Риза из Святой Земли

15 июля Русская Православная Церковь вспоминает Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот праздник, с малопонятным большинству из нас названием, кажется уж точно не из числа самых главных. Однако на самом деле как раз для нас этот праздник чрезвычайно важен. Одновременно он — праздник основания Русской Православной митрополии в Киеве. По сути, это праздник появления Православия на Руси. И случилось это за век до рождения Крестителя Руси равноапольного князя Владимира
«Одеяйся светом яко ризою»
Ризой в древние времена на востоке называли одежду, платье, порой — военные доспехи. Сегодня в разговорной речи это слово почти не употребляется, зато оно очень распространено в церковной среде. «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою», — поется при одевании крещаемого, когда тот, после Крещения, облачается в белую одежду в знак того, что крестившийся облекся во Христа, сделался чистым, оправдался от всякого греха. Также и богослужебные одеяния священнослужителей называются ризами. А помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь — ризницей.
Теперь скажем несколько слов про Влахерны — северо-западный пригород Константинополя, со времён византийского императора Юстиниана известный церковью Богородицы, построенной для иконы Божией Матери, написанной, как считается, апостолом Лукой. В этом храме в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим. В память этого события Православной церковью на Руси в XII веке был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Кто только ни пытался поработить великий город: арабские орды халифа Сулеймана, персидские воины царей из династии Сасанидов, войска болгарского хана Крума, русские дружины под водительством Аскольда и князя Игоря… Но почти всегда Царьграду, как еще называли столицу Византии, удавалось выстоять благодаря заступничеству Божией Матери. Так, в 626 году, когда Константинополь подвергся страшному нападению объединенных армий аваров, персов, славян и булгар, предводитель аваров увидел над крепостными стенами города образ женщины в сверкающем уборе. В те самые мгновения Константин, сын византийского императора, вместе с Патриархом Сергием проносил Влахернскую икону Божией Матери вдоль крепостных стен. По признанию аварского вождя, сиявший женский образ поверг его в дикий ужас. А вскоре весь аварский флот был уничтожен, много неприятельских воинов полегло у стен Константинополя, и враг отступил.
В 910 году Константинополь вновь был во вражеской осаде. И вновь жители Константинополя собрались во Влахернском храме и горячо молились о защите Пресвятой Богородицы.
Вместе с жителями в храме находился особо почитаемый в Константинополе блаженный — святой Андрей, Христа ради юродивый. Он тоже молился вместе со своим учеником Епифанием. И вот в четвертом часу ночи их очам предстала Матерь Божия, появившаяся в храме со стороны Царских врат с большой свитой ангелов и в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И увидели блаженный Андрей и ученик его Епифаний, как Пресвятая Дева Мария горячо молилась Господу Иисусу Христу за жителей Константинополя, а потом сняла свое покрывало — омофор — и накрыла им всех бывших в храме.
…И услышал Господь мольбу Богородицы-Заступницы, и отступили враги от стен Константинополя…
При расширении городских стен в 627 году район был включён в состав города. Здесь находился императорский дворец, который с 1081 года стал основной резиденцией византийского монарха. В 1453 году турки ворвались в Константинополь, пробив стены Влахернского квартала. Малый дворец сохранился до наших дней в разрушенном состоянии, а восковая икона Влахернской Богоматери (предположительно VII века) была вывезена из дворца и доставлена в Москву. В настоящее время находится в Третьяковской галерее.
Теперь следует подробнее рассказать об обретении ризы Божией Матери.
Риза была завещана Пресвятой Богородицей перед своим успением двум бедным вдовицам в Назарете, служившим ей и получавшим от нее пособие. Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы этот дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.
Согласно преданию, риза Богородицы была обретена в годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457 — 474), двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и Кандидом, которые совершали паломничество к палестинским святыням. В Назарете они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. В ответ на вопрос, с чем связано такое почитание этого места, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню — ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления.
«Здесь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она преставлялась от земли к небесам, при её погребении находилась одна из моих прародительниц — вдовица; ей, по завещанию самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла её у себя с благоговением во все дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для хранения одной девице из своего рода, заповедавши ей с клятвою сохранять в чистоте ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятой Богородицы, но и самое девство своё».
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег, в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с ризой и привезли реликвию в Константинополь. Разумеется, делалось это из самых чистых побуждений, поскольку паломники считали, что такая святыня не должна быть хранима в небытии.
Братья поместили ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху Геннадию I.
Святой Геннадий, Патриарх Цареградский и император Лев, убедились в нетленности святой ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег. В честь этого события и было установлено ежегодное празднование «Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне».
Позднее в ковчег с ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в ее гробнице, вскрытой по решению шестого Вселенского собора (860 — 861 годы). Напомним, что, согласно церковному преданию, Богородица скончалась в Иерусалиме на горе Сион. Апостолы похоронили Её в Гефсимании, где находилась гробница Её родителей Иоакима и Анны, а также гробница Иосифа Обручника. Апокриф «Cказание об успении Святой Богородицы» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией. Открытый гроб оказался пустым. При вскрытии гробницы по решению Собора были найдены одежды Богородицы и погребальные пелены, но тела в захоронении не было.
Среди найденных в гробнице одежд был и омофор — древняя одежда женщин на Востоке. Это большое покрывало на голову, окутывающее почти всю фигуру, порой до пят. По краям омофор украшали каймой и бахромой. Покров надевается на голову, когда волосы забраны в чепец. Покров Богоматери изображается на иконах преимущественно багряного тона, чаще — пурпурный с тремя восьмиконечными звездами — одна на челе, две на плечах, в знак Ее вечного девства — до, во время и после Рождества Христова.
О нахождении ризы Богородицы во Влахерне есть множество свидетельств. Так, русский паломник XIV века Стефан Новгородец писал: «…пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове её был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанном в ковчеге, так же, как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно».
О поклонении в 1387 году ризе пишет и митрополит Киевский и всея Руси Пимен, сообщая, что он в день положения ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы.
После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение ризы теряется. Но, скорее всего, риза (во всяком случае — полностью) не погибла. Известно о нахождении её частиц в разных местах: в России — в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима, во Влахернснской церкви в Зугдиди и ряде других мест.
Победители признают поражение
Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626 году, персами — в 677-м, арабами — в 717-м. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви. 18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. Высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Император Михаил III (842—867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.
Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье», — говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего — святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — в храм Святой Софии. Божия Матерь своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов.
Вот что сообщает об этих событиях древнерусская «Повесть временных лет». В год 6374 (866)пошли Аскольд и Дир войной на греков, и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошёл уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идёт походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда (залива.— «ЧС»), множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошёл в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало так, что не многим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование положения ризы Богоматери 2 (15) июля.
Скорее всего, князь Аскольд был поражен не столько мужеством, сколько силой веры православных жителей Византии. Мужеством в те годы отличались многие языческие племена и народы, а вот такую силу веры не встретить было ни у магометан, ни у иудеев. Не случайно вскоре, в октябре—ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира».
В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии. Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской «Хроники Феофана» говорит, что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено».
…Вдумайтесь в эти слова. Армия победителей обращается к побежденным «с просьбой сделать их участниками в святом Крещении». Фактически победители говорят: да, мы были сильнее в сражениях, но ваша вера, ваши убеждения оказались куда сильнее наших. Но как же могло вообще появиться у победителей такое убеждение? Ведь мерилом правильности в те времена (увы, очень часто — и теперь) является именно победа. Воинская победа. Победа экономическая, политическая. А тут победители говорят — да, мы победили, но ваша вера сильнее нашей. Примите нас в вашу веру. Никаких человеческих стараний для такого решения недостаточно. Тут видна уже сила Божья, воля Божья…
Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 году) святым равноапостольным Кириллом Философом создана была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия, с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860—861 года братья провели в Херсоне, весной 861 года они были на Днепре, у князя Аскольда.
Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ—ХI века киевские князья, «кагана», хотя сам Аскольд, поселившись в Киеве, освободил племя полян от дани хазарскому каганату) императору Михаилу III. Аскольд благодарил за присылку «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера — святая». «Убедившись, — писал далее Аскольд, — что это — истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все — друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».
…Тут надобно обратить внимание на слова «креститься по своей воле». Тут как бы закладывались на века принципы будущей Русской Православной Церкви. Да, при принятии христианства на Руси были, конечно, и случаи понуждения. Но по большей части — при освоении Сибири, Крыма, Закавказья, всяческих других территорий — христианская вера не насаждалась огнем и мечом. О христианской вере проповедовали, миссионеры разъясняли ее суть, государство материально поощряло крещение язычников, но делалось это без насилия. С давних пор на Руси осознали, что «неволец — не богомолец»…
Разгорелась в них ревность веры
Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции — списки епархий Константинопольского Патриархата.
Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет крещение болгар и русских. «Руссы, которые подняли руку против державы, — писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, — в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших».
…Тут заметим, что слово «подданные» не содержит какого-то уничижительного значения. Византийцы считали «подданными» всех, принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей…
«И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».
Праздник положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого русского государства на арену истории.
Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного (а по преданию, именно этот ученик Иисуса Христа, Андрей Первозванный, первым принес благую весть на будущие русские земли), задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. Время утверждения христианства на Русской Земле еще не настало.
При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от руки наемных убийц, обманом завлеченный в стан врагов якобы для переговоров.
Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло в Русской Церкви. Вещий Олег, который, убив Аскольда, занял после него киевское княжение, называл Киев «матерью градам русским» — это дословный перевод греческого выражения «митрополия Русская».
Благодарную память о первом киевском князе-христианине хранили древнейшие храмы православного Киева. Это и церковь пророка Божия Илии, построенная Аскольдом и позже упомянутая в договоре Игоря с греками (944 год), на месте которой и сейчас стоит храм того же имени. И церковь святителя Николая Чудотворца, воздвигнутая в 50-х годах Х столетия над могилой Аскольда святой равноапостольной Ольгой. Важнейшее завоевание Аскольда, навсегда вошедшее в церковное наследие не только Руси, но и всего православного славянства, — славянское Евангелие и славянское Богослужение, созданные трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Киеве при дворе Аскольда положено было в 861 году начало их апостольской деятельности среди славян, продолжившейся позже в Болгарии и Моравии. Вслед за блаженным Аскольдом, говоря словами древней «Азбучной молитвы», «летит ныне славянское племя — к Крещению устремились все».
Глазами историков
С чудом от ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне связано несколько выдающихся творений византийской церковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых была сказана им непосредственно в дни осады Константинополя, другая — вскоре после ухода русских войск (они дважды были изданы на русском языке в 1864 и 1882 годах). Известным церковным писателем Георгием из собора Святой Софии в Константинополе было составлено, по поручению Патриарха Фотия, «Слово на положение Ризы Богородицы во Влахернах», переведенное в 1895 году на русский язык.
С походом Аскольда на Царьград связано также создание знаменитого «Акафиста Пресвятой Богородице», автором которого некоторые церковные историки называют того же святого Патриарха Фотия. Этот Акафист составляет основную часть Богослужения в день Похвалы Пресвятой Богородицы.
О событиях 860 года повествуют не только византийские, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени «начала прозываться Русская Земля». Некоторые летописи, среди них — Иоакимовская и Никоновская, сохранили известия о крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Царьград.
Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский (скончался в 1174 году) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским.
Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили.
2 июля… А ведь это как раз день праздника Положения ризы Пресвятой богородицы. Едва ли войско Мазовши знало об этом. Но факт остается фактом…
В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484—1486 годы новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.
Но история из далекого от нас IX века до сих пор не закончена. Напомним, что Аскольд был крещен с именем Николай. В декабре 2010 года—январе 2011 года Ужгородской украинской богословской академией имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатским университетом имени Августина Волошина были инициированы научные чтения, по результатам которых была принята резолюция и соответствующее решение о создании при Ужгородской богословской академии Комиссии по подготовке материалов для канонизации великого князя киевского Аскольда (Оскольда, Николая) как мученика за веру Христову.
Материалы должны были быть представлены на рассмотрение предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Комиссии по канонизации святых при Священном синоде УПЦ с целью принятия решения о канонизации князя-мученика Оскольда-Николая Киевского.
В декабре 2012 года—январе 2013 года учёные киевских вузов приняли ряд документов, поддерживающих канонизацию князя Аскольда… Украинской Православной церковью (Московского патриархата) такое решение о канонизации до настоящего момента не принято, но тут следует учесть бурные события, развернувшиеся как раз в то время и вокруг самой Украины, и вокруг Украинской Православной церкви. Эти страсти, рано или поздно, стихнут, и тогда материалы о канонизации князя Аскольда будут рассмотрены.