Отчим наш…

Жил-был дед. Немолодой. Позади была долгая 80-летняя жизнь. Прожитая праведно, благочестиво. Шестеро детей, вполне себе крепкое, хотя и весьма небогатое хозяйство. Был он вдов, и к такому возрасту, конечно, не помышлял о новом браке. И вдруг в его жизни все переменилось. Поменялось помимо его собственной воли. Дед становится мужем молоденькой женщины и как бы отчимом… Бога. И именно поэтому навсегда войдет в историю человечества как Иосиф Обручник

Как Господь выбрал Иосифа

Дева Мария, будущая Богородица, до 12 лет училась при Иерусалимском храме. Она освоила много женских профессий, но лучше всего Ей давалось шитье. Не отставала Она и в изучении Писания, которое знала едва ли не наизусть. Мария была лучшей ученицей школы при Храме, и со временем стала бы желанной невестой для многих достойных юношей, могла занять видное положение в обществе. Но… Еще в раннем детстве девочка дала Богу обет безбрачия.
Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст и Ей уже нельзя было жить при Храме, они встали перед проблемой. Нарушать данный Марией обет никто и не думал, однако и самостоятельно жить в миру Она не могла — закон воспрещал незамужним девушкам жить в одиночку. Поскольку у Марии не было близких родственников, Ее решили обручить одному из старых вдовцов, чтобы он, формально считаясь Ее супругом, был хранителем чистоты своей жены. После долгих молитв священники решили выбрать будущего обручника Марии жеребьевкой — дабы так проявилась воля Божья.
Среди кандидатов был и Иосиф — плотник из городка Назарет. Сам тот факт, что Иосиф оказался здесь, говорит о его безупречной репутации. Когда мужчины собрались в храме, первосвященник забрал у них посохи и положил их на жертвенник. После долгой молитвы он начал по одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь каким-то образом укажет избранника. Но знака не было, и лишь когда очередь дошла до Иосифа, произошло чудо — широкий конец палки отделился от нее и превратился в голубку, которая села Иосифу на голову. Все поняли, что он и есть избранник Божий. …Почему Бог выбрал именно его? Потому, что знал всю его прошлую безгрешную жизнь и наперед знал будущее, и знал, что Иосиф достойно выполнит возложенную на него непростую обязанность…
Правда, такому повороту событий ремесленник не был рад и стал отказываться от предлагаемой ему миссии. Старик боялся насмешек со стороны своих уже взрослых детей и знакомых, ведь разница в возрасте между ним и Марией была огромной… Но священники убедили Иосифа не противиться воле Божьей, и старик согласился.
Так Иосиф и стал Обручником. Юридически он был с Девой Марией обручен, но фактически ее мужем не был.
Вскоре после обручения Иосиф оставил Деву дома и отправился на стройку. Ему предстояло быть в отлучке несколько месяцев. Мария тем временем ткала завесу, которую заказали священники для святилища Иерусалимского храма. Занимаясь любимым делом, Дева обычно размышляла над тем, что успела услышать или прочесть. Еще в детстве Она узнала, что придет время, и некая жена родит Дитя, которое уничтожит дьявола и сокрушит всю его мощь. Это предание знали в тогдашнем Иудейском царстве все. Мария мечтала быть хотя бы служанкой в доме этой женщины. И понимала, что это — всего лишь мечта. У иудеев сложилось стойкое убеждение, что Спаситель родится в царских палатах, но разве Ей — простой небогатой провинциалке — попасть когда-нибудь во дворец?
По преданию, именно во время таких размышлений и явился к ней ангел Божий Гавриил. Его явление описывается в первой главе Евангелия от Луки. Посланник небес возвестил Ей весть о том, что Она родит Сына. И не обычного ребенка, а именно того самого — долгожданного Спасителя. Его слова смутили Марию, и Девушка ответила, что Она — девственница, а потому ребенка у нее быть не может. Ангел ответил: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Явление ангела было рубежом для юной Девы Марии. Бог ждал от Нее именно свободного и добровольного участия в деле воплощения. Мария могла отказаться от предлагаемой Ей миссии. Но Мария согласилась, она смиренно ответила Гавриилу: «Я — Раба Господня, пусть будет так, как ты говоришь». Через некоторое время Богородица поняла, что беременна.
Спустя время домой вернулся Иосиф. Заметив беременность Марии, он впал в отчаяние — стоило ему отлучиться на длительный срок, как Отроковица впала в грех! Он стал расспрашивать Супругу, но Она только рассказывала ему о явлении ангела. Много раз услышав такой ответ, Иосиф взял себя в руки и успокоил Марию. Он понял, что случилось нечто необычное, но все-таки думал, что Девочку соблазнили, и Она стала жертвой ловкого и хитрого обмана. Не считая Ее виновной, но и не будучи в силах пережить возможный позор от людей, старик решил тайком отпустить Ее из дому. Он словно бы снимал с себя ответственность за Нее и вместе с тем спасал Ее от избиения камнями, которое полагалось совершать над неверными женами.
Однако этим планам Иосифа помешал архангел Гавриил: ночью он явился пожилому человеку и запретил ему отпускать Марию. Ангел поведал о судьбе будущего Ребенка и успокоил взволнованного мужа. После этого разговора Иосиф окончательно поверил в непорочность зачатия и оставил Марию у себя.

Святость должна быть тиха и неприметна

8 января, на следующий день после Рождества Христова, наша Церковь празднует память праведного Иосифа Обручника. Но как незаслуженно мало мы вспоминаем об этом святом.
Говоря о Рождестве, мы обязательно упоминаем ясли, вертеп, ангелов, пастухов, волхвов и даже зверского Ирода, который, узнав о рождении Спасителя и боясь, что это тот, кто займет его место на престоле, повелел истребить кругом всех младенцев. А названный отец Христа почти всегда скромно стоит в сторонке.
О святом Иосифе нам известно до обидного мало, хотя в жизни Богородицы и Младенца Иисуса он играл далеко не последнюю роль.
Евангелия и Предание сообщают нам о праведнике лишь некоторые скудные сведения. Так, мы знаем, что он происходил из рода царя Давида, но был небогат. Владел ремеслом плотника, чему и обучил приемного Сына. От первого брака у праведного Иосифа было шестеро детей: четыре сына и две дочери.
Когда ему обручили Деву Марию (поэтому он и именуется Обручником), старцу уже было 80 лет.
Уже из этого факта видно, что святой Иосиф не был случайным человеком в евангельской истории. Его святость состоит не в формальной причастности к Боговоплощению, но, наоборот, он имел честь быть участником этого события именно благодаря своей предыдущей праведной жизни.
В Евангелии от Матфея повествуется, что Иосиф, узнав о беременности Пресвятой Девы, хотел Ее тайно отпустить. В этой фразе заключено гораздо больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. По закону для женщины за прелюбодеяние полагалась смерть через побиение камнями. Святой Иосиф был праведным человеком, что в ветхозаветном понимании означает неукоснительное соблюдение всех заповедей и предписаний. Но Обручник жалеет согрешившую (как он думает) Марию и поступает не по закону, но возвышается над ним. Он, пребывая в Ветхом Завете, уже мыслит и действует по новозаветному. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6), — прорекает некогда пророк Осия. И впоследствии Христос процитирует его, когда будет отвечать на претензии фарисеев по поводу слишком близкого и частого общения с грешниками: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).
Характерным является сам глагол «отпустить». Не выгнать из дому, а именно отпустить. В действиях праведного старца не видно ни гнева, ни осуждения, только тихая скорбь о подозреваемом согрешении. Видимо, поэтому и Ангел, явившийся Иосифу во сне, не обличает и не упрекает его, а уговаривает, говоря: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20).
Святому Обручнику открывается, что Ребенок, которого Пресвятая Дева носит под сердцем, — долгожданный обетованный Мессия, Спаситель рода человеческого. Но он принимает Деву Марию и заботится о ней и Богомладенце не поэтому. Он просто по-настоящему добрый человек. Как может подобный человек не заботиться о супруге и ребенке?
Кстати, именно Иосиф нарекает Ему имя Иисус, как было сказано ему ангелом. «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21).
На страницах Евангелия святой Обручник все время сопровождает Деву с Младенцем Христом тихой тенью: и в Рождестве, и при поклонении волхвов, и в бегстве в Египет от обезумевшего Ирода. Он вместе с Божией Матерью приходит в Иерусалимский храм, присутствует при сретении Младенца с Симеоном Богоприимцем, который, по преданию, был тем самым переводчиком, усомнившимся в том, что Дева может родить.
Последним событием, в котором фигурирует праведный Иосиф, стало упоминаемое в Евангелии от Луки путешествие в Иерусалим на Пасху. Тогда двенадцатилетний Иисус не вернулся с родственниками домой в Назарет, а остался в храме. Мария и Иосиф поначалу думали, что Иисус возвращается в Назарет с другими родственниками, но, не найдя Его, вернулись в Иерусалим и обнаружили ребенка в храме. «… Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я, с великою скорбью искали Тебя». И тогда Христос говорит впервые о Своем истинном Отце, Своей особенной связи с Богом: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Тем не менее, Он повинуется Своим земным родителям и живет у них в послушании.
После этого эпизода святой Иосиф на страницах Нового Завета уже не встречается. Хотя после этого были еще годы и годы жизни, наполненные заботой о Супруге и маленьком ребенке. Ведь, кроме прочего, их надо было еще и просто кормить. Надо было учить Иисуса ремеслу. А плотницкое ремесло — вовсе не простое. В те времена в Израиле плотники имели дело с большим количеством дерева. Это и сикомора для обычных домов, кедр и акация, кипарис, оливковое дерево. Да еще породы, привезенные из других стран, например, сандал для дворцов и святилищ. С каждым из этих материалов надо было уметь обращаться по-особенному. И этому следовало долго учиться.
Очевидно, что к моменту выхода Иисуса Христа на проповедь старец уже почил. Предание гласит, что он умер в возрасте около ста лет.
В один день с Иосифом Обручником празднуется память и его родного сына — Иакова, который сопровождал Святое Семейство в их бегстве в Египет. Апостол Иаков, брат Господень, был первым предстоятелем Иерусалимской церкви. Его, как человека высокой духовной жизни, уважали и почитали не только первые христиане, но даже иудеи. Святому Иакову принадлежит авторство первой литургии. На ее основе создана литургия святителя Иоанна Златоуста, за которой мы с вами молимся и сейчас, две тысячи лет спустя. Апостол Иаков был праведником и выдающейся личностью, что также характеризует его отца только с самой положительной стороны. Чтобы воспитать такого сына, нужно самому обладать незаурядными качествами.
По крупицам, которые мы можем выудить из Священного Писания и Предания, очевидно, что святость Иосифа Обручника не подлежит никакому сомнению. И, видимо, именно поэтому о нем нам известно так мало. Старец полностью берет на свое попечение Деву Марию и Младенца Иисуса, а когда Сын становится достаточно взрослым, тихо и незаметно уходит. Все для него настолько естественно и само собой разумеющееся, что его подвиг остается для окружающих незаметным.
Иосиф в Библии, в основном, удостаивается лишь упоминания вскользь. О земной жизни Божией Матери нам открыто не намного больше, хотя о самой великой из людей, казалось бы, должно быть известно все до мельчайших подробностей. Однако и Она, подобно своему супругу, не выпячивает себя и не живет напоказ.
Святость тиха и неприметна, потому что шум и суета мешают и отвлекают от Бога. Тот, кто познал Господа, никогда не променяет свою внутреннюю тишину ни на какой глянец и общественное признание.

Ангел Божий не может обмануть

После рождения Иисуса Иосиф еще дважды получает особые Откровения от ангелов. Во второй раз ангел, явившийся ему во сне, предупреждает об угрозе для жизни Младенца со стороны царя Ирода и повелевает бежать в Египет (Мф. 2:13-14). Иосиф выполняет это повеление и остается в Египте с Марией и Иисусом до смерти Ирода. А затем в Египте ангел сообщает о том, что опасность миновала и можно возвратиться на родину: «…встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:20).
Придя в Землю Израилеву, Иосиф узнает, что вместо Ирода царствует его сын Архелай, и из предосторожности удаляется со Святым Семейством в Галилею, поселившись в Назарете (Мф. 2:23).
Согласно Матфею, Иосиф Обручник поселился в Назарете только после возвращения из Египта. Во времена Иосифа Обручнка Назарет был глухой деревушкой в Галилее, около 65 километров от Священного города Иерусалима. Назарет почти не упоминается в сохранившихся нехристианских текстах и документах того времени. Археологи на основании раскопок считают, что население Назарета не превышало 400 человек. В шести километрах от Назарета находился город Сепфорис, который был разрушен римлянами в IV веке до нашей эры и после этого был восстановлен.
Некоторый историки предполагают, что Иосиф мог бы ежедневно ездить на работу на восстановление соседнего города — ведь Иосиф Обручник был плотником по профессии.
В Библии Иосиф называется «простым человеком». Хотя нужно упомянуть, что Святой Иосиф Обручник был царского рода. Согласно Библии, он происходил из дома Давидова. Часто о праведном Иосифе Обручнике говорят, что он был сыном двух отцов: по природе — Иакова, а по закону — Илия. Мать Иосифа была замужем за Илией, но тот скончался до того, как успел произвести потомство. Тогда, по закону того времени, брат Илии Иаков взял в жены вдову брата, чтобы воскресить потомство брата. В этом браке родился Иосиф Обручник, но по закону он считался потомком Илия.
Следует сказать, что существует два мнения о детях Иосифа Обручника. Большинство восточных христиан склоняются к мнению, что детей у праведного Иосифа не было, тогда как, согласно западной традиции, у Иосифа было четыре сына и две дочери от первого брака с Саломией, дочерью Аггея.
Сыновей Иосифа Обручника звали Иаков, Симон, Иуда и Иосий. Они считаются сводными братьями Иисуса Христа. Дочерей Иосифа звали Есфирь и Фамар (Марфа). Некоторые исследователи считают, что у Иосифа Обручника была и третья дочь — Саломия.
После смерти своей первой жены Праведный Иосиф долгое время жил во вдовстве и в праведности. Вероятно, благодаря его праведности Иосифу выпала великая честь стать нареченным отцом Иисуса Христа. Пречистая Дева Мария была дана Иосифу Обручнику в весьма преклонном возрасте. На тот момент Иосифу было уже более 80 лет. Иосиф с готовностью служил Деве Марии как Божией Матери.
Иосиф Обручник любил Иисуса, как собственного сына, и почитал его как Бога. Нужно сказать, что его отцовство в то время было действительно поступком. Еврейское общество того времени было патриархальным. Главой семьи и рода был мужчина. Отца почитали и уважали. Именно отец защищал свое семейство и имел право отстаивать честь семьи перед судом. Однако, согласно ветхозаветным законам, незаконнорожденный младенец, как и его мать, не имели права ни на что и могли быть приговорены к смерти. Иосиф Обручник всецело верил, что является земным отцом Сына Божьего. Он был ответственным, порядочным и глубоко верующим человеком, вера которого была сильней людских предубеждений. Даже в тот момент, когда он не знал о происхождении ребенка, он не пылал гневом и не жаждал мести, он хотел мирно отпустить Марию.
…Не станем спрашивать о том, какие чувства испытывала Богородица к Иосифу, и какие чувства Иосиф Обручник испытывал к Деве Марии. Конечно, и речи быть не может о какой-то страсти или пылкости. Но то, что чуткая и добрая сердцем Богородица испытывала к Иосифу чувство благодарности и человеческой привязанности — в этом нет никаких сомнений. Этот человек кормил Ее и Ее Сына, заботился о них, порой подвергая собственную жизнь огромной опасности, как, например, во время бегства в Египет. С ним много лет Она делила дом, очаг, все заботы и тревоги в воспитании ребенка. Разве это все не заслуживает искреннего уважения?
Или вот еще вопрос. Конечно, святой Иосиф всецело поверил ангелу, когда тот говорил о том, что обрученная с ним Дева родит Спасителя. Он и сам потом видел волхвов, пришедших поклониться Сыну Божьему. Видел, какой испуг возник у Ирода, узнавшего о рождении Иисуса. Иосиф всеми силами хранит Богородицу и ребенка. Но проходят годы и годы. Мальчик подрастает. Ребенок становится подростком. Подросток — юношей. Юноша — молодым мужчиной. И никак не проявляет себя как Спаситель. И что должен думать обо всем этом Иосиф? Наверное, Иосиф Обручник об этом размышлял. И, скорее всего, решил, что не его ума это все. Его — добросовестно и с усердием выполнять то, что на него было возложено. И верить. Ведь ангел Божий не может обмануть…
В какой-то мере на вопросы о душевных движениях Иосифа отвечает апокриф «История об Иосифе Плотнике», возникший в Египте на рубеже III—IV веков. В нем повествуется о том, как Иосиф совершил паломничество в Иерусалим, чтобы испросить помощи самого архангела Михаила в час своей смерти. Иосиф Обручник устремился к тем силам, которые так сильно изменили всю его жизнь. При этом, говорится в апокрифе, Христос пообещал отцу Своему земному, что его тело не истлеет до «тысячелетней трапезы», то есть, до пришествия Иисуса через тысячу лет и установления на земле Царства Небесного. Согласно апокрифу, Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет, и его погребение было совершено ангелами.
Исследователи предполагают, что святой Иосиф скончался до начала общественного служения Иисуса Христа. По преданию, тело праведного Иосифа погребено в Гефсиманской пещере, где уже покоились к тому времени родители Пресвятой Богородицы.

Первомай и Иосиф Обручник

В древней Церкви особого почитания Иосифа Обручника не было. Только понемногу церковные писатели стали обращать внимание на его незаурядную личность. Впрочем, серьезного исследования жизни Иосифа Обручника (возможно, из-за скудности исторических материалов) не создано до сих пор. Может быть, это дело будущего.
В настоящее время известно о нетленных мощах Иосифа в Гефсиманской базилике Иерусалима. Хранятся его мощи и на Афоне — сразу в нескольких храмах и монастырях. В 1863 году ковчег с мощами Иосифа Обручника из афонского монастыря священномученика Пантелеимона был привезен в Россию иеромонахом Арсением (Мининым). Во время его поездки по России реликвия привлекла огромное количество богомольцев, засвидетельствовавших происходившие от мощей чудеса, которые были описаны в ряде опубликованных в то время книг.
Тогда частица мощей Иосифа была дарована кафедральному собору Могилева, по просьбе Могилевского православного братства, что было связано с особым почитаним Иосифа Обручника в западных губерниях Российской империи. Реликвия была доставлена в Могилев из Санкт-Петербурга 16 августа 1866 года — ко дню освящения кафедрального собора — и была торжественно встречена тысячами богомольцев. В дальнейшем все события, связанные с мощами Иосифа в братстве, тщательно документировались. Так, остались сведения более чем о 40 случаях исцелений. Ковчег с мощами, привезенный Арсением в Россию, сначала находился в Санкт-Петербурге, затем в Москве — в специально построенной для этой святыни Афонской часовне. Часовня была закрыта в 1932 году и два года спустя разрушена.
Храмы в честь Иосифа Обручника стали появляться уже в IV веке. В России древнейшей из церквей, построенных в честь этого святого, является деревянная церковь в плотничьих «переведенских слободах» Санкт-Петербурга во имя святого Иосифа Древодела.
На Западе почитание Иосифа Обручника шло как бы «волнами». С XV по XVIII века это почитание было очень сильным, потом пошло на спад, потом — снова на подъем. Особенно велик был такой подъем в ХХ веке. Во многом это было вызвано… революцией 1917 года в России и осознанием необходимости менять отношение к трудящимся массам. Появляются даже центры по изучению иосифологии. Издается специальный журнал «Иосифовские исследования», проводятся международные симпозиумы, посвященные Иосифу Обручнику. В 2006 году папа Бенедикт подчеркнул значение образа Иосифа Обручника как человека, терпеливо и со смирением исполняющего повседневные обязанности, призвав отцов и матерей семейств, служителей Церкви и всех трудящихся следовать его примеру.
На иконах Иосиф Обручник крайне редко изображается один. Как правило, Святой Иосиф изображается в сценах бегства святого семейства в Египет, в сценах обручения Богородицы, в картинах явления Иосифу Обручнику ангелов, поклонения волхвов, Рождества.
Папа Пий IX провозгласил Святого Иосифа Обручника покровителем Вселенской Церкви в 1870 году. По католической традиции он считается образцом благочестивого верующего, а также покровителем счастливой легкой смерти.
Святой Иосиф считается покровителем ряда городов, регионов и стран, среди которых США, Канада, Китай, Хорватия, Мексика, Корея, Австрия, Бельгия, Перу, Филиппины и Вьетнам.
Иосифу Обручнику молятся о семейном благополучии, он помогает отцам и беременным женщинам. Праведный Иосиф Обручник является покровителем туристов, иммигрантов, продавцов и покупателей, мастеров, инженеров и трудящихся в целом.
Католики отмечают два праздника в честь святого Иосифа: 19 марта — день Иосифа Обручника как главы и покровителя Святого семейства и 1 мая — день Иосифа Труженика как покровителя всех трудящихся. Кстати, это удивительным образом совпадает с нашим прежним почитанием
1 Мая как Международного дня солидарности трудящихся. Хотя, может быть, это вовсе и не простое совпадение…
Папа Пий XII учредил праздник Иосифа Труженика в 1955 году, придав светскому празднику труда новое религиозное значение — Иосиф Труженик является для христиан образцом терпения, выносливости и трудолюбия.

Подготовил
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»