков, составлять генеалогические древа. Особенно рост интереса произошел после начала акции «Бессмертный полк» в 2014 году. Появились многие архивные сайты типа сайта «Подвиг народа» (podvignaroda.ru). С помощью социальных сетей люди находят своих близких и дальних родственников и через них пытаются восстановить историю своего рода, своей родни. А святые — это тоже наша родня. Братья и сестры во Христе, имена которых мы получаем при крещении в день нашего духовного рождения.
Так как же узнать дату своих именин? В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами». Сделать это можно с помощью православного календаря, например, на сайте days.pravoslavie.ru
Кстати, можно выбрать одноименного святого и по личному предпочтению, если его житие и подвиг особенно тронули ваше сердце. Что можно делать в день своих именин? Конечно же, прославить Иисуса Христа и поблагодарить Его за все. А также обратиться к вашему святому с просьбой: «Моли Бога о нас». И, возможно, снова почитать его (и не только его) житие.
Православные христиане в дни своих именин обычно посещают храм, а многие и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация, как правило, совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Иногда именины называют еще Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок. Однако, следует отметить, что некорректно смешивать святых с ангелами. Именины — день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела — день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещеного — свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятия монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь также поминает их имена, данные в крещении.
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина — Евдокия, Лилия — Лия, Анжелика — Ангелина, Жанна — Иоанна, Милана — Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Виктория — Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.

Образ Всех Святых,
в земле Российской просиявших

Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому: «Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя — Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Стоит помнить и о том, чтобы не было перекосов в почитании святых. Православные христиане поклоняются и благодарят только Единого Бога — Творца Вселенной — Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святого Духа. И, строго говоря, только Ему молятся. Святых же почитают (а не поклоняются им) и обращаются к ним за молитвенной поддержкой, чтобы они вместе с нами молились Творцу о нас, о наших ближних и т. д.
Некоторые могут задать вопрос: зачем молиться святым, если есть Христос?
1. Потому, что так угодно Богу. Свидетельства о многочисленных случаях помощи святых проходят через всю историю Церкви. Если бы это было неугодно Богу, то Он не давал бы им такое служение. Аналогично Богом созданы Ангелы, каждому из которых поручено Богом определенное служение, наивно было бы думать, что Господь не мог обойтись без них.
2. Христос не только принял, но и поставил в пример сотника, который не лично просил Его об исцелении слуги, но направил с мольбой посредников — иудейских старейшин и друзей (Лк.7:1-10).
3. Если живые могут просить молитв друг у друга, то что нам мешает призывать праведников, чья святость засвидетельствована Церковью, в сомолитвенники к Богу? Неужели с потерей тела люди автоматически теряют любовь и сострадание?
4. Церковь — это семья. Если мы общаемся с главой какой-то семьи — отцом, то это не значит, что необходимо игнорировать двоюродных братьев и сестер.
5. Можно сказать, что молитва святым — это форма молитвы Богу. По словам преподобного Паисия Святогорца, «наши молитвы ко Пресвятой Богородице и святым в конечном итоге все обращены ко Христу».

Образ Всех Святых

6. Церковь Христова — это совокупность небесной и земной церквей. Церковь небесная и земная есть одно Тело, Глава которого — Христос. Все мы, в том числе и святые, — это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не заботятся друг о друге, тем более, что Сам Глава Церкви ставит высшей заповедью любовь!
7. Спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову. Синоним слова святость — обОжение. Святые помогают нам не собственными усилиями, а силой (благодатью) Божией. Апостол Павел свидетельствует: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).
Иногда говорят — я молюсь своими словами, мне другие молитвы не нужны. Это все равно, что человек говорит — а зачем читать стихотворения? Их же написал кто-то. Ну, написал — от того состояния, которое испытывал. Как сказал один современный поэт — «больше того, что есть в нашей душе, мы, увы, не напишем, мой друг». И через возвышенные чувства, которые кто-то выразил в поэзии, человек проникает в это состояние, поэтически возвышенное. Так же и через молитвы — с нами молятся святые, которыми составлены эти молитвы, и мы таким образом, по возможности, каждый по своей силе, проникаем в это молитвенное состояние.
Приведем одну из молитв в День всех святых:
«О преблаженнии угодницы (угодники) Божии, вси (все) святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите (посмотрите) на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы (мы знаем) бо (ибо, потому что), воистину вемы, яко (как) вся, елика (как) восхощете (захотите), испросити у Него можете. Тем же убо (поэтому) смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея (вашей) ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше (идя) по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно (вместе) с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь».
Кто такие святые?
А вообще, кто такие святые? В Церкви есть два понимания термина святой.
1) Святые — это лик мужей и жен, благоугодивших Богу в том или ином роде жительства и подвига и причисленные Православной Церковью к лику святых, т.е. канонизированные. К ним относятся праведные, преподобные, святители, патриархи, мученики, пророки, апостолы, благоверные, блаженные, бессребреники, исповедники и др.
Но, как мы знаем, не всегда нам открыты все святые. У Бога святых огромное количество. Может быть, это даже какая-нибудь бабушка, которая жила с вами по соседству и громко храпела.
Кстати, рекомендуем прочитать интереснейшую книгу о. Тихона Шевкунова «Несвятые святые».
2) В Новом Завете святыми называются все христиане. Сначала применяемое к членам первохристианской общины Иерусалима, в особенности к небольшой группе, собравшейся на Пятидесятницу (Деян. 9:13; 1Кор. 16:1), это название стало применяться к братьям в Иудее (Деян. 9:31-41), а затем и ко всем верующим (Рим. 16:2; 2Кор.1:1; 13,12).
Имена канонизированных Церковью святых указаны в Святцах, называемых также Месяцесловом. Следует отличать от подвижников, не прославленных Церковью в лике святых.
Святые почитаются Церковью не как боги, а как верные слуги, угодники и друзья Божии, совершившие подвиги и добрые дела при помощи благодати Божией и во славу Его, так что вся честь, воздаваемая святым, возносится к величию Божию, прославившемуся в них.
Святые — состоявшиеся христиане. Канонизация — не пропуск в Рай, а пример для нас.
Почитание святых заключается:
— в изучении их опыта духовной борьбы (исцеления от тех или иных страстей), нужно знать своего святого, ежедневно читать жития святых, чья память празднуется в этот день;
— в подражании их добродетелям (т.е. не только подвигу, духовной борьбе как средству, но и ее плодам);
— в молитвенном общении с ними (небесной Церковью).
Говоря о понимании святости, возможно использовать три слова: один, некоторые, все.
— только Бог свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.
— далее мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью, мы видим их имена в церковном календаре.
— Наконец, мы говорим, что к святости призваны все. Когда ап. Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и других городах, он обращается к христианским общинам. В смысле стремления к святости святы все христиане.
Святость христиан, происходящая от их призвания, требует от них отказа от греха и языческих обычаев: они должны поступать не по плотской мудрости, но по благодати Божией.
В памятниках первых веков христианства, вплоть до первой половины V в., это наименование «святой» как у восточных, так и у западных христиан не усвоялось ни апостолам, ни мученикам, ни исповедникам, т.е. лицам, ставшим впоследствии особо почитаемыми Церковью. На Западе в то время выражались просто: «Павел», «Петр» (не прибавляя: «апостол» или «святой»). Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом, доводит список особо чествуемых в Церкви лиц до IV в. включительно (до папы Либерия), при этом ни разу не встречается именование «святой». Лишь в календарных Карфагенской Церкви, в III—IV вв., при поминовении умерших, особо чтимых Церковью, слово «святой» встречается часто. Первый календарь, в котором встречается «святой» при имени особо чтимого лица — Календарь Полемия. На древних изображениях надпись «святой» встречается не раньше конца VI в. Причина, по которой христиане первых веков избегали этого эпитета, заключается, по мнению некоторых ученых, в том, что слово «святой» (sanctus) часто употреблялось в языческих титулованиях, которым христиане не хотели подражать. Вместо него (или наряду) часто употреблялось наименование «господин, госпожа» (dominus, domina) при имени почитаемого Церковью лица; возможно, они означали — мученик, мученица.
Любовь и почитание братьев по вере, засвидетельствовавших своею кровью истину христианства, к V в. приобретает общецерковный характер. Почитают останки мучеников и исповедников, на местах их кончины и упокоения воздвигают храмы и часовни. Празднества в память некоторых получают самое широкое распространение. Обычай этот, хотя и глубоко укореняется, но держится в установленных границах. Христианами ясно осознается, что между почитанием святых и поклонением Богу существует коренное различие.
К прежним святым вскоре присоединяются новые. Прежде ограничивались почитанием мучеников, ныне, с прекращением гонений, стали признавать святыми также и тех, кто, не удостоясь мученического венца, прославились своими трудами и благочестием. Таковы, прежде всего, пустынники, святители и монахи. Особое почитание стало воздаваться тем, кто ближе всех из людей стоял к Господу во время его земной жизни: Пресвятой Богородице, апостолам, женам-мироносицам. Места погребения апостолов и великих святых особенно почитаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.