Поклонный крест для вашего и нашего города

Храм во имя святого апостола и евангелиста Луки в Купино

Откуда в русском человеке вдруг прорезается историческая память? «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские», — пишет Лев Толстой про танец Наташи Ростовой. Где, как, когда в душе 20-летнего молодого вратаря хоккейного клуба «Металлург» из Магнитогорска Глеба Носова поселяется главная мечта всей жизни — побывать в русских монастырях на Афоне? Как и почему паренек из сибирской глубинки Илья Эмих вдруг отставляет все свои дела и принимается в Санкт-Петербурге зарабатывать на поклонный крест для родного города Купино, что в Новосибирской области? Тут хотелось написать «для забытого Богом города Купино», но в том-то и дело, что у Бога нет забытых Им мест и людей

Самая большая награда для Ильи

Сейчас Илья Эмих — студент второго курса Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I.
Про этот удивительный университет мы еще расскажем, пока — посмотрим в другую сторону света. Сам парень родом из Новосибирской области: все детство провел в райцентре Купино — на родине своего прадеда-фронтовика.
«В этом году исполнилось 75 лет со дня Победы в Великой Оте-чественной войне, а мой прадед Василий Александрович Воробьев был одним из тех, кто дошел до Берлина и расписался на Рейхстаге, — рассказывает Илья. — И я очень хотел, чтобы память о моем прадеде, о моей семье осталась на нашей родине».
…Готовя эту статью, автор не мог не задаться поиском истории жизни — и войны! — Василия Александровича Воробьева. Наверное, он намотал на свои солдатские сапоги немало фронтовых километров. Брал Берлин. Расписался на рейхстаге. Увы, ничего про солдата в интернете найти не удалось, а ведь, как известно, в интернете — есть все. Нет, оказывается, не все. Многое по-прежнему хранится только в памяти людей. Внуков, правнуков. А вот теперь имя Василия Александровича Воробьева в интернете, действительно, появилось. Появилось как раз со ссылками на историю его правнука и поклонный крест. Получается, что парнишка достиг желаемого — сохранил память о прадеде-победителе… А там, глядишь, и историки-краеведы займутся розыском истории жизни Василия Александровича основательно. И кто сегодня знает, какие еще страницы военной истории тогда откроются…
О том, что городу Купино нужен поклонный крест, парень узнал от своей бабушки, которая здесь живет, а также от настоятеля местной церкви.
«Наша семья верующая, Илья с детства ходил со мной на службы. Для него Купино — это родной дом, — говорит Валентина Васильевна, бабушка студента. — И когда он в феврале ко мне в гости приезжал, то услышал, что у нас не хватает одного поклонного креста».
«По традиции в городе должны стоять четыре поклонных креста — по одному с каждой стороны света, чтобы охранять поселение. А у нас их было только три — не хватало креста с южной стороны», — объясняет благочинный Центрального округа Карасукской епархии, настоятель храма во имя апостола Луки иеромонах Мелхиседек (Свистелин).
Тогда-то парень и решил сделать городу подарок — собрать нужную сумму на крест. Илья сообщил бабушке, что может передать на установку креста половину необходимой суммы, всего же требовалось 70 тысяч рублей. «Помню, внук мне сказал: «Бабушка, пришло время рассчитываться!», — вспоминает Валентина Васильевна. — Я его поддержала. Мы пришли в храм, после службы остались, дождались батюшку, я только смогла произнести «благословите», и слезы полились». Отец Мелхиседек благословил Илью на благое дело, и он уехал в Петербург, где продолжил учебу и подработку по выходным».
Сумма, которую нужно было собрать, для студента немаленькая — 70 тысяч рублей. В Питере Илья живет в общежитии, подрабатывает доставкой пиццы, и для того чтобы накопить деньги, ему потребовалось полгода. «Работаю я по выходным, чтобы учебе ничто не мешало, — говорит Илья. — Плюс ограничивал себя во всех излишествах: никаких дорогих клубов, дорогих вещей. И потихоньку откладывал деньги. Мои друзья и моя девушка меня поняли и спокойно восприняли это. Я общаюсь с людьми, схожими со мной по мировоззрению, которые тоже стараются делать что-то доброе», — рассказывает парень.
На стороне парня были и его родители, а вот в родном Купино о задумке из всех родственников знала только бабушка. Именно она потом помогала договариваться с мастерами, которые делали крест.
«Для всех остальных мы решили устроить сюрприз и ничего им не говорили, — продолжает Илья. — А в день города Купино, когда крест устанавливали, бабушка всем им позвонила и попросила приехать к этому месту. Сказала только, что я приготовил для всех сюрприз».
Сам Илья за всем происходящим наблюдал по видеосвязи — приехать не смог. Момент был чрезвычайно волнующий. «Мне достаточно было просто увидеть лицо своей бабушки — она плакала от счастья. Это для меня самая большая награда!» — добавляет Илья.
«Я всего лишь перечислил деньги, это самое малое, что было сделано, бабушка и отец Мелхиседек взяли на себя все заботы по взаимодействию с мастером, который делал крест, и решению организационных вопросов, связанных с установкой», — рассказывает Илья.
В сентябре, в День города, совершили освящение поклонного Креста на въезде в город Купино с южной стороны.
Рассказывая об Илье, отец Мелхиседек подчеркивает, что юноша принял решение помочь городу в установке креста самостоятельно, но немаловажную роль в этом играло воспитание молодого человека. Сейчас в Купино рядом с некоторыми ранее установленными поклонными крестами разбивают скверы, молодежь за ними ухаживает, следит, чтобы бурьяном не поросло. Значит, Илья такой — не один…

460 километров от Новосибирска

Что же это за земля такая, город Купино? Это аж 460 километров от Новосибирска. Рядом — граница с Казахстаном. Был основан переселенцами из западных регионов страны в 1886 году. Город начинался с небольшой деревни в Кулундинской степи. Основная часть первых жителей были выходцами из села Купино Курской губернии (сейчас это Белгородская область). Поселок сначала назвали Новооскольским участком (некоторые переселенцы были из Нового Оскола), потом деревней Моховой, ну а потом село получило имя Купино. По другому объяснению — село назвали по фамилии братьев Купиных, которые были среди первых поселенцев. И тогда же здесь появляются первые православные храмы. Люди не могли жить без храма. Люди не могли жить без Бога.
Купинская церковь святого апостола и евангелиста Луки была построена к 1900 году на средства фонда имени императора Александра III. Осветили храм 10 июня 1900 года. При храме к 1902 году была построена церковно-приходская школа. Оба здания — церкви и школы — сохранились до сих пор.
Первым настоятелем церкви стал священник Евгений Крылов. Об отце Евгении сохранились самые теплые воспоминания современников. В книге В. Вощинина «На сибирском просторе» о. Евгений — это подвижный и горячий человек, сразу загорающийся при упоминании о возможной дороге. У него готовы все цифры, доказательства убедительны — никто так не знает условий округи, как о. Евгений. Дорога нужна, она как клапан в насыщенной паром машине. И стоит любому совещанию, хотя бы тех же переселенческих чинов, состояться в Купине, отец Евгений уже ходатайствует о допущении его с совещательным голосом. Много пользы своим землякам приносит этот живой человек». Неудивительно, что именно 6 августа 1915 года отец Евгений освятил первый, прибывший в Купино поезд.
В затерянное в сибирской глубинке Купино приходит один из главных российских проектов за всю историю — Транссибирская магистраль. Участок дороги, соединивший Купино и Татарск, через который уже шел Транссиб, был запущен в 1915 году. Это послужило началом промышленного освоения будущего города. Население стало увеличиваться за счет оседавших местных степняков и переселенцев из центра и западных окраин России. В 1936 году село получает статус рабочего поселка, а уже в 1944 — города.
А потом сюда пришел еще один очень крупный проект — освоение целины. При целинном освоении Кулунды одно из ключевых мест заняло как раз Купино. В 1954 году принял первое зерно новый элеватор, к 70-м годам ставший одним из крупнейших в стране, принимающим до 130 тысяч тонн зерна. Его неофициальным рекордом является высота рабочей башни — 71 метр! По данным, сотрудников зернохранилища, это самый высокий элеватор у нас в стране и второй по высоте в мире. Самый высокий — где-то в Канаде…
Подтверждением стратегического значения этого места для страны стало развертывание здесь 849-го истребительного авиационного полка. 849-й ИАП был дислоцирован под Купино с 1962 года и до конца 1990-х.
Согласно местным легендам, здесь базировались экипажи, которые выполняли боевые задания во время войны во Вьетнаме, где валили американских стервятников в джунгли и на дно океана.
…Вот, правда, с храмами в эти времена на купинской земле стало очень худо…

От Качулино до Рождественки

Храмы в здешних местах освящались и до прихода переселенцев. Так, Свято-Троицкая церковь села Чумашки — деревянная однопрестольная — была заложена 27 апреля 1834 года и освящена в том же году. К 1900 году в состав прихода входило 20 деревень и сел. Прихожанами церкви числилось 4 940 человек. Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от
3 марта 1933 года. Здание снесено.
Названия многих населенных пунктов на территории нынешнего Купинского района связаны с православными праздниками. В период массового переселения в Сибирь (1907—1913 годы) в Купинской волости были основаны переселенческие поселки с такими звучными названиями, как Успенский, Покровский, Спасский, Благовещенский и Петропавловский.
Деревня Качулино была переименована в Рождественку из-за знаменательного для жителей события. В январе 1908 года в семье жителя Качулино Нефеда Григорьевича Сычева родилась девочка. Три дня мучилась женщина, не могла родить. Приехал священник и наложил на всех жителей Качулино пост и велел им молиться. Девочка родилась в рождественскую ночь, и вскоре жители села единогласно приняли новое название населенного пункта — Рождественка.
Священники сельских храмов играли большую роль в жизни сибирской деревни. Они создавали церковно-приходские школы. Часто батюшки принимали участие в составлении ходатайств к уездным и губернским властям, от имени сельского общества.
В 1937 году церковь святого апостола Луки в Купино была закрыта, в ней в разное время располагались различные учреждения. Долгое время в ее здании находился… дом пионеров. После закрытия церкви верующие собирались для молитвы тайно в домах, так продолжалось несколько десятилетий.
В 1980 году жители Купино приобрели у семьи Лухмановых дом на улице Банной для совместной молитвы и оформили на имя Чижовой Аграфены Ильиничны. К 1987 году дом был переоборудован под храм, установлен купол. 20 июня 1987 года митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон освятил храм в честь Преображения Господня. Первым настоятелем храма стал священник Владимир Аухимик. А в начале 2000 года началась реставрация храма святого Луки, возвращенного Православной Церкви.
Реставрация храма проходила по сохранившемуся в Государственном архиве Томской области проекту, расчеты производила организация «Вектор» из наукограда Кольцово. 31 октября 2006 года состоялось освящение церкви святого апостола Луки.
О многих православных церквях, существовавших на территории Купинского района, сохранились скудные сведения. В селе Горносталиха находилась деревянная однопрестольная церковь. Построена в 1910 году, освящена в честь святителя Алексия, митрополита Московского. При храме действовала церковно-приходская школа.
В 1914 году предполагалось выделение в самостоятельный приход села Метелево. Здесь была построена деревянная церковь. Была закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 6 октября 1931 года. Здание переоборудовали под хозяйственную пристройку к школе. Сейчас в селе Метелево действует часовня в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
В селе Копкуль была небольшая деревянная церковь. Была закрыта постановлением Новосибирского облисполкома от 3 марта 1933 года. Здание переоборудовали под сельсовет, избу-читальню, почту, сберкассу. А потом и вовсе разобрали.
В 1913—1914 годах в селе Аполиха проектировался к открытию еще один приход. Но началась Первая мировая война, потом — революция…

От Крылова до Крылова

Прошлое возвращается к нам порой причудливыми путями. Очень часто эти тропы невозможно предугадать. Так случилось и с памятью о купинском священнике Евгении Крылове, о котором мы уже упоминали.
Это был и обычный, и — незаурядный батюшка. Таковыми были многие тогдашние сельские священники. Евгений Крылов был рукоположен по окончании Пермской духовной семинарии и назначен настоятелем храма в Купино вскоре после его открытия. Его сестра Анна стала первой учительницей в церковно-приходской школе при этом храме. В школе учились 65 мальчиков и 22 девочки.
Именно священник Евгений Крылов ходатайствовал о строительстве в районе железной дороги. В августе 1915 года он освятил первый прибывший в Купино поезд. Все знали о. Евгения как усердного и заботливого пастыря, которого почитала вся округа.
После закрытия храма в Купино отец Евгений служил по деревням, совершал таинства на дому. Он погиб в 1937 году на Рождество, когда, отслужив литургию в деревне Мальково, несмотря на буран, пошел в соседнее село Ярково, где его ждали на праздничное богослужение.
«…Сразу загорающийся при упоминании о возможной дороге», — писал о нем его современник В. Вощинин в книге «На сибирском просторе». В дороге о. Евгений и погиб.
…Невзирая на страх гонений, благодарные жители Купино погребли священника внутри церковной ограды рядом с могилой супруги. Сейчас на месте могилы священника возвышается крест, напоминающей о настоящем подвижнике-пастыре, посвятившем всю свою жизнь служению людям во имя Бога — до последнего вздоха…
… В 2017 году исполнилось 100 лет со дня Октябрьской революции, 80 лет с начала невиданных по масштабам гонений на Русскую Православную Церковь и 80 лет со дня кончины священника Евгения Крылова, для которого первые две даты были роковыми и судьбоносными. И вот в память о нем 31 октября 2017 года по решению Совета депутатов Купинского района улица, названная прежде в честь Ивана Андреевича Крылова, известного русского баснописца, стала называться улицей «священника Евгения Крылова». В этот день на доме № 7 была торжественно открыта мемориальная доска в честь батюшки.
Памятная табличка с фотографией и биографией священника была установлена на доме старейшего жителя Купино. В торжественной церемонии приняли участие внуки священника, представители молодежи, многочисленные жители города. Памятную доску и аншлаги с именем священника освятил благочинный Центрального округа Карасукской епархии настоятель храма во имя апостола Луки иеромонах Мелхиседек.
Кто-то может попытаться отыскать в истории с переименованием нечто уничижительное для великого баснописца И. А. Крылова. Конечно, ничего подобного здесь нет. И первым, кто приветствовал бы подобное решение, был бы сам Иван Андреевич Крылов — сам глубоко верующий христианин…
…И, кажется, это единственный случай в современной России, когда улица названа в честь сельского батюшки…

Не по воде, а по железной дороге

И в истории страны, и в истории жизней самых простых людей происходит множество случайностей. Но по чьей-то воле эти случайности переплавляются потом в единое, цельное. Питерский студент Илья Эмих до недавних пор едва ли слышал про священника Евгения Крылова. А отец Евгений почти наверняка ничего не знал про профессоров М. Волкова и Г. Ламе из Института Корпуса инженеров путей сообщения. Между тем именно эти двое ученых в 1830-х годах доказали необходимость строительства железных дорог в России. Через восемь десятков лет после этого о. Евгений освятил первый прибывший в Купино поезд. А еще через столетие купинский паренек Илья Эмих поступил как раз в тот университет, где полтора века назад преподавали профессора Ламе и Волков. Так переплелись истории отдельных людей и история страны.
Сам Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I — наша продолжающаяся история. Он был учрежден высочайшим манифестом Александра I в декабре 1809 года как Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Тогда еще про железные дороги никто в России не думал, и институт создали для подготовки специалистов для разветвленных систем сухопутных и водных путей сообщения. Наиболее развитым тогда был водный путь, но основным недостатком судоходства была зима, когда суда простаивали месяцы в ожидании навигации. Против течения по рекам и каналам летом суда проводились бурлаками.
Новый институт был закрытым полувоенным учебным заведением, срок обучения в нем составлял восемь лет. Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщений, они были поручиками и подпоручиками.
С 1835 года профессор института (в прошлом — выпускник),
М. Волков, ввел раздел «О построении железных дорог». И с этого момента институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Впрочем, в жизни все происходило не так быстро и гладко. В 1835 году профессор курса прикладной механики П. Мельников опубликовал книгу «О железных дорогах» — первое в России учебное пособие по железнодорожному транспорту. И профессор Мельников, и профессор Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратовали за просветительскую работу в рамках института. Им противостоял профессор М. Дестрем, убежденный сторонник развития водных путей сообщений.
Он даже выступил с докладом «Причины невозможности устройства железных дорог в России».
Император Николай I (солдафон, каким его обычно называли еще недавно) поддержал «партию железнодорожников». Так в России появилась первая, Николаевская, как ее тогда называли, железная дорога. А студенты Корпуса инженеров путей сообщений уже с 1837 года проходили практику на действующей Царскосельской железной дороге.
Далее институт много раз менял названия. С 1924 года — Институт инженеров путей сообщения (с 1949 — имени академика
В. Н. Образцова). В начале 1930-х — Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. На базе его факультетов в 1929—931 были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза. В середине 1930-х ЛИИЖТ носил имя Я. Рудзутака, занимавшего пост наркома путей сообщения СССР с 1924 по 1930 год. Уже в наши дни, в 1993 году, институт получил статус университета и стал называться Петербургский государственный университет путей сообщения. 11 февраля 2014 года переименован в Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.
Как видите, к своим истокам возвращаются не только люди, но и вузы, институты, академии. Их история поначалу как бы «рассыпается» на биографии отдельных людей, а потом воссоздается из этих историй жизни как нечто целое и единое.
Так происходит и с историями отдельных деревень, поселков, городов и стран. Все мы — звенья этой истории. И вся эта большая история — про нас.

Да воскреснет Бог!

В последней части нашей статьи хотелось бы поговорить о том, что вообще такое поклонный крест. Это монументальное сооружение в виде креста, установленное вне здания, предназначенное для молитвы и поклонения распятому Спасителю Иисусу Христу.
Поклонный крест может иметь как восьмиконечную, так и четырехконечную форму. Иногда имеет «крышу» (т. н. голубец) и прикрепленные иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Изготавливают кресты из дерева или камня, очень редко — из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, может украшаться резьбой и орнаментами.
Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофу — место распятия Иисуса. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции.
Поклонный крест возводится, как правило, на открытой, часто возвышенной местности из камня или дерева и может достигать высоты до 12 метров.
Традиция возведения поклонных крестов возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году и возводится к временам апостола Андрея. Согласно «Повести временных лет» св. Нестора Летописца, во время своего пребывания «на Киевских горах» апостол «сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклонный крест на Руси, тогда еще языческой.
Традиция установления крестов на Русь пришла, по всей видимости, из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. В целом, традиция возведения памятных крестов — общая для всей Восточной Европы — как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера.
Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не России в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна.
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам.
Часто поклонные кресты устанавливаются на месте уничтоженного или будущего храма и являются его своеобразным заместителем в деле маркировки сакрального пространства.
Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Кресты всегда воспринимались как напоминание о вере. Поэтому возле крестов собирались люди, они устраивали молебны или панихиды — особенно там, где поблизости не было храмов. В случае отсутствия священнослужителя верующие совершали (и нередко совершают в настоящее время) чтение канонов и акафистов.
В домашнем православном молитвослове есть интересная молитва, которая называется «Да воскреснет Бог». Еще ее называют «молитвой животворящему Кресту Господню» или «молитвой Честному Кресту». Молятся, конечно, не самому Кресту, а Господу Иисусу Христу с просьбой защитить от бесов и диавола. Христос после смерти на кресте сошел во ад, чтобы вывести оттуда праведников, смертью смерть попрал и победил ад. Поэтому, раз уж самим нам не под силу совладать со злом, христиане обращаются к Тому, Кто спас нас и выкупил ценой своей смерти на Кресте.
Приведем текст молитвы на современном русском языке. Перед ее чтением нужно осенить себя крестным знамением. «Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь».
Или кратко: «Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла».
Эти молитвы следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением. К молитве «Да воскреснет Бог» обращаются и тогда, когда кажется, что злые силы совсем рядом: искушают бесы, появляются сомнения в вере. А также, когда человеку становится необъяснимо страшно, и он хочет попросить защиты у Бога.

Подготовил
Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»