Бес в ребро…

Преподобный Павел Препростый

Сегодня, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Русская Православная Церковь отмечает еще один праздник. Церковь вспоминает святого, про которого большинство из нас и знать не знает, и слыхивать не слыхивали. Это Павел Препростой, или Препростый, как часто говорят церковные люди. Про всякого святого можно рассказывать много интересного и поучительного, но сегодня речь пойдет не столько о самом Павле Препростом, сколько об изгнании из человеков темных сил, бесов, и о том, почему к такому обряду следует относиться очень осторожно
Великие и смиренные
Святой Павел Препростой жил в IV веке, в Римской империи. К тому времени гонения на христиан значительно ослабли, и христиане даже входили в элиту правления полисами. Но и тогда находились такие люди, кого не устраивала полисная жизнь. Среди них был и основатель пустынного монашества Антоний Великий. Этот человек с ревностью пытался соблюдать в себе Христа. Его не устраивала разнузданная городская жизнь, и если кто прибивался к его обители, святой, будучи прозорливцем, принимал приходящего. Но не сразу. Одним из пришедших был будущий святой Павел, которого Церковь назвала просто. Павлом, как апостола… Но не просто Павлом, а Павлом Препростым.
Вдумайтесь в это слово — Препростой. Как часто нам в жизни не хватает простоты. Хотя, вообще-то, препростых среди нас очень много. Бабушка, которая прикармливает дворовых кошек и голубей, — она препростая. Волонтер, который при Новосибирском храме Александра Невского ухаживает за бывшими наркоманами, — препростой… Мама, кормящая грудью свое дитя, не сдавшая его, несмотря на все трудности одинокой жизни, в детдом — препростая. Пчела, собирающая мед для нас, колючая, полосатая, но — препростая. И все-таки простоты — не хватает. И в этом виноваты тоже мы, не простые. Не препростые…
Святой Павел простым был назван за свое простосердечие и незлобие. Он был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил ее без скандалов и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому. Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его в силу преклонного возраста неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у кельи подвижника, сказав, что скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец, преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келье.
За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость и власть изгонять бесов… Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил его к преподобному Павлу со словами: «Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими». И пошел с юношею к Павлу, и сказал ему: «Авва Павел! Изгони из сего юноши нечистого духа, дабы юноша мог вернуться в дом свой здоровым, хваля Бога. Но Павел сказал: «А ты, отче, почему же не изгнал его?» Антоний отвечал: «Имею я одно неотложное дело и потому привел его к тебе».
И, оставив бесноватого юношу и Павла, Антоний ушел. А Павел, помолившись Богу, сказал бесу: «Диавол! Авва Антоний велит тебе выйти из человека сего». Диавол же с бранью ответил: «Не выйду, всезлобный и лживый старик». Тогда Павел, взяв ту кожу, в которой ходил, начал бить его, говоря: «Выходи, — так повелел тебе святой Антоний».
Но диавол не желал выходить. Тогда Павел сказал: «Или ты выйди, или я помолюсь Христу, и будет тебе худо». Но бес, хуля Христа, говорил: «Не выйду!». Тогда Павел разгневался на беса, и в полдень, когда в Египте солнце жжет, как огненная печь, взошел на камень и встал на нем, как неподвижный столп, взывая ко Христу: «Господи Иисусе Христе, распятый при Понтии Пилате! Ты ведаешь, что не сойду я с сего камня, хотя бы пришлось мне и умереть на нем, и не вкушу ни хлеба, ни воды до тех пор, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь беса из сего юноши».
Когда еще говорил он это, бес начал кричать: «Выхожу, выхожу и не знаю, где буду находиться». И выйдя из юноши, бес обратился в большого змея. Так святой Павел победил диавола простотою и смирением своим.
Для нынешних дней эта история из жития преподобного Павла Препростого имеет огромное значение. Даже святой Антоний посчитал, что ему не по силам изгонять некоторых из бесов. Что же говорить про обычного нашего молодого батюшку? Не случайно очень многие из епископов сегодня не дозволяют в своих епархиях отчиток бесов, справедливо полагая, что для подобного нужны особые духовные силы. Например, препростота…
Падшие среди нас
Откройте современную газету с объявлениями. Снимут порчу в 355-м колене, снимут «венец безбрачия», прочистят всевозможные ауры и чакры, «отрубят» драконий хвост и, наконец, «изгонят беса». Но кто такие бесы? У нас, естественно, возникает образ рогатого чучела в исполнении киноактера Милляра. То самое чучело, что везло кузнеца Вакулу из хутора близ Диканьки в Санкт-Петербург к императрице за черевичками для его любимой Оксаны. Образ смешной, и, в принципе, нужно над темной силой насмехаться… Как говорил Михаил Задорнов, «когда смешно, тогда не страшно». И не так страшен черт, как его малюют. Но знать о чёрте больше, чем рассказывается в смешных кинокартинах, должно. Не надо преувеличивать силы бесов, но и преуменьшать их тоже не следует.
Бесы по христианскому учению — это падшие ангелы. Мир ангельский Бог создал прежде материального. Тогда и случилось «отпадение» части ангелов, которую увлёк за собой диавол. Самый совершенный из созданных Богом духов — Люцифер (что значит «светоносный») переоценил дары, которыми наделил его Создатель. Бог поставил его над прочими бесплотными, одарив необычайной силой и свойствами, дабы он совершенно и праведно начальствовать над миром ангельским, исполняя волю Творца.
Однако Люцифер посчитал, что он достоин большего, и сам захотел стать богом. Он отвернулся от Творца и увлёк за собой часть ангелов. Как именно случилась эта катастрофа — неизвестно, но об этом событии упоминается в ветхозаветных книгах пророков Иезекииля и Исайи. Именно с момента отпадения Люцифера в мире появилось зло, которое не было создано Богом, а зародилось вследствие действий сатаны и демонов.
Слово «демон» — греческое, означает «дух», или «божество». На русский это слово было переведено с греческих источников как «бес» (по-древнерусски «бъсъ») и встречается с XI века. Этим словом в славянской мифологии обозначали злых духов, и, по мнению лингвистов, оно восходит к индоевропейскому «bhoidh-sos» — «вызывающий страх» (отсюда русское «бояться»).
И действительно, одна из главных задач бесов — поселить тревогу, вызвать страх, который позволит им управлять человеком. Церковь говорит, что бесы ненавидят людей, а потому стараются погубить их, увлечь за собой от Бога. Человек для них — лишь средство умножения зла, то есть — умножения власти дьявола в мире. Но без воли человека они бессильны.
Бесы ненавидят и боятся Бога и, по мнению святых отцов, стали неспособны воспринимать Его любовь. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять».
Дьявол — враг рода человеческого, он коварен, хитер и, самое главное, от всей своей бесовской души ненавидит нас, божьих созданий. Он ненавидит нас настолько, что готов подвигнуть уже упомянутую молодую мать выкинуть младенца в мусорный бак. «Помочь» отцу поднять руку на своих детей. Бабку — забыть, что у нее есть внуки.
Да, всякий человек сам принимает решения, и отвечает за эти решения он сам. Но есть еще и «советчик». Обычно его изображают сидящем на левом плече. Черный, с хвостом, с рожками. Хуже, если этот «советчик» с плеча переселился в голову. Мы принципиально не говорим «в душу». Душа — удел Бога и человека. Нет, бес переселяется в голову. Человек был нормальным. Имел друзей, коллег по работе, возможно, любимого человека. Но вдруг все это исчезло. Человек стал замкнут, появляются безумные мысли, идеи. А «сидящий на плече» уже давно переселился в его мозг. И говорит: «убей себя», «тебе незачем больше жить», «покончи с собой».
Удивительно, но подавляющее число людей, которые наблюдаются у врачей с диагнозом «шизофрения» и живут в самых разных уголках планеты, слышат на самых разных языках одно и то же — «убей себя». Можно долго спорить о причине происхождения голосов. Можно долго рассуждать о дофаминово-серотониновых рецепторах в мозгу. Но почему «голос» не приказывает написать картину, позвонить родным и близким? Почему он «говорит»: «убей себя»? Кто-то из философов-модернистов скажет, что это перенаселенная планета убивает свое население. Но нас семь миллиардов человек, а планета поможет прокормить 20 миллиардов!
Пусть простят нас доктора, психиатры… Но мы дадим на все эти вопросы свой ответ. Ответ православного человека. Бесы. Вы можете сколь угодно объяснять это неправильными процессами в головном мозгу, в гормональных сбоях. Но те самые доктора, которые лицом к лицу сталкиваются с бесноватыми, не могут с полной уверенностью говорить: бесов нет. Они есть, и врачи, через глаза своих пациентов, смотрят в них каждый день.
Сам человек в этом невинен. Хотя, конечно, все мы за жизнь совершаем зло и невинными не являемся, но работа беса велика и разрушительна.
И вдруг к нему приводят святого… Святого Павла Препростого! И бес вылетает из человека, как пробка из шампанского! Препарат аминазин дает такой эффект? Может быть, такой эффект дает препарат алоперидол? А тут просто пришел святой и «вправил мозг»…. Обычный Павел Препростой.
Имя им легион
В Евангелии от Матфея, Марка и Луки неоднократно упоминаются случаи, когда Христос изгонял бесов или нечистых духов. Всего таких историй в Евангелии несколько десятков. Такие случаи отличаются от исцеления недугов. Хотя в Евангелии от Матфея (9:32–33) описан случай, когда после изгнания Христом демонов из немого тот обрел голос. В главе 12 упоминается бесноватый слепой и немой, который прозревает и начинает говорить после исцеления. Само понятие «изгнание нечистой силы» — экзорцизм — восходит к греческому слову exousia, что означает приводить к присяге и брать под начало. Изгонять нечистую силу означало заклинать духов уйти от имени Бога. Но Иисус Христос не был заклинателем от имени Бога, поскольку Богом был Он Сам.
Первый случай изгнания бесов произошел вскоре после того, как Он принял крещение от Иоанна Крестителя. После крещения Иисус удалился в пустыню, где провел 40 дней и где был искушаем сатаной. По возвращении Иисус начал искать себе учеников. Марк и Лука рассказывают следующую историю. «В синагоге их был человек, одержимый нечистым, и вскричал: оставь, что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий! Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый сотрясши его и вскричал громким голосом: «Вышел из него!» И все ужаснулись так, что друг друга спрашивали: что это, что за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
Для изгнания духов большинство заклинателей той поры использовали ритуалы, заговоры, всяческие магические знаки. Но у Христа не было ничего подобного — ничего, кроме собственно живого слова, исполненного безграничной силой. Он говорит, и бесы повинуются Ему как Владыке мира иного.
Эпизод, о котором чаще всего вспоминают, это изгнание Иисусом Христом бесов в стране Гергесинской, что на берегу Галилейского моря, в окрестностях Гадары. «И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем». Одного из них многократно заковывали в цепи, но он всякий раз эти цепи разбивал и освобождался.
Почему бесноватые жили во гробах? Гробы считались ритуально нечистыми местами. Тогда кладбищенские земли не были освященными, так как род человеческий не был еще искуплен Кровью Иисуса Христа. Святые Отцы также поясняют, что это было сделано с целью вызвать суеверный страх перед умершими людьми. И некоторые говорили об этих бесноватых, что в них вселились души умерших. Но в действительности в них обитали бесы.
Увидев же Иисуса, бесноватый издали прибежал к Нему и спросил, что Ему, Сыну Божьему, до него и просил его не мучить. Иисус казал: выйди дух нечистый из сего человека. И спросил, как тебе имя? И тот сказал в ответ: легион мне имя, потому что нас много.
Паслось же на той горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря, пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тот час позволит им это. И нечистые духи вошли в свиней, и устремилось стадо с крутизны в море — а их было около двух тысяч — и все потонули в море. А сам гадаринский бесноватый после изгнания бесов начал спокойно разговаривать с Христом. В таком виде его и нашли сородичи.
Иисус изгонял бесов во все время своей проповеди на земле, избавив от нечистого духа даже дочь язычницы, которая признала в Нем Спасителя. Неудивительно, что очень скоро у Иисуса появляются подражатели. Его ученики рассказывают Иисусу о человеке, который именем Его изгоняет бесов. Иисус успокаивает их тем, что никто, совершивший чудо именем Его, не может злословить Его. А вскоре 70 его последователей, у которых прежде не было никакой власти изгонять бесов, обнаружили, что бесы повинуются и им.
После крестной смерти Иисуса Христа сила его имени настолько возросла, что некоторые из скитавшихся иудейских заклинателей стали призывать Его имя в ритуалах при изгнании нечистой силы, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует». Но тут злой дух не дал себя провести, ответив: «Иисуса знаю, и Павел мне известен. А вы кто?».
Дело апостолов продолжили великие русские святые. Так, Сергий Радонежский исцелил бесноватого боярина, который жил недалеко от Лавры. Знатного человека так сильно мучили демоны, что он разрывал прочные цепи, кусал домочадцев и убегал в пустынные места. Его не могли удержать даже десять сильных мужчин. Домой его возвращали, когда он окончательно ослабевал.

Святой Сергий Радонежский

Когда его, связанного, повезли в Лавру, бес начал выть: «Куда вы меня везете! Горе! Горе мне!». Узнав о приближении бесноватого, о. Сергий приказал бить в било, собрал монахов и начал служить молебен. Когда боярина ввели в монастырь, святой вышел к нему с крестом в руке и перекрестил. Тот отскочил и стал валяться в луже, крича, что его «жжет пламя». После окончания молебна он исцелился, обрел разум и начал разговаривать. Он несколько дней провел в Лавре, исповедался, причастился, возблагодарил Бога за спасение и уехал домой здоровым.
В Житие святого встречается и случай исцеления одержимого юноши, но случай этот произошел уже по кончине святого. Одержимый юноша убегал в лес, скитался по оврагам. Чтобы исцелить его, монахи сковывали его и приводили ко гробу святого. При виде мощей юноша начинал биться об пол и выть. Но однажды Господь услышал молитву Преподобного, и юноша исцелился у гроба святого. После изгнания бесов он остался жить в монастыре, шил одежду для монахов.
Еще одним святым, прославившимся изгнанием бесов, стал Иоанн Кронштадтский, живший в конце XIX века. По рассказу очевидца, в 1882 году в храм завели огромного мужчину, которого еле удерживали. Тот выл, кричал петухом, изо рта шла пена. Отец Иоанн накрыл его епитрахилью и начал молиться. Бесноватый упал на колени и затих. После того как о. Иоанн перекрестил его, он спокойно встал и поклонился.
Осторожно — отчитка!
В Православии совершенно справедливо считается, что человек может стать одержимым злыми духами — превратиться в своеобразный «сосуд» для одного или даже нескольких поборников дьявола — из-за некоторых неблаговидных деяний. К ним относятся гадания, общение с ворожеями, экстрасенсами и любыми другими людьми, которые предлагают наладить связь с потусторонними силами. Открывая невидимые двери в другой мир, человек тем самым делает свою душу уязвимой перед кознями бесов.
Заметить одержимость в обычной жизни можно только в случае каких-то крайних проявлений. Обычно же она обнаруживается, когда человек приходит в храм Божий. И вот тут ответ на мнение о том, что никакой одержимости вовсе не существует — дескать, есть «обычные» психические заболевания. Заболевания-то, конечно, есть, но они проявляются в обычной жизни, тогда как одержимость чаще всего обнаруживается как раз в храме Божьем. Это может произойти прямо во время богослужения. Бес внутри человека начинает реагировать на окропление святой водой, слова молитв и песнопений, осенение крестом и другие моменты службы. Бесноватый при этом ведет себя неадекватно и несообразно месту, в котором находится. Он начинает клясть Церковь, изрыгать ругательства, рычать, выть, трястись, кататься по полу и т.д.
После того как бесноватость проявилась, и проводится ритуал экзорцизма. Проводить его может только священник, находящийся на верхних ступенях совершенства и подвижничества. Ритуал заключается прежде всего в чтении молитв над бесноватым, который сам произносить слова Святого Писания не способен (этому противостоит вселившийся в него дух). Саму процедуру изгнания бесов в православии называют «чином отчитки» от слова «читать» молитву.
На отчитку страждущего от бесов человека нужно обязательно привести с надетым на него нательным крестом. День перед службой ему следует поститься. На отчитку не допускаются некрещеные люди. Во время службы одержимого священник обильно окропляет святой водой и окуривает ладаном. После этого он читает над ним определенные молитвы. Делать это необходимо крайне сосредоточенно, всей душой призывая Бога и веруя в его благословение. Каждое слово, произнесенное во время этой процедуры, очень важно. Да и сам экзорцизм считается особой миссией, своеобразным послушанием с немалым риском — ведь священнику приходится «соприкасаться» с далеко не слабыми злыми силами.
На протяжении всей отчитки священник читает Библейские тексты и молитвы, крестит и окропляет святой водой бесноватого, пока тому не становится лучше. Отчитка может продолжаться довольно долго, иногда пару часов, пока бес не покинет тела страждущего.
К сожалению, относительно недавно у нас появилось младостарчество, появились монахи, которые будто бы «на раз» изгоняют бесов. Вы могли такие «изгнания» видеть на кадрах в «ютубе». Одержимые кувыркаются по храму, их бьют Библией, они вопят на незнакомых языках, понося Бога. И они годами ходят на эти так называемые отчитки. Но каждый, кто читал Евангелие, помнит, что бесы выходили из людей по первому приказу Христа или апостолов. Тут же на отчитках люди годами катаются по церковному полу, между свечей, под иконостасом. Конечно, это явное проявление бесноватости, но одновременно происходит и глумление над храмом Божьим.
Мы смиренно стоим в храме, каждый со своими благодарностями, проблемами, просьбами, возжигаем свечи. И тут же кувыркается бесноватый. И находятся батюшки с благословения некоторых епископов, которые это одобряют. И вот, кувыркается рядом с вами человек. Батюшке из него беса выгнать, извините, люди добрые, никак не получается.
Не случайно так называемая «отчитка» в Православной Церкви приветствуется не всеми. Многие представители Русской Православной Церкви высказываются против массовых отчиток. Священнослужители считают, что сейчас очень трудно найти священника, обладающего способностями к изгнанию злых духов. Да, такие обряды сейчас проводят так называемые «младостарцы», но они могут нанести непоправимый вред и своей душе, и душе людей, присутствующих на таком обряде.
На отчитке изгоняет бесов не священник, он обращается к силам свыше, поэтому молодые священники и те, кто не обладает таким даром, не могут приближаться к столь серьезному делу. Православный храм, в котором проводится обряд, должен закрываться на весь день. Там могут находиться только прихожанин, над которым совершается обряд, и священник или священники, которые допущены к проведению обряда.
Уповая на Бога
Власть Бога — безгранична и не имеет никакого предела. Если сравнить ее с властью человека, то власть человека оказывается зыбка и неустойчива. Человек может потерять власть в мгновение ока. В то время как власть Бога не зависит ни от каких обстоятельств. О крахе власти Ирода сказано в Писании: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:21—23).
Если мы хотим видеть свою жизнь спокойной и счастливой, то должны покориться, подчиниться незыблемой власти Создателя, только тогда наша жизнь может обрести стабильность и устойчивость.
С другой стороны, никакая форма человеческой власти, человеческого правления не может обеспечить для населения абсолютную безопасность. Страшные теракты в Америке, в России, в Испании и Израиле показывают, что никто, находящийся под управлением человеков, таких же, как и он сам, не может чувствовать себя в полной безопасности. Сейчас сидишь, смотришь ТВ, а завтра ты просто каша вперемешку с бетоном. Не случайно в Писании сказано: «…Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл. 8:9). И только Власть Бога всегда преследует и обеспечивает для человека, подчинившегося этой власти, счастье, благополучие и безопасность.
Что же до бесноватости, то заметим: бесноватый человек не является личностью, которая всецело подпала под влияние сил зла. Злые духи могут воздействовать на наше разумение, мысли и чувства, но всецело соединиться с нашей душой они не в состоянии. Она для них остается недоступной. Святитель Иоанн Златоуст считал, что бесноватость нисколько не может препятствовать нормальной и христианской жизни. Он писал знакомому Стагирию, который был одержим бесами: «Не правду ли говорил я, что твое уныние есть только следствие предубеждения… Скажи мне, какая польза не быть бесноватым, если при этом жизнь будет оставлена в пренебрежении? И какой вред от беснования, если при этом образ жизни будет строг и благоустроен? Но ты, может быть, стыдишься и краснеешь, когда демон низвергает тебя в чьем-либо присутствии? Это происходит по той причине, что ты судишь о деле по мнению толпы, а не по благоразумию… Если бы твои припадки происходили от пьянства, тебе следовало бы стыдиться и унывать; тогда вина была бы произвольная, но если они происходят от насилия другого, то стыдиться должно не тому, кто терпит, но тому, кто делает обиду и насилие»
По мнению святителя Иоанна Златоуста, грех, рожденный свободным произволением грешника, намного опаснее неконтролируемого беснования.
И все же бесноватость — это проблема, которую сам бесноватый для себя решить не может. Здесь нужна помощь Божия! Но с другой стороны, как следует из высказываний святителя Иоанна Златоуста, одержимость греховная — хуже любых форм одержимости-беснования. Ибо грех есть сознательное служение злу (дьяволу), а бесноватость — насильственное воздействие злых сил на человека. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил…» (1Ин.3:8).
Мы не всегда понимаем, до какой степени дьявол и его ангелы (бесы) боятся Бога. Они чувствуют полную зависимость от Создателя и, хотя ненавидят праведность и святость, не могут противиться Творцу ни в чем. Их свобода — это свобода испытывать нас, для чего Господь и попускает им приближаться к нам. Но при этом есть всегда пределы, через которые бесы перешагнуть не могут.
Бесноватые — это не несчастные люди, они не несчастнее нас. У каждого из нас есть свои слабости. Все эти слабости преодолимы. Но преодолимы не сами. Для этого нужно обращаться к Господу.
…В житиях очень многих святых — живших и в древние времена, и почти наших современников, есть сотни, если не тысячи рассказов о том, как этим праведникам досаждали бесы. Праведникам! И даже им совсем не просто было бороться с нечистой силой. И все-таки праведники побеждали. Чистотой своих помыслов. Молитвой. Верой. И упованием на Господа…