Трясение Земли и душ человеческих

Византийская монета с изображением императора Льва III Исавра

В Православной Церкви множество праздников. Двунадесятые (Господские и Богородичные), подвижные (переходящие, когда дата праздника меняется, например, Пасха) и неподвижные (когда дата фиксирована, как, например, дата Рождества), общие и местные (престольные, храмовые или в честь местночтимых икон и святых). Праздники делятся также на великие, средние, малые и вседневные. Почти все эти церковные торжества посвящены особому воспоминанию священных и особо чтимых событий (вход Господень в Иерусалим, Покрова Пресвятой Богородицы), чудотворным иконам, святым. Но даже при всем разнообразии православных праздников этот кажется — необычным. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (Константинополь, ныне Стамбул) в 740 году. Это событие Церковь вспоминает 8 ноября
Служба трясению
Речь идет о службе трясению, воспоминанию сильного землетрясения, бывшего в столице Византии Константинополе при императоре Льве Исавре в 740 году. Воспоминание великого и страшного трясения — так написано про эту службу в Минее.
Тектонические или вулканические процессы, происходящие в земной коре, вызывают землетрясения естественного происхождения. Бывают землетрясения и искусственные, причины которых — деятельность человека (взрывы, заполнение водохранилищ или обрушение полостей, оставшихся в результате горных выработок). Но еще с библейских времен любые стихийные бедствия: землетрясение, потоп, засуха и прочее — рассматриваются как происходящие по воле Божией. Это может быть как попущением, так и необходимым средством для вразумления грешников. Они часто сопутствуют явлениям Бога, а в последние времена предстают как подготовительные акты Суда Божия над миром. Землетрясением также сопровождалась смерть на Кресте Иисуса Христа: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Евангелие от Матфея 27:50-52) и Его Воскресение: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Матфея 28:1-3). Естественным ли было землетрясение во время смерти Иисуса на Кресте или чудесным — не так уж и важно. Важно, что Земля (а, может, и вся Вселенная) содрогнулась от самого факта убийства своего Создателя.
Но вернемся ко времени землетрясения в Царьграде и к личности императора, который правил Византией в то время. Лев III Исавр, основатель Исаврийской династии, оставил яркий след в истории государства. Ему были присущи как яркие победы, так и взвешенная внутренняя политика. Лев остановил кризис империи, и при нем Византия стала отвоевывать земли, потерянные из-за арабского нашествия. В его правление была выпущена «Эклога», новая кодификация византийского права. Но этот император был родоначальником страшной ереси, которая сотрясала империю более ста лет. Иконоборчество – это, пожалуй, одна из переломных эпох в истории Византии, и именно с этого императора началась эта страница истории государства. Историки потом, конечно, находили для возникновения иконоборчества множество причин социальных, но несомненно, что основную роль в начале движения иконоборцев сыграли личные качества императора и, прежде всего, его восточное происхождение, а природное упрямство василевса не дало возможности отступить от задуманного.
Бог показал своим грозным явлением всю неправду императора. 26 октября (8 ноября) 740 года в Византии произошло мощнейшее землетрясение, которое затронуло многие города империи, но наибольший урон понесла столица — город Константинополь. Многие здания в городе были разрушены, в том числе в руинах оказались многие из церквей. Рухнула часть башен Феодосиевой крепостной стены, защищавшая город от нашествия варваров.
От землетрясения произошло мощное волнение на море, что привело к затоплению прибрежных городов и селений. Паника охватила жителей империи, и многие даже лишались жизни от того страха, который творился у них на глазах.
Во время этого страшного землетрясения совершались богослужение и крестный ход. Один отрок в вихре был поднят высоко в небо. Когда он таким же чудесным образом спустился на землю, то рассказал, что видел ангелов, которые пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!». Христиане, услышав об этом, присоединили к ангельскому пению слова: «Помилуй нас!», — и землетрясение прекратилось. В память избавления от этого бедствия были составлены тропарь и кондак, установлено общецерковное молитвенное вспоминание.
Василевс (император) ввел чрезвычайный налог с граждан на ремонт городских укреплений. Последствия стихийного бедствия устранили, но императорская подать дикератион («два кератия» — одна двенадцатая номисмы) осталась. Теперь укрепления стали содержаться казной, а не городскими магистратами, как было еще со времен античного Рима.
Служба в память этого трясения является уникальной для православного годового богослужебного круга. Нигде больше нет службы этому стихийному бедствию. Даже Большой Требник в последовании на случай землетрясения содержит богослужебный материал именно из этой службы — настолько это землетрясение отпечаталось в памяти византийцев.
Но не только этим интересен данный день. Покаянные тексты службы приводят нас к воспоминанию другого страшного трясения, сотрясавшего уже не Константинополь — Второй Рим, а Рим Третий — Москву, Санкт-Петербург и всю Российскую империю. Ведь именно вечером 25 октября (7 ноября) 1917 года произошло то событие, которое навсегда изменило ход истории и привело к падению великой империи. Речь идет об Октябрьском перевороте — Великой Октябрьской социалистической революции, как ее назовут в дальнейшем. И именно в день переворота, вечером, в храмах всей Российской империи служилось последование службы трясению, на котором читались паремии праздника — ветхозаветные чтения, призванные указать на ветхозаветные прообразы празднуемого события. Прислушаемся к этим чтениям, все уже было сказано:
«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» (Исаия 63:17).
«Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое» (Исаия 63:19).
«Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек»? И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь» (Иеремия 2:5-12).
Что это — пророчество, воспоминание о будущем? Еще ничего не случилось, но все уже было сказано. Воистину Господь ведает помышления человеческие и делает все для вразумления. «Имеющий уши слышать, да услышит» (Матфея 11:15 и 25:3).
От цезарепапизма — к иконоборчеству
Выше мы уже упомянули об иконоборчестве. Расскажем об этом подробней. Царь Лев III стремился в ходе своих военных кампаний не только подчинить империи территории, занятые арабами, но и распространить среди мусульман и иудеев христианство. При этом он считал, что императору допустимо вмешиваться в вопросы церковной жизни, римскому папе Григорию II он писал: «Я император и священник», выражая этим свои идеи цезарепапизма. Напомним, что в VIII веке церковь еще не была расколотой на католическую и православную. Она вся была православной. А папа римский не воспринимался еще западными христианами как «наместник Бога на земле». Папа римский был всего лишь римским патриархом, таким же православным, хотя богослужение внешне и отличалось, что было совершенно естественным.
В первые десять лет своего правления Лев не предпринимал энергичных действий в области церковной деятельности, известно лишь о его требовании в 723 году к евреям и секте монтанистов принять крещение. Лишь в 726 году, по свидетельству Феофана,
«…нечестивый царь Леон (Лев) начал говорить об уничтожении святых и досточтимых икон. Узнав о сем, Григорий, папа Римский, лишил его податей в Риме и прочей Италии и писал ему поучительное послание, что царю не должно вмешиваться в дела веры и изменять древние учения церкви, постановленные святыми отцами».
В этот же год произошло сильное извержение вулкана к северо-западу от Крита, и среди Кикладских островов образовался новый остров — это было воспринято Львом как знак Божьего гнева за «идолопоклонство», и он начал кампанию против иконопочитания. Здесь следует отметить, что наша планета живет еще и по своим природным законам, и не всегда полезно трактовать нам, грешным людям, естественные события, ища в них знаки свыше. Царь Лев попытался и пришел к совершенно неправильным выводам.
Первым решительным действием стало снятие иконы Христа с ворот Халкопратии. В результате этого произошли столкновения горожан с солдатами: «Убили некоторых из царских людей, которые снимали икону Господа с медных ворот великой церкви; и многие за ревность к благочестию были казнены усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений, особенно люди, знаменитые и родом, и просвещением» (Хронография Феофана).
Иконы начали удалять с видных наружных мест, в церквях их поднимали повыше, чтобы народ не лобызал и не кланялся им. При этом из Собора Святой Софии в период правления Льва Исавра иконы не удалялись. Эти действия императора вызвали раздражение среди иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров — иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), к которым принадлежали, главным образом, духовенство и особенно монахи, массы простого народа и женщины всех классов общества, при уничтожении икон происходили схватки и побоища.
Население фемы Эллада и Цикладских островов под руководством военачальника Агаллианоса Контоскелеса подняло восстание. Был провозглашен новый император Косьма, мятежники двинулись на Константинополь, но были разбиты превосходящими силами Льва III.
Немало жителей внутренних частей империи бежали на окраины государства. Значительная часть итальянских владений Византии вместе с Равенной перешли под власть лангобардов. Венеция подняла восстание против иконоборчества и избрала своего главу Дожа, которого Льву III пришлось официально признать как ипата (византийский придворный титул, соответствующий латинскому титулу «консул»), чтобы начать договариваться через посредничество папы римского Григория II о совместной борьбе против лангобардов.

Гравюра «Иконоборчество»

Константинопольский патриарх Герман начал обличать Льва в ереси. Лев приглашал его на заседание Тайного совета (Silentium), но патриарх на вопрос об иконопочитании отвечал, что не согласен вводить что-либо новое в делах веры без вселенского собора. 17 января 729 года император пригласил патриарха на заседание верховного совета и вновь поднял вопрос об иконопочитании. Герман возражал против иконоборчества, но, не находя поддержки среди императорского окружения, сложил с себя патриаршую власть. Вместо Германа константинопольским патриархом стал иконоборец Анастасий, который подписал эдикт против почитания икон. Этот эдикт стал первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от церкви.
На западе о политике Льва стало известно от западных купцов, очевидцев снятия образа Христа с ворот Халкопратии. Папа Григорий II писал императору: «Прибыв на родину, они рассказали… о твоих ребяческих поступках. Тогда всюду стали бросать твои портреты на землю, попирать их ногами и уродовать твое лицо».
Папа в 727 году собрал в Риме Собор, подтвердивший законность иконопочитания. Отношения Византии с Западом значительно ухудшились. После захвата Равенны лангобардами византийские наместники увеличили налоги в Южной Италии, против чего выступил папа Григорий II. В ответ на послание патриарха Анастасия папа отверг эпитет «брата и сослужителя», который прилагал к нему патриарх, обличил его в ереси и под угрозой анафемы потребовал его покаяния и возврата к православию.
После смерти Григория II его преемник Григорий III занимал такую же твердую позицию. Он собрал в Риме Собор из 93 епископов, который постановил: «Впредь кто изымет, уничтожит или обесчестит и поругает иконы… да будет отлучен от церкви». На Востоке самым сильным противником иконоборчества в эту эпоху был знаменитый богослов Иоанн Дамаскин, написавший в 726—730 годы «Три защитительных слова против порицающих святые иконы».
Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев, опираясь на вой-ско и придворную аристократию, составлявших главный оплот партии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов — сокрушителей, сжигателей икон, как их называли противники), а также находивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до конца царствования поддерживал иконоборчество.
Дрожь Земли в датах и цифрах
Вернемся к землетрясениям. В истории известны многие страшные «дрожания Земли». Одно из них случилось 30 сентября 1139 года недалеко от Гянджа, занимающего второе место по величине, после Баку, города Азербайджана. В то время Гянджа — крупный ремесленный и торговый центр, стоящий на великом шелковом пути. Богатый Гянджа, с развитой инфраструктурой, крепостью для защиты в ночь под субботу превратился в развалины. Окрестные поселения, расположенные в горах, были сметены с лица земли, бесследно провалились в разломы. По свидетельству поэта Мхитара Гоша беда застала людей в постелях, под руинами погребено более 230 тысяч человек.
Почти миллион жертв принесло движение тектонических пород в январе 1556 года. Это был самый жестокий в истории человечества разгул глубинных сил земли. Бедствие нагрянуло в округ Шэнси и прилегающие провинции. От тектонических движений образовывались глубокие, шириной до 20 метров трещины, потоки воды с грязью и камнями сметали на своем пути все, и люди тонули в жидкой грязи. Величественные сооружения, жилые дома, храмы стремительно рушились, похоронив под обломками сотни жизней. Шэнси и провинции вокруг него, бывшие ранее густонаселенными районами страны, почти обезлюдели. Население сократилось почти на 60 процентов.
В 1755 году столица Португалии Лиссабон за минуты был уничтожен сокрушительными глубинными толчками. Солнечным утром праздничного дня
1 ноября белокаменные дома, величественные церкви обрушились и погребли под руинами жителей. Вслед за гибельными ударами на побережье обрушились высотой с трехэтажный дом волны цунами. Обезумевшие от страха люди искали и не могли найти спасения. Три мощнейших толчка превратили белокаменную красавицу столицу могущественной страны в прах. По оценкам современников жертвами стали около 100 тысяч португальцев.
28 июля 1976 года в городе Таншань случилось самое большое землетрясение в мире в ХХ веке. Глубокой ночью сильнейшие толчки, продолжавшиеся меньше минуты, уничтожили Таншань, превратив в пыль все строения, погубив спящих жителей. По разным данным жертвами трагедии стали от 250 тысяч до 800 тысяч человек. Через несколько часов колебания повторились, погубив тех, кто еще оставался в живых после первых ударов. В широкие и глубокие трещины проваливались целые поселения, транспорт, переполненный пассажирами поезд. Повторные толчки (афтершоки) продолжались до 1 августа.
18 апреля 1906 года подземная буря пришла в Сан-Франциско на рассвете, в 5:12. Практически все постройки были разрушены толчками или уничтожены вспыхнувшими пожарами. Жилье у многих было застраховано от пожара, но не от землетрясения, поэтому были случаи поджога полуразрушенного жилья его владельцами. Экономика потеряла от штурма недр свыше 400 миллионов долларов. Погибло более трех тысяч человек. Крова лишились 300 тысяч американцев.
7 декабря 1988 года полностью был стерт с лица Земли армянский Спитак и 58 сел и поселков. Сильно пострадал Ленинакан. Сила толчков составляла 9—10 баллов по 12-бальной шкале. По разным оценкам погибло до 170 тысяч жителей, более полумиллиона остались без крова, были вынуждены стать переселенцами. Беда пришла на половину территории республики с населением более 900 тысяч человек. Удары и разломы были такой мощности, что многоэтажные здания проваливались под землю до второго-третьего этажа и разваливались, как карточные домики. Более трети промышленных мощностей Армении было выведено из строя, остановлена Армянская АЭС, что вызвало перебои с энергоснабжением во всей республике.
Ранним утром 28 декабря 1908 года жители Мессина, красивейшего города Италии, были разбужены могучими подземными ударами, которые в одночасье сокрушили все строения. Но для разгулявшейся стихии этого показалось мало. От афтершока на дне Мессинского пролива образовались три огромные волны. Водные валы в три метра беспощадно обрушились на сушу и смыли с нее города и поселки. В страхе и панике несчастные искали и не находили спасения. Больше 200 тысяч человек погибло в результате стихийного бедствия. Власти не смогли организовать спасение пострадавших, попытки горожан самостоятельно оказать помощь гибнущим под руинами часто заканчивались трагически. Не имея навыков спасательных работ, добровольцы сами погибали под завалами.
Одно из самых тяжелых по своим последствиям землетрясений в истории Америки произошло 18—19 сентября 1985 года. В прибрежной полосе Мексиканского побережья на глубине 15 километров от земной поверхности находился эпицентр двух ужасных по своим последствиям катаклизмов. Столица Мексики, Мехико, — самый длинный город в мире. Основная атака стихии пришлась на центральные и северные, густонаселенные, части мегаполиса. Одни здания рухнули сразу, другие расшатывались и разрушались в течение дня. Под завалами погибли более пяти с половиной тысяч человек. Ущерб составил восемь миллиардов долларов.

Последствия землетрясения в Спитаке. Армения, 1988 г.

27 сентября 2003 года на Алтае произошло Чуйское землетрясение, третье по магнитуде среди всех землетрясений, произошедших в Российской Федерации в период с 1991 по 2020 годы. За последующие сутки сейсмостанции зарегистрировали ещё около 140 сейсмических толчков, наиболее сильные из которых были отмечены в ночь на 28 сентября 2003 и утром 1 октября 2003 года. В зоне землетрясения произошли многочисленные оползни, обвалы, образовались зияющие трещины. В Республике Алтай было повреждено 1 889 жилых домов, в которых проживало более 7 000 человек, а также 25 школ, 16 больниц, семь котельных. Практически полностью был разрушен поселок Бельтир.
Землетрясение ощущалось на расстоянии более 1000 километров от эпицентра. В частности, в Новосибирске интенсивность главного толчка достигала четырех баллов. Причем из-за интерференции сейсмических волн сила толчков первого удара в Новосибирске, удаленном почти на 700 километров от эпицентра, была местами выше, чем в Бийске и Барнауле.
И вот недавно, 30 октября сего года, в турецком городе Измир так же тряслась земля. Эпицентр находился в Эгейском море. Сильные подземные толчки могли ощущать жители Турции и Греции, но основной удар принял на себя Измир. В результате происшествия в городе обрушились десятки строений, погибли 114 человек…
Почему трясемся?
Каждый год на планете фиксируются многие тысячи землетрясений разной интенсивности. Большая их часть имеет слабое проявление и не выявляется без специальных приборов. Но несколько раз в году бывают серьезные подземные толчки, когда встряска земной коры достаточно интенсивна для разрушения наземных объектов. Поскольку наиболее мощные толчки происходят в пределах океанов, то при отсутствии цунами общественность не знает об их существовании. Но когда колебания охватывают сушу, явление становится катастрофическим, сопровождающимся огромными разрушениями и человеческими жертвами.
Землетрясением называют толчки в земной коре. Человеком они воспринимаются тем сильнее, чем мощнее колебание поверхности земли. Данное явление природы нередкое: оно отмечается каждый день в разных частях планеты. Подавляющее большинство крупных толчков фиксируется в Мировом океане. Если бы явление было характерно больше для суши, то количество человеческих жертв и разрушенных объектов выросло бы многократно.
Землетрясение можно назвать завершением процесса движения земных пород. Движение частей земной коры ограничено силой трения. Когда достигается максимум напряжения, породы резко сдвигаются с разрывом, сила трения переходит в энергию движения, в итоге земные колебания расходятся радиально. Точка разлома называется фокус, точка на поверхности земли над фокусом — эпицентр. Удаляясь от эпицентра, колебания постепенно ослабляются. Подземная волна может двигаться со скоростью до восьми километров в секунду.
Признаками землетрясения могут быть не только показания сейсмических приборов, но и специфические изменения в окружающей обстановке. Основными предвестниками землетрясений являются: беспокойное поведение домашних и диких животных (многие животные способны чувствовать приближение катастрофы, они стараются покинуть эпицентр и прилегающую к нему территорию, направляются в безопасное место); возникновение в небе особых облаков, похожих на длинные полосы; изменение уровня воды в водных источниках; проблемы в работе мобильных и электротехнических приборов.
Австралия — единственный континент, который не находится в зоне литосферных стыков. На материке нет гористых областей и активных вулканов, следовательно, землетрясения невозможны. Также слабая сейсмическая активность характерна для Антарктиды и Гренландии. На этих участках суши лежит толстый ледяной слой, который не дает подземным колебаниям проявляться на поверхности.
В России есть и сейсмически безопасные, и опасные области. Опасными считаются следующие горные местности: Алтай, Кавказ (особенно — северная часть), Дальний Восток, гористые регионы Сибири (в основном — восточная часть), Сахалин, Курильские и Командорские острова.
P. S.
И если, не дай Бог, нам придется столкнуться с этой страшной стихией, не забывая обо всех мерах правильного поведения во время землетрясений, не забудем и помолиться Господу Богу.
В Церкви даже существуют особые молитвы на этот счет. Приведем их текст на русском языке.
Тропарь воспоминания великого и страшного трясения, глас 8: «Обращающий внимание на землю и заставляющий ее сотрясаться, избавь нас от страшной угрозы землетрясения, Христос Бог наш, и ниспошли нам богатые милости Твои по молитвам Богородицы, и спаси нас».
Кондак воспоминания великого и страшного трясения:
«Избавь от землетрясения тяжелого всех нас, Господи, и от ран нестерпимых из-за наших грехов, пощади, Господи, православных людей Твоих, которых ты обрел Твоей Кровью, Владыка, и город не предай погибели от страшного землетрясения, ибо никакого другого бога, кроме Тебя, Боже, мы не почитаем, и воззови поющим: «Я с вами и никто против вас».
Подготовил
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»