Лучшие люди России — 2

Ошо

В прошлом номере, объясняя заголовок нашей статьи, мы цитировали известного православного миссионера диакона Андрея Кураева: «Я уже давно понял, что у меня нет права на сектантов смотреть сверху вниз. Первое, что я хочу сказать, я, вообще, сектантов считаю лучшими людьми России. Это люди, у которых все-таки был какой-то духовный поиск, была мысль. У них были правильные вопросы, но их ударили по голове неправильными ответами»
Сегодня мы продолжим исследование это темы. Пойдем в восточном направлении. Почему именно туда? Наши люди всегда любили индийские фильмы, особенно в советское время. Другая жизнь, другая природа, другая интересная культура. Так не похожая на нашу. Неудивительно, что с падением «железного занавеса» нашу страну заполонило множество восточных культов, вербовщики которых прекрасно знают об этой стороне постсоветской души
От сансары — к модернизму
Сансара — это вечная круговращательная зависимость от того, что было сделано. Прогресс же означает временное, линейное движение вперед, к тому, что должно произойти.
Сансара переводится как «блуждание» (по телам); это традиционное для Востока понимание неспособности человека вырваться из круговорота явлений. Сансара означает абсолютную причинность: каждая вещь и каждое явление — результат чего-либо, и эту зависимоть изменить нельзя.
Прогресс же означает, что может произойти все что угодно, поскольку бытие движется и развивается в устремлении к лучшему будущему.
Вот что пишет заслуженный профессор Королевского Орхусского университета, Президент международного института по изучению современного сектантства «Диалог-центр», патриарх современного христианского сектоведения — Йоханнес Огорд (Орхус, Дания): «Сансара — круг, неизменность, застой — восточная модель; прогресс — линейность, устремленность в будущее, реформы или революции — модель западная.
Восточное общество построено на различных формах кастовой системы и опирается на понятие сансары и такое важное ее составляющее, как карма — базовая причинность, определяющая ход сансары. Вы — неизбежный результат вашего прошлого; в этом и заключается карма. Все повторяется — как следствие этого во веки неизменного следования.
Христианские миссионеры, вторгаясь в общество, основанное на идеях кармы и сансары, привносят с собою совершенно иную модель бытия. Да, христианству ведом закон, твердо и неотступно взывающий к бытию человека — но благая весть христианства другой природы: она возвещает свободу, изменение, новую жизнь.
Модель сансары/кармы неизбежно отторгает христианское благовестие. Однако вместе с христианскими миссиями пришла и западная культура, а с нею и эволюционные идеологии — прежде всего, дарвинизм.
Можно понять, как из индуизма вырос неоиндуизм. Как правило, индусов поначалу привлекало христианство, и они склонялись к обращению. Но в конечном итоге они предпочли христианизации — вестернизацию (европеизацию), то есть модернизм и либерализм.
Уже первые реформы индуизма отражают это первоначальное притяжение к христианской миссии и последующий откат к западным либералам и эволюционистам, и прежде всего — к теософам: эти, хотя и представляли собою явление сугубо западное, гораздо лучше совмещались с традиционными восточными религиями, поскольку всегда боялись христианских миссионеров и противостояли им.
Подобные тенденции обнаруживались в большинстве азиатских культур, но, вне всякого сомнения, образцовыми в этом отношении являются Индия и Япония. И теософы внесли основной вклад в трансформацию существеннейших сторон традиционных религий этих регионов. Конечно, модернизм в каждой из этих религий носил свой отпечаток — индуистский, буддистский, синтоистский и др. Но важнее то, что общий характер этой религиозной модернизации кардинально отличался от модернизации западной, неизменной предпосылкой которой всегда оставался христианский либерализм.
Общим для Востока и Запада было стремление к секуляризации. Мощное секуляристское движение, охватившее западную интеллигенцию с 1870 г., имело много общего с тогда же возникшим феминизмом; феминистское движение поддерживали женщины, стоявшие во главе теософских обществ: госпожа Блаватская, Анни Безант, Алиса Бейли и другие, а также их умные и энергичные помощники-мужчины: полковник Олкотт, «епископ» Лидбитер и другие. Взгляд на теософию как оборотную сторону секуляризаций может показаться необычным, но это очень важно».
Йоханнес Огорд отмечает, что «все секуляристские движения, начиная с последней трети XIX в., характеризуются антирелигиозностью: во всем мире они противостоят официальным религиям, выдвигая в качестве альтернативы идеологию и гуманизм. Вызрев к следующему, XX веку, эти идеологии — социализм и фашизм — показали свой антигуманный характер.
И хотя религиозность осталась, сама религия обратилась против Бога. Новые идеологии воплотились в безбожных и богоборческих религиях. Человек был возвеличен и превознесен: нет ничего выше человека, человек — мера всех вещей; совершенно очевидно, что этот культ человека подразумевает «нового человека» — идеального; вероисповедание не важно — лишь бы он был новым!
Новые, модернистские религии претендовали на создание такого истинного нового человека, «божественного человека», возвысившегося над временем, пространством и причинностью. Работа по выведению этой «новой твари», способной жить по законам нового мира, потребовала чудовищных человеческих жертв, а всякое отклонение от партийных директив каралось заключением в концентрационный или исправительно-трудовой лагерь, где уничтожение людей было поставлено на конвейер — конечно же, для блага нового общества.
Комиссар стал полномочным представителем нового порядка, а «моралью» этой машины был закон джунглей. В эту картину прекрасно вписался дарвинизм — в качестве «социального дарвинизма», сформулировавшего и утвердившего закон джунглей: «выживает наиболее приспособленный» — то есть, сильнейший.
Очевидно, что это полностью противоречило христианской этике и что война против церквей была закономерным следствием этого. Неизбежным было и усиление противостояния между новыми варварами и христианами, неизбежны были и мученики за веру».
Йога и йоги
Йога — общий термин для ряда различных йогических систем, созданных и применяемых различными йогическими гуру. Конечно, буддийские и индуистские гуру очень отличаются, но есть между ними и много общего.
Иоханнес Огурд пишет, что «прежде всего, у всех индуистских гуру имеется понятие божества, и они утверждают, что с помощью их йогических систем вы реализуете свою божественность: вы обожествляетесь, следуя йоге; вы упражняетесь в божественности. Это достигается разными способами, но все их объединяет одно: выход за пределы человеческого и приход к божественности.
Ясно, что естественный для индуизма термин «божественность», включающий понятие бога, совершенно чужд буддизму. Буддийская медитация ведет не к божественности, а к пустоте — шуньяте. Индуистская медитация стремится к отождествлению с божеством, и гуру — это достигшие успеха йоги, которые берутся вести за собой учеников к тому состоянию тождественности божеству, в котором уже пребывают сами.
Но по сути эти два направления гуруизма не столь уж различны. Достижение буддистской шуньяты очень похоже на достижение индуистской нирвикальпа — самадхи. Самадхи фактически означает смерть, а присущие ему безвидность и непривязанность близки к смерти всех форм буддийской доктрины.
Системы йоги сильно различаются, но по большому счету их социальная функция одна и та же: отвратить сознание от всякой социальной и политической ответственности. И гуру, и ученик гуру — сам себе и бог, и ближний. Нет бога, кроме обожествленного гуру, а его ученики обязаны пребывать в полном послушании у учителя. Система авторитарна по самой своей природе. Она в корне фашистская. Очевидная аналогия между йогами и комиссарами и глубоко сокрытые тайны йогических гуру с очевидностью раскрываются в исследовании Олдоса Хаксли».
В России присутствует т. н. «Сахаджа-йога». Это деструктивный культ с элементами индуистского тантризма, практикующий различные методы восточных медитаций и поклонение богине зла Кали. Опасен непредсказуемостью воздействия на психику адептов, развитием чувства отчужденности от окружающего мира.
Основательница культа — Шри Матаджи Нирмала Деви родилась в Чиндавара (Индия) в 1923г, умерла 23 февраля 2011 года. По данным сектантской литературы, 15 мая 1970 г. Шри Матаджи Нирмала Деви ввела необычный метод внутреннего изменения, называемый сахаджа-йога. Как в большинстве сект, адептам обещается приход «золотого века», прививается чувство собственной элитарности и харизматичности: «Это приход новой эры истины»; «Шри Матаджи Нирмала Деви принесла веку Водолея уникальный метод понимания истины, называемый сахаджа-йога».
Культом активно практикуются различные практики медитаций, «астральных выходов» и подобных «очистительных» процедур. Имеются случаи психических заболеваний, развившихся на фоне практик сахаджа-йоги. В Индии движение практически не признано, а в 1996г. состоялась встреча Нирмалы Деви с мэром Тольятти. С тех пор
Тольятти — основной центр деятельности культа, где к последователям сахаджа-йоги себя причисляет 80 000 человек(общее население города около 800 000), что больше числа сахаджа-йогов во всем остальном мире. Администрации АвтоВАЗа и АвтоВАЗбанка некоторое время предоставляли Шри Матаджи вазовский самолет, автотранспорт, стадион для массовых «чисток кармы». Тольятти — единственный в мире город, в котором в органы местной законодательной власти прошел сахаджа-йог. Кроме Тольятти, в России малочисленные центры движения действуют в гг. Москва, Воронеж, Новосибирск, Бердск (Новосибирская обл.). В Новосибирске зарегистрировано «Сибирское благотворительное общество сахаджа-йога», также в одном из институтов Академгородка проводятся собрания с видеопросмотрами лекций Матаджи, присылаемых из Москвы. Состав участников — в основном адепты старше 35 лет, есть дети.
В немалой степени распространению сахаджа-йоги в России способствовало то, что Шри Матаджи, благодаря обману, некоторое время являлась почетным членом Петровской Академии Наук и Искусств (ПАНИ) — вторым по значимости после Российской Академии Наук общественным объединением виднейших ученных и деятелей культуры России, причем в тексте Грамоты президиума ПАНИ госпожа Нирмала Деви признавалась основателем нравственного учения сахаджа-йоги. Ознакомившись более детально с «нравственностью» сахаджа-йоги и с теми последствиями, к которым приводят ее практики, Петровская Академия в октябре 1997 года приняла решение о лишении Шри Матаджи Нирмала Деви диплома почетного члена ПАНИ.
В Бердске 22 марта 1994г. было совершено ритуальное убийство последовательницей движения Марченко Элиной Аркадьевной своей полуторагодовалой дочери. Женщина, после обряда «очищения», проводившегося в отношении ее руководителями местной общины, в припадке одержимости первоначально предприняла попытку удушения дочери шнуром, затем нанесла ей 46 прижизненных ударов скальпелем в область сердца, затем совершила глумление над трупом. Кровь жертвы была собрана в кастрюлю и поставлена на кухне. После суда и появления материалов в печати руководители секты отреклись от адептки, заявив о своей непричастности к убийству. Однако впоследствии членами культа совершались ритуальные обряды в квартире, где было совершено чудовищное убийство, и на могилке погибшей девочки.
Известен случай покушения на убийство мужа женщиной, до этого практиковавшей сахаджа-йогу. После покушения она в течение более полугода находилась на излечении в третьей психиатрической больнице г. Новосибирска.

Колесо сансары

В 1996г. в Санкт-Петербурге адептка этой секты совершила самосожжение.
Газета «Комсомольская правда» от 14 марта 1997 г. приводит заявление главврача городской психиатрической больницы г. Тольятти, в котором отмечено пагубное влияние занятий сахаджа-йогой на психику людей, что делает адептов секты пациентами психбольницы.
Трансцендентненько
Интересующиеся люди, наверняка, слышали такое выражение как «трансцендентальная медитация» (ТМ). Это восточный деструктивный культ, прикрывающийся западной научной терминологией. В Аналитическом вестнике Государственной думы РФ и в вербальной ноте посольства ФРГ от 22 ноября 1995 г. ТМ отмечена как деструктивный культ. В федеральном суде Нью-Джерси (США) ТМ была признана восточным культом, прикрывающимся западной терминологией и научной маской (дело «Малнак против Махариши», 19 октября 1976 г.), и после этого был запрещен в школах, где преподавался с 1974 года. Фактически ТМ — это индуистская техника медитации, пытающаяся соединить человека с Брахмой — индуистской концепцией Бога.
Другие названия: Наука творческого интеллекта (НТИ), Наука созидательного интеллекта. Культ возник в 1958 г. по инициативе Махариши Махеша Йоги.
Трансцендентальная медитация представляет собой несложную технику медитации, при которой субъект безмолвно, монотонно распевает назначенную учителем мантру до тех пор, пока не достигнет состояния, называемого «космическим» (или «блаженным») сознанием. Учитывая, что философия ТМ придерживается монистической точки зрения: «все есть Одно» (все живые существа, равно как и неодушевленные предметы, рассматриваются как часть единой «божественной сущности»), она затушевывает различия между добром и злом. Бог в представлении ТМ резко отличается от Бога, исповедуемого христианством. В концепции бога как Единой Сущности этические различия исчезают; предполагаемые противоположности — свет и тьма, добро и зло — сливаются и растворяются друг в друге и в боге. Существуют документальные данные, что Чарльз Мэнсон «находился под сильнейшим влиянием философии Единой Сущности», когда приказал убить актрису Шарон Тейт и других людей (одно из самых известных жестоких убийств в США за последние десятилетия). Мэнсон считал, что достиг такого состояния сознания, которое выходит за пределы морали, и поэтому мог без зазрения совести убивать людей. И хотя это, конечно, весьма необычный случай, такое поведение вполне в духе традиции поклонения индуистским богам.
ТМ, провозглашающая себя методом расслабления, отдыха и личного роста, не приносящим вредных побочных эффектов, опасна для человека как в эмоциональном, так и в духовном плане. Люди, занимающиеся ТМ, часто испытывают страх потери ощущения реальности и самоконтроля.
Последователи Махариши любят говорить о «феномене», получившем название «летающие йоги», которого якобы могут достичь люди, овладевшие учением Трансцендентальной медитации. В подтверждение этому демонстрируются фотографии с якобы поднявшимися в воздух, левитирующими учениками Махариши. На самом деле все выглядит гораздо проще, внешне «полеты» выглядят как подскоки в воздух в положении «поза лотоса». Любой человек после небольшой тренировки может научиться подскакивать сидя, отталкиваясь от упругого пружинного матраса.
Сейчас секта ТМ имеет в г. Фрязино, Московской области предприятие, выпускающее сладкое печенье «Тортини». Эту идоложертвенную пищу сектанты распространяют через торговую сеть.
Американская Медицинская Ассоциация сделала вывод, что «расследование применяемых движением методов раскрывает большое многообразие форм дезинформации, обмана и манипуляций ложью и научными фактами» («Лос-Анджелес Таймс», 7 октября 1991 г.— С.В:3).
Гуру на горе
Иоханнес Огурд пишет: «Теософский ренессанс породил гуруистские движения и в индуизме, и в буддизме. Рассматривая эти движения, надо понять, какие именно их черты определили облик новой смеси религий с авторитарными притязаниями религиозного движения «Нью эйдж».
«Нью эйдж» часто рассматривают как обобщенный синкретизм — вид религиозности, совместимый с глобальным мировым сообществом, в фазу которого мы вступаем. Конечно, не это главное. Главное — это гуру, учителя! Поэтому стоит ознакомиться с некоторыми наиболее важными из этих религиозных лидеров, привлекающих так много внимания и претендующих на непререкаемый авторитет.
Но сперва спросим: кто же такой гуру? Это — Учитель и больше, чем Учитель. Не священник, не пастырь и не пророк — фигуры, хорошо известные в христианстве. Гуру — это совсем другое, это — носитель тайного знания и магической силы, человекобог.
Гуру и йога неразлучны. Но это не одно и то же. Йога практикуется йогом, это очевидно. Йога делает йога йогом в той степени, в какой он практикует свою йогу.
Наиболее амбициозная из йог — тантрическая кундалини-йога, и надо сказать, что тантрические элементы проникли в большинство йогических систем».
Типичным культом гуру индуистской направленности является культ Сатья Саи Бабы. Культ претендует на участие в разработке образовательных программ учебных заведений.
Основатель — Сатья Саи Баба, который родился 23 ноября 1926 г. в небольшой деревушке на юге Индии. В переводе с санскрита слово «сатья» означает «истина», «саи» — мать и «баба» — «отец», то есть имя основателя и руководителя переводится как «истинные мать и отец».
Последователи культа заявляют, что в 1940 г. Саи Баба прошел через непонятный медицине стресс, длившийся около двух месяцев и характеризовавшийся сильными болевыми ощущениями и потерями сознания. После этой странной болезни его парапсихологические способности очень возросли и расширились. Всю жизнь Саи Бабы его сопровождают рассказы о совершаемых им «чудесах», которые включают исцеления, снятия болей, предсказания. Но главные «чудеса» Саи Бабы заключаются в якобы материализации из воздуха различных мелких предметов — от «священного пепла» до массивных золотых лингамов (лингам — мужской половой орган), вытаскиваемых им из своего рта.
В культе довольно активно практикуется производство «благословленных» или «материализованных» Саи Бабой мелких предметов — лингамов различных размеров и конфигураций из различных материалов, медальонов, часов, колец, кулонов, сладостей, предназначенных для «исцеления и благословения» адептов культа. В культовых источниках говорится о существовании неких документальных фильмов, в которых показан якобы заснятый процесс материализации Саи Бабой этих предметов.
Саи Баба воспринимается своими последователями как воплощение бога, чудотворец, перевоплощение мистика Шри Саи Баба из Ширди, являющегося великим индуистским святым, проповедником равенства людей и сторонником единства мусульман и индусов.
Саи Баба в своих декларациях заявляет о том, что пришел ради всего человечества, а не ради отдельных народов и религий, что его задача — через Истину и Любовь восстановление прямого пути к богу и возрождение в людях стремления к духовности, братству и сотрудничеству. Несмотря на то, что Саи Баба в своих выступлениях неоднократно заявлял, что пришел не для того, чтобы основать новую религию или навязывать людям свое учение, на самом деле он претендует на роль создателя некоего надконфессионального, единственно верного религиозного экуменического учения, которое в виде фрагментов Истины присутствует во всех мировых религиях.
Последние годы «всесильный бог» страдал от множества болезней, и его возили в коляске. Еще в начале своей карьеры он предсказал, что умрет в 2022 г. Как видим, и это «пророчество» индийского мошенника оказалось ложным, он умер в 2011 году.
А культ небезызвестного Раджниша Ошо трудно отнести даже к псевдоиндуистским новообразованиям — это абсолютно «авторское произведение», ближе всего к движению «Нью Эйдж».
Причины, двигавшие основателем данного культа — алчность, похоть и жажда власти. Раджниш Чандра Мохан (1931—1990) родился в Кушваде (Центральная Индия, современный штат Мадхья—Прадеш) в семье джайнов. Джайнизм возник приблизительно в конце Vl — начале V в. до R X. Эта религия признает существование индивидуальной души — дживы, однако отрицает существование высшего Бога. Как и приверженцы других индийских религий, джайны видят спасение в освобождении дживы от колеса перерождений. Достигший освобождения становится как бы живым богом и объектом поклонения. Эта джайнистская идея оказала на Раджниша значительное влияние, хотя вообще его учение чрезвычайно эклектично.
Критика социализма, Махатмы Ганди и христианства сделала Ошо еще при жизни противоречивой фигурой. Помимо того, он отстаивал свободу сексуальных отношений, в отдельных случаях устраивал сексуальные медитационные практики, за что заслужил прозвище «секс-гуру». Некоторые исследователи называют его «гуру скандалов».
Учение представляет собой хаотичную мозаику, составленную из элементов буддизма, йоги, даосизма, сикхизма, греческой философии, суфизма, европейской психологии, тибетских традиций, христианства, хасидизма, дзэн, тантризма и других духовных течений, а также собственных взглядов. Религиовед Л. И. Григорьева писала, что «учение Раджнеша — это смесь элементов индуизма, даосизма, суфизма и т. п.». Сам он говорил об этом так: «У меня нет системы. Системы могут быть только мертвыми. Я — бессистемный, анархический поток, я даже не личность, а просто некий процесс. Я не знаю, что я говорил вам вчера».
Ошо был убежден в том, что большей части людей нельзя доверить иметь детей, а также в том, что количество рождающихся детей во всем мире слишком велико. Ошо считал, что «двадцать лет абсолютного контроля над рождаемостью» позволит решить проблему перенаселения планеты. Также Ошо указывал на то, что бездетность позволит быстрее достичь просветления, так как в таком случая возможно «родить самого себя». Призыву Ошо о стерилизации последовало 200 саньясинов, некоторые из них впоследствии признали данное решение ошибочным.
Религиовед А. С. Тимощук и историк И. В. Федотова отмечали, что Ошо «утверждал, что все религии прошлого антижизненны», а, в свою очередь, «его учение первым рассматривает человека во всей его полноте, как он есть». Ошо говорил, что «христианство — это болезнь», и часто ругал христианство, находя в нем мазохистские практики. Религиовед Л. И. Григорьева по этому же поводу отмечала: «Он отрицает все религии: «Я основатель единственной религии, другая религия — обман. Иисус, Мухаммед, Будда просто совращали людей». Это же высказывание Ошо в качестве самоописания приводит представитель американского христианского
контр-культового движения и апологет Уолтер Мартин. А. А. Грицанов приводит это же высказывание в ином варианте: «Я основатель единственной религии, — заявлял Раджниш, — другие религии — обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей… Мое учение основано на познании, на опыте. Людям не надо мне верить. Я разъясняю им свой опыт. Если они находят его правильным, они его признают. Если нет, то у них нет оснований в него верить».
Беседы Ошо не были представлены в академической обстановке, его ранние лекции были известны своим юмором и отказом Ошо принимать что-либо всерьез. Такое поведение объяснялось тем, что оно являлось «методом трансформации», подталкивающим людей «за пределы ума».

P. S.
Деструктивных культов восточного направления, работающих в России, очень много. Все и не перечислить. Вот только наиболее известные из них. Это и всем известные кришнаиты, которые ходят по улицам в оранжевых балахонах или раздают (продают) прохожим книжки. Это и секты «Рэйки» и «Ананда Марга», «Брахма Кумарис», «Шри Чинмой», «Фалунгун», центр йоги «Крылья совершенства», «Искусство жизни», Крия Йога, Центр «Ананда», «Карма Кагью», «Миссия божественного света», «Ничирен Шошу — Сока Гаккай», «Радха Соами Сатсангх», «Сума Чинг Хай», ЗНО (Healthy—happy—Holy—Organization) — «Организация здоровья, счастья и святости». И многие-многие другие.
Владимир ДМИТРИЕВ,
специально для «ЧС».