Апостольская церковь разделенного народа

Храм в честь Пресвятой Богородицы («Сурб Аствацацин») в Новосибирске

Армянская Апостольская церковь — одна из самых древних христианских церквей. Эта церковь отличается и от православия, и от католицизма, и именно она помогла армянскому народу выжить во время несметного количества испытаний
Веру принесли апостолы
Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что христианство принесли в Армению два апостола из 12 учеников Христовых. Еще в I веке апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились первые христианские общины. Однако, по преданию, ко Христу армяне обратились буквально сразу после рождения Спасителя.
По преданию, в ночь рождения Христа одним из трех волхвов, пришедших в Вифлеем для поклонения Господу, был Гаспар с земли Армянской, который стал очевидцем и вестником рождества Спасителя.
Другая легенда гласит о том, что когда армянский царь Абгар был неизлечимо болен, он прослышал о проповедях Христа, о чудесах Его, когда хромые начинали ходить, а слепые прозревали. Царь поверил в то, что это Господь, и, послав своих делегатов к Нему, приглашает жить у него, подальше от преследований иудеев.
Иисус не принял приглашение армянского царя, но обещал отправить к нему одного из своих учеников. Предание гласит, что Христос посылает Абгару платок с Его Нерукотворным ликом, при помощи которого царь излечивается от болезни. Нерукотворный лик становится святыней армянского народа.
После Вознесения Господа, в соответствии с Его обещанием, в Армению приходит апостол Фаддей, первой остановкой которого был город Эдесса — резиденция царя. Абгар принимает апостола как посланника Божия. Фаддей проповедует прямо во дворце и получает разрешение на проповедование среди народа, собирая большое количество последователей.

Апостол Фаддей

После переписки царя Абгара и сына сестры царя Санатрука Фаддей отправляется в Армению, откуда и начинается история просвещения армянского народа. В Армении апостол добирается до провинции Артаз, где встречается с царем Санатруком. Проповедям Фаддея внимают многочисленные верующие. Среди них и дочь Санатрука Сандухт.
Царь Санатрук испытал сильное сопротивление князей своего двора, и ему не хватило смелости признаться в своей христианской вере. Он убеждает и дочь отказаться от веры, однако даже заточение не может сломить ее волю. По приказу Санатрука у села Шаваршаван апостол Фаддей и дева Сандухт были умерщвлены. На месте их гибели построен монастырь Святого Фаддея.
На пути освобождения от языческого мрака армянский народ удостоился проповедей еще одного ученика Христа — апостола Варфоломея, о котором в Евангелие Христос говорит: «Вот истинно израильтянин, в котором нет лукавства», и который первым из товарищей признал Христа Господом: «Ты Сын Божий», за что получил имя Нахадаван (первый исповедник).
После проповеди в Иране апостол Варфоломей пересекает границу Армении в провинции Гохтн. Отсюда переходит в Араратскую область, где на одном из холмов Арташата встречает апостола Фаддея. На этом месте теперь стоит крест Отьяц (крест остановки). Отсюда Варфоломей отправляется в провинции Гер и Зареванд, затем останавливается в местечке Агбак Андзевской провинции. Здесь Варфоломей встречает сестру царя Санатрука Вогуи, которая, услышав проповедь Евангелия, обращается в христианство.
Санатрук посылает военачальника Терента к сестре с приказом отречься от новой веры, однако сам военачальник принимает христианство и крещение. Варфоломей, Терент и храбрая монахиня Вогуи предстают перед судом, где, не поддаваясь пыткам, открыто признают свою веру в Христа, за что принимают мученическую смерть. Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, Баку, на месте Девичьей Башни. Ранее на месте башни стояла христианская церковь.
На гробнице апостола Фаддея впоследствии сооружается монастырь, и в провинции Агбак до сих пор стоит монастырь Святого Варфоломея. Святые гробницы первых просветителей Армении являются лучшими свидетелями того, что Армянская Церковь была учреждена апостолами.

Апостол Варфоломей

Апостол Фаддей в средневековой армянской живописи изображается с копьем в руке, тем самым, которым был пронзен Иисус на кресте. Святой Гегард (копье) хранился в монастыре Айриванк. Сейчас хранится в музее Эчмиадзина.
Апостол Фаддей принес в Армению и благословенный Христом елей, из которого и было вначале приготовлено святое миро, передаваемое из века в век.
Апостол Варфоломей, который не присутствовал при кончине Богоматери, получает портрет Марии и приносит с собой в Армению чудотворное изображение Пресвятой Богородицы. Икона хранится в местечке Дарбноц Кар (камень кузнецов), где позже был построен монастырь Душ (Огьяц ванк).
Хайр Мер, да светится имя Твое…
Армянская церковь относится к группе дохалкидонских древневосточных православных церквей. В богослужении используется армянский обряд. Первым епископом в Армении, поставленным непосредственно апостолами, признан Закария. Крещение Армении произошло в 301 году. Армения — первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии.
Исторически церковь всегда играла важнейшую роль в истории Армении и порой возлагала на себя обязанности политического и духовного руководства. В подобной двойной роли авторитет главы церкви – католикоса — достиг высшей степени. На протяжении веков в Армении и за рубежом армяне считали католикоса не только главой церкви, но и представителем всего армянского народа.
В ведении Католикоса Всех Армян состоят все епархии в пределах Армении, а также большинство епархий по всему миру. Католикос имеет абсолютные полномочия совершать таинства. В его компетенцию входит рукоположение епископов, освящение святого мира, благословение новых законов и новых праздников, основание новых епархий и т. д. Католикос избирается Церковно-Национальным Собором пожизненно.
Епископ — управляет епархией. Его отличают епископский посох, перстень на мизинце правой руки, а также наперсный крест-панагия, украшенный драгоценными камнями. Епископ может рукополагать священников. Епископы рукополагаются католикосом и избираются только из числа безбрачных священников, имеющих ученую степень. Из числа особо выдающихся епископов выбираются архиепископы и патриархи. Титул архиепископа в Армянской Церкви, в отличие от других Церквей, только почетный: он не дает никаких преимуществ перед другими епископами.
Священники в армянской церкви делятся на женатых и безбрачных. Женатый священник, прежде чем стать служителем, должен состоять в браке не менее года и иметь ребёнка. Священник-вдовец может принять монашество или жениться во второй раз. Безбрачный священник (иеромонах) сразу после рукоположения дает обет безбрачия и надевает «вегар» (особый головной убор) как символ отречения от мира.
Саркаваг (дьякон) — сослужит в таинствах.
В Армянской церкви служители могут получить ученую степень, которая присваивается только безбрачному духовенству. Ученые степени подразделяются на вардапет (архимандрит, кандидат наук) и тцайрагуйн вардапет (протоархимандрит, доктор наук). Отличительным атрибутом духовенства с ученой степенью является жезл в виде двух змей, обвивающих друг друга, что символизирует мудрость, право учить и проповедовать. В Армянской церкви ступени архимандрита и протоархимандрита являются не должностными, а учёными степенями.
Армянская апостольская церковь в целом живёт по григорианскому календарю, но общины в диаспоре, на территории церквей, использующих юлианский календарь, по благословению епископа могут жить и по юлианскому календарю. Армянская церковь отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления.
Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты армяне соблюдают так же строго, как православные, но праздников у них меньше. Главной молитвой в Армянской церкви является Хайр Мер («Отче наш»), она читается на древнеармянском языке. Армяне (как и католики) осеняют себя крестным знамением слева на право, а не справа налево. Крестятся, однако, тремя перстами. А затем прикладывают руку к сердцу.
Армянский крест с его знаменитыми «ласточкиными хвостами» отличается от крестов других христианских вер. В армянском христианстве крест считается символом жизни, потому на нем редко увидишь распятие. Чаще — растительный орнамент. В армянских храмах мало икон, стены могут украшать картины, отсутствует иконостас. Все богослужение совершается на глазах прихожан. Сам обряд может сопровождаться звучанием органа.
С XI века по сей день литургия в армянской церкви остается практически неизменной, а церковная музыка и пение восходит к началу XI века. Вся церковная служба, кроме проповеди, проводится на классическом армянском языке — грабаре. Проповеди, как правило, краткие и считаются менее важными, нежели литургии.
Хлеб в Армянской апостольской церкви при совершении евхаристии по традиции используется пресный. Вино при таинстве евхаристии используется цельное, не разбавленное водой.
Одной из обрядовых особенностей Армянской апостольской церкви является матах (буквально — «поднести соль»), представляющий собой форму милостыни в виде благотворительного обеда. Смысл матаха заключается в принесении дара Богу в виде оказания милости бедным, а не в жертвоприношении. Матах может совершаться по разным поводам, чаще — как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Однако матах может устраиваться и в виде общественной трапезы членов прихода по случаю больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.
Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется мясо животного. Для матаха закалывают быка, барана или домашнюю птицу. Мясо варится в воде с добавлением освящённой соли. Его раздают бедным или устраивают трапезу у себя, причём мясо не должно оставаться на следующий день. Так, мясо бычка раздают в 40 домов, барана — в семь домов, петуха — в три дома.
Эчмиадзин стал резиденцией католикосов Армении с основания Армянской церкви. Письменные источники, повествующие о развитии христианской общины Армении первых веков, довольно редки. Однако известный апологет христианства Тертуллиан (155—220 годы) называет Армению в числе стран, где имелось значительное количество христиан.
Принятие христианства стимулировало появление национальной письменности, необходимой для перевода Библии и другой христианской литературы. При католикосе Сааке Партеве был созван церковный собор, на котором приняли решение о создании армянского алфавита. В результате продолжительной работы архимандрит Месроп Маштоц создаёт армянский алфавит в 405 году и вместе с учениками переводит Священное писание на армянский язык. Месроп Маштоц и переводчики Святого писания причислены Армянской церковью к лику святых. Ежегодно отмечается день Святых Переводчиков.
От Халкидона до геноцида
В 451 году на Халкидонском соборе, согласно томосу папы Льва I Великого, было принято новое вероопределение о «двух естествах» Христа. Армянская церковь находилась тогда в кровопролитной войне с Персией и не могла принимать участия в диспутах. Когда Армения вышла из войны, то оказалось, что единства в христологических вопросах нет. После многовековых попыток выработать общее понимание Армянская церковь так и не приняла определение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Армяне отказались принимать решения Собора лишь в виду отсутствия на оном их представителей и де-юре уклонились в монофизитство. Монофизитство — это учение о том, что в Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь.
В течение столетий армянское государство выбирало между Востоком и Западом, между Византией и Римом, а к концу XVIII века армянские общины Северного Причерноморья оказались в составе Российской империи в результате продвижения её границ на Северном Кавказе. С началом Русско-персидской войны тифлисский епископ Нерсес V Аштаракеци способствовал созданию армянских добровольческих отрядов, которые внесли немалый вклад в победы русских войск в Закавказье. В 1828 году по Туркманчайскому договору Восточная Армения вошла в состав Российской империи. Деятельность Армянской церкви на территории Российской империи протекала в соответствии с особым «Положением» («Сводом законов Армянской Церкви»), утверждённым императором Николаем I в 1836 году. Армянской церкви дали название «Армяно-григорианская церковь», указывая на её разночтения с византийским православием.
Одновременно значительная часть армян проживала в Османской империи под началом Константинопольского патриарха, и турецкие власти всячески стремились поставить его под свой контроль. И хотя Армянская церковь оказалась политически разделенной, Католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине продолжал оставаться общепризнанным духовным главой Армянской церкви.
В годы Первой мировой войны Армянская церковь в Турции понесла потери вместе со всем армянским населением страны. Массовые избиения армян происходили с конца XIX века, а в апреле 1915 года начался геноцид. В Османской империи армяне официально относились к людям второго сорта — «зимми». Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.
Первая волна массовых убийств армян на территории Османской империи прошла в 1894—1896 годах. Сопротивление армян попыткам курдских вождей обложить их данью обернулось массовыми расправами. Их жертвами стали от 50 тысяч до 300 тысяч армян.
Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну всё громче стали звучать лозунги о противостоянии «неверным». В ноябре 1914 года был объявлен джихад. Одним из противников Османской империи в войне была Россия, на территории которой проживало большое количество армян. Власти стали рассматривать собственных граждан армянской национальности как потенциальных предателей. Такие настроения крепли по мере неудач на фронте. После разгрома, учинённого русскими войсками турецкой армии в январе 1915 года под Сарыкамышем, один из лидеров младотурков Энвер-паша заявил, что поражение стало результатом армянской измены.
Правительство решило провести массовую депортацию армян в пустыню, где люди были обречены на смерть. 30 мая 1915 года меджлис Османской империи утвердил «Закон о депортации». Тактика депортации заключалась в отделении взрослых мужчин, которые вывозились из города в пустынные места и уничтожались. Молодые девушки-армянки передавались в качестве наложниц мусульманам или просто подвергались массовому сексуальному насилию. Стариков, женщин и детей гнали колоннами в пустынные районы. Тех, кто падал без сил, убивали на месте. Практически сразу депортации превратились в массовые убийства армян.
Огромную роль в расправах над армянами сыграли военизированные формирования «четтес» — преступников, специально освобождённых для участия в массовых расправах. В одном только городе Хынысе, большинство населения которого составляли армяне, в мае 1915 года было убито 19 тысяч человек. Жертвами расправы в городе Битлисе в июле 1915 года стали 15 тысяч армян. Людей резали на части, приколачивали к крестам, сгоняли на баржи и топили, сжигали живьём.
Общее число жертв геноцида армян по сей день не установлено. Наиболее часто звучат данные о том, что с 1915 по 1918 годы в Османской империи было уничтожено от миллиона до полутора миллиона армян. Те, кто уцелел, массово покидали родные земли. По разным оценкам, в Османской империи к 1915 году проживало до четырех миллионов армян. В современной Турции — от 40 до 70 тысяч армян.
Духовенство полностью разделило судьбу народа. Преобладающее большинство епархий Константинопольского патриархата прекратило существование.
Это суровое испытание, как нам кажется, в какой-то степени мобилизовало ресурсы такого талантливого народа как армяне. В диаспорах самых разных стран выросли сотни и сотни выдающихся деятелей искусства, науки, спорта. Их перечень — бесконечен. Великий американский писатель Уильям Сароян, режиссер Вахтангов, изобретатель цветного телевидения Ованес Адамян. Создатель банкомата Лютер Джордж Симджян. Основатель современной пластической хирургии В. Казанчан. Теннисная звезда Андре Агасси. Один из ведущих экономистов ХХ столетия Армен Алчиан. Чемпион мира по шахматам Т. Петросян. Изобретатель суперкомпьютеров Б. Бабаян. Певец Шарль Азнавур. Американский астронавт Джеймс Багаян.
У нас на родине прославились композиторы Э. Хачатурян, М. Таривердиев и А. Бабаджанян. Маршал Баграмян и адмирал Исаков (Тер-Исаакян), писатель Сергей Довлатов, политик Анастас Микоян, авиаконструктор Микоян, в честь которого назван вертолет МИ. Среди армян — 106 Героев Советского Союза! Правда, сами армяне шутили, что, мол, как же можно было не давать им это звание, когда эскиз Золотой звезды Героя сделал знаменитый архитектор Мирон Мержаков (Мержанян)? С юмором у армян, несмотря на всю их трагическую судьбу, вообще все в порядке. Не случайно в СССР были так распространены анекдоты «У армянского радио спросили…» Заметьте, у армянского, а не у литовского или грузинского. И сейчас в России с блеском работают десятки артистов юмористического цеха. Не будем называть — сами знаете.
А вот о ком знают гораздо меньше, так это о Геворге Вартаняне и его супруге Гоар. Почти полвека они провели за границей как разведчики-нелегалы, работающие в ста (!) странах. При их активном участии было предотвращено покушение в Тегеране на Сталина, Черчилля и Рузвельта.
Церковь из Конституции
Как и другие церкви, Армянская апостольская церковь неоднозначно отнеслась к революции 1917 года. С утверждением советской власти в Закавказье в 1920 году Армянская церковь заняла вынужденно-лояльную позицию по отношению к советскому государству. Тем не менее, на неё, как и на все другие церкви в СССР, обрушились репрессии. В 1922 году был издан декрет о национализации имущества Армянской апостольской церкви. С 1928 года в Армении развернулась активная антирелигиозная пропаганда. Всё это привело к резкому сокращению сферы её деятельности.
К давлению со стороны советской власти прибавились обвинения в адрес руководства в сотрудничестве с большевиками со стороны дашнаков. Дело не ограничилось словесными упреками. 24 декабря 1933 года в США член партии Дашнакцутюн убил прямо во время богослужения архиепископа Леона Туряна, назначенного эчмиадзинским католикосом примасом Восточной Епархии в США.
С началом Великой Отечественной войны Армянская церковь организовала сбор помощи на оборону страны. Местоблюститель Эчмиадзинского престола архиепископ Геворг Чорекчян в 1944 году передал Красной Армии танковую колонну «Давид Сасунский», сформированную на собранные пожертвования.
В конце войны, в связи с изменением отношения к религии в СССР, в Армении впервые состоялся Национально-церковный собор ААЦ, на котором представители армянских епархий всего мира избрали Католикосом всех армян Геворга VI. Начавшаяся после
войны массовая репатриация армян в СССР также положительно сказалась на отношении государства к ААЦ.
Успешной была деятельность католикоса Вазгена I (1955—1994). Авторитет, которым он пользовался как в самой Армении, так и среди армян диаспоры, позволил ему осуществить ряд программ по обновлению церковной жизни. Перемены стали особенно явными с началом в СССР перестройки, в атмосфере резко возросшего национального самосознания, связанного с Карабахским движением. В конце 1980-х годов Армянская церковь постепенно вернула в общественном сознании подобающее ей культурно-историческое значение. Велика оказалась её роль в ходе ликвидации последствий землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года, унёсшего десятки тысяч жизней. По призыву Церкви из её зарубежных епархий поступили средства на помощь пострадавшим и на восстановительные работы.
Несмотря на разногласия и торжественное отречение священнослужителей церкви при их посвящении в сан от определений Халкидонского Собора, Армянская церковь в целом воспитывает мирян в духе единства с православными церквами, а многие священнослужители получили духовное образование в учебных заведениях РПЦ.
Конституция Армении гласит: «Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа».
Время собирать камни
Армяне — один из самых разделенных народов на планете. И все-таки им удалось сохранить свою культуру, язык, историю и веру благодаря национально-культурным общинам. В Новосибирске также существует община армян. В 1993-м году ее стараниями был создан Армянский благотворительный общественно-культурный центр (АБОК-центр).
К 2000-летию Рождества Христова в Первомайском сквере Новосибирска был установлен крест-камень «Хачкар» из армянского туфа. Этот памятник стал как бы мостиком, который связывает Сибирь и Армению. С 2005-го года в городе действует армянская воскресная школа, где учат армянскому языку, литературе, истории, музыке, танцам.
Армяне свято верят в то, что Церковь является непосредственным источником связи между Богом и человеком. Строительство храмов и духовных центров армянской культуры всегда было делом всей общины. И в 2007 году было решено начать строительство армянской церкви в Новосибирске.
В октябре 2007 года мэрия выделила общине земельный участок для строительства храма Армянской Апостольской Церкви. Стоит отметить, армянские церкви, построенные в конце ХХ века по всему миру, сочетают в себе армянское классическое зодчество, чьи каноны отрабатывались веками, с элементами современной архитектуры. При обсуждении идеи церкви в Новосибирске были предложены разные варианты. И в итоге решили заказать проект будущего храма в Армении — у известного архитектора Гагика Арутюняна.
По поручению общины руководство строительством было доверено Бангдасару Багдасаряну. В течение восьми лет он ежемесячно отчитывался на собраниях общины о ходе работ, и даже свое 70-летие встретил на стройке.
Здание храма в честь Пресвятой Богородицы («Сурб Аствацацин») возвели в Заельцовском районе Новосибирска, недалеко от храма во имя святого мученика Евгения. Армянскую церковь трудно спутать с русскими православными храмами. Аскетичное здание с конусообразным куполом. Как и все армянские храмы, оно облицовано армянским туфом — пористой сцементированной горной породой, который придает стенам непривычно темный, но благородный оттенок. Такого туфа в Сибири нет, и камень привозили из Армении.
На освящение храма Армянской Апостольской Церкви собрались прихожане и прибывшие на торжество официальные лица, в числе которых были губернатор А. Травников, мэр Новосибирска А. Локоть, Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Церемонию освящения возглавил Католикос всех армян Гарегин II, который специально для этого прибыл в столицу Сибири. После совершенного чина освящения Гарегин II сказал:
— Мы благодарны Богу, что наши благоверные чада, обосновавшиеся в Российской Федерации, прикладывают усилия, дабы возводить здесь свои храмы. Сегодня на территории России возвели 44 храма, в которых наши чада возносят свои молитвы. Молятся о Российской Федерации и ее боголюбивом народе, чтобы Господь всегда хранил Российское государство. Молятся, чтобы твердыми и незыблемыми были дружба и братство наших стран и наших народов.
Митрополит Тихон, взойдя по приглашению Патриарха Армянской Апостольской Церкви на алтарь, произнес ответную речь. Сначала он отметил, что все присутствующие прикоснулись к великому обряду освящения нового храма. Владыка признался, что с радостью воспринял известие о прибытии Католикоса всех армян Гарегина II. В свое время будущий Патриарх Армении и будущий Митрополит Новосибирский и Бердский вместе учились в московских духовных школах.
«Мы со Святейшим Патриархом уже люди в возрасте, но наша дружба, которая началась 40 лет назад, продолжается, и мы также полны истинных братских чувств друг к другу. Это говорит и об отношениях Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью», — сказал владыка Тихон.
Деньги на строительство собирали местные бизнесмены — выходцы из Армении. Раньше для крещения или венчания по национальным традициям армянам из Новосибирска нужно было ехать в село Сосновка Кемеровской области — там ближайший храм. Теперь и в Новосибирске есть армянская церковь, освященная самим католикосом.