Свети, свети, моя Звезда. Ты у меня одна… Новозаветная

25 декабря на Западе уже отметили Рождество Христово. Отмечала этот великий праздник и часть православных церквей. Нам же, в России, Украине, Белоруссии еще только предстоит встретить этот праздник в ночь на 7 января
В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. И, кстати, традиция украшать верхушку праздничной елки звездой началась вовсе не с красной звезды, что на Спасской башне, а именно с Вифлеемской звезды, или, как ее еще называют, Рождественской звезды, или — звезды путеводной. Чем была эта необычная звезда, которая привела волхвов к новорожденному Иисусу? Естественным астрономическим, небесным явлением, сверхъестественным явлением или неким земным физическим феноменом?
В этой статье мы расскажем о самых разных точках зрения на появление Рождественской звезды. И также внимание уделим очень необычному предположению. Сразу скажем, что наша точка зрения до сей поры нигде не высказывалась. Заинтриговали? Ну, тогда — давайте начнем.
Пришли в Иерусалим волхвы…
Прежде чем начать наше звездное исследование, вспомним евангельский рассказ, связанный с Рождеством Иисуса Христа и загадочной звездой.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы («мудрецы». — Прим. «ЧС») с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод-царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Когда же они отошли — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (Евангелие от Матфея 2:1-21).
Что же касается избиения младенцев — то, как повел себя Ирод, вполне соответствует его характеру, подозрительному и коварному. По свидетельству Иосифа Флавия, за одно подозрение в посягательстве на свою власть он уничтожал ближайших родственников, в том числе свою любимую жену Мариамну, и вырезал целые общины. Тем более для него не было никаких препятствий в уничтожении ничтожных для него младенцев в небольшом селении Вифлеем, если перед своей смертью он приказал казнить наиболее выдающихся граждан громадного столичного города Иерусалима, сказав: «Обо мне плакать не будут, так пусть плачут о них».
Загадка для астрономов
Итак это явление остается загадкой для астрономов. Многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали в Ветхом Завете Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3).
Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. Кстати, предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525 году на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Евангелие от Луки 3:1), а он правил с 14 по 37 год н. э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк. 3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к первому году н. э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк. 1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в четвертом году до н. э.
Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II—III в.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571—1630 гг.), в честь которого назван известный телескоп. Свое мнение Кеплер изложил в работе 1614 года «О годе Рождества Христова». В 1604 году он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце седьмого — начале шестого года до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн — иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.
Согласно новейшей аргументации этой теории, детально разработанной К. Феррари д’Оккьеппо, решающим моментом в феномене Вифлеемской звезды стало явление т. н. зодиакального света — свечения, которое возникает из-за диффузного отражения солнечного света частицами пылевого облака, находящегося в межпланетном пространстве в плоскости эклиптики. По расчетам австрийского астронома, с 12 по 23 нояб. 7 г. до н. э. существовали условия для того, чтобы путники, шедшие вечером по дороге из Иерусалима на юг, могли наблюдать указывающий на Вифлеем светящийся конус, в вершине которого находились «слившиеся» Юпитер с Сатурном. Однако эта теория оставляет без объяснения двухлетний возраст вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода. Евангелие особо отмечает, что при этом царь руководствовался временем, указанным волхвами. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2:16). Кроме того, сугубое ликование волхвов при виде Звезды свидетельствует о неординарности замеченного ими небесного явления. Согласовать указания Евангелия о тождестве «звезды на востоке» и Звезды Вифлеемской и о двухлетнем сроке от первого до второго появления звезды призвана гипотеза, считающая феномен Звезды утренним стоянием Юпитера 23 сентября пятого года до н. э.
А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался ученик апостола Иоанна Богослова священномученик Игнатий Богоносец, живший в I—II веке. Научное обоснование ей дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501—1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры.
В 1977 году американские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10 года до н. э. по 13 год н. э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в пятом году до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.
Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена в
III веке: «Она была из рода тех звезд, — пишет он в сочинении «Против Цельса», — которые показываются временно и называются кометами… Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907 году немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А. И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986 г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12 г. до
н. э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул — «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».
Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними.
Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с Земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в
12 году до н. э., а перепись населения, указанная в Евангелии от Луки 2:1-2, по указу императора Августа, проводилась в шестом-седьмом годах н. э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29 году н. э., Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям?.. И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» — пишет святитель Иоанн Златоуст ( «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI—VIII).
Не обыкновенное небесное тело
По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда — не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «Как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз и не стала над самою главою Младенца?.. Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».
Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XII в.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».
Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта, явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями… Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» — говорит св. Василий.
В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро — исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников».
Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727—698 г. до н. э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни Господь дал знамение через пророка Исаию — солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поскольку пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пророков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу… При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».
Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам, по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил Солнце и Луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу — и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).
Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, — призывает нас святитель Григорий Богослов, — принеси с волхвами дары — золото, и ливан, и смирну — как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).
А может, это был плазмоид?
10 лет назад автор данной статьи стал свидетелем необычного и редкого природного явления. Дело было летом, вечерело. Окна квартиры, в которой я тогда жил, выходили на реку Обь. Дни были теплые, и почитать книжку, сидя в кресле на балконе, было за милую душу.
Время от времени я отвлекался от чтения, подходил к распахнутому балконному окну и просто смотрел на летний город, на реку. И вот, в очередной раз, когда я подошел к окну, увидел то, что запомнил навсегда. Над Обью появилась яркая светящаяся звезда. Размеры ее были большими по сравнению с теми звездами, которые мы наблюдаем в ночном небе. Чтобы представить ее себе, умножьте размер «обычной» звезды раз в 10. Светящийся объект бело-желтого цвета двигался по течению, на высоте метров ста над водой. Предположить скорость движения объекта со стороны трудно. Явление можно было наблюдать около двух минут. Объект двигался не так уж и быстро. Затем он остановился на одном месте и резко взмыл вверх, быстро уменьшаясь в размерах до обычной звездочки и вскоре растворился.
Судя по наблюдениям, в разные годы похожие явления в Новосибирске происходили неоднократно. Называют эти светящиеся объекты плазмоидами и шаровыми молниями.
Что такое плазмоид? Плазмоид — от слова плазма. Плазма — это четвертое агрегатное состояние вещества. На Земле мы обычно наблюдаем три таких состояния — твердое, жидкое и газообразное. Плазмоид — это плазменный сгусток, ограниченная конфигурация магнитных полей и плазмы.
Магнитное поле автономного плазмоида поддерживается собственными токами плазмы, и чем меньше при этом утечки энергии, тем дольше он может существовать, таким образом, исследование плазмоидов — возможный путь к получению лабораторной шаровой молнии.
Плазмоидные образования вблизи поверхности Земли образуются преимущественно над газовыделяющими структурами и тектоническими разломами. Размеры плазмоидов колеблются от трех-пяти сантиметров до 100 метров. Некоторые из них могут фиксироваться фотоаппаратом (инфракрасный и ультрафиолетовый диапазоны частот электромагнитных волн), в редких случаях могут быть зафиксированы даже невооруженным глазом.
Кратковременный плазмоид можно получить в домашних условиях в микроволновой печи. Мы настоятельно не рекомендуем это делать! Это может быть крайне опасно. Но если вам интересно, как это выглядит, откройте в своем мобильном телефоне приложение по считыванию QR-кодов и наведите на рисунок с квадратиками на этой странице. У вас появится ссылка на видео. Подробнее о том, как это сделать, читайте в рубрике «С мышкой по жизни» на 14 странице.
И, конечно же, все слышали про так называемые шаровые молнии. Шаровая молния — это природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование. Единой физической теории возникновения и протекания этого явления к настоящему времени не представлено.
Существует множество гипотез, объясняющих явление, но ни одна из них не получила абсолютного признания в академической среде. В лабораторных условиях похожие, но кратковременные явления удалось получить несколькими разными способами, так что вопрос о природе шаровой молнии остается открытым. По состоянию на начало XXI века не было создано ни одной опытной установки, на которой это природное явление искусственно воспроизводилось бы в соответствии с описаниями очевидцев наблюдения шаровой молнии.
Широко распространено мнение, что шаровая молния — явление электрического происхождения естественной природы, то есть представляет собой особого вида молнию, существующую продолжительное время и имеющую форму шара, способного перемещаться по непредсказуемой, иногда удивительной для очевидцев траектории.
По свидетельствам очевидцев, шаровая молния обычно появляется в грозовую, штормовую погоду; зачастую (но не обязательно) наряду с обычными молниями. Чаще всего она как бы «выходит» из проводника или порождается обычными молниями, иногда спускается с облаков, в редких случаях — неожиданно появляется в воздухе или, как сообщают очевидцы, может выйти из какого-либо предмета (дерево, столб).
В связи с тем, что появление шаровой молнии как природного явления происходит редко, а попытки искусственно воспроизвести его в масштабах природного явления не удаются, основным материалом для изучения шаровых молний являются свидетельства неподготовленных к проведению наблюдений случайных очевидцев. В некоторых случаях очевидцы производили фото- и/или видеосъемку явления. Но при этом низкое качество этих материалов не позволяет использовать их в научных целях.
К чему мы все это рассказываем? А что, если явление Вифлеемской звезды было вовсе не астрономическим, а редким земным физическим феноменом? Это может объяснять и тот факт, что Вифлеемская звезда исчезала и появлялась вновь, в том числе и над местом, где находился Младенец Иисус. «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».
Конечно, для Бога нет ничего невозможного. И вполне вероятно, что виденное волхвами и вовсе могло быть явлением сверхъестественным. Летел Ангел перед ними и светился, указывая путь. А мог быть и плазмоид. Мы ничего не утверждаем, просто сделали еще одно предположение о том, что именно могли увидеть волхвы, что их привело к Спасителю человечества — Иисусу Христу.
И в завершение — несколько слов о двух песнопениях праздника. Тропарь, или основной праздничный гимн Рождества, мог быть создан уже в IV веке. Приведем его церковнославянский и русский текст: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!».
Перевод: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!».
Этот гимн говорит о богопознании, пути к которому могут, по промыслу Божию, пролегать везде — в том числе и через внешнее, мирское знание, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Христа как на Источник жизни и света с одной стороны, чистоты и праведности — с другой.
И второй гимн: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родиси Отроча младо, превечный Бог».
Перевод: «Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастырями славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог».
Пародоксальное соединение земного и небесного, материального и сверхсущественного, человеческого и божественного — вот сама суть христианства. Невидимый и непостижимый Бог воплотился и стал Человеком — вот, что значит день Его рождения, праздновать который мы имеем полное право.
С Рождеством Христовым!

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,
«ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

P.S. Некоторые любители лженауки под названием астрология любят ссылаться на библейский эпизод с Вифлеемской звездой и оправдывать им свою веру в то, что расположение звезд якобы влияет на судьбу человека. Нет, дорогие астрологи, не влияет. А то, что Вифлеемская звезда была столь необычной, столь отличающейся от привычных нам звезд, на которых вы обычно «гадаете», лишний раз говорит вам о том, что не следует смешивать свои суеверия и Священное Писание. Еще раз, с Рождеством!