Прикоснуться к одеждам Христа

Ковчег с частицей ризы Господней в Храме Христа Спасителя в Москве

В прошлом номере мы рассказывали о празднике, который 15 июля отмечала Русская Православная Церковь — Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Это удивительная история о том, как в IX веке бережно хранимое в Константинополе одеяние Богородицы не только спасло столицу Византии от гибели во время осады язычников, но и приоткрыло для Древней Руси Православие. А завтра, 23 июля, наша Церковь отмечает другой, очень похожий праздник — Положение Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве в 1625 году. То, что эти праздники идут чередой всего в неделю, конечно, совпадение. А вот в том, что христиане почитают святынями все, что связано с именами Христа и Богородицы — глубокий смысл
Под ветвистым кедром
Согласно евангельскому повествованию, Риза Господня — часть верхней одежды (плащ, гиматий), которая упоминается в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, как только с верой прикоснулась «к краю одежды Его». Эта женщина болела 12 лет, потратила все деньги на врачей, но состояние ее только ухудшалось. Христос не просто исцеляет ее, но и говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». То есть нечто несоизмеримо большее, чем просто физическое исцеление, получает эта женщина по вере своей.
Это та самая Риза, в которой Христа вели на Голгофу и которую воины разделили на четыре части (каждому воину по части).
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с Его хитоном, который по жребию достался одному из воинов. Хитон — это нижняя одежда (туника, рубаха), которую носили на теле. По преданию, этот хитон соткала Своему Сыну сама Матерь Божия и именно об этом хитоне повествуется в Евангелии, что его не решились разодрать даже воины, распинавшие Спасителя.
Риза, подобная плащу, была разорвана воинами на части, а хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки. Риза и хитон ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет — да сбудется реченное в Писании: «…разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».
Об обстоятельствах перенесения Хитона и Ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, часто не согласующиеся между собой. Споры о нахождении хитона Спасителя ведутся веками.
Одно из преданий гласит, что один из воинов, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии он перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, в пределах Иверии (Грузии) со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете — древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, а затем вернулся во Мцхету.
Вот что повествуется об этом в Житии святой равноапостольной Нины (276 — 340), просветительницы Грузии. Прибыв в Грузию в 315 году, святая Нина начала всенародно проповедовать Евангелие и призывать иверийских язычников к покаянию и вере во Христа. Ее благочестивая и праведная жизнь привлекала сердце народа. Многие стали приходить к Нине, и однажды она услышала от одной из женщин рассказ о хитоне Господнем. Из рассказа следовало, что Елиоз схоронил хитон вместе с телом своей сестры Сидонии. Сделал он это столь тайно, что место погребения до сих пор неизвестно. Некоторые предполагали, что это место находится посредине царского сада, где с того времени сам собою вырос тенистый кедр. Там, под корнями кедра, по преданию, и находится гроб Сидонии.
Святая Нина стала приходить по ночам молиться под этот кедр. Однако она сомневалась, действительно ли под корнями скрыт хитон Господень? Но таинственные видения, бывшие на этом месте, уверили ее, что это место свято и в будущем прославится. Так, однажды, по совершении полуночных молитв, святая Нина видела: из всех окрестностей слетелись к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве и омывались в водах ее. Через какое-то время они поднялись вверх, но уже белыми, как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь Истинного Бога, и в этом храме имя Господне будет славимо во веки.
Судя по грузинским летописям, святая Нина нашла могилу, в которой был зарыт хитон. Кедр на этой могиле был срублен по ее повелению, однако пень, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем — риза Господня, оставлен был в целости. Как думают, — по приказанию светоносного мужа, явившегося святой Нине и сказавшего ей таинственные слова. С того времени святая никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии.
Присутствие хитона Господня под корнем кедра проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира. Это миро перестало течь лишь в XIII веке, когда хитон был вырыт из земли.
«Это было, — сообщает неизвестный грузинский писатель, — в тяжкие для всей Грузии годы нашествия варварских полчищ Чингисхана (1221 год), когда они овладели Тифлисом, перебили жителей его в числе около ста тысяч человек, разрушили все храмы, предали поруганию все христианские святыни. После этого они бросились на город Мцхет, жители которого бежали в леса и в ущелья гор».
Тогда один благочестивый человек, не желая оставить на поругание святыню, открыл гроб Сидонии, вынул из него хитон Господень и передал его главному архипастырю. С этих пор хитон был сохраняем в ризнице грузинских католикосов вплоть до восстановления Мцхетского храма в прежнем величии царем Александром I, царствовавшим в Грузии с 1414 до 1442 года. Хитон Господень внесли тогда в этот соборный храм и для большей сохранности скрыли его в церковном кресте, и он оставался там до XVII века.
Послание от персидского шаха
В 1616 — 1617 годы Грузия была завоевана персидским шахом Аббасом I. В те дни на Руси царствовал Михаил Феодорович (первый царь из династии Романовых), а патриархом был святейший Филарет. Вскоре после этого в Персию были направлены послы — Василий Коробьин и дьяк Остафий Кувшинов. 21 января 1622 года они уже были у шаха. В ходе переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил посланникам о том, что у него находится хитон Господень. «И кто помолится с верою и к тому хитону коснется, того Бог помилует и от того хитона исцелеет; и кто придет без веры и к тому хитону коснется, у того тотчас очи выпадут». По словам шаха, хитон был взят им в Грузии и он намерен послать его в Москву.
Послам из Москвы поручили собрать подробные сведения о происхождении ризы Господней. Но послы, при всех стараниях, узнали только то, что «шах достал ее из Грузии, что в Грузии ее чествовали и от нее совершалось много чудес». Подлинные акты о присылке ризы Господней в Москву хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел — они были изданы в 1879 году.
В марте 1625 года прибыл в Москву от Аббаса некий посол Урусамбек. Он привез с собою послание и много подарков. Кроме того, он принес с собою драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, а именно: ризу Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов.
В день получения дара — 11 марта 1625 года — патриарх Филарет со всем священным собором стал осматривать ковчег. «И по досмотру в том ковчежце оказалась часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».
Поскольку риза была прислана от иноверного царя, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», то стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Патриарх призвал к себе находившихся в Москве опытных греческих старцев. Келарь Иоанникий рассказал, что в бытность в Иерусалиме ему пришлось слышать от «многих верных людей», что перед распятием Христа с Него сняли хитон. Хитон достался воину-грузину». Еще одно свидетельство было получено от Нектария, архиепископа Вологодского и Великопермского, который прибыл в Россию из Греции в 1613 году. Он сообщал, что в бытность свою архидиаконом патриарха Константинопольского был однажды послан в грузинскую землю. Посетив там церковь под названием Мцхета (Исхета), он увидел на правом клиросе у первого столба зажженные свечи. На его вопрос о причинах этого местные священники сообщили ему, что под этим столбом положен хитон Христов, принесенный сюда грузином, бывшим в числе воинов, которые после распятия Иисуса Христа разделили Его ризы. «И меташа жребий, и падоша жребий ему и взял он всю одежду целу и принес ее в Грузинскую землю и многие от нея чудеса сотворишася».
Но патриарх Филарет не был удовлетворен этими свидетельствами и пожелал иметь о святыне свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 года повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных». Многие больные получали исцеление после возложения на них ризы Господней. По приказанию патриарха митрополит Сарский и Подонский Киприан вместе с архимандритом Симонова монастыря Левкеем и игуменами Ильей и Евфимием собрали сведения о таких выздоровлениях; было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности ризы Господней. 27 марта честная риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.
Для хранения «пребогатого сокровища» царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом был устроен медный шатер, который поставили в юго-западном углу Успенского собора, в приделе святых апостолов Петра и Павла.
Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. По описи Успенского собора 1627 года в храме было три части Ризы Господней. Одна часть называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим.
Тем временем, верующие, принимая в свои дома ризу Господню, стали отделять от нее небольшие частицы. Это проистекало из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но такое усердие приводило к ущербу для целости ризы, поэтому в 1681 году патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: «…Ризу Спаса нашего Иисуса Христа, все отдельные части собрать и устроить во едином ковчеге и воздвигать единожды в год, в день спасительных Христовых страданий… и утвердить ныне соборным положением, чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять».
Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.
Перенесения Честной Ризы Господней произошло в марте, во время Великого поста, но ради великопостного времени празднование перенесения Честной Ризы Господней отложили до 23 июля. В Москве ежегодно 23 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора и полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

Стражники кидают жребий об одеждах Иисуса Христа

На месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 году посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар Ризу Господню, в 1690 году по повелению Петра I был сооружен деревянный храм — церковь Ризоположения, что на Донской улице в Москве. В 1951 году Святейшим Патриархом Алексием I, в связи с 250-летием этой церкви, была передана малая частица Ризы.
Святыня переживала вместе со всей Россией непростые времена. Так, когда Москва была занята наполеоновскими войсками, Риза Господня была отправлена в Вологду. После победы над Наполеоном она возвращена в Москву, в Успенский собор.
Под сводами Успенского собора будущие наследники российского престола постигали историю чтимых святынь. «При крещении каждого императорского младенца полагают ему в крест малую частицу от Ризы Господней; так простирается благословение патриаршее на все его потомство».
А в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга с частицей ризы был связан другой обычай. Во время панихид по августейшим усопшим этот ковчежец кладется на гробницу особы, по которой совершается поминовение.
Частицы Ризы Господней сохранялись не только в храмах, но и в некоторых знатных семействах. В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась ладанка с заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она всегда была достоянием старшего сына, и ему вменялось в обязанность 23 июля, в день праздника Положения Ризы, служить перед этой святыней молебен.
Александр Сергеевич Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета.
Передача святыни Наталье Николаевне произошла, по всей видимости, в Петербурге в трагические часы после роковой дуэли, возможно, сразу после исповеди и причастия, при прощании с семьей. От вдовы поэта семейная реликвия перешла к его старшему сыну — генералу, герою освобождения Болгарии от османского ига Александру Александровичу Пушкину, а затем к дочери последнего — Елене Александровне.
Прикоснуться к одеждам Христа
Здесь стоит остановить рассказ об истории Ризы Господней и задуматься над тем, почему для христиан оказались так важны, так значимы святыни, связанные со Спасителем, Богородицей, со святыми? Разве они что-то добавляют к личной вере человека? Разве о поклонении таким святыням что-то говорится в Священном Писании? Сразу скажем, что поклонение христиане воздают Богу, Творцу Вселенной, Господу Иисусу Христу. Но иногда, да что там иногда, чаще всего — вера наша столь слаба, что нам нужно «пощупать» Бога. Это желание нормально, ведь человек — это не только душа, но еще и физическое тело. Бог именно так сотворил человека. И совершенно естественно, что человеку хочется и физически прикоснуться к Богу. Или хотя бы к краю Его одежды. И Бог позволяет это делать. Чуть выше мы сказали о слабости веры, но одновременно с этим вера должна быть и сильна. Как сильна она была у верующих из Евангелия, которые верили настолько, что исцелялись даже от прикосновения к одежде Иисуса.
«За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние, — услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. (Евангелие от Марка 5:24-34).
Итак, вокруг Иисуса Христа — толпа, среди которой — некая женщина, о которой сказано, что в течение двенадцати лет она страдала кровотечениями и не могла исцелиться, потратив на врачей все свое состояние. Она тихонечко подошла ко Христу и незаметно прикоснулась к Его одежде.
Что же это была за женщина? По закону Моисея всякая кровоточившая женщина почиталась нечистой, и любой человек, хотя бы случайно дотронувшийся до нее, должен был совершить обряд очищения. Такие женщины не должны были выходить из дома. Им запрещалось к кому-либо прикасаться, потому что тем самым они наносят человеку ущерб, оскверняют его и тем самым совершают тяжкий грех. Они были полностью изолированы от общества, лишены семьи и не могли рожать детей.
И вот несчастная женщина направляется туда, куда идти ей никак нельзя. Она сливается с толпой, осознавая, что, пробираясь к Проповеднику, оскверняет окружающих. Если бы им это стало известно, женщину наверняка побили бы и выгнали с позором. Но она все равно идет, чтобы совершить самый страшный, самый недопустимый в глазах этих людей поступок — прикоснуться к Самому Мессии, к Самому Посланнику Божию, о Котором предвозвещали пророки. Однако она делает это с такой глубокой верой и с таким внутренним трепетом, что Господь тут же оборачивается к ней, смотрит на нее и спрашивает у учеников: «Кто прикоснулся ко Мне?» Апостолы удивляются: «Почему Ты спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе? Смотри, сколько народа Тебя толкает, сколько людей Тебя теснит!» Иисус отвечает: «Нет, ко Мне прикоснулся некто особенный, потому что ему передалась Моя сила».
И действительно, многие стремятся приблизиться к Богу, чтобы получить от Него что-то свое. Каждый пытается к Нему прикоснуться, но получает желаемое почему-то только тот, кто это делает каким-то особенным образом. Почему эта женщина вдруг исцеляется? Она со страхом признается в том, что она сделала, и Иисус вдруг не ругает ее, не прогоняет от Себя в гневе, а, наоборот, хвалит: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».
Именно вера, связанная с удивительным дерзновением, с самозабвением и даже с очень большим риском, Христом поощряется и приносит замечательные плоды.
В Евангелии от Матфея (14:34-36) находим другое событие, связанное с одеждой Христа и верой людей. Произошло это после известного хождения по воде.
«И переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Жители того места, узнавши Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись».
Блаженный Феофилакт Болгарский так пишет об этом отрывке: «Так как Иисус в течение долгого времени жил в земле Геннисаретской, то люди, узнав Его не только по виду, но и по чудесам, показали горячую веру, так что хотели прикоснуться к краю одежды, и те, которые делали это, получали исцеление. Так и ты прикоснись к краю одежды Христа, то есть к концу Его жительства во плоти, ибо если уверуешь, что Христос вознесся, спасешься, так как плоть Его — одежда, а край ее — конец Его жизни на земле».
Это один из почти бесцветных отрывков, которые евангелист Матфей использует для переходов и установления связи между различными эпизодами. Во всей евангельской истории можно найти лишь одно или два таких предложения, которые можно спокойно пробежать глазами, как не имеющие совершенно никакого значения, и тем не менее, они многое говорят о Самом Иисусе Христе.

Исцеление кровоточивой женщины

В них есть красота. Как только Иисус появлялся где-нибудь, тут же собирались многие люди, шумно прося от Него помощи, и Он никогда не отказывал. Он исцелял их. Здесь ни слова не говорится о том, что Он долго проповедовал или учил, здесь лишь написано, что Он исцелял. Самое удивительное в Иисусе было как раз то, что Он учил людей и одновременно проявлял характер Бога. Он не говорил людям, что Бог заботится о них, Он показывал им, что Бог заботится о них. Мало смысла в том, чтобы проповедовать на словах о любви Божьей, не показав любовь Божью в действии.
Но в них есть и пафос. Читающий этот отрывок видит, что сотни и тысячи людей рвались к Иисусу лишь ради того, чтобы получить от Него кое-что, а как только получали нужное им исцеление, вовсе не были готовы следовать за Ним дальше. Всегда было так, что люди хотели получить привилегии, которые дает христианство, но не хотели взять на себя его обязательства. Ведь многие из нас вспоминают Бога только тогда, когда Он нам нужен. Неблагодарность по отношению к Богу — ужасный грех, и в этом грехе люди чаще всего повинны.
В новозаветной книге Деяний св. Апостолов (19:11-12) есть следующий отрывок: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Св. Апостол Павел некоторые из своих чудес творил действительно посредством рук, через руковозложение, произнося, вероятно, краткие молитвенно-разрешительные изречения, с упоминанием имени Господа Иисуса. Этот прием апостола заставлял и других, в подражание ему, возлагать на больных части его одежд, что сопровождалось, по благодати Божией, той же чудесной силой.
Желание получить такого рода благодать лежит и в основе нашего почитания святых вещей — плащаницы, ризы, пояса Богородицы. Ничего худого в этом нет. Это отнюдь не идолопоклонство. В этом — вера в силу, а, главное в помощь Божью. Но эта помощь вряд ли придет просто потому, что человек прикоснулся к святыне. Она придет вместе с глубокой верой человека или его родных и близких.
После революции
После революции, в 1922 году, когда было издано печально известное постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, многие части Ризы Господней, хранившиеся в разных монастырях, были утеряны. «Московская» часть Ризы, хранившаяся в алтаре Успенского собора, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени.
Ковчег с Ризой Господней попал в отдел драгоценных металлов. Как выяснилось, святыня всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже сведения об их происхождении были искажены. По мнению музейных работников, это было сделано намеренно, с целью спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, уничтожили бы её.
19 ноября 2007 года, во время встречи в Кремле Святейшего Патриарха Алексия II с президентом России Владимиром Путиным, состоялась передача Церкви фрагмента Ризы Христовой, хранившейся в Музеях Московского Кремля. Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.